Все наши эмоции оказывают воздействие на наше тело. Это происходит из-за тесного внутреннего единения между телом и душой, плотью и духом. В таком случае неудивительно, что сильные эмоции оказывают воздействие на тело. Однако такие эмоции могут быть как естественного, так и духовного происхождения. Физические проявления не указывают, является переживание естественным или истинно духовным.
Духовные эмоции, когда они сильные и глубокие, конечно же, могут производить сильные физические изменения. Псалмопевец говорит: «Сердце мое и плоть моя восторгаются к Богу живому» (Пс. 83:3). Здесь имеет место явное различие между сердцем и плотью. Духовное переживание Давида воздействовало как на то, так и на другое. Еще он говорит: «Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя» (Пс. 62:2). Здесь также можно видеть ясное различие между душой и плотью.
Пророк Аввакум говорит о том, как чувство Божьего величия овладевало его телом: «Я услышал — и вострепетала внутренность моя; при вести о сем задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною» (Авв. 3:16). То же самое мы находим в псалмах: «Трепещет от страха Твоего плоть моя» (Пс. 118:120).
В Писании рассказывается об откровениях Божьей славы, которые вызывали сильные физические проявления у тех, кто видел эти откровения. Например, в Книге Пророка Даниила мы читаем: «...Но во мне не осталось крепости и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости» (Дан. 10:8). А вот как апостол Иоанн реагировал на видение Христа: «И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый» (Отк. 1:17). Было бы неправильным сказать, что здесь имели место скорее внешние и видимые откровения Божьей славы, чем духовные. Внешняя слава была признаком духотой славы Бога. Даниил и Иоанн понимали это. Внешняя слава поражала их не только своим великолепием, но она именно потому их поражала, что являлась признаком безграничной духовной славы Бога. Было бы не умно заявлять, что в наши дни Бог никогда не показывает верующим духовных видений Своей красоты и величия, способных оказывать подобное воздействие на тело.
С другой стороны, телесные проявления не доказывают, что эмоции, порождающие эти эффекты, являются духовными. Сильные эмоции, которые не носят истинно духовного характера, тоже могут оказывать сильное воздействие на тело. Поэтому мы не можем ссылаться на телесные эффекты как на доказательство того, что наше переживание исходит от Бога. Нам следует как-то по-другому испытывать природу наших эмоций*.
Примечание
*Эдвардс почти полностью посвящает эту главу доказательству, что духовные эмоции могут оказывать сильное воздействие на тело (это не значит, что они всегда или обычно оказывают такое воздействие). Мы должны помнить, что он писал свой труд в обстановке одного из величайших духовных пробуждений, известных в истории Церкви, когда люди были склонны впадать в экстаз, плакать и трястись от той силы, которая исходила от проповеди Слова Божьего. Эдвардс всячески старался доказать, что это было истинное возрождение, вопреки утверждению, что такие телесные проявления — это не возрождение, а просто истерия. Возможно, в наше время (которое в данный момент не является временем духовного возрождения) Эдвардс мог перенести акцент на то, что физические проявления на богослужении совершенно не гарантируют, что служение истинно духовное или что Святой Дух присутствует здесь в этот момент! — Н. Р. Н.