Новый Завет называет христиан духовными людьми. Они противопоставляются просто душевным людям. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием: и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем» (1 Кор. 2:14,15). Также здесь сравниваются духовные и плотские люди. «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими» (т. е. с теми, которые в большей степени были людьми не освященными; 1 Кор. 3:1). Слова «душевные» и «плотские» в этих стихах означают «не освященные», не имеющие Духа. Слово «духовные» означает «освященные» Святым Духом.
Писание называет христиан духовными, а также оно называет и присущие им определенные качества и принципы. Мы читаем о «помышлениях духовных» (Рим. 8:6,7), «разумении духовном» (Кол. 1:9) и о «духовном благословении» (Еф. 1:3).
Слово «духовный» во всех этих словах не относится к духу человека. Качество не является духовным только потому, что оно присутствует в духе человека, противоположном его плоти. Писание называет некоторые качества «плотскими», даже если они присутствуют и в духе человека. Например, Павел говорит о гордости, самодовольстве и вере в собственную мудрость как о «плотских» вещах (Кол. 2:18), хотя все они присутствуют в духе человека.
В Новом Завете слово «духовный» относится к Святому Духу, третьей Личности Троицы. Христиане являются духовными, потому что они рождаются от Духа Божьего и потому что Этот Дух живет в них. Духовным является то, что имеет отношение к Святому Духу: «Что и возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святого, соображая духовное с духовным. Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» (1 Кор. 2:13,14).
Бог дает Своего Духа истинным христианам, чтобы Он жил в них и воздействовал на их сердце как источник жизни и деятельности. Павел говорит, что христиане живут Христом, живущим в них (Гал. 2:20). Христос Своим Духом не только находится в них, но и живет в них; они живут Его жизнью. Христиане не только пьют живую воду, но эта живая вода становится в них источником воды, текущей в жизнь духовную и вечную (Ин. 4:14). Сок истинной виноградной лозы наполняет их не просто как чашу, а как живые ветви этой лозы, и там этот сок становится источником жизни (Ин. 15:5). Писание называет христиан «духовными», потому что Бог таким образом объединяет Свой Дух с ними.
Дух Божий может воздействовать, и воздействует, на душевных людей (см.: Чис. 24:2; 1 Цар. 10:10; Евр. 6:4-6). Однако в этих случаях Бог не дает Своего Духа как источник духовной жизни. Не может быть никакого единения между Божьим Духом и душевным человеком. Могу проиллюстрировать это следующим образом. Свет может светить на черный объект, но если при этом объект не начинает светиться сам, никто не назовет его светящимся объектом. Так что когда Дух Божий только воздействует на душу, но не становится источником духовной жизни внутри нее, эта душа не становится духовной.
Главная причина, почему Писание называет христиан и их добродетели «духовными», такова: деятельность Святого Духа внутри христиан дает результаты, которые полностью согласуются с истинной природой Самого Святого Духа.
Святость является природой Духа Божьего, поэтому Писание называет Его Святым Духом. Святость — это красота и прелесть божественной природы, это сущность Святого Духа, также как тепло — это природа огня. Этот Святой Дух живет в сердцах христиан в качестве источника жизни, действуя в них и отдавая им Себя в Своей чудной божественной природе святости. Он делает так, чтобы душа участвовала в духовной красоте Бога и радости Христа. Таким образом, верующий имеет общение с Отцом и Сыном в Святом Духе. Так что духовная жизнь в сердце верующего такая же по природе, как и святость Самого Бога, только бесконечно ниже в степени проявления. Это как свет солнца, отражающийся в бриллианте. Яркость бриллианта такая же по природе, как и яркость солнца, однако она гораздо слабее в степени проявления. Это то, о чем Христос говорит в Ин. 3:6: «Рожденное от Духа есть дух». Новая природа, которую творит Святой Дух, та же по своему естеству, что и Святой Дух, Который сотворил ее, поэтому Писание называет ее духовной природой.
Дух совершает такую работу только в истинных христианах. Описывая мирских людей, Иуда говорит о них: «не имеющие духа» (Иуд. 19). Павел говорит, что только истинные христиане имеют Святого Духа внутри себя: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим. 8:9). Согласно Иоанну, присутствие Святого Духа в человеке является верным признаком пребывания человека во Христе: «Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего» (1 Ин. 4:13). В противоположность этому, душевный человек не имеет духовных переживаний, говорить о таких вещах для него было бы безумием, ибо он не знает, что это такое. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор. 2:14). Сам Иисус учил, что неверующий мир не знает Святого Духа: «Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его» (Ин. 14:17).
Совершенно очевидно, что эффекты, которые Святой Дух производит в истинных христианах, отличаются от чего бы то ни было, что могут производить люди своими силами. Я это имел в виду, когда сказал, что истинные духовные эмоции возникают в результате сверхъестественных воздействий на сердце человека.
Из этого следует, что христиане имеют новое восприятие и ощущение в своем уме, которое совершенно отличается по своей природе от всего, что они переживали до своего обращения. Это, так сказать, новое духовное чувство по отношению к духовным вещам. Это чувство отличается от любого естественного чувства так же, как чувство вкуса отличается от чувств зрения, слуха, обоняния и осязания. При помощи этого нового духовного чувства христианин воспринимает нечто совершенно отличное от того, что воспринимает душевный человек. Это отличие подобно разным ощущениям тех, кто просто смотрит на мед, и тех, кто пробует его на вкус и ощущает на языке его сладость. Вот почему в Писании работа Святого Духа по возрождению грешника часто сравнивается с тем, как дается новое чувство: зрение — слепым, слух — глухим. И так как это духовное чувство более благородное и превосходное, чем какое-либо другое, то Писание сравнивает этот процесс с воскресением мертвых и новым творением.
Многие люди путают это новое духовное чувство с воображением, но оно коренным образом отличается от него. Воображение — это способность, которой обладают все люди. Оно дает нам возможность представлять образы, звуки, запахи и другие вещи, даже когда они отсутствуют. Люди путают воображение с этим духовным чувством следующим образом. У некоторых людей в воображении возникают образы большого города, и они считают это духовным откровением славы Божьей. У некоторых возникают яркие образы Христа, истекающего кровью на кресте, и они считают это духовным образом распятого Христа. Некоторые видят улыбающегося им Христа с распростертыми объятиями и считают это откровением благодати и любви Христовой. Еще у некоторых возникают образы небес и Христа, восседающего на троне среди сияющих ангелов и святых. И они считают это видением небес, открытых для них. Некоторые слышат звуки и голоса, которые, как им кажется, цитируют им Писание, и они считают, что слышат голос Христа в своем сердце или получают свидетельство Святого Духа.
Однако эти переживания не носят духовного или божественного характера. Это просто воображаемые образы внешних вещей: света, человека, креста, трона и голоса. Эти воображаемые образы не являются духовными по природе своей. Воображение душевного человека может рисовать яркие образы, имеющие формы, цвета и звуки. Воображаемый образ внешнего сияния и славы Божьей ничем не лучше образа внешней славы Христа, который миллионы осужденных грешников увидят в День Суда. Мысленный образ Христа на кресте ничем не лучше того, что видели неверующие иудеи, которые стояли вокруг креста и видели Христа своими физическими глазами. Подумайте об этом. Чем изображение Христа, нарисованное в воображении человека, лучше того образа Христа, который католики имеют на своих росписях, а также Его статуй? И лучше ли эмоции, порождаемые этими воображаемыми образами, тех чувств, которые испытывают верующие, поклоняясь этим изображениям и статуям?
Эти воображаемые образы так далеки от духовной природы, что сатана может очень легко их вызывать. Если он может вызывать у людей определенные мысли, он может вызывать и образы. Из Ветхого Завета мы знаем, что ложные пророки имели сны и видения от фальшивых духов (см.: Втор. 13:1-3; 3 Цар. 22:21-23; Ис. 28:7; Иез. 13:1-9; Зах. 13:2-4). И если сатана может внушать уму эти воображаемые образы, то они не могут свидетельствовать о деятельности Бога.
Даже если бы Бог вызвал эти образы в чьем-то уме, это не будет доказательством спасения этого человека. Писание нам ясно показывает это на примере Валаама. Бог вызвал в уме Валаама ясный и живой образ Иисуса Христа как звезду, восходящую от Иакова, и жезл, восстающий от Израиля. Валаам так описал это переживание: «Говорит слышащий слова Божии, имеющий ведение от Всевышнего, который видит видения Всемогущего, падает, но открыты очи его. Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля» (Чис. 24:16,17). Валаам видел Христа в видении, однако он не имел духовного знания о Христе. Несмотря на этот образ, вызванный Богом в его уме, Валаам не был спасенным человеком.
Эмоции, вызванные мысленными образами, не являются духовными. Духовные эмоции могут вызвать эти образы и у слабоумных людей, но мысленные образы не могут пробудить духовных эмоций. Только духовные причины могут вызвать духовные эмоции, а именно Святой Дух, дающий нам духовное понимание духовной истины. Однако умственное представление образа или голоса не является духовным по своей природе. Это нечто такое, что верующие и неверующие могут одинаково переживать, так как воображение — это естественная способность, общая для всех. Тем не менее, неудивительно, что воображаемые религиозные образы очень сильно пробуждают естественные эмоции. Чего еще можно ждать, когда человек, которого посещают эти образы, верит, что они являются божественными откровениями и знаками Божьего благоволения? Конечно же, это крайне возбуждает его психику!
Тут будет вполне уместно сказать кое-что о свидетельстве Святого Духа духу нашему о том, что мы — дети Божьи (Рим. 8:16). Я нахожу, что многие неправильно понимают этот стих. Они думают, что свидетельство Святого Духа — это непосредственное откровение того факта, что мы являемся детьми Божьими, усыновленными Им. Как будто бы Бог говорил с ними при помощи внутреннего голоса или образа, убеждая их, что Он — их Отец.
Слово «свидетельствует» сбивает с толку этих людей и заставляет их так думать. Когда в Писании говорится, что Бог «свидетельствует», они полагают, что это должно означать, что Бог непосредственно объявляет или открывает истину. Однако если глубже вникнуть в то, что говорит Писание, станет понятно, что такое суждение не является правильным. Под словом «свидетельство» Новый Завет часто подразумевает подтверждение истинности чего-либо. Например, в Евр. 2:4 мы читаем: «...При засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаянием Духа Святого». Эти знамения, чудеса и дары называются «засвидетельствованием» от Бога не потому, что они были объявлением чего-либо, а потому, что они были подтверждениями и доказательствами. Еще в своем первом послании Иоанн говорит, что «вода и кровь» свидетельствуют (5:8). Вода и кровь не объявляли что-либо, а подтверждали. Божьи благодеяния в виде дождей и времен плодоносных «свидетельствовали» о Нем, т. е. подтверждали Его существование (Деян. 14:17).
Когда Павел говорит о Святом Духе, свидетельствующем духу нашему, что мы — дети Божьи, он не имеет в виду, что Святой Дух дает нам какие-то сверхъестественные указания или откровения. Предыдущие стихи показывают, что Павел имеет в виду: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии; потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: „Авва, Отче!“» (Рим. 8:14-16). Это значит, что Святой Дух дает нам подтверждение, что мы — дети Божьи, пребывая в нас, управляя нами и располагая нас вести себя так по отношению к Богу, как дети должны вести себя по отношению к своему отцу.
Павел говорит о двух духах: духе рабства (т. е. страхе), и духе усыновления (т. е. любви). Дух рабства действует при помощи страха. Раб боится наказания, а любовь взывает: «Авва! Отче!» — и побуждает человека прийти к Богу и вести себя как Его дитя. В этой искренней любви к Богу верующий видит и чувствует единение своей души с Богом. Таким образом он убеждается в том, что он — дитя Божье. Так что свидетельство Святого Духа — это не какой-нибудь духовный шепот или прямое откровение. Так Святой Дух воздействует на сердца верующих, побуждая их любить Бога, ненавидеть грех и добиваться святости. Или, как выражает это Павел: «Если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» (Рим. 8:13).
Когда Павел говорит, что Святой Дух свидетельствует духу нашему, он имеет в виду, что мы своим духом получаем свидетельство от Духа Божьего. То есть наш дух принимает подтверждение нашего усыновления, которое Святой Дух производит в нас. Наш дух — это часть нас самих, которую Писание называет сердцем (1 Ин. 3:19-21) и совестью (2 Кор. 1:12).
Ужасный вред наносит убеждение в том, что свидетельство Святого Духа является чем-то вроде внутреннего голоса, внушения или сообщения от Бога человеку, что Он его возлюбил, простил, избрал и т. д. Как много сильных, но фальшивых эмоций пробуждает это заблуждение! Боюсь, огромное множество людей отправилось в ад, будучи обманутыми этим заблуждением! Вот почему я так долго обсуждал эту тему.