Везде в Писании говорится об истинной духовности, которая главным образом выражается в наших эмоциях, а именно в страхе, надежде, любви, ненависти, желании, радости, скорби, благодарности, сострадании и усердии. Давайте подробнее рассмотрим эти эмоции.
Страх. Писание отводит ведущую роль страху Божьему в истинной духовности. Оно часто называет верующих «боящимися Бога» или теми, «кто боится Бога». Вот почему истинное благочестие в основном называется «страхом Божьим».
Надежда. Надежда на Бога и на Его обетования, в соответствии с Библией, является важной частью в истинной духовности. Апостол Павел упоминает надежду среди трех основных вещей, составляющих истинную духовность (1 Кор. 13:13). Надежда — это шлем воина Христова: «шлем надежды спасения» (1 Фес. 5:8). Она является якорем для души: «Взяться за предлежащую надежду, которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий» (Евр. 6:18,19). Иногда страх Божий и надежда соединяются вместе, чтобы охарактеризовать истинного верующего: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его» (Пс. 32:18).
Любовь. В соответствии с Писанием, истинная духовность очень сильно выражается в эмоции любви: любви к Богу, к Иисусу Христу, к Божьему народу и к человечеству в целом. Стихов, которые учат этому, огромное множество, однако я хотел бы поговорить об этом в следующей главе. Теперь же следует обратить внимание на то, что в Писании говорится о противоположной эмоции — о ненависти, и о ненависти к греху как важной части истинной духовности.
«Страх Господень — ненавидеть зло» (Прит. 8:13). Соответственно, Писание призывает верующих доказать свою искренность так: «Любящие Господа, ненавидьте зло!» (Пс. 96:10).
Желание. В Писании часто говорится о святом желании, выраженном в стремлении, жажде к Богу и святости. Такое желание является важной частью истинной духовности. «К имени Твоему... стремилась душа наша» (Ис. 26:8). «Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя в земле пустой, иссохшей и безводной» (Пс. 62:2). «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5:6).
Радость. В Писании говорится о радости как о значительной части истинной духовности. «Радуйтесь, праведные, о Господе» (Пс. 96:12). «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь» (Флп. 4:4). «Плод же духа: любовь, радость...» (Гал. 5?22).
Скорбь. В соответствии со Священным Писанием, духовная скорбь, раскаяние и сокрушенное сердце являются неотъемлемой частью истинной духовности. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5:4). «Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже (Пс. 50:19). «Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, — Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтоб оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных» (Ис. 57:15).
Благодарность. Еще одна духовная эмоция, которая часто упоминается в Писании, — это благодарность, особенно когда она выражается в прославлении Бога. О благодарности говорится так часто, особенно в псалмах, что нет нужды приводить конкретные тексты.
Милость. В Писании часто говорится о сострадании или милости как о важнейшей стороне истинной духовности. Иисус учил, что милость является одним из самых важных требований Божьего закона: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7). «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23:23). Павел, так же как Иисус, придавал особое значение этой добродетели: «Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие» (Кол. 3:12).
Усердие. В Писании говорится, что духовное усердие является важнейшей частью истинной духовности. Когда Христос умирал за нас, Он думал о том, чтобы наделить Свой народ этим качеством: «Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит. 2:14).
Я привел здесь только несколько текстов из огромного множества, где говорится, что истинная духовность в большой мере выражается в наших эмоциях. Если кто-то намерен это оспаривать, ему следует отказаться от Библии и найти какой-нибудь другой образец, для того чтобы по нему судить об истинной духовности.