Кто может отрицать то, что истинная духовность заключается главным образом в эмоциях — в сильных и активных действиях воли? Духовность, которую Бог требует от нас, не может заключаться в слабых, неясных и скучных желаниях, едва пробуждающих нас от полного безразличия. В Своем Слове Бог чрезвычайно настаивает, чтобы мы были серьезными, сильными духовно и чтобы наши сердца были переполнены стремлением служить и угождать Христу. Писание учит нас: «Духом пламенейте; Господу служите» (Рим. 12:11). «Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей» (Втор. 10:12). «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть. И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» (Втор. 6:4,5). Это глубокое и живое участие сердца в истинном служении Богу является результатом духовного обрезания, или возрождения. К этому участию относятся обетования жизни: «И обрежет Господь, Бог твой, сердце твое и сердце потомства твоего, чтобы ты любил Господа, Бога твоего, от всего сердца твоего и от всей души твоей, дабы жить тебе» (Втор. 30:6).
Если мы не являемся серьезными христианами и наша воля не проявляет живой активности, то мы — ничто. Духовные реальности так велики, что наши сердца не могут соответствующим образом реагировать на них, если только они не проявляют активности и силы. Нигде проявление воли не требуется так сильно и нигде равнодушие не является таким ненавистным, как в духовных делах. Истинная духовность могущественна, и ее сила прежде всего проявляется в сердце. Вот почему Писание называет истинную духовность «силой благочестия», в отличие от внешних проявлений, которые являются только ее видом: «Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3:5). В истинных христианах Святой Дух является Духом сильных, праведных эмоций. Вот почему в Писании говорится, что Бог дал нам духа «силы и любви и целомудрия» (2 Тим. 1:7). Когда мы получаем Святого Духа, мы, как говорит Писание, крестимся «Духом Святым и огнем» (Мф. 3:11). «Огонь», таким образом, представляет собой святые эмоции, которые Дух порождает в нас, и в нас горит сердце наше (Лк. 24:32).
Иногда Писание проводит сравнение между нашим отношением к духовным вещам и той деятельностью, которую люди энергично осуществляют в мирских делах. Например, состязания в беге (1 Кор. 9:24), брань (Еф. 6:12), мученичество за венец (Отк. 2:10), борьба с сильными врагами (1 Пет. 5:8,9), тотальная война (1 Тим. 1:18). Конечно, есть определенные степени благодати, поэтому есть слабые христиане, в которых действия воли по отношению к духовным вещам очень незначительны. Однако у каждого истинного христианина эмоции по отношению к Богу сильнее, чем его естественные или греховные эмоции. Каждый настоящий ученик Христа любит Его больше «отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей» (Лк. 14:26).
Бог, Который сотворил нас, не только дал нам эмоции, но и сделал их основанием для наших действий. Мы не принимаем решений и не совершаем каких-либо действий, пока любовь, ненависть, желание, надежда, страх или какая-нибудь другая эмоция не оказывает воздействия на нас. Этот принцип распространяется как на мирские, так и на духовные дела. Вот почему многие люди слышат Слово Божье, в котором говорится о крайне важных вещах: о Боге и Христе, о грехе и спасении, о небесах и аде, — и тем не менее их позиция и поведение совершенно не меняются. Причина проста: то, что они слышат, не оказывает на них никакого влияния. Слово Божье не возбуждает в них никаких эмоций. Я могу смело утверждать, что никакая духовная истина никогда не изменяла позицию или поведение человека, если она не возбуждала в нем эмоций. Никакой грешник никогда не жаждал спасения, никакой христианин никогда не переживал пробуждения в результате духовной холодности, если только истина не касалась его сердца. Таким образом, эмоции имеют первостепенное значение.