Духовное уничижение характерно для христианина, который видит, насколько он ничтожен и отвратителен. Это чувство ведет к самоуничижению, и тогда становится понятно, что только Бог достоин превозношения. В то же время существует и другой вид уничижения, которое мы называем уничижением, основанным на законе.Уничижение, основанное на законе, — это переживание, которое могут иметь только неверующие. Закон Божий работает в их совести и заставляет их осознать, насколько грешными и беспомощными они являются. Тем не менее они не видят, насколько отвратительна природа греха, не отказываются от греха в своем сердце и не покоряются Богу. Они чувствуют себя так, будто их унизили, и при этом в них отсутствует смирение. Такими будут чувствовать себя грешники и дьявол в День суда: осужденными, униженными и вынужденными признать правоту Бога, и все же они остаются не обращенными.
В противоположность этому духовное уничижение проистекает из чувства красоты и славы Божьей святости, присущего истинному христианину. Оно заставляет его почувствовать, насколько низким и презренным он является из-за своей греховности, и убеждает его повергнуться ниц к стопам Божьим, «отвергнутые себя» и отказаться от своих грехов.
Духовное уничижение является сутью истинной веры. Те, у кого оно отсутствует, не являются настоящими христианами, невзирая на то, какими поразительными могут быть их переживания. Писание приводит много доводов о необходимости такого уничижения: «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс. 33:19). «Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:19). «Так говорит Господь: небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих... А вот, на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис. 66:1,2). «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5: 3). Также смотрите притчу о фарисее и мытаре в Лк. 18:9-14.
Духовное уничижение — это основа христианского самоотречения. Его можно разделить на две части. 1) Человек должен отказаться от всех своих мирских склонностей и оставить все греховные удовольствия. 2) Он должен отказаться от своего природного самодовольства и эгоизма. Вторая часть наиболее трудновыполнима. Многие выполняют первую часть и не выполняют второй, они отказываются от физических удовольствий, чтобы наслаждаться только дьявольским удовольствием гордости.
Конечно, гордые лицемеры притворяются смиренными, но, как правило, у них это не получается. Обычно их смирение заключается в том, что они рассказывают другим, как они смиренны. Они говорят нечто подобное: «Я — наименьший из святых», «Я — бедное ничтожное творение», «Мое сердце хуже дьявола» и т. п. Они говорят все это, ожидая, однако, что на них будут смотреть как на выдающихся святых. Если бы кто-то сказал лицемеру то, что этот лицемер говорит о себе, как бы он вспылил!
Духовная гордость может очень ловко маскироваться под смирение, однако есть два признака, выдающие ее:
1) Гордый человек в духовных вопросах сравнивает себя с другими людьми и имеет очень высокое мнение о себе. Он жаждет лидерства среди народа Божьего и желает, чтобы его мнение было законом для всех. Он хочет, чтобы другие христиане смотрели на него почтительно и следовали ему во всем, что касается религии.
Истинно кроткий человек является полной противоположностью этому. Его смирение заставляет его почитать других выше себя (Флп. 2:3). Для него не естественно брать на себя обязанности учителя, он, как и Моисей, считает, что другие лучше подходят для этого (Исх. 3:11 - 4:7). Он жаждет больше слушать, чем говорить (Иак. 1:19). Когда же он говорит, то делает это не с наглостью и самоуверенностью, а с трепетом. Ему не приносит удовольствия повелевать другими, для него лучше подчиняться, чем командовать.
2) Еще один признак духовной гордости: гордый человек имеет очень высокое мнение о своем смирении, тогда как истинно кроткий человек думает о себе, что он слишком гордый!
Это потому, что гордый человек и кроткий по-разному смотрят на самих себя. Степень уничижения человека мы измеряем по достоинству и положению в обществе, присущими ему. Если бы один царь опустился на колени, чтобы снять обувь другому царю, мы бы сочли это актом самоуничижения, так же об этом думал бы и тот царь, который это сделал. В противоположность этому, если бы раб опустился на колени, чтобы снять обувь своему царю, никто бы не счел это исключительным актом самоуничижения или признаком большого смирения. Сам раб так бы не думал, если бы только не был смехотворно самодовольным. Если бы после этого он ходил везде и хвастался, какое великое смирение он проявил, сняв обувь царю, все бы смеялись над ним! «Кем ты себя возомнил, — сказали бы ему люди, — ты думаешь, что проявил большое смирение, сняв обувь царю?»
Гордый человек похож на самодовольного раба. Он считает исповедание своей бесполезности перед Богом исключительным знаком смирения. Это потому, что у него очень высокое мнение о себе. В чем тут смирение с его стороны исповедовать свою бесполезность перед Богом? Если бы он имел объективное мнение о себе, он бы скорее чувствовал удивление и стыд за то, что недостаточно кроток перед Богом.
Истинно кроткий человек никогда не считает, что достаточно унизился перед Богом. Он чувствует, что как бы низко он ни склонял голову, он может склонить ее еще ниже. Он всегда чувствует, что находится выше надлежащей ему позиции перед Богом. Он мысленно смотрит на свое место, а затем туда, где должен быть, и видит, что оказывается на огромном расстоянии от места, надлежащего ему. Это расстояние он называет «гордостью». Ему кажется большой его гордость, а не его кротость. Он не считает исключительным знаком своего смирения желание повергнуться в прах перед Богом. Он уверен, что именно это и есть его место.
Читатель, не забудь применить к себе следующее. Посмотри, задевает ли тебя, когда кто-то утверждает, что он лучший христианин, чем кто-либо еще? Думаешь ли ты, что он гордый, а ты более кроткий, чем он? Если ты начинаешь гордиться своей кротостью, будь осторожен! Проверь себя. И если из этого ты заключаешь: «Кажется, никого нет грешнее меня», — не удовлетворяйся этим. Считаешь ли ты себя лучше других, потому что признаешь, что ты грешен? Высокого ли ты мнения о своем смирении? Если ты скажешь: «Нет, я не высокого мнения о своем смирении, думаю, я такой же гордый, как дьявол», — тогда снова проверь себя. Может быть, ты гордишься тем, что не имеешь высокого мнения о своем смирении? Ты можешь быть гордым оттого, что признаешь, насколько гордым ты являешься!