Logo
Ранние века земли

Джордж Пембер

Ранние века земли

Как было в дни Ноя

Глава 9


Мы только что постарались проследить поток истории от её источника до великой катастрофы, которая смыла растление и насилие с земли. Мы увидели его ясное развитие от престола Вечного Бога и потеряли его из вида, когда он вошёл в обширные области, куда не ступала нога смертного. Однажды или дважды мы поднялись на доступную высоту, и с расстояния напряжённым взором посмотрели на что-то, сверкнувшее в лучах Божьего Слова, на то, что мы сочли водами реки, которую мы искали; но у нас не могло быть твёрдого знания об этом таинственном потоке, пока мы не увидели, как его густое и пенящееся течение превратилось в страшный водопад между тёмными горами, скрывшими его от нас.
Мы последовали за ним в землю удовольствия, в которой он постепенно снова стал тихим и светлым, а его берега изобиловали всем прекрасным и приятным; мы пошли за ним, когда он вышел за пределы этой радостной сферы и потёк по сухой и бесплодной земле, постепенно набирая объём и скорость, пока наконец его бурные воды стремительно не влились в океан потопа.
Однако мы не должны забывать историю суда, который мы только что рассмотрели, не поразмыслив о серьёзном предостережении, которое дал Спаситель. «Ибо как дни Ноя, ― произносит Он страшные слова, ― так будет пришествие Сына Человеческого. Как во дни перед потопом ели и пили, женились и выходили замуж до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не понимали, пока не пришёл потоп и не унёс всех, ― так будет и пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24:37-39). Следовательно, заключительные события этого нынешнего века будут воспроизведением дней Ноя: та же интенсивная обмирщённость и совершенная неспособность позаботиться о Божьем, проявленные допотопными жителями, ― такими будут отличительные черты нашего мира, когда Христос начнёт свои суды, которые быстро завершатся славой Его явления.
Можно справедливо сделать вывод, что это второе проявление духа, действовавшего в тех, кто выказал непослушание перед потопом, будет вызвано рядом причин, схожих с теми, которые ранее произвели его. Поэтому, как мы уже отмечали, способность понять эти причины имеет важнейшее практическое значение, поскольку, когда мы снова увидим, что они одновременно влияют на население мира, мы сможем прийти к заключению, что мы стремительно приближаемся к великому завершению зла, что карающая слава Господа должна скоро явиться, чтобы вся плоть увидела её.
Вот большой вопрос для нас: действуют ли сейчас эти роковые факторы? Являются ли они большей характеристикой этой эпохи, нежели любой другой? Серьёзные размышления побудили многих дать утвердительный ответ; давайте посмотрим, способствуют ли факты тому, чтобы мы придерживались того же взгляда. Невозможно переоценить наш интерес к данному изысканию. Если наши времена только начинают приобретать вид времён Ноя, они посылают нам пронзительный крик предостережения, увещевая нас стоять с препоясанными чреслами и горящими светильниками, ожидая призыва от Господа. Он заберёт Свою Церковь, как Он забрал Еноха, до того, как зло людей достигнет худшего состояния. Он заберёт тех, кого Он Сам назвал солью земли, и тогда растление всякой плоти будет происходить беспрепятственно, и мир быстро созреет для своего суда.
Мы уже отмечали семь больших причин допотопного отступничества, и их можно суммировать следующим образом.
I. Тенденция поклоняться Богу как Элохиму, то есть просто как Творцу и Благодетелю, а не как Иегове, Богу милости и завета, применяющему меры к тем, кого Он приготовил к уничтожению, и находящему для них искупление.
II. Чрезмерное возвышение женского пола и пренебрежение первоначальным законом брака.
III. Стремительный прогресс в механике и последовательное изобретение многих устройств, при помощи которых проклятие облегчается, а жизнь становится лёгкой и терпимой. А также развитие искусства, которое пленяло разумы людей и помогало развить забвение Бога.
IV. Союз между номинальной церковью и миром, который быстро привёл к полному слиянию.
V. Стремительное увеличение населения.
VI. Отвержение проповеди Еноха (и Ноя), чьи предостережения стали благоуханием к смерти для мира и безвозвратно ожесточили людей.
VII. Появление на земле существ от власти в воздухе и их незаконное общение с человеческим родом.
Эти причины сообща окутывают мир плотским туманом, через который не может проникнуть ни один луч истины. Они принесли полное забвение Бога и пренебрежение Его волей; и, удалив великий Центр, который единственный может вывести людей из себя, сделали обитателей земли настолько эгоистичными и беспринципными, что мир сейчас наполнился развратом, несправедливостью, тиранией и кровопролитием. Поэтому нам осталось рассмотреть схожие черты, которые сейчас воздействуют на общество.
И конечно, мы не можем не признать, что первая причина в высшей степени является характеристикой наших времён. Во всех религиозных церквях христианства, а также среди иудеев, магометан и язычников существует бесконечное и постоянно растущее количество тех, кто идёт путём Каина (Иуд. 11), тех, кто признаёт Высшее Существо, но не признаёт Его святости и своей собственной испорченности и тем самым отрицает необходимость в Посреднике между Богом и человеком. Многие из них готовы смотреть на Христа как на кого-то великого, они с готовностью говорят о Его мудрой философии и образцовой жизни, но они не исповедуют Его как Единородного Сына Божьего и не ощущают потребности в Его искуплении. Следовательно, они отвергают Его откровение как абсолютную власть, полагаясь на тьму внутри них, называя её светом, и тем самым закрывают глаза на истинные взаимоотношения человека со своим Творцом и образуют свои собственные представления о Божестве и о себе. Это подразумевает не что иное, как утверждение о том, что они обладают высшей мудростью и властью; они делают из своего воображения идола, перед которым они должны падать ниц и которому они должны поклоняться. Не нужно при этом удивляться, что это ведёт к практическому обоживанию людей, имеющих превосходный интеллект или большую известность. Кто не видел работу этой закваски в своём собственном кругу? Кто не наблюдал подъёма этого «чистого теизма», как он называется, во всех сектах христианства?
Если мы правильно увидели вторую причину на основании скудных намёков, она действует и сейчас, поскольку женский пол определённо начал перемещаться в другую сферу и более возвышенное положение. И распущенность относительно уз брака, которая долгое время существовала на континенте, теперь распространяется и в Англии, как мы видим на основании недавно опубликованных данных о разводах. Нет, вместо того чтобы бояться разделить то, что Бог соединил, они открыто признают, что узы брака должны быть соглашением не на всю жизнь, а лишь на то время, которое будет угодно вступающим в соглашение сторонам.
В конце предыдущего устроения тот же грех был распространён среди фарисеев, которые считали, что разводиться можно по любой причине, даже, как бесстыдно говорит раввин Акиба, «если мужчина увидит женщину красивее своей жены». Поэтому Господь в Своём осуждении фарисеев постоянного говорил о прелюбодеянии, поскольку тот брак, который они узаконили после развода, Он провозгласил преступным. В замечательной проповеди, содержащейся в пятнадцатой, шестнадцатой и семнадцатой главах Евангелия от Луки, Он упоминает его с поразительной резкостью, как самый открытый и несомненный грех, который мгновенно обличает Его слушателей в непослушании закону и пророкам, как и евангелию (Лк. 16:18). Мы знаем о наказании, которое вскоре постигло их за это и за их многие другие преступления. Через несколько кратких лет их похоти были смыты их кровью, стены и улицы их города сравняли с землёй, их прекрасный храм, на который они полагались, погиб в огне, и на его руинах как оскорбление было воздвигнуто языческое святилище Юпитера.
Примечание 1: Давайте не будем думать, что эти замечания направлены против научных изысканий или искусства. Они лишь должны показать дух неподчинения и атеизма, который часто поднимается от них.
О третьей причине: о распространении науки, искусства и роскоши ― говорить не нужно, ибо никто не будет отрицать, что это огромная черта наших дней; да, это большой повод для хвалы. И вот, как часто мы сами испытывали самоуверенное высокомерие, нередко возникающее из-за небольшого знания законов природы или выраженного успеха в искусстве, науке и философии, которые являются отрадой развитого или утончённого интеллекта!1 С какой уверенностью и беззаботностью люди живут среди комфорта и потворства себе в этом роскошном веке! Видя доброе только в нынешней жизни, как мало они мыслят о Боге, как глухи они к любому упоминанию Божьего Слова! Даже если их уста не наполнены хулой, насколько они недоверчивы, когда слышат даже шёпот о времени Божьего гнева, который скоро изольётся на апатичный мир и унесёт многих от того, что они любят, в глубины Его гнева (Ис. 2:12-17; 32:11; Иез. 39:6)!..
Чтобы воспроизвести четвёртую причину, Князь этого мира старался очень долго, и, кажется, что сейчас он близок к своей победе. Это естественный результат первой ошибки, отрицания нашего положения как грешников перед Богом, предназначенных для разрушения, если не будет уплачен выкуп. Если церковь пожертвует этой истиной, что помешает ей жить в полном согласии с миром? Если практическое учение религии в том, что Бог доволен нашим поведением, не сильно беспокоится из-за наших грехов, высоко ценит наши добродетельные дела, даже если их движущей силой является наша гордость, и с удовольствием смотрит на смелые поступки и интеллектуальные проявления, почему такое богословие должно идти вразрез со стремлениями падшего человека? Как они могут ненавидеть божество, настолько подобное им?
Разве мы описали не вероисповедание большого числа людей в номинальной церкви? Разве стены города Божьего не разрушаются постоянно у нас на глазах, так что чужой может войти в него, если пожелает? Люди часто толпами приходят в церкви и храмы; они переживают чувство, которое они называют религиозным, видя величественные здания, витражные окна, великолепные одеяния, роскошные церемонии, слушая прекрасную музыку, участвуя в сентиментальных или интеллектуальных дискуссиях и придерживаясь сильных сектантских или политических убеждений. Но если они могут облечься в подобие набожности в своём поклонении, то в мире они полностью теряют это внешнее отличие и смущают тех, кто откровенно спрашивает их о том, как им спастись, поскольку они погружены во все развлечения, фривольности, стремления и дела этой жизни так, как если бы они оставались в этом вовеки. Они ведут себя так, как если бы Бог не просил их быстро покинуть этот мир, как делают многие из их сограждан, а считают, что у них должно быть достаточно предостережения и свободы и расположения к покаянию (Ин. 6:44). Они словно уверены, что их никогда не застигнет неожиданно ужасный приговор: «Безумный, в эту ночь душу твою потребуют у тебя» (Лк. 12:20) ― и не напугает звук трубы архангела и громовой голос Бога. Они решили, что будут рационально искать удовлетворения и удовольствия во время ужасно короткого существования, которое было дано им для ответа на один важнейший вопрос: последует за ним вечная жизнь или позор и вечное презрение. Силы грядущего мира утратили своё влияние на них, они подобны остальным людям: они сдались во многом, предались удовольствиям, оправдали пороки настолько, что их практически невозможно отличить от тех, кто не исповедует религию, пока они не начнут повторять свои символы веры. Некоторые из них словно придерживаются доктрины древних гностиков, которые, отрицая воскресение, утверждали, что их дух будет спасён и что они вольны делать с телом всё что угодно, поскольку после смерти их не будет беспокоить ни тело, ни его дела. Многие готовы исповедать, что христианин должен взять свой крест, но, поскольку они удовлетворены нынешним временем, неутомимое рвение Христа и Его апостолов является для них неуместным и они не могут найти крест, который нужно нести. Однако, если Бог в Своём гневе поразит их болезнью, тяжёлой утратой, разочарованием или потерей, они говорят о своих испытаниях и утешают себя мыслью, что они подражают Господу, перенося трудности, которых избежать невозможно.
О, если бы эти люди, ослеплённые Сатаной, задумались, пока ещё есть время, если бы они с молитвой поразмыслили над словами Господа Иисуса и истолковали их посредством Его святейшей жизни! Тогда бы они увидели непостоянство своего положения и остро ощутили, что исполняют букву пророчества о последних временах ― что люди будут иметь внешность благочестия, но отрекутся от его силы (2 Тим. 3:5). Мир позволит утверждать любую доктрину, при условии, если не будет сделано никаких попыток применить её на практике. Только когда вера начинает производить дела, тогда христианин сталкивается со жгучей ненавистью ― когда он считает, что должен искупать время, потому что дни злы; когда, понимая, что ему вверено домоправление, он вынужден проповедовать слово вовремя и не вовремя, говоря как умирающий с умирающими; когда он больше не может участвовать в фривольных развлечениях или убивающих время удовольствиях, зная, что это лишь раскрашенная завеса, которую использует злейший враг, чтобы спрятать от людей пропасть смерти, по краю которой они ходят, пока не придёт время вырвать их и бросить их вниз с утёса.
Если у них будет ревностное стремление в разуме, им будет нетрудно увидеть разграничительную линию; они быстро найдут крест, который им следует нести; они почувствуют, подобно их Господину, что они не от этого мира, и у них будет скорбь в нём. Но пусть они мужаются, Он уже близко, и их радость при Его приходе будет великой.
А уступки номинальной церкви в отношении доктрины не менее печальны, чем тех, о чьём поведении мы говорили. Мы уже видели, что люди всегда стремятся смягчить и извратить те части Божьего слова, которые противоречат их собственным мыслям и стремлениям. Но сейчас возобладала чуждая и нечестивая идея, разрушающая остатки авторитета Библии и смывающая все оставшиеся преграды между церковью и миром. Это быстро растущее несогласие с так называемой догмой. Если бы несогласие относилось только к позитивным утверждениям людьми своих мнений, чувство было бы понятно; но после изучения мы обнаруживаем, что «догма» ― это практически общепринятое слово, означающее откровения и заповеди Всевышнего Бога. Многие из тех, кто заявляет о вере в Библию, но не утверждает «прочее, чему предстоит умереть» (Отк. 3:2), никогда не устают увещевать нас быть милостивыми по отношению к тем, кто отвергает все важнейшие доктрины Писания и даже отрекается от Господа, который купил их. Мы слышим, при условии, что люди «честные», что с ними в конечном итоге всё будет в порядке, что мы не должны быть узкими в своём мышлении, что помимо двери в загон есть и другие входы (Ин. 10:7), что перелезающие через стену необязательно являются ворами и разбойниками, и их дух может быть смелее и мужественнее, чем у других.
Легко увидеть, что при помощи таких рассуждений из Писаний извлекается вся сила. Вместо того чтобы признать его живым Словом Того, кто вскоре будет судить живых и мёртвых посредством написанного в них, его считают лишь обычной книгой советов человеку, который, беря на себя право принимать их или отвергать по своей воле, высокомерно надевает себе на голову венок Божества. Так уничтожается средство, назначенное Богом для отделения Его церкви от мира; свет, раскрывающий постоянную опасность и ужасный конец широкого пути, угашен, и люди неосторожно идут вперёд, забавляясь мимолётными мелочами, пока они стремительно не провалятся в пасть бездны.
Пятую причину раскрывать не нужно. Даже не прибегая к данным переписи, практически каждый англичанин может засвидетельствовать о быстром росте своего района. Никогда прежде мир не видел такого обширного скопления людей, как сегодня, в наших метрополисах. При этом толпы эмигрантов покидают страну и заселяют безлюдные места земли. Статистика также показывает, что население практически каждой части мира также увеличивается.
Но в дополнение к этому существует феномен тёмного предзнаменования. Умножаясь, люди также начинают проявлять нетерпение к ограничениям; и поскольку они учатся действовать вместе и, по-видимому, ощущают напыщенность из-за своей воображаемой силы, вероятно, скоро они перейдут к нечестиво дерзким делам. Большие организации, уже не ограниченные границами одного народа, предвещают второй вавилонский бунт. Время, когда все народы будут потрясены, приближается, и сердца многих уже наполнены страхом, они уже ждут того, что придёт на землю. Пусть верующие задумаются о своих путях, ибо скоро Господь сойдёт вниз, чтобы посмотреть, что делают сыновья человеческие.
Когда Слово Божье верно проповедуется, оно не может вернуться к Нему тщетным, оно исполняет то, что Ему угодно, и совершает то, ради чего Он послал его (Ис. 55:11); оно должно произвести некоторое воздействие на слушающих. Оно отделяет пшеницу от мякины, оно или привлекает людей ближе к Богу, или делает их более чёрствыми и готовит их к скорому суду. «Потому что мы, ― говорит Павел, ― Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих: для одних ― запах от смерти и к смерти, для других ― запах от жизни и к жизни» (2 Кор. 2:15, 16).
И сильные просьбы Еноха, его громкие призывы к покаянию и угрозы грядущего суда, поскольку мир пренебрёг ими, скорее всего, ожесточили сердца людей и заставили Дух Божий прекратить бороться с ними. Возможно, некоторых это сначала поражало и настораживало, но спустя какое-то время, после того, как они видели, как один день следует за другим без каких-либо признаков предсказанного отмщения, их страх пропадал; они возвращались к своим любимым грехам, как пёс возвращается на свою блевотину; их уже невозможно было запугать, как прежде; они превратились в насмешников и издевались над самыми серьёзными предостережениями; бес, изгнанный на короткое время, вернулся с семью более злыми, чем он сам, и их последнее состояние стало хуже, чем первое (Лк. 11:24-26).
В этом случае история словно повторяет себя. Более пятидесяти лет Бог обеспечивал беспрерывный поток евангельского свидетельства, которое постепенно набирало силу, и сейчас в мире происходит такая проповедь благовестия, которой не было, скорее всего, со времён апостолов. Дух сошёл на церковь с силой Пятидесятницы: оживления, миссии у нас в стране и за рубежом и усилия многих отдельных людей ― всё это привело к обращению тысяч. Те, кто действительно Христов, по-видимому, серьёзно побуждаем своей обязанностью: они выходят на улицы и переулки, на дороги и к изгородям, заставляя людей войти; дом свадьбы быстро наполняется гостями.
Примечание 2:
[Скорее всего, буквальноеприменение этого отрывка относится к будущему, непосредственно перед приходом Господа.]
И посреди призывов к покаянию и слов о благодати, посреди взаимного увещевания ходить как дети света, звучит, набирая силу, громкий и серьёзный призыв: «Вот жених, выходите навстречу»2 (Мф. 25:6); а свидетельство верных в мире приближается к последней форме: «Убойтесь Бога и воздайте Ему славу, потому что пришёл час суда Его» (Отк. 14:7). За последние годы указания на эту новую эпоху становились более и более очевидными, и многие газеты и периодические издания были посвящены воскрешению давно забытой истины, установленной нашим Господом и Его апостолами. На эту тему были написаны сотни книг и брошюр, а большинство проповедников последнего оживления и ежедневно растущее число других свидетелей распропагандировали её до такой степени, что любому мало-мальски осведомлённому христианину будет трудно игнорировать великую надежду, даже если он и не воспринимает её как свою собственную.
Происходит также значительная перемена в нашем свидетельстве, и оно становится более постоянным и сильным. Хотя прошло лишь немного времени с тех пор, как авторы пророчеств расходились во мнениях, сейчас большинство из них начинают проявлять замечательное согласие во всех основных положениях и заявлять, что серьёзное событие, которого все должны ждать, ― это повеление, которое соберёт церковь в присутствие её Господа. Поэтому мы можем найти общие черты между проповедью Божьего народа в нынешнее время и пророчеством Еноха до дней Ноя.
Но мирские массы опять отвергают самые важные призывы Бога, и, как естественное следствие, Его Дух перестаёт бороться с ними; неверие и суеверие начинают ложиться тенью даже на самые цветущие христианские страны. В нашей собственной стране какое возбуждение вызвала двадцать лет назад публикация «Эссе и обзоры», но эта книга, принятая с большой радостью теми, кто не хочет покориться божественному откровению, теперь стёрта из памяти потоком более дерзкой атеистической литературы, количество которой постоянно увеличивается. Как мало наших газет, журналов и периодических изданий избежали этой заразы! Какое огромное количество атеистов-пропагандистов в нашей стране, от дерзкого богохульника, который грубо поносит Слово Божье, отрицая при этом Его существование или обвиняя Его в неправедности, до утончённого и проницательного мыслителя, готового сделать так, что святой свет его Творца поблекнет перед мерцающей лампадой человеческого интеллекта! Не нужно даже раскрывать очевидное или тратить время на доказательство одновременного распространения обрядности и папства, что и так очевидно даже для неискушённого наблюдателя, а о преобладании магии мы вскоре скажем.
Разве на основании этих двух отступничеств и на основании того, что наши дни в целом напоминают опасные времена конца, описанные Павлом (2 Тим. 3:1-9), у нас нет оснований прийти к заключению, что христианство в качестве неизбежного наказания за широкое отвержение благовестия практически ослеплено и безнадёжно ожесточено?
Седьмая и самая страшная характеристика дней Ноя ― это беззаконное появление среди людей существ из другой сферы. Это, как быстро ответят многие, представляет собой событие, которое ещё не потревожило наш век, и какими бы странными ни были наши переживания, нам всё равно нужно подождать завершения фатального цикла влияния, которое разрушило старый мир. Но подробное сравнение Писания с происходящим среди нас сегодня, оставит совершенно другое впечатление, и у нас появится сильное ощущение, что аванпосты этого последнего ужасного врага уже перешли наши границы. Уже невозможно отрицать сверхъестественный характер отступничества, называемого спиритизмом, который распространяется по миру с беспрецедентной скоростью, привлекая к себе новых поклонников и удерживая их в своих объятиях исключительно постоянным проявлением чудес. Напрасно утверждать, что представителей элиты литературного мира убедила лишь сила фокуса, что обман поймал в свои сети многих учёных мужей, которые сперва лишь хотели исследовать это явление с целью разоблачения. Нет ничего более опасного, чем полное неверие, ибо каким бы неверующим ни был человек, если его столкнуть лицом к лицу со сверхъестественным, из всех людей он наиболее вероятно подчинится жрецам нового чуда. Лучше с молитвой задаться вопросом, возможно ли всё это, и, если да, в каком свете Библия учит нас об этом. Так мы сможем вооружиться против уловок дьявола.
Но достаточное изучение природы и истории спиритизма, способное выявить его очевидное сходство с допотопным грехом, ― это серьёзный вопрос, и его не следует начинать рассматривать в конце главы.