Любовь стоит во главе всех эмоций. Этому учил Иисус, когда некто спросил Его, какая наибольшая заповедь: «„Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею ду- шею твоею, и всем разумением твоим": сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: „возлюби ближнего твоего, как самого себя"; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37-40).
Апостол Павел учил тому же: «Любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10). «Цель же увещания есть любовь» (1 Тим. 1:5). В 1 Кор. 13 Павел говорит о любви как о величайшей вещи в христианстве, как о сущности и душе христианства, без чего большие знания, дары и действия совершенно бесполезны.
Это ясно доказывает, что в основе истинной духовности главным образом лежат наши эмоции. Ибо любовь — это не просто одна из эмоций, она является главной из них, еще она является (так сказать) источником других эмоций. Из любви возникает ненависть — ненависть ко всему, противоположному тому, что мы любим. Из сильной, нежной и горячей любви к Богу проистекают другие эмоции: ненависть к греху; боязнь прогневить Бога; благодарность к Богу за Его доброту; радость в Боге, когда мы чувствуем Его присутствие; печаль, когда мы чувствуем Его отсутствие; надежда на пребывание с Богом в будущем; усердие в прославлении Бога. Таким же образом, любовь к нашим ближним пробуждает в нас и другие светлые чувства к ним.