Ни один христианин не может безошибочно отличить истинного верующего от фальшивого. Христианин может знать только собственное сердце, он не может заглянуть в сердце другого человека. Все, что мы можем видеть в других людях, так это только их внешние проявления. Писание же ясно учит, что мы не можем составить верное суждение о сердце человека, основываясь на его внешних проявлениях. «Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар. 16:7).
Если человек внешне производит впечатление христианина, наш долг отнестись к нему как к брату во Христе. Однако даже самый мудрый христианин может быть введен в заблуждение. Очень часто люди, которые кажутся ревностными христианами, отпадают от веры.
Это не должно нас удивлять. Мы уже рассматривали выше, как сатана может имитировать все виды духовных эмоций — таких, как любовь к Богу, Христу и христианам; скорбь о грехе; повиновение Богу; кротость; благодарность; радость и усердие. Все эти фальшивые эмоции одновременно могут присутствовать в одном человеке. Такой человек может очень хорошо знать христианское учение, быть очень приветливым и выражать свои мысли языком христианина.
Какое же огромное сходство может быть между фальшивым и истинным христианином! Только Бог может безошибочно увидеть разницу между ними. Если мы смеем полагать, что и нам под силу это сделать, мы явно преувеличиваем свои возможности.
Если человек трогательно описывает свои чувства и переживания, то это еще не доказывает, что он является истинным христианином. Все, что имеет сходство с деятельностью Бога, непременно волнует верующего. Верующие любят видеть грешников обращенными. Поэтому неудивительно, что когда кто-то признает себя обращенным и правдоподобно описывает свои переживания, это трогает наше сердце. Тем не менее, это не доказывает, что обращение этого человека настоящее.
В Писании говорится, чтобы мы судили о человеке по его жизни, а не по его разговорам. Вот почему утверждения людей, что они являются христианами, напоминают весенний цвет. На деревьях много цветов, и все они очень красивые, однако вскоре многие из них вянут, опадают и перегнивают. Некоторое время они такие же красивые, как и другие, и очень хорошо пахнут. Мы не в силах понять, какие из них принесут плоды, а какие просто завянут и отомрут. Только спустя некоторое время мы можем увидеть разницу — после того как многие опадут, а оставшиеся принесут плоды.
Так же обстоят дела и в духовной жизни. Мы должны судить о цветке по его плодам, а не по его цвету и запаху. Люди, утверждающие, что они пережили обращение, могут (так сказать) красиво выглядеть, источать приятный запах и трогательно описывать свое переживание. Однако все это может кончиться ничем. Разговор ничего не доказывает. Мы должны судить по плодам — по тем результатам, которые постоянно можем видеть в жизни человека. (Даже в этом случае мы не можем судить безошибочно, однако жизнь людей, признающих себя христианами, является наилучшим доказательством их искренности и спасения.)
Некоторые утверждают так: «Если я чувствую сильную христианскую любовь к другому христианину, то наиболее вероятно, что Святой Дух произвел во мне эту любовь. А Святой Дух не может ошибаться, и, если Он производит эту любовь, Он должен знать наверняка, что тот человек является истинным христианином».
Такой аргумент абсолютно безоснователен. Бог повелел нам любить всех тех христиан, которые правдоподобно исповедуют свою веру в Христа. Так что сильная христианская любовь к другому человеку, признающему себя христианином, доказывает лишь то, что Дух Божий содействует тому, чтобы мы подчинялись Божьему повелению. Это не доказывает, что человек, признающий себя христианином, которого мы любим, действительно является истинным христианином.
Во всяком случае, Библии совершенно чуждо понятие о том, что мы должны судить о духовном состоянии человека по той любви, которую испытываем к этому человеку. Это понятие не только отсутствует в Библии, но еще и противоречит ей. Слово Божье ясно учит, что никто не может быть наверняка уверенным в том, что касается позиции сердца другого человека по отношению к Богу. Павел говорит: «Но тот Иудей, кто внутренно таков, и то обрезание, которое в сердце, по духу, а не по букве: ему и похвала не от людей, но от Бога» (Рим. 2:29). Словами «ему и похвала не от людей, но от Бога» Павел учит, что люди не могут судить, является ли человек иудеем «внутренно». Люди могут считать по внешним признакам, что человек является иудеем, но только Бог может видеть внутреннего человека.
Той же истине Павел учит и в 1 Кор. 4:5: «Посему не судите никак прежде времени, пока не приидет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога».
Мы, безусловно, преувеличиваем свои возможности, если думаем, что можем судить о сердце другого человека.