1) Мы узнаем, что отвергать все духовные эмоции как нечто совершенно несерьезное — большое заблуждение. Такое заблуждение может возникнуть после духовного пробуждения. Поскольку все сильные эмоции в большинстве случаев имеют тенденцию очень скоро затихать, люди начинают относиться с пренебрежением и к духовным эмоциям, словно христианство не имеет с ними ничего общего.
Другая крайность — это когда люди рассматривают все духовные живые эмоции как признаки истинного обращения, не интересуясь ни природой, ни источником этих эмоций. Если некоторые имеют пылкий темперамент и любят поговорить о духовных вещах, то окружающие делают вывод, что они являются истинными христианами.
Сатана старается толкнуть нас из одной крайности в другую. Когда он видит, что эмоции в моде, то сеет свои плевелы среди пшеницы, смешивая фальшивые эмоции с теми, которые порождает Божий Дух. Таким образом, он вводит в заблуждение многих людей, навсегда уничтожая их души, сбивает с толку истинных верующих и разлагает христианство в целом. Когда же дурные последствия этих фальшивых эмоций становятся явными, сатана меняет свою стратегию: он старается убедить людей, что все духовные эмоции бесполезны. Так он стремится оградить наши сердца от всего духовного и превратить христианство в безжизненную формальность.
Таким образом, мы поступаем правильно, если не отвергаем все эмоции и не одобряем каждую из них, но проводим различие между ними. Нам следует некоторые эмоции одобрять, а некоторые отвергать. Мы должны отделять пшеницу от мякины, золото от шлака, драгоценности от бижутерии.
2) Если истинная духовность во многом заключается в наших эмоциях, мы должны высоко ценить то, что порождает в нас эти эмоции. Нам следует стремиться к книгам, проповеди, молитве и пению, которые глубоко затрагивают наше сердце.
Поймите меня правильно. Иногда вышеназванные вещи могут пробудить эмоции у слабых и невежественных людей без какой-либо пользы для их душ. Потому что эти эмоции не являются духовными и святыми эмоциями. В наших духовных книгах, проповедях, молитвах и пении духовная истина должна ясно излагаться и быть доступной для правильного понимания. И если это так, то чем больше они затрагивают наши эмоции, тем лучшими они являются.
3) Если истинная духовность во многом заключается в наших эмоциях, то мы должны очень сожалеть о том, что духовные реалии не затрагивают нас в большей степени.
Бог наделил нас эмоциями с тем же замыслом, что и другими способностями, а именно чтобы они служили на благо главной цели человека — его отношениям с Богом. Тем не менее для человека связывать эмоции с чем угодно, кроме вещей духовных, — обычное дело! Когда речь идет о мирских интересах людей, их удовольствиях, репутации и связях, они проявляют сильные желания, горячую любовь и большую старательность.
Однако как невосприимчивы и равнодушны многие люди к вещам духовным! В этом случае любовь их холодна, желания вялы, благодарность к Богу невелика. Они могут сидеть и слушать о безграничной любви Бога в Иисусе Христе, о мучительной смерти Христа за грешников и о спасении Его Кровью от вечного огня ада для невыразимой радости на небесах — и при этом оставаться холодными, невосприимчивыми и равнодушными! Что же еще должно возбуждать наши эмоции, если не эти истины? Может ли что-нибудь другое быть более важным, более замечательным или более значимым? Может ли какой-либо христианин допустить мысль, что славное Евангелие Иисуса Христа не может расшевелить и возбудить человеческие эмоции?
Бог задумал наше искупление так, чтобы все Его великие истины были открыты нам наиболее живо и действен но. Человеческая сущность и человеческая жизнь Иисуса Христа так трогательно, как только можно это себе вообразить, показывают нам славу и красоту Бога. Крест необычайно трогательно демонстрирует любовь Иисуса к грешникам, и таким же волнующим образом он открывает отвратительную природу наших грехов. Ибо, глядя, как Иисус страдал за нас, мы можем видеть ужасный результат наших грехов. Также в кресте мы видим наиболее впечатляющее откровение Божьей ненависти к греху и справедливость и гнев, с которыми Он наказывает за грех. И хотя Иисус был Его собственным безгранично возлюбленным Сыном, взявшим на Себя наши грехи, Бог наказал Его смертью. Насколько строгим тогда должно быть Божье правосудие и как ужасен Его святой гнев!
И как велик должен быть наш стыд, если эти вещи не оказывают на нас сильного влияния!