Некоторые люди отвергают утверждение, что духовные эмоции и переживания происходят в определенном порядке. Они не считают, что осознание греховности, страх Божьего суда и чувство духовной беспомощности должны предшествовать переживанию обращения. Это, говорят они, всего лишь человеческая теория, и относятся скептически к тому, что духовные переживания человека имеют такой порядок. Эти люди считают, что эмоции человека возникают скорее в результате его естественной умственной деятельности, чем исходят от Святого Духа. Они относятся с особым подозрением, если человеческие чувства (осуждения, затем убежденности) очень сильные.
И все-таки разумно предположить, что Бог дает грешникам чувство нужды в спасении, перед тем как спасает их. Мы — разумные существа, и Бог обращается с нами разумно. Если грешники вне Христа пребывают под осуждением, не разумно ли со стороны Бога дать знать им об этом? В итоге, как только Бог спасает христиан, Он дает знать им об их спасении.
Писание учит, что Бог, перед тем как освободить людей, дает им знать об их беспомощности. Например, перед тем как вывести Израиль из Египта, Бог заставил людей почувствовать страдание, чтобы они воззвали к Нему (Исх. 2:23). И перед тем как спасти их в Красном море, Он показал им, насколько они беспомощны. Перед ними было Красное море, а египетское войско настигало их сзади! Бог показал им, что они ничего не могут сделать, чтобы помочь самим себе, и что только Он может спасти их (Исх. 14). Когда Иисус со Своими учениками попал в шторм на Галилейском море, лодка покрывалась волнами и казалось, что она утонет через мгновение. Тогда ученики воззвали к нему: «Господи! спаси нас: погибаем» (Мф. 8:24-26). Апостол Павел и Тимофей, перед тем как Бог избавил их от смерти, «отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых. Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых» (2 Кор. 1:8,9).
В Писании о христианах говорится, что они имели утешение как «прибегшие взяться за предлежащую надежду» (Евр. 6:18). Слово «прибегшие» указывает на страх и чувство опасности. Фактически под самим словом «Евангелие» (Благая весть) естественно подразумевается идея избавления и спасения от страха и страдания. Толпа в Иерусалиме почувствовала это страдание, когда Петр проповедовал им в день Пятидесятницы: «Они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия?» (Деян. 2:37). Темничный страж в Филиппах также почувствовал это духовное страдание. Он «в трепете припал к Павлу и Силе, и, выведши их вон, сказал: государи мои! что мне делать, чтобы спастись?» (Деян. 16:29,30).
Из этого следует, в соответствии с Писанием, что величайшее и смиряющее сознание греховности, беспомощности и страха Божьего суда приходит перед переживанием обращения.
С другой стороны, это не доказывает, что уверенность в спасении истинная только потому, что она сменила чувство страха перед адом. Страх перед адом и осознание греховности, присутствующие в нашей совести, — это две разные вещи. Осознание греховности в совести человека — это осознание непослушания и зла, находящихся в его сердце и жизни. Это знание того, как бесконечно серьезен наш грех, потому что он раздражает бесконечно святого Бога. Это сознание греховности может вызватьстрах перед адом, однако это не то же самое, что страх перед адом сам по себе.
Фактически страх перед адом может присутствовать в совести без истинного сознания греховности. Некоторые люди, похоже, видят разверзающийся ад с пламенем и демонами, готовый поглотить их. Тем не менее их совесть не осуждает их! Эти яркие образы ада могут исходить от сатаны.
Он может запугивать людей видениями вечных мук, желая убедить их, что они никогда не могут быть спасены. Такие видения может создавать и человеческое воображение.
Существует также такая вещь, как ложное осознание греховности. При этом люди кажутся переполненными чувством осознания своей греховности, однако ничего не знают об истинной природе греха. Они не рассматривают грех духовным зрением, как нечто, что раздражает Божью святость. Их совесть при этом никак не затрагивается, или затрагивается очень незначительно. Скорее всего, они совершенно не сознают что грешат, совершая какие-то конкретные грехи. Или если они беспокоятся, совершая определенные грехи, это беспокойство не носит духовного характера.
Или если даже Святой Дух порождает в этих людях осознание греховности и страх перед адом, то это не обязательно приведет их к спасению. Неспасенные люди могут сопротивляться Святому Духу. Бог не всегда стремится преодолеть сопротивление грешника и привести его к новому рождению.
Также существует такая вещь, как ложное смирение перед Богом. Например, царь Саул очень сожалел о своем грехе против Давида. Он плакал перед Давидом и признал: «Ты правее меня; ибо ты воздал мне добром, а я воздавал тебе злом» (1 Цар. 24:18). Тем не менее это произошло, когда Дух Божий уже оставил Саула.
Гордый царь Саул смирился перед Давидом, хотя в действительности ненавидел его! Подобным образом грешники могут смиряться перед Богом, даже если в действительности ненавидят Его. В некотором роде они могут перестать верить в собственную праведность, однако продолжать верить в нее иным, более коварным способом. Их явное повиновение Богу скрывает тайную попытку заключить с Ним сделку.
Однако как быть, если мы одновременно переживаем страх перед адом и осознаем свою греховность, которая смиряет нас перед Богом? И как быть, если это приводит нас к радости в Евангелии? Не доказывает ли это истинную духовность наших переживаний?
Нет! Порядок наших переживаний ничего не доказывает. Если сатана может имитировать духовные переживания, которые ведут к обращению, он также может имитировать их порядок. Мы знаем, что он может вызывать ложное осознание греховности, ложный страх перед адом и ложное смирение перед Богом. Так почему тогда он не может вызывать их в этом порядке? И почему тогда он не может вызвать ложную радость в Евангелии, ведь мы видели, что он может это сделать?
Только Писание является верным критерием нашей веры и духовной деятельности. В нем не говорится, что мы спасены, если наши переживания имели определенный порядок. Слово Божье обещает спасение только тем, кто принимает Божью благодать и приносит ее плоды. Оно никогда не обещает спасение тем, кто чувствует сильное осознание греховности и страх перед адом с последующей радостью и уверенностью в спасении. То, что говорится в Писании, должно полностью удовлетворять христиан. Мы верим слову Божьему, а не собственным понятиям.
Перед тем как закончить эту главу, думаю, я должен подчеркнуть, что люди могут стать христианами, несмотря на то что их переживания не имеют явного порядка. Это правда, они должны чувствовать осознание греховности, собственной беспомощности и Божьей справедливости в осуждении грешников. Тем не менее Духу Божьему нет нужды порождать эти чувства в качестве особых и отдельных переживаний, следующих одно за другим. Фактически обращение грешника иногда напоминает беспорядочный хаос, и христиане, окружающие его, не могут детально разобраться в этом!
Святой Дух часто действует очень таинственным образом, приводя людей к Христу. Как сказал Иисус: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа» (Ин. 3:8).
По сути дела, понятия о том, как действует Святой Дух, оказывают влияние на то, как мы понимаем наши переживания при обращении. Мы выбираем некоторые переживания нашего обращения, наиболее схожие с теми переживаниями, которые, по нашему мнению, имеют место во время обращения вообще. Однако мы забываем о других моментах нашего обращения, которые не вписываются в идеальный образец, созданный в нашем уме. Таким образом, мы стараемся втиснуть наше обращение в рамки так называемого «идеального образца» обращения. Делая это, мы категорически отказываемся признавать, что действия Святого Духа иногда отличаются от того идеального порядка, в соответствии с которым мы хотим, чтобы Он действовал!