Здесь можно было бы спросить: «Что именно вы имеете в виду, когда говорите об эмоциях?»
На этот вопрос я отвечаю так: «Эмоции — это более яркие и сильные проявления склонности и воли души».
Бог наделил человеческую душу двумя основными способностями. Первая — это понимание, при помощи которого мы рассматриваем вещи и судим о них. При помощи второй способности мы смотрим на вещи не как равнодушные созерцатели, но как те, кому они могут нравиться или не нравиться, как те, кого они радуют или огорчают, как те, кто одобряет или отвергает их. Эту вторую способность души мы иногда называем нашей склонностью. Взаимодействие нашей склонности с нашими решениями мы называем волей. Когда ум проявляет свои склонности или волю, мы часто называем ум «сердцем».
Человеческая воля действует двумя способами. 1. Мы можем идти навстречу тому, что мы видим, так как это нам нравится и мы это одобряем. 2. Мы можем отвернуться от того, что видим, и отвергнуть это. Эти действия воли, конечно же, очень различаются по степени проявления. Некоторые склонности любви или нелюбви лишь немного пробуждают нас от полной апатии. Есть другие степени, в которых любовь и нелюбовь проявляются гораздо сильнее, и в итоге сила этих чувств так увеличивается, что мы начинаем действовать энергично и сознательно.
Эти более активные и интенсивные действия воли мы называем эмоциями.
Наша воля и наши эмоции не являются двумя разными вещами. Наши эмоции отличаются от воли только тем, что они проявляются энергично и живо. Хотя должен признать, словами невозможно выразить совершенный смысл этой разницы. В некотором смысле эмоции души — это то же самое, что и ее воля, и если воля не основана на чувстве, она никогда не проявится. Есть, однако, много актов воли, которые мы не называем эмоциями. Разница между ними заключается не в природе, а в интенсивности и способе, которым действует воля.
Каждый раз, когда мы проявляем волю, нам или нравится или не нравится то, что мы видим. Если мы имеем сильное и глубокое расположение к чему-либо, это абсолютно то же самое, что эмоция любви, и такое же сильное нерасположение — это то же самое, что ненависть. В каждом акте воли, направленном на что-либо или к чему-либо, мы в какой-то степени склоняемся к этому объекту, и если это сильная склонность, мы называем ее страстным желанием. В каждом акте воли, когда мы относимся одобрительно к чему-либо, присутствует некоторая степень удовольствия, и если удовольствие велико, мы называем его радостью или наслаждением. Если наша воля относится к чему-либо неодобрительно, мы в некоторой степени недовольны. Если недовольство велико, мы называем это горем или скорбью.
Всякий акт воли связан либо с одобрением и расположением, либо с неодобрением и отвержением. Таким образом, наши эмоции имеют два вида. Есть эмоции, которые увлекают нас к тому, что мы видим. Они выражаются в том, что мы стремимся к объекту нашего расположения. Эти эмоции включают в себя любовь, желание, надежду, радость, благодарность и удовольствие. Затем есть эмоции, которые отталкивают нас от того, что мы видим, они выражаются в том, что мы отвергаем или отклоняем объект нашего нерасположения. Такие эмоции включают в себя ненависть, страх, гнев и печаль.