Христианская практика — это главный признак, по которому мы должны судить об искренности тех, кто называет себя христианином. В Писании очень ясно говорится об этом: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7:16). «Или признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или признайте дерево худым и плод его худым; ибо дерево познается по плоду» (Мф. 12:33). Христос нигде не говорит: «Дерево познается по листьям и цветкам. Вы узнаете о людях по их разговорам, по истории, которую они расскажут о своих переживаниях, по их слезам и эмоциональным высказываниям». Нет! «По плодам их узнаете их. Ибо дерево познается по плоду».
Христос говорит, чтобы мы искали плоды христианской практики в других людях. Также Он говорит, что мы должны показывать нашей жизнью этот плод другим людям. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Христос не говорит: «Так да светит свет ваш, когда вы говорите людям о своих чувствах и переживаниях». Но когда люди видят наши добрые дела, они прославляют Отца нашего Небесного.
Дальше в Новом Завете говорится то же самое. Например, в Послании к Евреям мы читаем о просвещенных, вкусивших дара небесного, и отпадших (Евр. 6:4-8). Затем, в ст. 9, говорится: «Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения». Почему автор Послания к Евреям так уверен в том, что их вера была настоящей и что они не отпадут? Из-за их христианской практики. См. ст. 10: «Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послуживши и служа святым».
Эту же доктрину мы находим в Послании Иакова. «Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?» (Иак. 2:14). Иаков говорит нам, что бесполезно говорить, что мы имеем веру, если не подтверждаем нашу веру добрыми делами. Все, что мы говорим, ничего не стоит, если не подтверждается тем, что мы делаем. Личные свидетельства, истории о наших чувствах и переживаниях — все бесполезно без добрых дел и христианской практики.
Фактически это здравый смысл. Все знают, что «дела говорят громче слов». Это так же касается духовной сферы, как и естественной. Представьте себе двух людей. Один ходит в кротости перед Богом и людьми, его жизнь указывает на кающееся и сокрушенное сердце, в горе он покорный Богу, кроткий и приветливый по отношению к людям. Другой же говорит, какой он кроткий, как он сознает свою греховность, как повергается перед Богом и т. д. Тем не менее ведет себя так, будто он начальник всех христиан в городе! Он любит командовать, у него большое самомнение, он не переносит критики. Какой из этих двух людей показывает, что является настоящим христианином? Мы демонстрируем нашу веру не рассказами о себе другим людям. Слова стоят дешево. Реальность нашей веры мы демонстрируем драгоценной самоотверженной христианской практикой.
Я допускаю, конечно, что христианская практика имеет место в жизни человека, утверждающего, что он христианин. В конце концов, мы испытываем искренность тех, кто объявляет себя христианином. Человек не может утверждать, что он христианин, не веря в определенные вещи. Мы не можем и не должны признавать христианином того, кто отрицает основные христианские доктрины; и неважно, каким хорошим и святым кажется этот человек. Осуществляя христианскую практику, человек еще должен признавать основные евангельские истины, которые включают в себя веру в то, что Иисус является Мессией, что Он умер, чтобы удовлетворить Божье правосудие за наши грехи, а также другие подобные доктрины. Христианская практика является наилучшим доказательством искренности и спасения тех, кто утверждает, что верит в эти истины, но она совершенно не доказывает спасения тех, кто отрицает их!
Я бы только повторил сказанное раннее (см. часть 2, гл. 12), что внешние проявления не являются верными признаками обращения. Христианская практика — это наилучшее подтверждение того факта, что человек, называющий себя христианином, является истинным христианином. Это обязывает нас поверить в его искренность и признать его братом во Христе. Тем не менее это не является стопроцентно верным доказательством истинности его веры. Во-первых, мы не можем полностью видеть поведение человека, ибо оно в большой степени скрыто от людских глаз. Также мы не можем заглянуть в сердце человека и увидеть его побуждения. Мы не можем знать, насколько далеко может пойти необращенный человек в своих внешних проявлениях христианства. Однако, если бы мы могли знать о человеке столько, сколько знает его собственная совесть, тогда, наверное, мы бы имели точное представление о его состоянии. Подтверждение этому мы найдем в следующей главе.