Все духовные эмоции являются результатом духовного понимания, которое заключается в том, что душа видит превосходство и славу духовных вещей. Это духовное зрение производит трансформирующий эффект. «Мы же все, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3:18). Эта трансформирующая сила исходит исключительно от Бога — от Господня Духа.
В Писании говорится об обращении словами, означающими или символизирующими изменение природы человека: «родиться свыше», «стать новой тварью», «обновиться духом ума», «умереть для греха и жить для праведности», «отложить прежний образ жизни ветхого человека и облечься в нового», «сделаться участниками Божеского естества» и т. д.
Отсюда следует, что если в людях, считающих себя обращенными, не наблюдается истинной и постоянной перемены, значит их религия ничего не стоит, какими бы ни были их переживания. Обращение — это поворот человека от греха к Богу. Бог, конечно, может удержать необращенного человека от греха, но в момент обращения Он «поворачивает» сердце и естество человека от греха к святости. Обращенный человек становится врагом греха. Что тогда мы можем думать о человеке, утверждающем, что он пережил обращение, но чьи духовные эмоции вскоре улеглись, оставив его тем же самым человеком, каким он был раньше? Он кажется таким же эгоистичным, мирским, глупым и неверующим, каким был всегда. Это говорит против него громче, чем любое религиозное переживание может говорить за него. Во Христе Иисусе ни обрезание, ни не обрезание, ни волнующее переживание, ни спокойное, ни яркое свидетельство, ни вялое не считается ничем. Единственное, что имеет значение, — это новое творение.
Конечно, нам следует сделать скидку на естественный человеческий темперамент. Обращение не устраняет естественного темперамента. Если наш темперамент сделал нас склонными к некоторым грехам до нашего обращения, очень возможно, что мы можем быть склонны к этим же грехам и после обращения. И все же обращение вносит различие даже в этом случае. Хотя Божья благодать не устраняет недостатки темперамента, она может их исправлять. Если человек до своего обращения был склонен к похоти, пьянству и мести из-за своего естественного темперамента, то его обращение окажет сильный эффект на эти дурные склонности. Эти грехи могут все еще представлять для него опасность — большую, чем для кого-либо еще, однако они не будут господствовать в его душе и жизни, как это было раньше. Они больше не будут частью его характера. На самом деле искреннее покаяние заставит человека относиться с особой ненавистью и страхом к тем грехам, в которых он был наиболее виновен.