Апостол Петр говорит об отношениях между христианами и Христом: «Которого не видевши любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною» (1 Пет. 1:8).
Как показывают предыдущие стихи, верующие, которым писал Петр, страдали от преследований. Здесь он говорит о том, какими христианами они были во время этих преследований. Он упоминает два очевидных признака, указыва-ющих на то, что они были настоящими христианами:
1) Любовь к Христу. «Которого не видевши любите». Неверующих поражало то, что христиане были готовы подвергнуться страданиям, оставив радости и блага этого мира. Неверующие соседи христиан считали их сумасшедшими. Казалось, что они поступают так, как будто ненавидят сами себя. Неверующие не видели ничего, что могло бы вдохновлять христиан на такие страдания. Действительно, христиане ничего не видели своими плотскими глазами. Они любили Кого-то, Кого они не могли видеть! Они любили Иисуса Христа, ибо хотя они не могли видеть Его физически, они видели Его духовно.
2) Радость во Христе. Хотя телесные страдания христиан были ужасны, их внутренняя духовная радость была гораздо сильнее этих страданий. Эта радость укрепляла их и помогала им легко переносить страдания.
Петр замечает две вещи по поводу этой радости. Во-первых, он говорит нам о ее происхождении. Она происходит °т веры: «И Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь». Во-вторых, он описывает природу этой радости: «Радостью неизреченною и преславною». Эта радость была неизреченной, потому что она сильно отличалась от радостей
этого мира. Это была чистая и небесная радость. Не было слов, которыми можно было описать ее превосходство и сладость. Она также была неизреченной, так как была безмерной, ибо Бог очень обильно изливал эту радость на Свой страдающий народ.
Затем Петр описывает эту радость как «преславную». Она наполняла умы христиан, так сказать, славным великолепием. Она не развращала ум, как это делают многие мирские радости, но наполняла его блаженством и достоинством. Страдающие христиане награждались небесной радостью. Эта радость наполняла их умы светом славы Божьей, после чего они светились этой славой.
Доктрина, которой учит нас Петр, такова: ИСТИННАЯ ДУХОВНОСТЬ ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ ЗАКЛЮЧАЕТ¬СЯ В ПРАВЕДНЫХ ЭМОЦИЯХ. (См. «Замечание по поводу слов „привязанность" и „эмоции"» в предисловии. — Н. Р. Н.).
Петр выделяет духовные эмоции любви и радости, когда описывает переживания христиан. Вспомните, он говорит о верующих, которые страдали от преследований. Страдания очищали их веру «к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа» (1 Пет. 1:7). Таким образом, они были духовно здоровы, и Петр выделяет их любовь и радость как свидетельства их духовного здоровья.