Вспомните текст из Писания, который я приводил в начале этой книги: «Которого не видевши любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною» (1 Пет. 1:8).
Истинный христианин имеет твердую и действенную убежденность в истинности Евангелия. Он больше не колеблется между двумя мнениями. Евангелие для него перестает быть сомнительной или только вероятной истиной, оно становится твердой и неоспоримой истиной. Великие, духовные, таинственные и невидимые вещи, описываемые в Евангелии, воздействуют на сердце христианина как бесспорная реальность. Он не просто допускает, что Иисус — Сын Божий, но Бог открывает его глаза, чтобы он увидел, что это действительно так. Что касается истин, которым учит Иисус о Боге, таких, как Божья воля, спасение и небеса, христианин также знает, что эти истины являются бесспорной реальностью, так что они оказывают практическое влияние на его сердце и поведение.
Из Писания видно, что все истинные христиане убеждены в божественных вещах. В связи с этим я приведу здесь только несколько текстов из многих: «Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр отвечая сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах» (Мф. 16:15-17). «Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое; ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть; ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня» (Ин. 17:6-8). «Я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день» (2 Тим. 1:12). «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее» (1 Ин. 4:16).
Есть много религиозных переживаний, которые не приводят к такой убежденности. Многие так называемые откровения трогают сердце, но ни в чем не убеждают. Они производят лишь непродолжительную перемену в позиции и поведении человека. Есть люди, которые имеют такое переживание, и тем не менее, глядя на их повседневную жизнь, не скажешь, что они убеждены в бесконечной, вечной реальности. Их эмоции вспыхивают на краткое время, затем снова утихают, не оставляя постоянной убежденности.
Однако давайте предположим, что религиозные эмоции человека возникают в результате твердой убежденности в том, что христианство — это истина. Можно ли считать его эмоции духовными? Не обязательно. Фактически эмоции этого человека все еще не являются духовными, если только его убежденность не является здравой. Под «здравой убежденностью» я подразумеваю убежденность, основанную на действительном подтверждении и здравом смысле. Люди другой веры могут иметь твердую убежденность в истинности своей религии. Они часто принимают эту религию только потому, что их родители, соседи и народ принадлежат к этой религии. Если у человека, признающего себя христианином, нет, кроме этого, никакого другого основания для своей веры, то его религия ничем не лучше религии того, кто верит просто на основании своего воспитания. Нет сомнения, истина, в которую верит христианин, лучше, но если его вера в эту истину исходит только из его воспитания, тогда эта вера имеет тот же уровень, что и вера людей, принадлежащих к другим религиям. Эмоции, проистекающие из такого верования, ничем не лучше религиозных эмоций, имеющих место в других верованиях.
Предположим также, что христианская вера человека основана не на его воспитании, а на здравомыслии и доводах. В этом случае являются ли его эмоции духовными? Опять-таки не обязательно. Представьте себе, недуховные эмоции могут быть даже результатом здравой веры. Сама вера должна быть духовной, так же как и здравой. Дело в том, что иногда, благодаря рациональным доводам, человек лишь умом убеждается в истинности христианства, оставаясь при этом не спасенным. Симон волхв веровал умом (Деян. 8:13) и при этом был исполнен «горькой желчи и в узах неправды» (Деян. 8:23). Вера умом, конечно, может вызывать эмоции, как, например, у демонов, которые «веруют и трепещут» (Иак. 2:19), но такие эмоции не являются духовными.
Духовная убежденность в истине возникает только у духовного человека. Только в том случае, когда Божий Дух просвещает наш ум, для того чтобы мы уразумели духовную реальность, мы можем иметь духовную убежденность в истинности этой реальности. Вспомните, духовное понимание означает внутреннее чувство святой красоты божественных вещей. Теперь я опишу, как это понимание убеждает нас в реальности этих вещей.
Бог уникален. Он полностью отличается ото всех других существ, и Божья красота, более чем какой-либо другой божественный атрибут, отделяет Его от них. Эта красота совершенно отличается от какой-либо другой красоты. Поэтому когда христианин видит в христианстве эту красоту, он видит в ней Бога. Он видит божественную красоту, которая является главным отличительным признаком Бога. Это дает христианину непосредственное интуитивное познание, что Христово Евангелие исходит от Бога. Ему не нужно, чтобы его убеждали при помощи длинных и запутанных аргументов. Аргумент прост: христианин воспринимает истину Евангелия, потому что видит его божественную красоту и славу.
Многие из наиважнейших евангельских истин зависят от духовной красоты Евангелия. И так как душевный человек не может видеть этой красоты, неудивительно, что он не верит в эти истины. Позвольте привести несколько примеров. Если мы не видим красоты святости, мы будем слепы к уродству греха. Вследствие чего мы не поймем, как Писание осуждает грех. Также мы не поймем, что в Писании говорится об ужасной греховности человечества. Однако, только когда Святой Дух наделяет человека способностью вкушать сладость святости и горечь греха, он может видеть и чувствовать безнадежную развращенность собственного сердца. Только это убеждает нас в том, что Писание говорит правду о развращенности человеческой натуры, о том, что человек нуждается в Спасителе, и о могучей силе Божьей, которая может изменить и обновить человеческое сердце. Также это убеждает нас в том, что Бог действует справедливо, так строго наказывая человека за грех, и что человек не в состоянии искупить собственный грех. Это чувство духовной красоты дает возможность душе увидеть славу Христа в том, как Писание показывает нам Его. Мы понимаем бесконечную ценность Его искупления и превосходство евангельского пути спасения. Мы видим, что счастье человека заключается в святости, и чувствуем неописуемую славу небес. Душа узнает истину всех этих вещей только тогда, когда получает то духовное чувство божественной красоты, о котором я говорил.
Если убежденность в истинности Евангелия не возникнет в результате этого чувства божественной красоты, то большинство людей никогда не уверуют в эту истинность. Ученые и академики могут верить на основании исторического подтверждения, но для большинства из нас это недоступно. Историческое подтверждение требует знания многих других исторических трудов помимо Писания. Сверяя эти труды с Библией, можно видеть, как достоверно рассказывается в ней о людях и событиях. Однако кто может сделать это, кроме ученых? Если неверующий, перед тем как стать христианином, должен стать историком, сколько людей тогда станут христианами? Должны ли мы пройти через длительный и трудоемкий процесс изучения исторических трудов, не связанных с Писанием, перед тем как сможем уверовать в Писание? Действительно ли Бог сделал это таким трудным для нас, чтобы мы пришли к здравой убежденности в истинности Его Евангелия?
Дело в том, что на самом деле очень мало людей приходят к вере таким путем. Множество христиан в прошлом были неграмотными, тем не менее они верили, и верили правильно. И их вера не зависела от того, что им говорили ученые и историки. Если бы она зависела от этого, то это было бы скорее просто человеческим убеждением, чем полной верой, которой требует Слово Божье. «Да приступаем с искренним сердцем, с полною верою» (Евр. 10:22). «Дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога» (Кол. 2:2). Мы не можем обрести подобной веры, опираясь на то, что нам говорят ученые и историки. Вместо того Сам Бог дает ее нам. Он открывает наши глаза, чтобы мы увидели невыразимо красивую и божественную славу, сияющую в Евангелии. В этой славе мы видим Бога. Это очень убедительное свидетельство. Душевный человек может быть слеп к этому, как некультурный человек слеп к красоте великой поэзии. Однако духовный христианин видит и вкушает эту красивую божественную славу Евангелия и наслаждается ею, она растапливает все его сомнения и убеждает его в истинности Евангелия.
Я не говорю, что каждый христианин все время чувствует одинаковую степень духовной уверенности. Мы обретаем убежденность в истинности Евангелия, так как видим его божественную красоту, однако иногда мы видим ее как в тумане. Для того чтобы наша убежденность была глубокой и сильной, нам необходимо всегда ясно видеть эту божественную красоту христианства.
С другой стороны, я не говорю, что историческое подтверждение и другие доводы в пользу христианства бесполезны. Мы должны высоко ценить их. Они могут заставить неверующих серьезно отнестись к христианству. Также они могут усилить веру христиан. Они только не могут производить духовной уверенности. Только вид духовной красоты и славы божественных вещей может это делать.