Гармония добродетелей христианина не совершенна в этой жизни. Очень часто происходит это из-за недостаточного обучения, ошибок в суждении, силы естественного темперамента и многих других факторов. Тем не менее в истинных христианах никогда нет такого ненормального дисбаланса, который характеризует лицемерную религиозность.
Позвольте мне привести конкретный пример того, что я имею в виду. В истинном христианстве радость и утешение идут рядом с праведной скорбью и плачем о грехах. Мы не чувствуем праведную скорбь до тех пор, пока не становимся новой тварью во Христе. Один из признаков истинного христианина заключается в том, что он постоянно плачет о грехе: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4). Радость спасения и праведная скорбь о грехе идут рядом в истинной духовности. С другой стороны, многие лицемеры испытывают радость, но не испытывают трепета.
Также лицемеры демонстрируют ненормальное отсутствие баланса в своих позициях по отношению к разным людям и вещам. Возьмем, например, то, как они проявляют любовь. Некоторые из них делают вид, что очень любят Бога и Христа, однако по своей натуре они сварливы, завистливы, мстительны и клеветники по отношению к своим ближним. Это полнейшее лицемерие! «Кто говорит: „я люблю Бога“, а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20). С другой стороны, есть и такие люди, которые кажутся очень сердечными, дружелюбными, однако не имеют любви к Богу!
Еще есть люди, которые любят тех, кто соглашается с ними и восхищается ими, но они совершенно игнорируют тех, кто возражает им и не любит их. Любовь христианина должна быть универсальной! «Да будете сынами Отца вашего Небесного; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?» (Мф. 5:45,46).
Некоторые люди проявляют любовь к другим, когда речь идет о телесных нуждах, но совершенно не имеют любви к их душам. Другие демонстрируют любовь к душам людей, но остаются совершенно безразличными к их телесным нуждам. (Если мы изображаем большую жалость и печаль по отношению к душам людей, это часто нам ничего не стоит; если же мы оказываем милосердие, помогая людям в их телесных нуждах, мы расстаемся со своими деньгами!) Настоящая христианская любовь распространяется как на душу, так и на тело наших ближних. Таким было сострадание Христа, как мы это видим в Мк. 6:34-44. Сострадание к душам людей побудило Его учить их, а сострадание к их телам побудило Его накормить их с помощью чуда с пятью хлебами и двумя рыбами.
Из всего этого вы видите, что я имею в виду, когда говорю, что фальшивая религия несбалансированна и лишена гармонии. Это отсутствие баланса мы можем видеть и во многих других аспектах. Некоторых, например, очень волнуют грехи других христиан, но совершенно не волнуют собственные грехи. В то время как истинный христианин озабочен прежде всего собственными грехами, а уже потом грехами других людей. Он, конечно же, будет расстроен, когда увидит, что другие христиане грешат, но всегда быстрее обнаруживает и осуждает свои собственные грехи. Есть и такие люди, которые проявляют усердие в духовном лидерстве, но не проявляют такого же усердия в молитве. Других переполняют сильные религиозные эмоции, когда они находятся среди христиан, но охладевают, когда остаются одни, и т. д.