Logo
Подлинное переживание

Джонатан Эдвардс

Подлинное переживание

СКАЧАТЬ КНИГУ В ФОРМАТЕ:

.pdf .doc

Духовные эмоции порождаются красотой духовных вещей, а не нашим эгоизмом

Глава 2

Предисловие
Введение
Часть 1 Природа эмоций и их важность в христианстве
Глава 1 Несколько замечаний по поводу эмоций
Глава 2 Что такое эмоции?
Глава 3 Истинная духовность заключается главным образом в эмоциях
Глава 4 Различные эмоции
Глава 5 Итог истинной духовности — любовь
Глава 6 Давид, Павел, Иоанн и Христос как примеры святой эмоции
Глава 7 Эмоции на небесах
Глава 8 Эмоции и наши духовные обязанности
Глава 9 Эмоции ожесточение сердца
Глава 10 Уроки из вышесказанного
Часть 2 Проявления, которые НЕ доказывают, что наши эмоции исходят из истинных переживаний спасения
Глава 10 Вступительные замечания
Глава 1 Бурные и яркие эмоции не доказывают ни духовного, ни плотского их происхождения
Глава 2 Если наши эмоции оказывают сильное воздействие на наше тело, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения
Глава 3 Если наши эмоции порождают большое желание говорить о духовных вещах, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения
Глава 4 Если эмоции не являются результатом наших усилий, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения
Глава 5 Если наши эмоции вызваны стихом из Библии, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения
Глава 6 Если создается впечатление, что в наших эмоциях присутствует любовь, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения
Глава 7 Если наши эмоции разнообразны по своему характеру, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения
Глава 8 Если эмоции утешения и радости следуют в определенном порядке, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения
Глава 9 Если наши эмоции заставляют нас тратить много времени на внешние элементы богослужения, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения
Глава 10 Если наши эмоции побуждают нас прославлять Бога своими устами, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения
Глава 11 Если наши эмоции порождают уверенность в спасении, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения
Глава 12 Мы не можем сказать, являются эмоции человека духовными или плотскими, только потому, что он трогательно их описывает
Часть 3 Отличительные признаки истинно духовных эмоций
Глава 12 Вступительные замечания
Глава 1 Истинные духовные эмоции возникают в результате сверхъестественных и божественных воздействий на сердце человека
Глава 2 Духовные эмоции порождаются красотой духовных вещей, а не нашим эгоизмом
Глава 3 Основанием для духовных эмоций служит моральное превосходство духовных вещей
Глава 4 Духовные эмоции — результат духовного понимания
Глава 5 Духовные эмоции убеждают в реальности духовных вещей
Глава 6 Духовным эмоциям сопутствует духовное уничижение
Глава 7 Духовным эмоциям сопутствует изменение естества
Глава 8 Истинные духовные эмоции отличаются от фальшивых тем, что они возбуждают в человеке присущий Христу дух любви, кротости, мира, прощения и милосердия
Глава 9 Истинные духовные эмоции смягчают сердце и соседствуют с христианской нежностью духа
Глава 10 Истинно духовные эмоции, в отличие о фальшивых, имеют превосходную гармонию и баланс
Глава 11 Истинно духовные эмоции производят сильное стремление к большей святости, в то время как фальшивые эмоции совершенно не способствуют духовному росту
Глава 12 Христианская практика является плодом истинно духовных эмоций
Глава 13 Христианская практика является главным признаком искренности обращенного человека
Глава 14 Христианская практика для собственной совести человека является верным признаком обращения
Глава 14 Заключение

Я не исключаю полностью того факта, что наши эмоции могут порождаться нашим эгоизмом, однако это отходит на второй план. Главным объектом духовных эмоций является превосходство и красота духовных вещей самих по себе, а не их зависимость от нашего эгоизма.

Некоторые люди говорят, что всякая любовь порождает­ся себялюбием. Они утверждают, что и любовь к Богу невоз­можна без себялюбия, лежащего в основе этой любви. Со­гласно их утверждениям, кто бы ни любил Бога и ни стре­мился к общению с Ним и Его прославлению, желает этих вещей только ради собственного счастья. И таким образом жажда собственного счастья (себялюбие) лежит в основе любви к Богу. Однако те, кто так говорит, должны задать себе вопрос, почему человек кладет собственное счастье в основу общения с Богом и прославления Бога. Эго, безус­ловно, результат любви к Богу. Перед тем как человек будет расценивать общение с Богом и прославление Бога как свое счастье, он должен полюбить Бога.

Конечно, бывает, когда любовь одного человека к друго­му проистекает из себялюбия. Такое происходит, если лю­бовь к человеку возникает из-за какого-нибудь одолжения, которое он делает нам, или из-за какого-нибудь подарка, который он нам преподносит. В этом случае в основе любви к другому человеку, конечно же, лежит себялюбие. Но это абсолютно не похоже на любовь, основанную на качествах человека, прекрасных и привлекательных самих по себе.

Любовь к Богу, в высшей степени порожденная нашим себялюбием, не может быть духовной по своей природе. Себялюбие — это исключительно естественный принцип. Он присутствует как в сердце демонов, так и в сердце ангелов.

Так что все, возникающее просто на почве эгоизма, не мо­жет быть духовным. Христос говорит об этом в Лк. 6:32: «Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят».

Самое веское основание для любви к Богу — это вели­чайшая красота Его сущности. Это единственно разумная вещь, в которую можно верить. В основном человека или какое-нибудь творение делает привлекательным его превос­ходство над нами. Так же, несомненно, обстоит дело и с Бо­гом. Божья сущность бесконечно прекрасна, она сама по себе является бесконечной красотой, сиянием и славой. Как мы можем должным образом любить Божьи превосходство и красоту, если мы не любим их ради них самих? Люди, чья любовь к Богу основывается на Его «полезности» им, начи­нают не с того конца. Они рассматривают Бога только с точ­ки зрения своего эгоизма. Они не в состоянии оценить бес­конечную славу Божьей сущности, которая является источ­ником всякой доброты и красоты.

Естественное себялюбие может производить в людях много эмоций по отношению к Богу и Христу, и это не име­ет ничего общего с восхищением красотой и славой Боже­ственной сущности. Например, себялюбие может произво­дить исключительно естественную благодарность к Богу. Это может происходить из-за ошибочных понятий о Боге, будто Он является самой любовью и милостью, не воздаю­щей никому по справедливости. Или будто Бог обязан лю­бить человека за его достоинства. На основании этих вещей люди могут любить Бога, сотворенного их воображением, и не питать совершенно никакой любви к истинному Богу.

Еще себялюбие может производить любовь к Богу из-за отсутствия в человеке сознания своей греховности. У неко­торых людей отсутствует чувство отвращения к греху и представление о бесконечном святом противостоянии Бога греху. Они думают, что Божьи стандарты не выше их стан­дартов! Таким образом, они хорошо ладят с Богом и чувст­вуют к Нему что-то вроде любви, однако любят воображае­мого, а не настоящего Бога. У других людей себялюбие про­изводит что-то вроде любви к Богу только за то, что они получили материальное благословение от Его провидения. В этой любви также нет ничего духовного!

Кроме того, некоторые чувствуют сильную любовь к Богу, потому что верят, что Он любит их. Пережив большое несчастье и испытав страх перед адом, они начинают верить, что Бог любит их, что Он простил их грехи и усыновил их, сделав Своими детьми. Это может произойти, после того как они увидят нечто в своем воображении или услышат голос, говорящий с ними или общающийся с ними каким-нибудь иным образом, не соответствующим Писанию. И если вы спросите этих людей, является ли Бог прекрасным и пре­восходным Сам по Себе, они вполне могут ответить утвер­дительно. Однако правда заключается в том, что свое хоро­шее мнение о Боге они демонстрируют в ответ на большие благословения, которые, как им представляется, они полу­чили от Него. Они позволяют Богу быть прекрасным Са­мим по Себе только за то, что Он простил и принял их, за то, что Он так сильно любит их и пообещал взять их на небо. Им легко любить Бога и говорить, что Он прекрасен, когда они сами в это верят. Для эгоиста прекрасно все, что содейст­вует его эгоизму.

Истинная христианская любовь к Богу возникает у хрис­тиан совсем по-другому. С настоящими христианами не про­исходит так, что они сначала видят, что Бог любит их, и уже после этого узнают, что Он прекрасен. Они в первую оче­редь видят красоту Бога и превосходство и славу Христа. Их сердца пленяются в первую очередь этими качествами Бога, и главным образом за эти качества они начинают лю­бить Бога. Истинная любовь начинается с Бога и пребывает на Нем ради Него Самого. Себялюбие человека начинается с самого себя, и такой человек любит Бога только в своих интересах.

Тем не менее, я не хотел бы, чтобы кто-то думал, что вся­кая благодарность к Богу за Его благословения — это лишь естественное проявление эгоизма. Существует такое поня­тие, как духовная благодарность. Истинная духовная бла­годарность отличается от эгоистичной благодарности сле­дующим образом:

1) Истинная благодарность к Богу проистекает из люб­ви к Нему просто за то, что Он — Бог. Очень часто христиа­нин видит славу Бога, и его сердце пленяется этим, оно смягчается и становится очень чувствительным, когда этот славный Бог оказывает ему милости и благословляет его. Я могу привести пример из человеческой жизни. Если чело­век не испытывает никакой любви к другому человеку, он тем не менее может быть ему благодарен за какое-нибудь доб­рое дело, которое тог сделал для него. Однако все обстоит иначе, если человек испытывает благодарность к любимому другу, к которому его сердце уже чувствовало огромную при­вязанность. Когда наши друзья помогают нам, это усиливает ту любовь, которую мы уже испытывали к ним. Подобным образом любовь к Богу за Его великолепие и славу заставля­ет нас еще сильнее любить этого великого Бога, когда Он да­рует нам Свои благословения. Так что мы не можем полнос­тью исключить присутствие эгоизма в духовной благодарно­сти. «Я радуюсь, что Господь услышал голос мой, моление мое; приклонил ко мне ухо Свое, и потому буду призывать Его во все дни мои» (Пс. 114:1,2). Основанием для нашей благодарности к Богу за то, что Он для нас делает, должна быть наша любовь к Нему просто за то, Кем Он является.

2) При духовной благодарности Божья милость волнует сердце человека не потому, что Бог благословляет его, а по­тому, что эта милость является частью славы и великоле­пия самой сущности Бога. Несравнимая благодать, которую Бог открыл Своим делом искупления и которая воссияла в лице Христа, несет бесконечную славу сама по себе. Хрис­тианин видит эту славу и радуется в ней. Его личный инте­рес к делу Христа, как грешника, нуждающегося в спасении, помогает ему сосредоточить на этом свой ум. Божья милость, действующая для его искупления, заставляет христианина больше обращать внимание на славную Божью сущность, в основе которой лежит милость. Так что эгоизм способству­ет духовному размышлению.

Некоторые люди могут возразить против всего, что я ска­зал, процитировав 1 Ин. 4:19: «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас». Они думают, что это значит, что любить Бога побуждает нас, в первую очередь, наше зна­ние о Божьей любви к нам. Я с этим не согласен. Думаю, Иоанн имеет в виду здесь нечто совсем другое. Он имеет в виду, что наша любовь к Богу — это то, что Бог вкладывает в наше сердце как знак Его любви к нам. Мы любим Его, пото­му что Он милостиво располагает наше сердце любить Его. И Он делает это из-за Своей безвозмездной и суверенной любви к нам, благодаря которой Он избирает нас, чтобы мы навечно сделались Его возлюбленными. В этом смысле мы будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас. Это все равно что сказать: «Мы спасены, потому что Он возлю­бил нас, когда мы еще не любили Его».

Должен признать, есть и другие аспекты нашей любви к Богу, в ответ на Его любовь к нам, но они относятся к духов­ной любви к Богу, а не просто эгоистической. Например, Божья любовь к грешникам в Иисусе Христе является од­ним из основные откровений Его выдающегося морального совершенства. Таким образом, любовь Бога к нам пробуж­дает в нас любовь к Его моральному совершенству. Кроме того, Божья любовь к конкретно избранному Им человеку, открывшаяся в обращении этого человека, — это величай­шее проявление Славы Божьей по отношению к обращен­ному, что пробуждает в человеке святую духовную благо­дарность, как это объясняется выше. Таким образом, мы лю­бим Бога святой и духовной любовью, потому что Он прежде возлюбил нас. Почему бы нам не допустить, что это скорее та любовь к Богу, о которой говорится в 1 Ин. 4:19, чем про­сто эгоистическая любовь?

До сих пор я рассматривал любовь христианина к Богу. То, что я сказал, в равной степени относится и к радости и удовольствию христианина в Боге. Духовное удовольствие в Боге порождается главным образом красотой и совершен­ством Бога, а не благословениями, которые Он дарует нам. Даже путь спасения через Христа внушает восхищение, по­тому что он является выдающейся демонстрацией Божьего совершенства. Конечно, христианин радуется, что Христос — его личный Спаситель. Тем не менее это не самая веская причина для его радости.

Насколько же по-иному дело обстоит с фальшивыми хри­стианами! Когда они слышат о любви Бога, выразившейся в том, что Он послал на землю Своего Сына, о любви Хрис­та, выразившейся в Его смерти за грешников, и о величай­ших благословениях, которые Христос приобрел для Свое­го народа и пообещал их ему, они могут испытывать боль­шое удовольствие и чувствовать ободрение. Однако если вы вникните в их радость, то увидите, что они радуются тому, что эти благословения принадлежат им, что все это возве­личивает их. Они даже могут восхищаться учением о спасе­нии, потому что оно льстит их себялюбию, ибо считают себя фаворитами небес! На самом деле их радость — это радость в самих себе, а не в Боге.

Итак, во всех радостях фальшивых христиан их взоры обращены на самих себя. Их ум занят собственными пере­живаниями, а не славой Бога или красотой Христа. Они все время думают: «Какое хорошее переживание! Какие пре­красные откровения я получаю! Какую поучительную ис­торию я могу рассказать людям!» Своими переживаниями они подменяют Христа. Вместо того чтобы радоваться в красоте и полноте Христа, они радуются в своих замечатель­ных переживаниях. И это видно по их разговорам. Они очень любят говорить о себе. Когда истинный христианин чувству­ет духовный подъем, он любит разговаривать о Боге, о Хри­сте и о славных евангельских истинах. Фальшивые же хри­стиане говорят только о себе, о своих чудесных переживани­ях, о том, как они уверены, что Бог их любит, о том, что их душа находится в безопасности, о своей уверенности, что они попадут на небо.


Предисловие
Введение
Часть 1 Природа эмоций и их важность в христианстве
Глава 1 Несколько замечаний по поводу эмоций
Глава 2 Что такое эмоции?
Глава 3 Истинная духовность заключается главным образом в эмоциях
Глава 4 Различные эмоции
Глава 5 Итог истинной духовности — любовь
Глава 6 Давид, Павел, Иоанн и Христос как примеры святой эмоции
Глава 7 Эмоции на небесах
Глава 8 Эмоции и наши духовные обязанности
Глава 9 Эмоции ожесточение сердца
Глава 10 Уроки из вышесказанного
Часть 2 Проявления, которые НЕ доказывают, что наши эмоции исходят из истинных переживаний спасения
Глава 10 Вступительные замечания
Глава 1 Бурные и яркие эмоции не доказывают ни духовного, ни плотского их происхождения
Глава 2 Если наши эмоции оказывают сильное воздействие на наше тело, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения
Глава 3 Если наши эмоции порождают большое желание говорить о духовных вещах, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения
Глава 4 Если эмоции не являются результатом наших усилий, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения
Глава 5 Если наши эмоции вызваны стихом из Библии, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения
Глава 6 Если создается впечатление, что в наших эмоциях присутствует любовь, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения
Глава 7 Если наши эмоции разнообразны по своему характеру, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения
Глава 8 Если эмоции утешения и радости следуют в определенном порядке, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения
Глава 9 Если наши эмоции заставляют нас тратить много времени на внешние элементы богослужения, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения
Глава 10 Если наши эмоции побуждают нас прославлять Бога своими устами, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения
Глава 11 Если наши эмоции порождают уверенность в спасении, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения
Глава 12 Мы не можем сказать, являются эмоции человека духовными или плотскими, только потому, что он трогательно их описывает
Часть 3 Отличительные признаки истинно духовных эмоций
Глава 12 Вступительные замечания
Глава 1 Истинные духовные эмоции возникают в результате сверхъестественных и божественных воздействий на сердце человека
Глава 2 Духовные эмоции порождаются красотой духовных вещей, а не нашим эгоизмом
Глава 3 Основанием для духовных эмоций служит моральное превосходство духовных вещей
Глава 4 Духовные эмоции — результат духовного понимания
Глава 5 Духовные эмоции убеждают в реальности духовных вещей
Глава 6 Духовным эмоциям сопутствует духовное уничижение
Глава 7 Духовным эмоциям сопутствует изменение естества
Глава 8 Истинные духовные эмоции отличаются от фальшивых тем, что они возбуждают в человеке присущий Христу дух любви, кротости, мира, прощения и милосердия
Глава 9 Истинные духовные эмоции смягчают сердце и соседствуют с христианской нежностью духа
Глава 10 Истинно духовные эмоции, в отличие о фальшивых, имеют превосходную гармонию и баланс
Глава 11 Истинно духовные эмоции производят сильное стремление к большей святости, в то время как фальшивые эмоции совершенно не способствуют духовному росту
Глава 12 Христианская практика является плодом истинно духовных эмоций
Глава 13 Христианская практика является главным признаком искренности обращенного человека
Глава 14 Христианская практика для собственной совести человека является верным признаком обращения
Глава 14 Заключение

Другие наши сайты: