Logo
Иудейская война

Иосиф Флавий

аудио

Иудейская война

СКАЧАТЬ КНИГУ В ФОРМАТЕ:

Аудио .pdf .doc .fb2 .epub

Главы 11 - 13



Множество иудеев было распято пред стенами города. — Об Антиохе Эпи­фане.—Иудеи разрушают укрепления римлян

1. Тит между тем быстро закончил сооружение валов, несмотря на то, что солдаты много терпели от защитников стены. После этого он отрядил часть всадников для поимки тех иудеев, которые в поисках за средствами питания спускались в загородные овраги. Между ними по­падались также и воины, которые не могли уже насыщаться одними гра­бежами, но большею частью это были бедняки из простого народа. Если они не переходили к римлянам, то лишь потому, что боялись за судьбу своих семейств; ибо бежать с женами и детьми было немыслимо из-за бдительности бунтовщиков; оставить же их на произвол этих злодеев, значило бы преднамеренно обречь их на смерть. Голод, однако, внушал им смелость покидать город; но и после того, как им уда­валось обмануть стражу, опасность угрожала еще от внешнего врага. Попадаясь в руки римлян, они невольно, из страха пред казнью, оборонялись, а раз оказавши сопротивление, они считали уже бесполезным просить после о помиловании и погибали. После предварительного бичевания и всевозможного рода пыток они были распяты на виду стены. Тит хотя жалел этих несчастных, которых ежедневно было приводимо пятьсот человек, а иногда и больше, но с другой сто­роны, он считал опасным отпускать на свободу людей, взятых в плен силой, а если бы он хотел их охранять, то такая масса охраняемых скоро могла бы превратиться в стражу для своей стражи. Глав­ной же причиной, побуждавшей Тита к такому образу действия, была надежда, что вид казненных склонить иудеев к уступчивости, из опасения, что в случае дальнейшего сопротивления их всех постигнет такая же участь. Солдаты в своем ожесточении и ненависти пригвождали пленных для насмешки в самых различных направлениях и разнообразных позах. Число распятых до того возрастали, что не хватало места для крестов и недоставало крестов для тел.

2. Мятежники, однако, не только не отрезвились этим ужасающим зрелищем, а напротив, коварно воспользовались им для склонения на свою сторону и остального народа. Они пригоняли к стене родственников переметчиков и тех граждан, которые были миролюбиво настроены, и указы­вали им на то, какая участь постигает бежавших к римлянам, утверждая при этом, что распятые были не военнопленники, а просители помощи и пощады. До поры до времени, пока дело не разъяснилось в настоящем своем виде, многие действительно воздерживались от бег­ства и оставались в городе; но иные тотчас же бежали оттуда с преднамеренной целью погибнуть как можно скорее, так как смерть от рук врага считалась уже усладой в сравнении с мучительной смертью от голода. Тит, между прочим, приказал отрубить руки многим пленникам для того, чтобы они не были приняты за перебежчиков и своим искалеченным видом возбуждали бы доверие осажденных, и в таком виде послал их к Иоанну и Симону со следующим предложением: «Пора им остановиться и раскаянием спасти хотя бы в последнюю минуту свою собственную жизнь, величественный родной город и храм, которой не имеет равного себе у других народов; если же они его не послушаются, то он будет вынужден уничтожить весь город». Одновременно с тем он объехал валы и поторопил рабочих, желая этим показать, что за его угрозами последует и испол­нение. Но те, стоя, на стене, в ответ на эти слова, поносили Цезаря и его отца: «Смерть мы презираем, — восклицали они, — смерть гораздо приятнее нам, чем рабство. Но пока мы еще дышим, мы будем причи­нять римлянам столько вреда, сколько у нас хватит сил и возможности. Нашим городом мы нисколько не дорожим, так как мы, как ты сам заявляешь, все равно должны погибнуть; что же касается храма, то Бог имеет лучший храм—вселенную. Однако мы еще надеемся, что и этот храм будет оберегаем Тем, Который в нем обитает. С Ним в союзе мы осмеиваем всякие угрозы, от которых действительность еще далека, ибо исход дела в руках Божьих!»

3. В это время в римский лагерь прибыл Антиох Эпифан[73] во главе многих других тяжеловооруженных и со свитой так называемых македонян. Это были исключительно его ровесники, люди высокого про­исхождения, едва только вышедшие из отроческого возраста, вышколенные и вооруженные на македонский манер, откуда и их название: «македо­няне». Большинство, однако, из них далеко не достигало славы этой нации. Из всех царей, подчиненных римлянам, самым счастливым был царь Коммагенский; но и он испытал на себе изменчивость судьбы. Уже на закате лет он представил собою пример того, что никто до самой смерти не может считать себя счастливым[74]. Сын его, появившийся туда в такое время, когда отец его находился на высоте своего счастья, выражал свое удивление по поводу того, что римляне так медлят покорением стен. Он сам был храбрый воин, обладал твердой, непреклонной волей и могучей телесной силой, которая в связи с его отвагой была почти непобедима. Тит на его слова, посмеиваясь, отвечал: «наше желание вполне совпадает с вашим». Тогда Антиох со своими македонянами сделал приступ на стену. Благодаря своей силе в ловкости, он лично успел увернуться от иудейских стрел, осыпая в то же время иудеев своими стрелами, но его юные воины, за исключением только немногих, были смяты: они бились со всех сил, чтобы доказать, что не отделяют слово от дела, но покрытые много­численными ранами должны были все-таки уступить. Они узнали тогда, что и истые македоняне для того, чтобы побеждать, должны еще обла­дать счастьем Александра.

4. С большими усилиями и после беспрестанной семнадцатидневной работы римляне в 29-ый день Артемизия [75] окончили сооружение валов, начатое ими 12-го того же месяца. Они построили четыре главных вала: один, против Антонии, был проведен пятым легионом посреди так называемого Воробьиного пруда; другой, почти на двадцати локтях от первого, был воздвигнут двенадцатым легионом; десятый легион возвел свое укрепление на значительном отдалении от последнего, у так называемого Миндального пруда, на севере; наконец, на тридцати локтях дальше, у гробницы первосвященника[76], находились шанцевые сооружения пятнадцатого легиона. На всех этих валах были уже поставлены машины. Тогда Иоанн приказал провести изнутри под находившиеся против Антонии укрепления подземный ход и подпереть столбами как самый ход, так и сооружения, находившиеся над ним, затем он заложил туда дров, обмазанных смолой и асфальтом, и приказал все это поджечь. Когда подпоры сгорели, мина обвалилась и за ней с большим грохотом обрушились сооружения. Вначале поднялся густой столб пыли, так как огонь был на половину потушен мусором; но когда весь свалившийся лес обрушился, огонь возгорелся ярким пламенем. Страх объял римлян при этом неожиданном зрелище; все мужество их пропало: они уже считали себя близкими к победе и вдруг лиши­лись этой надежды даже на будущее. Тушить огонь они считали беспо­лезным делом, ибо если бы и удалось прекратить пожар, то самих валов уже больше не существовало.

5. Два дня спустя Симон со своими людьми предпринял нападение на другие валы, на которых римляне уже установили тараны и ими потрясали стену. Некий Тефтай из галилейского города Гарсиса[77] и Ме­гассар, из придворных слуг Мариамны, далее, сын Наватая из Адиа­бены, по прозвищу Хагейр[78], что значит хромой, схватили факелы и сделали вылазку на машины. Более удалых и опасных воинов, чем этих трех, город не имел в этой войне. Словно навстречу товарищам, а не густосплоченной вражеской массе, без страха и колебания ринулись они сквозь ряды неприятеля и начали поджигать машины. Обданные градом стрел, встреченные со всех сторон ударами мечей, они не покидали своего опасного поста до тех пор, пока огонь не охватил строений. Когда пламя вспыхнуло, римляне бросились туда на помощь из стана; но иудеи старались со стены отгонять их прочь и завязывали также рукопашный бой с огнетушительной командой, нисколько не щадя при этом своей жизни. Когда римляне вытаскивали тараны из-под горевших уже защитных кровель, иудеи и тогда старались овладевать ими, бросались в самый огонь и не выпускали машин из рук, если даже им приходилось держаться за раскаленное железо. От машин огонь распространился дальше до валов, так что вспомогательный отряд, прибыл уже поздно. Окруженные везде огнем, римляне увидели себя не в силах спасти свои сооружения и потянулись обратно в лагерь. Но иудеи, подкрепленные приливом сил изнутри и ободренные успехом, с неудержимой стремительностью бросились вперед, протеснились до лагерных шанцев и вступили в схватку с часовыми. (Перед лагерем у римлян стоит всегда особая вооруженная стража, которая каждый раз сме­няется другой; а за оставление поста часовым закон наказывает его смертью). Стражники, предпочитая геройскую смерть в бою казни преступника, удерживали свои посты. Многие из бежавших устыдились, когда увидели своих товарищей в крайней опасности и опять вернулись на свои места. Они поставили на лагерный вал метательные машины и посредством них удерживали нахлынувшую из города толпу, не позаботившуюся ни о каких мерах предосторожности к своей безопасности и защите. Ибо иудеи схватывались с каждым человеком, попадавшимся им на пути; тяжестью своей массы они опрокидывали врагов, в своем порыве не знавшем никакой осторожности, сами натыкаясь на копья; их превосходство заключалось не столько в успешных результатах, сколько в собственном своем мужестве; а римляне, если отступали, то не из-за того, чтоб они терпели значительные потери, а больше потому, что избегали их бешеной отваги.

6. Вскоре, однако, появился Тит с замка Антонии, где он вы­сматривал позиции для других валов. Прежде всего он сделал солдатам строгий выговор за то, что они, господствуя уже над вражеской стеной, покидают свои собственные укрепления; что, выпустив иудеев из заключения, они как будто сами натравили их на себя и теперь сами пришли в положение осажденных. Затем он со своими собствен­ными отборными отрядами набросился на неприятельский фланг. Хотя иудеи в то же время вмели против себя римлян и с фронта, тем не менее они обратились также против Тита и храбро сопротивлялись. Среди общей свалки пыль ослепляла глаза, а бранные клики заглушали уши — никто больше не мог различать между другом и недругом. В то время, когда иудеи боролись теперь уже не в сознании своей силы, а больше из отчаяния, римляне, напротив, воодушевлялись мыслью о славе, чести оружия и Цезаре, который предшествовал им в сражении. Я думаю, что они в пылу ярости на этот раз покончили бы со всей массой иудеев, если бы последние, не выжидая исхода, не отступили обратно в город. Но и римляне были сильно удручены разрушением валов, так как в один час они потеряли плоды многих дней усилий и труда; многие отчаивались уже в возможности покорения города обыкновенными машинами.

 

 

 

ГЛАВА ДВЕНАДЦАТАЯ

 

Тит окружает город стеной, вследствие чего голод начинает опустошать целые дома и семейства

1. Ввиду этого, Тит созвал военный советь. Более горячие из предводителей были того мнения, что следует всей армией сразу сделать приступ на стены: «до этих пор, говорили они, иудеи сталкивались только с разрозненными частями войска; но если сразу нагрянуть на них всей массой, так они не выдержат такого удара: они будут за­сыпаны стрелами». Из более рассудительных одни советовали опять строить валы; другие же—продолжать осаду без всяких валов, а только наблюдать за тем, чтобы жители не могли ни покидать города, ни по­лучать припасов извне, и таким образом заставить неприятеля сдаться голодать, но отнюдь не вступать больше с ним в бой, ибо тщетна вся­кая борьба с людьми, которыми руководит отчаяние и которые считают смерть от меча высшим благом для себя; их без того ожидает худшая участь. Что же касается самого Тита, то он хотя признавал, что это не сделает чести римлянам, если такая могущественная армия будет праздно стоять под стенами города; но, с другой стороны, он также соглашался, что излишне бороться с людьми, которые сами истребляют друг друга. «Строить новые валы, сказал он, дело трудное, вследствие недостатка строевого леса; запереть все выходы еще труднее; ибо оцепить город кругом войском будет нелегко, вследствие его огром­ной величины и его почвенных условий; кроме того, это и не безопасно, ввиду вылазок, которые будут совершать иудеи; последние, наконец, если даже все известные ходы будут охраняемы, по необходимости и вследствие своего знакомства с местностью, отыщут себе тайные ходы. А раз жизненные припасы будут тайным образом поступать в город, то это только затянет осаду и можно опасаться, что долгая про­должительность ее умалит славу победы. Со временем, конечно, всего можно достигнуть, но для славы требуется также быстрота. А потому, продолжал он, чтобы соединить быстроту с безопасностью действий, следует весь город обвести стеной: только таким путем можно запе­реть все выходы и заставить иудеев или сдаться из отчаяния, или по­гибнуть от голода, без всяких усилий со стороны римлян. При всем этом он не думает остаться совершенно праздным, а постарается также и новые валы строить, так как тогда можно будет ожидать лишь самое слабое сопротивление. Если же кому-нибудь такое сооруже­ние покажется слишком грандиозным и невыполнимым, то пусть тот подумает о том, что мелкие предприятия недостойны римлян, а с дру­гой стороны—совершить нечто великое без напряжения сил никому не дано и доступно разве одному божеству».

2. Этими словами он убедил полководцев и тотчас же отдал приказ войску приступить к работам. Невероятное рвение охватило солдат. После того, как обводная стена разделена была по частям между легионами, соревнование началось не только между последними, но и между отдельными когортами в каждом легионе. Простой солдат хотел отличиться пред декурионом, последний пред центурионом, а этот пред трибуном; честолюбие трибунов побуждало каждого из них искать одобрения предводителей; а соревнование последних вознаграждал Цезарь. Он лично, по нескольку раз в день, совершал объезды и сам осматривал работы. От ассирийского стана, где находился его собственный лагерь, он вел стену в нижнюю часть Нового города, отсюда, чрез Кидрон, на Елеонскую гору, огибал гору по южному склону ее до утеса Перистереона и ближайшего к нему холма, подымающегося через долину у Силоамского источника, оттуда он направил ее опять к западу в долину того же источника; затем стена поды­малась по направлению к усыпальнице первосвященника Анана и, обняв гору, на которой некогда расположился лагерем Помпей, обрати­лась к северу, мимо деревни Эребинтона[79], охватила затем памятник Ирода и примыкала опять к востоку, к лагерю Тита, где она началась. Стена имела тридцать девять стадий в окружности. Снаружи к ней пристроены были тринадцать сторожевых башен, объем которых, в общей сложности, достигал десяти стадий. В три дня воз­двигнуто было это сооружение. Дело, для которого целые месяцы не могли бы считаться чересчур продолжительным сроком, окончено было с такой быстротой, которая превосходит всякое вероятие. Заперев этой обводной стеной город и разместив войска в сторожевых башнях, Тит, в первую ночь, сам совершил объезд, для наблюдения за стра­жами; вторую ночь он предоставил Александру[80], а в третью ночь пол­ководцы между собою метали жребий. Ночная стража, также по жребию, делила между собою часы сна, причем бодрствовавшие, в течение всей ночи, обходили промежутки между башнями.

3. Раз отнята была возможность бегства из города, то и всякий путь спасения был отрезан иудеям. А голод меж тем, становясь с каждым днем все более сильным, похищал у народа целые дома и семейства. Крыши были покрыты изнеможенными женщинами и детьми, а улицы — мертвыми стариками. Мальчики и юноши, болез­ненно-раздутые, блуждали, как призраки, на площадях города и па­дали на землю там, где их застигала голодная смерть. Хоронить близ­ких мертвецов ослабленные не имели больше сил, а более крепкие робели пред множеством трупов и неизвестностью, висевшей над их собственной будущностью. Многие умирали на трупах в ту минуту, когда они хотели их хоронить, многие другие еще сами доплетались до могил прежде, чем их настигала неумолимая смерть. Никто не плакал, никто не стенал над этим бедствием: голод умертвил всякую чувствитель­ность. С высохшими глазами и широко-раскрытыми ртами смотрела мед­ленно угасавшие на тех, которые до них обретали покой. Глубокая ти­шина, как страшная могильная ночь, надвинулась над городом. Но ужаснее всего этого были все-таки разбойники. Точно могильщики, они вламывались в дома, ограбляли мертвецов, срывали с них покрывала и со смехом удалялись, или же пробовали на трупах острые наконечники своих кинжалов; нередко они, для испытания своего оружия, пронзали таких, которые боролись еще со смертью; другим же, которые, напротив, умоляли, чтобы их убивали, они, со спесивой насмешливостью, предоставляли умирать голодной смертью. Умиравшие, при своем последнем издыхании, устремляли свои остывшие глаза к храму, где они остав­ляли мятежников в живых. Последние одно время погребали умерших на средства общественной казны, так как запах трупов был для них невыносим, но после, когда число мертвецов все увеличивалось, их прямо швыряли со стен в пропасть.

4. Однажды, когда Тит на одном из своих обходов увидел эти пропасти, наполненный мертвецами, и массу гноя, вытекавшего из разложившихся трупов, он со вздохом поднял свои руки и призвал Бога в свидетели, что не он виновен во всем этом. Таково было положение города. Зато римляне были теперь бодры и веселы: мятежники больше не тревожили их вылазками, так как они были охвачены унынием и голодом; хлеба и других съестных припасов римляне получали в избытке из Сирии и соседних провинций. Многие солдаты становились против стены, показывали обильные запасы продуктов, чем еще силь­нее разжигали голод врагов. Видя, однако, что никакие испытания не могут вынудить у мятежников никаких уступок, Тит из жа­лости к остаткам населения, из желания спасти от гибели по крайней мере тех, которые еще уцелели, начал опять строить валы, несмотря на то, что доставка строевого материала была чрезвычайно за­труднительна. Все деревья вокруг города были вырублены еще раньше для прежних строений, так что теперь солдатам приходилось доставать лес из-за девяноста стадий. Тем не менее римляне против одной только Антонии возвели четыре вала и даже значительно больших, чем были прежние. Цезарь обошел все легионы и сам подгонял рабочих, чтобы тем показать разбойникам, что они у него в руках. Они же, единственные, не знавшие ни сожаления, ни раскаяния, продолжали свои жестокости. Души свои они как будто отделили от своих тел и управляли теми и другими, как совершенно посторонними, им не прина­длежащими предметами: душа не знала жалости, тело не ощущало боли. Мертвых они терзали, как собак, а больными они наполняли темницы.

 

 

 

ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ

 

Убийства и святотатственные грабежи усиливаются в Иерусалиме

1. Симон предал мучительной казни даже Матфию, которому он был обязан доступом в город[81]. Первосвященник Матфия сын Боефа пользовался высоким авторитетом и влиянием на народ. Когда зелоты, с которыми вступил уже в союз Иоанн, терзали городское население, он убедил народ впустить Симона как спасителя, не сговорившись с ним предварительно и не ожидая с его стороны ничего дурного. Но как только Симон вступил в город и сделался его властелином, он начал относиться к Матфии, хлопотавшему в его пользу, одинаково враждебно, как к другим, приписывая этот шаг его про­стодушию. В те именно дни Матфия был схвачен и обвинен в привержен­ности к римлянам, и Симон, не давая ему даже возможности защиты, приговорил его вместе с тремя его сыновьями (четвертый сын еще раньше бежал к Титу) к смертной казни. Когда осужденный молил его, в благодарность за то, что он открыл ему ворота, казнить его прежде, чем сыновей, Симон, напротив, приказал казнить его последним. На трупах своих детей, казненных на его собственных глазах, он был умерщвлен после того, как его еще предварительно вывели на показ римлянам. Это было исполнено самым жестоким сподвижником Симона, Ананом сыном Бамада, который, глумясь, воскликнул тогда: «а ну-ка посмотрим, захотят ли помочь тебе те, к которым ты хотел бежать?» Тела убитых Симон воспретил предать земле. После них были казнены священник Анания сын Масамбала, видный человек, Аристей из Аммауса, секретарь совета, и вместе с ними еще пятнадцать выдающихся лиц из народа. Отца Иосифа они все еще содержали в одиночном заключении и, опасаясь измены, публично объявили, что никто из жителей не имеет права ни говорить с ним, ни посещать его. Тех, которые своими стонами выражали свое сочувствие казненным, без суда и следствия предавали сверти.

2. После описанных происшествий некто Иуда сын Иуды, один из начальников, подчиненных Симону, которому последний вверил охрану одной башни, отчасти быть может из сожаления к безжа­лостно убитым, больше однако из опасений за свою собственную участь, созвал десять самых преданных ему солдат и обратился к ним со следующими словами: «Доколе мы будем терпеть такие ужасы? Разве мы себя спасем тем, что останемся верными злодею? Разве не воюет уже против нас голод? Или не близко ли уже вторжение римлян? И как предательски поступает Симон со своими благодетелями! У него мы всегда должны дрожать за свою жизнь, между тем как на слово римлян можно смело положиться. Предадим же стену и спасем себя и город. Что касается Симона, то для него не будет слишком жестокое возмездие, если он, лишенный всякой надежды на спасе­ние, чем скорее понесет кару». Склонив такими словами этих десятерых, он к утру разослал остальных своих подчиненных на разные позиции для того, чтобы сохранить свой план втайне, сам же он, в третьем часу начал вести с башни переговоры с римля­нами. Одни из последних относились к его предложению с презрением, другие с недоверием, большинство же не хотело принять его потому, что по их расчету город вскоре должен был без вся­кой опасности для них попасть в их руки. Тем не менее Тит начал было приближаться со своими тяжеловооруженными к стене. Но в эту самую минуту неожиданно нагрянул Симон, который, узнав о заговоре, быстро занял башню, тут же на глазах римлян перебил солдат и изуродованные их тела сбросил со стены.

3. В это время Иосиф, который не переставал делать свои напо­минания, во время одного из своих обходов вокруг стены получил удар брошенным на него камнем в голову и так был ошеломлен им, что моментально упал на землю. При виде этого иудеи устремились наружу и наверно потащили бы его в город, если бы Тит не отрядил быстро людей для его защиты. В то время, когда солдаты дрались между собою, Иосиф в бессознательном состоянии был унесен. Мятежники, думая, что они покончили с человеком, смерти которого они алкали, громко возликовали. Весть об этом быстро рас­пространилась среди остального населения города и произвела удручающее впечатление, так как они думали, что действительно умер тот, при­сутствие которого внушало им смелость переходить к римлянам. Когда мать Иосифа, содержавшаяся в заключении, узнала о смерти своего сына, она сказала приставленным к ней стражникам из Иотапаты[82]: «Она вполне верит этому слуху, но будь сын ее даже жив, она бы не имела от него никаких радостей». Но наедине со своими прислужни­цами она с горечью воскликнула: «Так вот что судила судьба мне, детьми благословенной матери! Сына, на которого я могла надеяться, что он предаст мой прах земле, я сама теперь не могу хоронить!» Однако скорбь ее, равно как и злорадство разбойников не были продолжительны. Иосиф скоро оправился от полученного им удара, вновь появился пред стеной и крикнул своим противникам: «Немного времени еще пройдет, и вы должны будете дать мне удовлетворение за мою рану!» Народ же он опять призывал на добровольную сдачу. Его появление вновь воскресило надежды граждан и внушило вместе с тем страх мятеж­никам.

4. Многие, побуждаемые нуждой, открыто соскакивали со стены и бе­жали к римлянам; другие бросались вперед с камнями в руках, делая вид, что идут в бой, а затем скрывались у неприятеля. Но их по­стигала еще худшая участь, чем тех, которые оставались в городе; утоление голода, которое они находили у римлян, еще больше ускоряло их смерть, чем самый голод, пожиравший их дома. Ибо, вследствие голода, они являлась к римлянам распухшие и как бы одержимые водянкой; и вот, переполняя в таком состоянии свой пустой желудок, они лопались. Только те избегали этой горькой участи, которые, наученные опытом, медленно умеряли свой голод и лишь постепенно вводили пищу в отвык­ший от питания организм. Однако, и спасшихся таким путем ожидало еще другое несчастье. Сирийцы заметили, что один из перебежчиков при испражнении подбирал золотые монеты. Последние, как мы уже выше сообщали (10, 1), они бывало проглатывали прежде, чем покидали город, так как мятежники всех обыскивали. А золота было очень много в городе: за двенадцать аттик покупали такое количество золота, какое, обыкновенно, имело стоимость двадцати пяти аттик. Как только хитрость эта была обнаружена на одном перебежчике, разнесся слух по всем лагерям, что переметчики приходят наполненные золотом. Тогда многие арабы, а также и сирийцы вскрывали животы искателям убежища, чтобы отыскать золото в их внутренностях. Это было самое страшное из всех бедствий, постигших иудеев: в одну ночь было распорото около двух тысяч человек.

5. Когда Тит узнал об этом гнусном деле, он был готов оцепить виновных всадниками и всех их расстрелять; однако, громад­ное количество этих виновных удерживало его от своего намерения, ибо подлежавших наказанию было гораздо больше, чем погибших упомянутым образом. Ввиду этого, он созвал к себе предводителей вспомогательных отрядов и начальников легионов (ибо и римляне были замешаны в этих зверствах) и, обратившись с негодованием к тем и другим, произнес: «Неужели среди моих солдат есть такие, которые, из-за гадательного барыша, способны совершить нечто подобное? Неужели они не стыдятся своего собственного оружия, сделанного также из золота и серебра?» Арабам и сирийцам он сказал: «А вы, в чужой для вас войне, хотите прежде всего самовольно удовлетворить ваши инстинкты, а затем, за вашу свирепую кровожадность и вашу ненависть к иудеям, сделать ответственными римлян. Вот некоторые из моих собственных солдат уже разделяют с вами ту позорную репутацию, ко­торой вы пользуетесь». Самим же солдатам он грозил смертью за по­вторение этого преступления и отдал приказ по легионам, чтобы подозри­тельные были выделены и приведены лично к нему. Но жадность к день­гам, как видно, не боится кары; человеку врожден отвратительная любовь к наживе и ничто не подвергает его стольким опасностям, как сре­бролюбие, ибо всякая другая страсть имеет свой предел и может быть обуздана страхом. Во всем, этом, впрочем, участвовала и рука Прови­дения, Которое отвергло весь народ и все пути спасения превратило для него в пути гибели. То, что Цезарь воспретил своими угрозами, совершалось те­перь над перебежчиками тайно: варвары встречали и резали беглецов еще прежде, чем другие могли их заметить; оглядываясь, чтоб не быть замеченными кем-либо из римлян, они их вскрывали и выни­мали из внутренностей омерзительную добычу. Впрочем, только в некоторых найдено было золото, большинство же пало жертвой несбывшихся надежд убийц. Ввиду этой опасности, многие, решившиеся уже на переход к римлянам, теперь воздерживались от этого[83].

6. Между тем Иоанн, когда у народа уже нечего было брать, обра­тился к святотатственному грабежу: массу принадлежавших храму священных даров, богослужебной утвари, кувшинов, чаш и столов, он приказал расплавить; даже посланные Августом и его супругой в дар кружки для вина не были пощажены. В то время, когда римские импера­торы во все времена окружали храм почетом и умножали его сокровища, иудей сам расхитил дары иноземцев. Своим окружающим он гово­рил: «предметы, посвященные Богу, можно без всякого стеснения упо­требить на служение Богу, а те, которые борются за храм, имеют право черпать из него средства к существованию». На этом основании, он позволил себе также взять из внутреннего храма священного масла и священного вина, которые священники хранили для окропления жертв всесожжения, разделил их между народом, а последний, без страха, израсходовал того и другого больше гина[84]. Я не могу умолчать о том, что мне внушается скорбью. Мне кажется, если бы римляне медлили уничтожением этих безбожников, тогда сама земля разверзлась бы и по­глотила бы город, или его посетил бы потоп, или, наконец; молнии стерли бы его, как Содом; ибо он скрывал в себе несравненно худ­шее из всех поколений, которые постигли эти кары. Безумие их ввергло в гибель весь народ.

7. Но зачем мне перечислять в отдельности все бедствия народа? Достаточно вспомнить показания Манная, сына Лазаря, бежавшего в те дни к Титу и утверждавшего, что чрез одни единственные ворота, на­ходившиеся под его охраной, со дня разбития лагеря пред городом, т. е. от 14-го Ксантика до 1-го Панема[85]вынесено было сто пятнадцать тысяч восемьсот восемьдесят мертвых. По истине ужасающее число! А между тем Маннай не был начальником стражи, а был поставлен у ворот для ведения счета только тем мертвецам, за погребение которых уплачивалось из городской кассы (13, 3); но было еще много умерших, которых хоронили родные и близкие. Погребение состояло в том, что трупы выносили за город и там их бросали на произвол судьбы. Многие перебежчики из высшего сословия, прибывавшие за Ман­наем, определяли число мертвых из неимущего класса, выброшенных за ворота в 600 000; число остальных никак нельзя было определить. Когда, рассказывали они дальше, не было возможности, вследствие недо­статка сил, выносить умерших бедняков, последних сваливали в большие дома и здесь их запирали. Мера пшеницы доходила в цене до таланта; а когда затем, вследствие обнесения города стеной, нельзя было доставать и зелени, голод увеличился до того, что люди рылись в клоаках, шарили в старом навозе, чтобы отыскивать жалкие кру­пицы корма. То, чего раньше нельзя было видеть без отвращения, сде­лалось теперь предметом питания. Римляне, слыша только рассказы об этом, проникались сожалением, мятежники же, которые видели все это своими глазами, оставались вполне равнодушными к этому, пока не пришел и их черед испытать нужду. Злой рок их ослепил, и они не видели, что предстояло городу и им самим.

Конец пятой книги.

 

 

[73] Молодой Эпифан был обручен с дочерью Агриппы I, Друзиллой; но брак этот не состоялся вследствие того, что Эпифан отказался подвер­гнуть себя обряду обрезания (И. Д. ХIХ, 9, 1. XX, 7, 1).

 

[74] См, VII, 7, 1—4.

[75] 29 ияра (май).

[76] Т. е. первосвященника Иоанна; см. выше гл. 6, 2.

[77] Вероятно тождественен с упоминаемым в Талмуде местом рождения таннаита Рабби Иошуи.

[78] 78 Т. е.

[79] Гороховый дом.

[80] Вышеупомянутый Тиверий Александр.

[81] См. IV, 9,11.

[82] Того самого города, после падения которого Иосиф перешел к римлянам.

[83] Описанные здесь зверства послужили основанием известного постано­вления: воспрещается проглатывать золотые динарии во время войны, вследствие опасности для жизни. См. Тосифта Гиттин, 4, изд. Цукермандля, стр. 327.

[84] По-еврейски —мера жидкости, часто встречаемая в Библии.

[85] От 14-го Нисана (март—апрель) до 1-го Тамуза (июнь—июль).

 



Другие наши сайты: