Многие люди осуждают все эмоции, которые не порождаются естественной деятельностью ума. Они высмеивают утверждение, что мы можем чувствовать, как Святой Дух интенсивно работает внутри нас. Они утверждают, что Дух всегда работает тихо и невидимо. Они настаивают на том, что Он действует только при помощи библейских истин и наших собственных усилий, например молитвы. Поэтому эти люди приходят к заключению, что мы не в состоянии проводить различие между деятельностью Святого Духа и естественной деятельностью нашего ума.
Да, это правда, мы не имеем права надеяться на то, что Дух Божий работает внутри нас, если игнорируем такие вещи, как изучение Библии и молитва. Правдой также является то, что Святой Дух работает при помощи многих различных способов. Иногда Он действует тихо и невидимо.
Несмотря на это, если переживание спасения приходит к нам от Бога, почему мы не должны этого чувствовать? Мы достигаем спасения не своими собственными усилиями. Естественная деятельность нашего ума не приносит спасения. Изучение Библии и молитва сами по себе не могут принести спасение. Только Святой Дух Всемогущего Бога порождает спасение в нашем сердце. Почему тогда мы не должны чувствовать, что Святой Дух работает внутри нас? Если мы это чувствуем, значит это на самом деле имеет место.
В таком случае мы не правы, если говорим, что люди заблуждаются, утверждая, что они чувствовали, как Святой Дух работал в них. Называть это заблуждением — то же самое, что сказать: «Вы чувствуете, что ваше переживание исходит от Бога. Что ж, хорошо, это доказывает, что ваше переживание не от Бога!»
В Писании о спасении говорится как о рождении свыше (Ин. 3:3), как о воскресении из мертвых (Еф. 2:5) и как о новом творении (2 Кор. 5:17). Все эти примеры объединяет одно: в них говорится о переживаниях, которые человек был не в состоянии достичь сам. Только Бог может осуществить возрождение грешника, его духовное воскресение и сделать грешника новой тварью. Так неужели же грешник, который переживает деятельность Бога в своей жизни, не поймет таким образом, что спасает его только Бог, и никто другой? Из этого вполне понятно, почему в Писании говорится о спасении как о возрождении, воскресении и новом творении. Все эти слова свидетельствуют о том факте, что наше переживание спасения не рождается в нас самих.
Осуществляя спасение грешника, Бог действует с силой, которая намного превышает человеческую силу. Таким образом, Он оберегает нас от того, чтобы мы не хвалились тем, что мы якобы сделали. Например, когда Бог в ветхозаветные времена спас Свой народ, их переживание показало, что не они спасли себя сами. Когда во время исхода Бог освободил их из Египта, Он, прежде всего, позволил им почувствовать их собственную беспомощность. Затем Он спас их Своей чудесной силой. Для них было ясно, что Бог был их Спасителем.
Такое же проявление Божьей силы мы видим в большинстве случаев обращения, описанных в Новом Завете. Святой Дух не обращал людей тихо, тайно и постепенно. Обычно Он обращал их, демонстрируя чудесным образом сверхъестественную силу. Сегодня люди часто расценивают такие переживания обращения как верный признак заблуждения!
С другой стороны, нам не следует думать, что если наши эмоции не вызваны нашими усилиями, то они носят истинно духовный характер. Некоторые люди стараются доказать, что их эмоции исходят от Святого Духа, приводя такой аргумент: «Я не вызвал сам это переживание. Оно пришло ко мне, тогда как я не искал его. Своими усилиями я не могу сделать так, чтобы оно снова пришло ко мне».
Это необоснованный аргумент. Переживание, которое не порождается нами самими, возможно, порождается ложным духом. Есть много ложных духов, которые принимают вид ангела света (2 Кор. 11:14). Они очень ловко копируют Духа Божьего. Сатана может действовать в нас, но мы можем отличить его деятельность от естественной деятельности нашего ума. Например, он заполняет ум некоторых людей ужасными богохульствами и грязными мыслями. Но люди знают, что эти сатанинские мысли не являются плодами их собственного ума. Но я думаю, что сатане так же легко заполнить наш ум и ложными утешениями и радостями. Мы, конечно же, почувствуем, что эти утешения и радости не исходят от нас самих. Однако это не доказывает, что они исходят от Бога! Транс и восторг, в которые впадают некоторые религиозные фанатики, исходят не от Бога, а от сатаны.
Также мы можем иметь переживания, которые исходят от Святого Духа, но не спасают нас и не доказывают, что мы спасены. В Евр. 6:4,5 мы читаем о людях, «однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века», и отпадших, чтобы утратить спасение (ст. 6-8).
Духовные переживания могут также возникнуть под влиянием и не доброго, и не злого духа. Людей впечатлительных, обладающих живой фантазией, могут переполнять странные эмоции и ощущения, не вызванные их собственными усилиями. Мы не создаем сны своими собственными усилиями, когда спим. У людей, одаренных богатым воображением, могут быть религиозные чувства и ощущения, даже когда они бодрствуют.