Logo
Подлинное переживание

Джонатан Эдвардс

Подлинное переживание

СКАЧАТЬ КНИГУ В ФОРМАТЕ:

.pdf .doc

Истинные духовные эмоции возникают в результате сверхъестественных и божественных воздействий на сердце человека

Глава 1

Предисловие
Введение
Часть 1 Природа эмоций и их важность в христианстве
Глава 1 Несколько замечаний по поводу эмоций
Глава 2 Что такое эмоции?
Глава 3 Истинная духовность заключается главным образом в эмоциях
Глава 4 Различные эмоции
Глава 5 Итог истинной духовности — любовь
Глава 6 Давид, Павел, Иоанн и Христос как примеры святой эмоции
Глава 7 Эмоции на небесах
Глава 8 Эмоции и наши духовные обязанности
Глава 9 Эмоции ожесточение сердца
Глава 10 Уроки из вышесказанного
Часть 2 Проявления, которые НЕ доказывают, что наши эмоции исходят из истинных переживаний спасения
Глава 10 Вступительные замечания
Глава 1 Бурные и яркие эмоции не доказывают ни духовного, ни плотского их происхождения
Глава 2 Если наши эмоции оказывают сильное воздействие на наше тело, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения
Глава 3 Если наши эмоции порождают большое желание говорить о духовных вещах, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения
Глава 4 Если эмоции не являются результатом наших усилий, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения
Глава 5 Если наши эмоции вызваны стихом из Библии, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения
Глава 6 Если создается впечатление, что в наших эмоциях присутствует любовь, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения
Глава 7 Если наши эмоции разнообразны по своему характеру, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения
Глава 8 Если эмоции утешения и радости следуют в определенном порядке, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения
Глава 9 Если наши эмоции заставляют нас тратить много времени на внешние элементы богослужения, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения
Глава 10 Если наши эмоции побуждают нас прославлять Бога своими устами, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения
Глава 11 Если наши эмоции порождают уверенность в спасении, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения
Глава 12 Мы не можем сказать, являются эмоции человека духовными или плотскими, только потому, что он трогательно их описывает
Часть 3 Отличительные признаки истинно духовных эмоций
Глава 12 Вступительные замечания
Глава 1 Истинные духовные эмоции возникают в результате сверхъестественных и божественных воздействий на сердце человека
Глава 2 Духовные эмоции порождаются красотой духовных вещей, а не нашим эгоизмом
Глава 3 Основанием для духовных эмоций служит моральное превосходство духовных вещей
Глава 4 Духовные эмоции — результат духовного понимания
Глава 5 Духовные эмоции убеждают в реальности духовных вещей
Глава 6 Духовным эмоциям сопутствует духовное уничижение
Глава 7 Духовным эмоциям сопутствует изменение естества
Глава 8 Истинные духовные эмоции отличаются от фальшивых тем, что они возбуждают в человеке присущий Христу дух любви, кротости, мира, прощения и милосердия
Глава 9 Истинные духовные эмоции смягчают сердце и соседствуют с христианской нежностью духа
Глава 10 Истинно духовные эмоции, в отличие о фальшивых, имеют превосходную гармонию и баланс
Глава 11 Истинно духовные эмоции производят сильное стремление к большей святости, в то время как фальшивые эмоции совершенно не способствуют духовному росту
Глава 12 Христианская практика является плодом истинно духовных эмоций
Глава 13 Христианская практика является главным признаком искренности обращенного человека
Глава 14 Христианская практика для собственной совести человека является верным признаком обращения
Глава 14 Заключение

Новый Завет называет христиан духовными людьми. Они противопоставляются просто душевным людям. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием: и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем» (1 Кор. 2:14,15). Также здесь сравниваются духовные и плот­ские люди. «И я не мог говорить с вами, братия, как с духов­ными, но как с плотскими» (т. е. с теми, которые в большей степени были людьми не освященными; 1 Кор. 3:1). Слова «душевные» и «плотские» в этих стихах означают «не освя­щенные», не имеющие Духа. Слово «духовные» означает «освященные» Святым Духом.

Писание называет христиан духовными, а также оно на­зывает и присущие им определенные качества и принципы. Мы читаем о «помышлениях духовных» (Рим. 8:6,7), «ра­зумении духовном» (Кол. 1:9) и о «духовном благослове­нии» (Еф. 1:3).

Слово «духовный» во всех этих словах не относится к духу человека. Качество не является духовным только по­тому, что оно присутствует в духе человека, противополож­ном его плоти. Писание называет некоторые качества «плот­скими», даже если они присутствуют и в духе человека. На­пример, Павел говорит о гордости, самодовольстве и вере в собственную мудрость как о «плотских» вещах (Кол. 2:18), хотя все они присутствуют в духе человека.

В Новом Завете слово «духовный» относится к Свято­му Духу, третьей Личности Троицы. Христиане являются духовными, потому что они рождаются от Духа Божьего и потому что Этот Дух живет в них. Духовным является то, что имеет отношение к Святому Духу: «Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изу­ченными от Духа Святого, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» (1 Кор. 2:13,14).

Бог дает Своего Духа истинным христианам, чтобы Он жил в них и воздействовал на их сердце как источник жиз­ни и деятельности. Павел говорит, что христиане живут Христом, живущим в них (Гал. 2:20). Христос Своим Ду­хом не только находится в них, но и живет в них; они жи­вут Его жизнью. Христиане не только пьют живую воду, но эта живая вода становится в них источником воды, текущей в жизнь духовную и вечную (Ин. 4:14). Сок истинной ви­ноградной лозы наполняет их не просто как чашу, а как жи­вые ветви этой лозы, и там этот сок становится источником жизни (Ин. 15:5). Писание называет христиан «духовными», потому что Бог таким образом объединяет Свой Дух с ними.

Дух Божий может воздействовать, и воздействует, на душевных людей (см.: Чис. 24:2; 1 Цар. 10:10; Евр. 6:4-6). Однако в этих случаях Бог не дает Своего Духа как источник духовной жизни. Не может быть никакого единения между Божьим Духом и душевным человеком. Могу проиллюстри­ровать это следующим образом. Свет может светить на чер­ный объект, но если при этом объект не начинает светиться сам, никто не назовет его светящимся объектом. Так что ког­да Дух Божий только воздействует на душу, но не становится источником духовной жизни внутри нее, эта душа не стано­вится духовной.

Главная причина, почему Писание называет христиан и их добродетели «духовными», такова: деятельность Свято­го Духа внутри христиан дает результаты, которые полнос­тью согласуются с истинной природой Самого Святого Духа.

Святость является природой Духа Божьего, поэтому Писание называет Его Святым Духом. Святость — это кра­сота и прелесть божественной природы, это сущность Свя­того Духа, также как тепло — это природа огня. Этот Свя­той Дух живет в сердцах христиан в качестве источника жизни, действуя в них и отдавая им Себя в Своей чудной божественной природе святости. Он делает так, чтобы душа участвовала в духовной красоте Бога и радости Христа. Та­ким образом, верующий имеет общение с Отцом и Сыном в Святом Духе. Так что духовная жизнь в сердце верующего такая же по природе, как и святость Самого Бога, только бесконечно ниже в степени проявления. Это как свет солн­ца, отражающийся в бриллианте. Яркость бриллианта та­кая же по природе, как и яркость солнца, однако она гораз­до слабее в степени проявления. Это то, о чем Христос гово­рит в Ин. 3:6: «Рожденное от Духа есть дух». Новая природа, которую творит Святой Дух, та же по своему естеству, что и Святой Дух, Который сотворил ее, поэтому Писание назы­вает ее духовной природой.

Дух совершает такую работу только в истинных христиа­нах. Описывая мирских людей, Иуда говорит о них: «не име­ющие духа» (Иуд. 19). Павел говорит, что только истинные христиане имеют Святого Духа внутри себя: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9). Согласно Иоанну, присутствие Святого Духа в человеке является вер­ным признаком пребывания человека во Христе: «Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего» (1 Ин. 4:13). В противоположность этому, душевный человек не имеет духовных переживаний, гово­рить о таких вещах для него было бы безумием, ибо он не зна­ет, что это такое. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2:14). Сам Иисус учил, что неверующий мир не знает Святого Духа: «Духа истины, Которого мир не может при­нять, потому что не видит Его и не знает Его» (Ин. 14:17).

Совершенно очевидно, что эффекты, которые Святой Дух производит в истинных христианах, отличаются от чего бы то ни было, что могут производить люди своими сила­ми. Я это имел в виду, когда сказал, что истинные духовные эмоции возникают в результате сверхъестественных воздейст­вий на сердце человека.

Из этого следует, что христиане имеют новое восприя­тие и ощущение в своем уме, которое совершенно отличает­ся по своей природе от всего, что они переживали до своего обращения. Это, так сказать, новое духовное чувство по отношению к духовным вещам. Это чувство отличается от любого естественного чувства так же, как чувство вкуса отличается от чувств зрения, слуха, обоняния и осязания. При помощи этого нового духовного чувства христианин воспринимает нечто совершенно отличное от того, что вос­принимает душевный человек. Это отличие подобно разным ощущениям тех, кто просто смотрит на мед, и тех, кто про­бует его на вкус и ощущает на языке его сладость. Вот поче­му в Писании работа Святого Духа по возрождению греш­ника часто сравнивается с тем, как дается новое чувство: зрение — слепым, слух — глухим. И так как это духовное чувство более благородное и превосходное, чем какое-либо другое, то Писание сравнивает этот процесс с воскресением мертвых и новым творением.

Многие люди путают это новое духовное чувство с вооб­ражением, но оно коренным образом отличается от него. Воображение — это способность, которой обладают все люди. Оно дает нам возможность представлять образы, зву­ки, запахи и другие вещи, даже когда они отсутствуют. Люди путают воображение с этим духовным чувством следующим образом. У некоторых людей в воображении возникают об­разы большого города, и они считают это духовным откро­вением славы Божьей. У некоторых возникают яркие обра­зы Христа, истекающего кровью на кресте, и они считают это духовным образом распятого Христа. Некоторые видят улыбающегося им Христа с распростертыми объятиями и считают это откровением благодати и любви Христовой. Еще у некоторых возникают образы небес и Христа, воссе­дающего на троне среди сияющих ангелов и святых. И они считают это видением небес, открытых для них. Некоторые слышат звуки и голоса, которые, как им кажется, цитируют им Писание, и они считают, что слышат голос Христа в сво­ем сердце или получают свидетельство Святого Духа.

Однако эти переживания не носят духовного или боже­ственного характера. Это просто воображаемые образы вне­шних вещей: света, человека, креста, трона и голоса. Эти воображаемые образы не являются духовными по природе своей. Воображение душевного человека может рисовать яркие образы, имеющие формы, цвета и звуки. Воображае­мый образ внешнего сияния и славы Божьей ничем не луч­ше образа внешней славы Христа, который миллионы осуж­денных грешников увидят в День Суда. Мысленный образ Христа на кресте ничем не лучше того, что видели неверую­щие иудеи, которые стояли вокруг креста и видели Христа своими физическими глазами. Подумайте об этом. Чем изоб­ражение Христа, нарисованное в воображении человека, лучше того образа Христа, который католики имеют на сво­их росписях, а также Его статуй? И лучше ли эмоции, по­рождаемые этими воображаемыми образами, тех чувств, которые испытывают верующие, поклоняясь этим изобра­жениям и статуям?

Эти воображаемые образы так далеки от духовной при­роды, что сатана может очень легко их вызывать. Если он может вызывать у людей определенные мысли, он может вызывать и образы. Из Ветхого Завета мы знаем, что лож­ные пророки имели сны и видения от фальшивых духов (см.: Втор. 13:1-3; 3 Цар. 22:21-23; Ис. 28:7; Иез. 13:1-9; Зах. 13:2-4). И если сатана может внушать уму эти вообра­жаемые образы, то они не могут свидетельствовать о дея­тельности Бога.

Даже если бы Бог вызвал эти образы в чьем-то уме, это не будет доказательством спасения этого человека. Писание нам ясно показывает это на примере Валаама. Бог вызвал в уме Валаама ясный и живой образ Иисуса Христа как звез­ду, восходящую от Иакова, и жезл, восстающий от Израи­ля. Валаам так описал это переживание: «Говорит слыша­щий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего, ко­торый видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его. Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близ­ко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израи­ля» (Чис. 24:16,17). Валаам видел Христа в видении, одна­ко он не имел духовного знания о Христе. Несмотря на этот образ, вызванный Богом в его уме, Валаам не был спасен­ным человеком.

Эмоции, вызванные мысленными образами, не являют­ся духовными. Духовные эмоции могут вызвать эти обра­зы и у слабоумных людей, но мысленные образы не могут пробудить духовных эмоций. Только духовные причины могут вызвать духовные эмоции, а именно Святой Дух, да­ющий нам духовное понимание духовной истины. Однако умственное представление образа или голоса не является духовным по своей природе. Это нечто такое, что верующие и неверующие могут одинаково переживать, так как вооб­ражение — это естественная способность, общая для всех. Тем не менее, неудивительно, что воображаемые религиоз­ные образы очень сильно пробуждают естественные эмо­ции. Чего еще можно ждать, когда человек, которого посе­щают эти образы, верит, что они являются божественными откровениями и знаками Божьего благоволения? Конечно же, это крайне возбуждает его психику!

Тут будет вполне уместно сказать кое-что о свидетель­стве Святого Духа духу нашему о том, что мы — дети Божьи (Рим. 8:16). Я нахожу, что многие неправильно понимают этот стих. Они думают, что свидетельство Святого Духа — это непосредственное откровение того факта, что мы явля­емся детьми Божьими, усыновленными Им. Как будто бы Бог говорил с ними при помощи внутреннего голоса или образа, убеждая их, что Он — их Отец.

Слово «свидетельствует» сбивает с толку этих людей и заставляет их так думать. Когда в Писании говорится, что Бог «свидетельствует», они полагают, что это должно озна­чать, что Бог непосредственно объявляет или открывает ис­тину. Однако если глубже вникнуть в то, что говорит Писа­ние, станет понятно, что такое суждение не является пра­вильным. Под словом «свидетельство» Новый Завет часто подразумевает подтверждение истинности чего-либо. На­пример, в Евр. 2:4 мы читаем: «...При засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого». Эти знамения, чудеса и дары называются «засвидетельствованием» от Бога не потому, что они были объявлением чего-либо, а потому, что они были подтверждениями и доказательствами. Еще в своем первом послании Иоанн говорит, что «вода и кровь» свидетельству­ют (5:8). Вода и кровь не объявляли что-либо, а подтверж­дали. Божьи благодеяния в виде дождей и времен плодонос­ных «свидетельствовали» о Нем, т. е. подтверждали Его су­ществование (Деян. 14:17).

Когда Павел говорит о Святом Духе, свидетельствующем духу нашему, что мы — дети Божьи, он не имеет в виду, что Святой Дух дает нам какие-то сверхъестественные указания или откровения. Предыдущие стихи показывают, что Па­вел имеет в виду: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии; потому что вы не приняли духа рабства, что­бы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Ко­торым взываем: „Авва, Отче!“» (Рим. 8:14-16). Это значит, что Святой Дух дает нам подтверждение, что мы — дети Божьи, пребывая в нас, управляя нами и располагая нас ве­сти себя так по отношению к Богу, как дети должны вести себя по отношению к своему отцу.

Павел говорит о двух духах: духе рабства (т. е. страхе), и духе усыновления (т. е. любви). Дух рабства действует при помощи страха. Раб боится наказания, а любовь взы­вает: «Авва! Отче!» — и побуждает человека прийти к Богу и вести себя как Его дитя. В этой искренней любви к Богу верующий видит и чувствует единение своей души с Бо­гом. Таким образом он убеждается в том, что он — дитя Божье. Так что свидетельство Святого Духа — это не какой-нибудь духовный шепот или прямое откровение. Так Святой Дух воздействует на сердца верующих, побуждая их любить Бога, ненавидеть грех и добиваться святости. Или, как выражает это Павел: «Если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8:13).

Когда Павел говорит, что Святой Дух свидетельствует духу нашему, он имеет в виду, что мы своим духом получа­ем свидетельство от Духа Божьего. То есть наш дух прини­мает подтверждение нашего усыновления, которое Святой Дух производит в нас. Наш дух — это часть нас самих, кото­рую Писание называет сердцем (1 Ин. 3:19-21) и совестью (2 Кор. 1:12).

Ужасный вред наносит убеждение в том, что свидетель­ство Святого Духа является чем-то вроде внутреннего голоса, внушения или сообщения от Бога человеку, что Он его возлюбил, простил, избрал и т. д. Как много силь­ных, но фальшивых эмоций пробуждает это заблуждение! Боюсь, огромное множество людей отправилось в ад, буду­чи обманутыми этим заблуждением! Вот почему я так дол­го обсуждал эту тему.


Предисловие
Введение
Часть 1 Природа эмоций и их важность в христианстве
Глава 1 Несколько замечаний по поводу эмоций
Глава 2 Что такое эмоции?
Глава 3 Истинная духовность заключается главным образом в эмоциях
Глава 4 Различные эмоции
Глава 5 Итог истинной духовности — любовь
Глава 6 Давид, Павел, Иоанн и Христос как примеры святой эмоции
Глава 7 Эмоции на небесах
Глава 8 Эмоции и наши духовные обязанности
Глава 9 Эмоции ожесточение сердца
Глава 10 Уроки из вышесказанного
Часть 2 Проявления, которые НЕ доказывают, что наши эмоции исходят из истинных переживаний спасения
Глава 10 Вступительные замечания
Глава 1 Бурные и яркие эмоции не доказывают ни духовного, ни плотского их происхождения
Глава 2 Если наши эмоции оказывают сильное воздействие на наше тело, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения
Глава 3 Если наши эмоции порождают большое желание говорить о духовных вещах, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения
Глава 4 Если эмоции не являются результатом наших усилий, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения
Глава 5 Если наши эмоции вызваны стихом из Библии, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения
Глава 6 Если создается впечатление, что в наших эмоциях присутствует любовь, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения
Глава 7 Если наши эмоции разнообразны по своему характеру, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения
Глава 8 Если эмоции утешения и радости следуют в определенном порядке, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения
Глава 9 Если наши эмоции заставляют нас тратить много времени на внешние элементы богослужения, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения
Глава 10 Если наши эмоции побуждают нас прославлять Бога своими устами, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения
Глава 11 Если наши эмоции порождают уверенность в спасении, это не доказывает ни духовного, ни плотского их происхождения
Глава 12 Мы не можем сказать, являются эмоции человека духовными или плотскими, только потому, что он трогательно их описывает
Часть 3 Отличительные признаки истинно духовных эмоций
Глава 12 Вступительные замечания
Глава 1 Истинные духовные эмоции возникают в результате сверхъестественных и божественных воздействий на сердце человека
Глава 2 Духовные эмоции порождаются красотой духовных вещей, а не нашим эгоизмом
Глава 3 Основанием для духовных эмоций служит моральное превосходство духовных вещей
Глава 4 Духовные эмоции — результат духовного понимания
Глава 5 Духовные эмоции убеждают в реальности духовных вещей
Глава 6 Духовным эмоциям сопутствует духовное уничижение
Глава 7 Духовным эмоциям сопутствует изменение естества
Глава 8 Истинные духовные эмоции отличаются от фальшивых тем, что они возбуждают в человеке присущий Христу дух любви, кротости, мира, прощения и милосердия
Глава 9 Истинные духовные эмоции смягчают сердце и соседствуют с христианской нежностью духа
Глава 10 Истинно духовные эмоции, в отличие о фальшивых, имеют превосходную гармонию и баланс
Глава 11 Истинно духовные эмоции производят сильное стремление к большей святости, в то время как фальшивые эмоции совершенно не способствуют духовному росту
Глава 12 Христианская практика является плодом истинно духовных эмоций
Глава 13 Христианская практика является главным признаком искренности обращенного человека
Глава 14 Христианская практика для собственной совести человека является верным признаком обращения
Глава 14 Заключение

Другие наши сайты: