Фальшивые эмоции смягчают сердце лишь на время, но в конечном счете они отягощают его. Под влиянием фальшивых эмоций люди начинают меньше беспокоиться о своих прошлых, настоящих и будущих грехах. Они меньше обращают внимания на предупреждения Слова Божьего и на наказания Его провидения. Такие христиане становятся более небрежными и перестают следить за состоянием своей души и манерой поведения. Они теряют умение распознавать, что является грехом, в них исчезает страх перед злом, которое они делают. Почему? Потому что у них очень высокое мнение о себе. У них были религиозные впечатления и переживания, поэтому они думают, что пребывают в безопасности. Когда они переживали сознание греховности и страх перед адом, то, возможно, добросовестно исполняли свои религиозные и моральные обязанности. Однако теперь, когда они думают, что им больше не угрожает опасность, начинают отказываться от самоотречения и позволяют себе удовлетворять свои различные похоти.
Такие люди не воспринимают Христа как своего Спасителя от греха. Они верят в Него как в Спасителя своих грехов! Они думают, что Христос позволит им спокойно наслаждаться своими грехами и защитит от недовольства Бога. Иуда говорит так об этих людях: «Вкрались некоторые люди... обращающие благодать Бога нашего в повод к распутству...» (Иуд. 4). Сам Бог предупреждает нас об этом заблуждении: «Когда Я скажу праведнику, что он будет жив, а он понадеется на свою праведность, и сделает неправду, то все праведные дела его не помянутся, — и он умрет от неправды своей, какую сделал» (Иез. 33:13).
Истинно духовные эмоции производят противоположный эффект. Они все больше и больше превращают каменное сердце в сердце плотяное. Они делают сердце нежным, чувствительным к боли. Христос подчеркивает эту нежность, когда говорит об истинном христианине, как о малом ребенке (Мф. 10:42; 18:3, Ин. 13:33). Плоть малого дитя очень нежная. Такое же нежное и сердце духовно новорожденного человека. И не только плоть, но также и ум малого дитя является нежным. Малое дитя легко чувствует сострадание и не может переносить, когда видит, как страдают другие люди. Такие же чувства испытывает и христианин. Доброта легко завоевывает любовь малого дитя. Так же легко она завоевывает и любовь христианина. Малое дитя легко пугается, когда видит, как совершается зло. Также и христианин испытывает тревогу при виде морального зла. Когда малое дитя сталкивается с какой-нибудь угрозой, оно не надеется на свою силу, а бежит к родителям. Также и христианин не проявляет самоуверенности в борьбе с духовными врагами, а бежит за помощью к Христу. Малый ребенок боится темноты, когда он один или находится далеко от дома. Также и христианин чувствует духовную опасность и беспокоится о своей душе, когда не может ясно видеть своего пути. Он боится остаться один вдали от Бога. Малое дитя чувствует страх перед старшими, боится их гнева и трепещет при их угрозах. Также и христианин боится раздражать Бога и трепещет от страха перед Его наказанием.
Во всех этих аспектах христианин похож на малое дитя. В духовных вещах даже самый сильный из святых является самым малым и нежным, как дитя.