Некоторые люди осуждают бурные эмоции любого характера. Они относятся с предубеждением к кому бы то ни было, проявляющему яркие и живые чувства по отношению к Богу и духовным вещам. Они сразу делают вывод, что такие люди заблуждаются. Однако если, как я это показал, истинная духовность во многом заключается в наших эмоциях, то истинная духовность, переполняющая человека, будет непременно порождать в нем сильные эмоции.
Любовь — это эмоция, однако может ли какой-либо христианин сказать, что нам не следует сильно любить Бога или Иисуса Христа? Или что мы не должны ненавидеть грех и скорбеть о нем? Или что мы не должны быть в высшей степени благодарны Богу за Его милость? Или что мы не должны сильно стремиться к Богу и святости? Есть ли такой христианин, который может сказать: «Я вполне удовлетворен тем количеством любви и благодарности, которые испытываю к Богу, и тем количеством ненависти и скорби, которые чувствую к греху. Для меня нет нужды молить Бога о более глубоких переживаниях»?
В 1 Пет. 1:8 говорится о бурных и ярких эмоциях: «Радуетесь радостью неизреченною и преславною». Писание, несомненно, требует от нас проявления сильных чувств. В первой и величайшей заповеди Писание образно описывает, как мы должны любить Бога: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею» (Мк. 12:30). Писание также повелевает нам проявлять сильное чувство радости: «А праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости» (Пс. 67:4). Оно также часто призывает нас проявлять сильное чувство благодарности к Богу за Его милости.
Наиболее выдающиеся верующие, о чьих переживаниях рассказывается в Писании, часто выражают сильные эмоции. Возьмем псалмопевца в качестве примера: он говорит о своей любви, которую невозможно выразить словами, — «Как люблю я закон Твой!» (Пс. 118:97). Он описывает сильное духовное желание: «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже!» (Пс. 41:2). Он говорит о том, как скорбит о своих грехах и грехах других людей: «Ибо беззакония мои превысили голову мою, как тяжелое бремя отяготели на мне» (Пс. 37:5). «Из глаз моих текут потоки вод оттого, что не хранят закона Твоего» (Пс. 118:136). Также псалмопевец выражает огромную радость и хвалу: «Ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь. Уста мои восхвалят Тебя. Так благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твое вознесу руки мои. <...> ...В тени крыл Твоих я возрадуюсь» (Пс. 62:4,5,8).
Это говорит о том, что очень сильные духовные эмоции не обязательно являются признаком фанатизма. Мы сильно заблуждаемся, если осуждаем людей как фанатиков только потому, что они живо выражают свои бурные эмоции.
С другой стороны, тот факт, что мы выражаем бурные эмоции, не доказывает, что эти эмоции духовного характера. Писание показывает нам, что люди могут демонстрировать очень сильные религиозные чувства, однако это не означает, что они на самом деле спасены. В Ветхом Завете, например, Божья милость к израильтянам во время их исхода из Египта вызвала у них сильные эмоции, и они пели Ему хвалу (Исх. 15:1-21). Тем не менее они вскоре забыли, что Бог сделал для них. Когда при горе Синай они получили закон от Бога, это снова сильно взволновало их. Казалось, святой энтузиазм переполнял их, они восклицали: «Все, что сказал Господь, исполним» (Исх. 19:8). Однако вскоре они уже поклонялись золотому тельцу!
В Новом Завете мы читаем, как толпы народа в Иерусалиме демонстрировали огромное восхищение Христом и ревностно славили Его, восклицая: «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21:9). Однако очень немногие из этих людей были истинными учениками Христа. Скоро та же толпа будет выкрикивать: «Распни Его! Распни Его!» (Мк. 15:13,14).
Все традиционные богословы сходятся во мнении, что люди могут проявлять сильные чувства по отношению к христианству, не испытав на самом деле истинных переживаний спасения.