Духовные эмоции — это не жар без огня. Они являются результатом духовного освещения. Истинный христианин чувствует, потому что он видит и понимает нечто большее о духовных вещах, чем это было прежде. Его обзор, когда он достигает нового понимания Божьей истины или вновь обретает познание, которым однажды владел и затем потерял, теперь яснее и лучше, чем прежде. «И молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве» (Флп. 1:9). «И облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3:10). (См. заключение, с. 137, 138.)
В связи с этим я хотел бы подчеркнуть, что существует большая разница между познанием доктрины и духовным познанием. Познание доктрины затрагивает только интеллект, в то время как духовное познание — это восприятие сердца, при помощи которого мы видим красоту святости в христианском учении. Духовное познание всегда затрагивает и интеллект, и сердце одновременно. Мы должны понять интеллектуально, что означает библейское учение, и затем вкусить святую красоту этого знания своим сердцем.
Человек может иметь большие познания в учении и при этом не вкусить красоту святости этого учения. Он, так сказать, знает интеллектуально — своим умом, но не знает духовно — своим сердцем. Обычное познание в учении — то же, что посмотреть на мед и прикоснуться к нему. Духовное познание — то же, что почувствовать сладость меда на своих губах. Такой человек знает о меде намного больше, чем тот, кто лишь посмотрел на мед и прикоснулся к нему!
Отсюда следует, что духовное понимание Писания не означает понимания его притч и аллегорий. Можно знать, как истолковать все эти вещи, не имея при этом в душе даже слабого луча духовного света. «Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание... а не имею любви, — то я ничто» (1 Кор. 13:2). «Духовное значение» Писания — это божественная сладость его истин, а не правильное истолкование его символов.
Кроме того, если бы Бог открывал Свою волю непосредственно нашему уму при помощи Святого Духа, это не было бы духовным познанием. Такое познание было бы лишь доктринальным, но не духовным. Истины, касающиеся Божьей воли, являются доктринами, как и истины, относящиеся к Божьей природе и делам! А это значит, что мы бы располагали только знанием доктрин, даже если допустить, что Бог открыл Свою волю непосредственно нашему уму. Непосредственные откровения не могли бы сделать наше познание духовным, если бы мы при этом не чувствовали святой красоты Божьей воли.
Существует еще одно заблуждение относительно духовного понимания, которое я хотел бы устранить. Некоторые люди утверждают, что Бог открывает им Свою волю, запечатлевая текст Писания в их уме, — в этом тексте часто говорится о библейском персонаже и его поведении. Например, христианин пытается решить, ехать ли ему в чужую страну, где он может столкнуться со многими трудностями и опасностями. И тут ему на ум приходят Божьи слова, сказанные Иакову: «Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно» (Быт. 46:4). Эти слова касаются Иакова и его поведения, но христианин истолковывает их так, будто они относятся к нему. Слово «Египет» он истолковывает как ту чужую страну, куда он хочет отправиться, он думает, что Бог обещает доставить его туда и благополучно вывести обратно. Он может назвать это «духовным пониманием» текста или сказать, что Святой Дух применяет к нему этот текст.
Однако ничего духовного в этом нет. Духовное понимание видит, о чем на самом деле говорится в Писании, а не придумывает нового значения написанного. Придумывать новое значение Писания — это все равно что придумывать новое Писание! Прибавление к Божьему Слову Бог осуждает (Прит. 30:6). Истинное значение Писания — это его первоначальное значение, вложенное в него Святым Духом. Это первоначальное значение видели бы все, если бы не были духовно слепы.
Несомненно, эти переживания вызывают сильные эмоции. Конечно, люди становятся очень взволнованными, когда думают что Сам Бог, таким образом, управляет ими при помощи библейского текста или непосредственно открывает им Свою волю при помощи Своего Духа. Однако должен заметить, что ни одно из этих переживаний не основано на чувстве красоты Божьей святости. А эмоции являются духовными только в том случае, если нашими духовными глазами мы видим красоту Божьей святости. Если эмоции возникают на почве мнимого намека или пришедших в голову слов, они не являются духовными по своей природе.
Фальшивая религиозность в мире по большей части состоит из этих переживаний и фальшивых эмоций, вызванных ими. Они обильно присутствуют в нехристианских религиях и, к сожалению, в истории Церкви. Эти переживания покоряют людей, особенно менее образованных. Они думают, что христианство заключается в этих образах, видениях и восторженном экстазе. Так сатана превращается в ангела света, обманывает массы людей и развращает истинную веру. Руководители церкви должны все время быть настороже по отношению к этим заблуждениям, особенно во время духовного возрождения.
Перед тем как продолжить, я хочу прояснить одну вещь. Мне не хотелось бы, чтобы кто-то неправильно понял сказанное выше. Я не говорю, что эмоции не являются духовными только потому, что они сопровождаются мысленными образами. Человеческая натура такова, что мы не можем напряженно о чем-то думать, не имея при этом каких-то мысленных образов в своем воображении. Тем не менее, если наши эмоции возникают на почве этих образов, а не духовного познания, тогда эти эмоции духовно бесполезны. Я хочу чтобы люди запомнили эту отличительную особенность: МЫСЛЕННЫЕ ОБРАЗЫ МОГУТ ВОЗНИКАТЬ НА ПОЧВЕ ЭМОЦИЙ, НО ДУХОВНЫЕ ЭМОЦИИ НЕ МОГУТ ВОЗНИКАТЬ НА ПОЧВЕ МЫСЛЕННЫХ ОБРАЗОВ. Духовные эмоции могут быть только результатом духовного познания, восприятия сердца, которое видит красоту святости. И если воображаемые мысленные образы сопровождают истинно духовную эмоцию, они являются не ее основой, а второстепенным эффектом.