Этот дух пребывает во всех истинных учениках Христа, он так овладевает ими и доминирует в них, что отображает их истинный характер, присущий только им одним. Христос проясняет это в Нагорной проповеди, когда описывает характер тех, кто поистине блажен: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. <...> Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. <...> Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5:5,7,9). Апостол Павел говорит нам, что этот дух является характерной особенностью избранных Богом: «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно» (Кол. 3:12,13). Иаков учит тому же: «Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину: это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская; ибо, где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Но мудрость, сходящая свыше, во- первых чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак. 3:14-17).
Святость во всех ее аспектах является неотъемлемой частью христианского характера. Однако есть определенные аспекты святости, особо присущие истинным христианам, так как они отражают божественные качества, которые Бог и Христос продемонстрировали особым образом в искуплении грешников. Качества, о которых я говорю, — это смирение, кротость, любовь, прощение и милосердие.
Писание особо отмечает эти качества в характере Христа. «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). Эти качества особенно выделяются в том, что Христос называется «Агнцем». Великий Пастырь овец Сам является Агнцем, и верующих Он называет Своими агнцами. «Паси агнцев Моих» (Ин. 21:15). «Я посылаю вас, как агнцев среди волков» (Лк. 10:3). Христиане следуют за Христом как за Агнцем. «Это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел» (Отк. 14:4). Если мы следуем за Агнцем Божьим, мы должны копировать Его доброту и смирение.
В Писании эти качества имеют символ голубя. Когда Дух Святости сходил на Иисуса при Его крещении, Он сошел на Него как голубь. Голубь — это символ кротости, невинности, любви и мира. Тот же Дух, Который сошел на Главу Церкви, сходит и на ее членов. «Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего» (Гал. 4:6). «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9). «Одно тело и один дух» (Еф. 4:4). Отсюда следует, что истинные христиане будут проявлять те же свойственные голубю качества кротости, мира и любви, которые отличали Иисуса.
Кто-то может возразить в связи с этим: «А как же тогда насчет христианской смелости, как же тогда быть отважным за Христа и воиинствовать за Него в качестве доброго воина и сопротивляться врагам Христа и Его народа?»
Действительно, существует такое понятие, как христианское мужество и отвага. Наиболее известные христиане являются великими воинами и обладают отважным и смелым характером. Наш долг как христиан заключается в том, чтобы мы решительно и твердо противостояли тем, кто пытается уничтожить Царство Христа и дело Его Евангелия. Однако многие люди совершенно неправильно понимают сущность этой христианской смелости. Она не является грубой жестокостью. Христианская смелость состоит из двух вещей: 1) умения управлять своими отрицательными эмоциями и сдерживать их; 2) твердо следовать своим положительным эмоциям и действовать в соответствии с ними, не испытывая при этом греховного страха и не боясь враждебности противников. И хотя эта смелость проявляется в противостоянии нашим внешним врагам, она проявляется гораздо сильнее в сопротивлении врагам, находящимся внутри нас, и победе над ними. Мужество и стойкость воина Христова проявляются наиболее великолепно, когда он сохраняет святое хладнокровие, смирение и любовь во время всех штормов, обид, неадекватного поведения и волнующих событий, имеющих место в этом злом и безрассудном мире. «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города» (Прит. 16:32).
Однако есть и фальшивая христианская смелость, которая является результатом гордости. Природа духовной гордости заключается в том, что она побуждает человека выделяться на фоне других людей. Таким образом, люди всегда будут противостоять тем, кого они называют «плотскими», просто чтобы добиться восхищения своих единомышленников. Однако истинная христианская смелость возвышает верующего над неодобрением как друзей, так и врагов. Он скорее откажется угождать и тем, и другим, чем откажется угождать Христу. Фактически христианская смелость проявляется более явно, когда человек готов утратить восхищение своих друзей, чем когда он противостоит врагам вместе со своими единомышленниками, но которые при этом находятся за его спиной. Истинно бесстрашный христианин имеет достаточно мужества признать свою вину перед врагами, если этого требует совесть. Этот поступок требует больше мужества, чем яростное противостояние!
Теперь мне бы хотелось сказать кое-что о том, как христианский дух проявляется в таких трех качествах, как прощение, любовь и милосердие. В Писании абсолютно ясно говорится о необходимости этих трех качеств в характере каждого христианина.
Дух прощения — это готовность простить другим тот вред, который они нам причиняют. Христос учит, что если мы имеем этот дух, то это показывает, что мы сами прощены. С другой стороны, если мы не имеем этого духа, значит, Бог не простил нас. «И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим... ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:12,14,15).
В Писании ясно говорится, что все истинные христиане должны иметь дух любви. Писание настойчиво утверждает, что это качество больше, чем какое-либо другое, является признаком истинного христианства. «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 15:12). «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4:7,8). «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто» (1 Кор. 13:1,2).
Также в Писании ясно говорится, что только те, кто имеет дух милосердия, являются истинными христианами. Дух милосердия — это склонность жалеть ближних и помогать им, когда они находятся в нужде или страдают. «Праведник милует и дает» (Пс. 36:21). «Чтущий же Его благотворит нуждающемуся» (Прит. 14:31). «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: „идите с миром, грейтесь и питайтесь1', но не даст им потребного для тела: что пользы?» (Иак. 2:15,16).
Поймите меня правильно. Я не хочу сказать, что в истинном христианине нет ничего противоположного тому духу, что я описал выше. Христианин не является безгрешно идеальным. Тем не менее я утверждаю, что истинное христианство всегда, в любом месте будет возбуждать этот дух. Писание ничего не говорит об истинных христианах, имеющих эгоистичный, раздражительный и сварливый дух. Неважно, какие религиозные переживания может иметь человек, но он не имеет права считать себя истинно обращенным, если его дух является духом грубости и злобы. Все истинные христиане обладают присущим агнцу и голубю духом Иисуса Христа. Все истинные духовные эмоции питают этот дух.