Христианская практика состоит из трех аспектов:
1. Истинный христианин в своем поведении руководствуется христианскими правилами.
2. Святость жизни он делает своей главной заботой. Она является для него делом первостепенной важности.
3. Всю свою жизнь он упорно добивается этой святости.
Давайте подкрепим Писанием эти три пункта.
1. Истинный христианин стремится согласовать все стороны своей жизни со Словом Божьим. «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин. 15:14). «И всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя, так как Он чист. <...> Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен» (1 Ин. 3:3,7). «Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9,10). «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное; предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5:19-21).
Это обязательство полного повиновения означает не только несовершение зла, но в утвердительном подтексте оно также означает подчинение Божьим повелениям. Мы не можем сказать, что кто-то является истинным христианином только потому, что он не вор, не обманщик, не богохульник, не пьяница, не развратник, не заносчивый, нежестокий или не агрессивный. Он также должен быть богобоязненным, кротким, почтительным, нежным, миролюбивым, великодушным, милосердным и любящим. Если человек не имеет этих качеств, значит он не подчиняется правилам Христа.
2. Для истинного христианина святость жизни является делом первостепенной важности. Народ Христов не только делает добрые дела, но он еще и испытывает ревность к добрым делам (Тит. 2:14). Бог призвал нас не для того, чтобы мы были праздными, но для того, чтобы мы работали и трудились для Него. Все истинные христиане являются добрыми и верными воинами Иисуса Христа (2 Тим. 2:3). Они подвизаются добрым подвигом веры, чтобы держаться вечной жизни (1 Тим. 6:12). На ристалище бегут все, но только один получает награду; ленивые и нерадивые люди не бегут ради того, чтобы получить награду (1 Кор. 9:24). Истинный христианин полностью облекается в Божьи доспехи, чтобы он мог отразить раскаленные стрелы лукавого (Еф. 6:13-17). Он забывает заднее и, простираясь вперед, стремится к цели, ибо это единственный способ добиться почести высшего звания Божьего во Христе Иисусе (Флп. 3:13,14). Лень в служении Богу вызывает такое же осуждение, как и открытое восстание против Него. Ленивый раб — плохой раб, и вместе с явными врагами Бога он будет выброшен во тьму внешнюю (Мф. 25:26,30).
Это говорит о том, что настоящий христианин является старательным, ревностным и преданным в своей вере. Как написано в Послании к Евреям, «желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца; дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования» (Евр. 6:11,12).
3. Истинный христианин до конца своей жизни упорно пребывает в послушании Богу, проходя через все трудности, с которыми сталкивается. Писание очень ясно учит, что истинная вера непоколебима (см., напр., притчу о сеятеле в Мф. 13:3-9; 18-23).
В доктрине о непоколебимости веры Писание делает особый акцент на том, что истинный христианин продолжает верить и повиноваться Богу, несмотря на разнообразные проблемы, с которыми он сталкивается. Бог позволяет этим проблемам случаться в жизни людей, объявляющих себя христианами, чтобы испытать истинность их веры. Тогда становится ясно им самим и часто другим людям, действительно ли они искренни в своем следовании за Христом. Эти проблемы бывают духовными, такими, как очень заманчивое искушение, а бывают и внешними, такими, как оскорбления, насмешки, потеря имущества. Все эти проблемы могут сделаться испытанием для нашей веры. Признак настоящего христианина заключается в том, что он упорно идет сквозь проблемы и трудности и остается верным Христу.
Вот несколько текстов относящихся к этой теме. «Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро. Ты ввел нас в сеть, положил оковы на чресла наши, посадил человека на главу нашу. Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу» (Пс. 65:10-12). «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак. 1:12). «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтоб искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Отк. 2:10).
Следует признать, что истинные христиане могут духовно охладевать, поддаваться искушениям и совершать большие грехи. Однако они никогда не смогут отпасть от веры по причине, что устали от Бога и от повиновения Ему, а затем утвердиться в своей неприязни к христианству. Они никогда не примут образ жизни, где есть что-нибудь важнее Бога. Они никогда не перестанут отличаться от неверующего мира и не смогут вернуться в то состояние, в котором были до своего обращения. Если в результате проблем такое происходит с человеком, объявившим себя христианином, то это указывает на то, что он никогда не переживал истинного обращения! «Они вышли от нас, но не были наши; ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши» (1 Ин. 2:19).
Итак, истинно духовные эмоции всегда приводят к христианской практике. Почему? Могу ответить на этот вопрос, напомнив вам то, что мы уже рассмотрели, говоря о природе духовных эмоций.
1) Истинно духовные эмоции приводят к христианской практике, потому что возникают в результате сверхъестественных и Божественных воздействий на сердце человека. Неудивительно, что духовные эмоции вызывают такое практическое действие, если на их стороне всемогущество Бога! Если Бог живет в сердце, силой своих действий Он покажет, что является Богом. Христос пребывает в сердце христианина не как мертвый Спаситель во гробе, а как воскресший и живой Спаситель в Своем храме. Духовные эмоции могут проявляться менее шумно и ярко, чем другие, однако они заключают в себе тайную жизнь и силу, которая увлекает сердце и подчиняет его Божьей воле.
2) Духовные эмоции приводят к христианской практике, потому что порождаются красотой духовных вещей, а не нашим эгоизмом. Люди имеют неправильную веру, потому что преследуют в ней свои интересы, а не интересы Бога. Таким образом, они принимают христианство только в той мере, в какой, как они думают, оно будет служить их интересам. В противоположность этому, человек, принимающий христианство из-за его превосходной и прекрасной природы, принимает все, что включает в себя эта природа. Он избирает христианство ради него самого и, таким образом, избирает все, что включает в себя христианство. Вот почему вера истинного христианина непоколебима. Личные интересы человека могут не совпасть с христианством. Поэтому тот, кто становится христианином по эгоистичным соображениям, может и отказаться от христианства по эгоистичным соображениям. Личные интересы меняются, но духовная красота христианства не меняется никогда. Она постоянная и всегда одинаковая.
3) Духовные эмоции приводят к христианской практике, потому что основанием для духовных эмоций служит моральное превосходство духовных вещей. Неудивительно, что любовь к святости ради самой святости вдохновляет человека проявлять святость во всем! Нужно ли к этому еще что-либо добавлять?
4) Духовные эмоции приводят к христианской практике, потому что являются результатом духовного понимания. Вспомните, духовное понимание — это восприятие сердца, при помощи которого человек видит величайшую красоту духовных вещей. Когда мы видим величайшую красоту и славу Христа, мы видим, что Он достоин нашего поклонения, повиновения и самой нашей жизни. Это побуждает нас следовать за Ним вопреки всем трудностям. Мы не можем забыть Его или променять Его на что-либо другое. Он производит на нас слишком глубокое впечатление!
5) Духовные эмоции приводят к христианской практике, потому что они влекут за собой убежденность в реальности духовных вещей. Если человек никогда не был полностью убежден в реальности вещей, о которых говорит христианство, то неудивительно, что он не старается упорно и серьезно осуществлять христианство на практике! Также неудивительно, что он не демонстрирует упорное повиновение Богу, ибо, по его мнению, может оказаться, что Объект повиновения не реален! С другой стороны, если человек полностью убежден в реальности божественных вещей, то эти вещи больше, чем что-либо другое, оказывают влияние на его дела. Почему? Потому что они имеют бесконечно огромную важность и значимость. Мы не можем полностью и искренне верить в такие великие вещи, если не окажемся под их влиянием, управляющим нами.
6) Духовные эмоции приводят к христианской практике, потому что всегда соседствуют с духовным уничижением. Смирение перед Богом производит повиновение, так же как гордость производит возмущение. Поэтому смирение неизбежно ведет к христианской практике.
7) Духовные эмоции приводят к христианской практике, потому что им сопутствует изменение человеческой природы. Люди не могут изменить свои действия и поступки без изменения своей природы. До тех пор пока дерево не станет хорошим, его плоды также не будут хорошими. Если необращенный человек пытается жить христианской жизнью, он действует вопреки своей грешной природе. Это все равно что кидать камень вверх. Природа, в конце концов, побеждает, и камень снова падает вниз. Однако, если мы получаем новую небесную природу во Христе, тогда, естественно, мы будем жить новой жизнью до конца своих дней.
8) Духовные эмоции приводят к христианской практике, потому что содействуют христианскому духу. Все качества, которые я упоминал под этим заглавием — любовь, кротость, мир, прощение и сострадание, — отвечают заповедям, записанным на второй скрижали закона Божьего (последние шесть заповедей). Здесь в значительной степени объясняется, что такое христианская практика!
9) Духовные эмоции приводят к христианской практике, потому что смягчают сердце и им сопутствует христианская нежность духа. Мягкое сердце и нежный дух истинного христианина делают его болезненно чувствительным к греху. Это, естественно, оказывает влияние на его образ жизни.
10) Духовные эмоции приводят к христианской практике, потому что имеют превосходную гармонию и баланс.
Гармония и баланс духовных эмоций производят надлежащее повиновение Богу. Христианин не будет подчиняться одним Божьим повелениям, но игнорировать другие. Он твердо стоит на том, чтобы сохранять святость во всех сферах своей жизни, при любых обстоятельствах и во все времена.
-
Духовные эмоции приводят к христианской практике, потому что производят сильное стремление к большей святости. Если читатель вернется к гл. 11, он увидит что это действительно так. Сильное стремление к большей святости не может привести к отсутствию христианской практики!
Из этого становится ясно, что христианская практика является характерной особенностью истинного обращения. И если сказать больше, христианская практика является наиболее важным из всех признаков и показателей обращения как для самого верующего, так и для других людей.
Я хотел бы следующие две главы посвятить этой теме, чтобы мы имели надлежащее понимание этого вопроса.