«Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать. Ибо, кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу, потому что никто не понимает его, он тайны говорит духом» (1Кор.14:1-2).
Нам необходимо великое стремление к обладанию духовными дарами. Нам нужно всем сердцем жаждать их, потому что эти дары действительно важны и необходимы. Затем, по милости Божьей, получив дары, мы можем быть используемы для Его славы.
Бог предопределил, чтобы наш разговор с Ним Самим на неизвестном языке стал чудесным сверхъестественным средством общения в Духе. Говоря с Ним на незнакомом языке, мы говорим тайны в духе. В Послании к Римлянам 8:27 мы читаем: «Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией». Часто, говоря что-то Богу на незнакомом языке, мы ходатайствуем и молимся в Духе в соответствии с волей Божьей. И Сам Дух ходатайствует в это время воздыханиями неизреченными.
В связи с этим я хотел бы рассказать вам о Вилли Бартоне, который трудится для Бога в Бельгийском Конго. Брат Бартон — сильный муж Божий, посвятивший свою жизнь служению язычникам Африки. Он заболел лихорадкой и был уже близок к смерти. Люди говорили: «Он проповедовал последний раз; что же нам теперь делать?» Казалось, все их надежды разрушены; они стояли с разбитыми сердцами, недоумевая, что же будет дальше. Все ушли, оставив его умирающим, но внезапно он предстал перед ними, живой и здоровый. Они ничего не могли понять. Он объяснил им, что, придя в себя, почувствовал, как тепло разливается по телу, и ощутил, что в его теле не осталось никакого следа болезни. Каким образом все это произошло? Это оставалось для него тайной, пока он не поехал в Лондон и не рассказал там о том, как лежал при смерти, а потом был поднят и исцелен. К нему подошла одна женщина и попросила поговорить с нею наедине. Она спросила: «Ведете ли вы дневник?» Он отвечал: «Да». И тогда она рассказала ему: «Однажды, когда я стала молиться, не успела я преклонить колени, как вспомнила о вас. Дух Господа сошел на меня и стал молиться через меня на незнакомом языке. Я увидела видение, в котором предо мной предстали вы, лежащий совершенно беспомощно; и я стала взывать на иных языках, пока не увидела, что вы встали и вышли из комнаты». Женщина записала для себя время, когда это произошло, и, обратившись к своему дневнику, брат Бартон увидел, что все рассказанное женщиной происходило именно тогда, когда он был исцелен.
Если мы доверяем Духу Святому и часто беседуем в тишине с Богом, перед нами открываются великие возможности. Бог желает, чтобы вы были исполнены Духом в такой степени, чтобы все вокруг вас было пропитано небесной силой.
«Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя; а кто пророчествует, тот назидает церковь» (Кор.14:4). Мне хотелось бы, чтобы вы поняли, что говорящий на незнакомом языке назидает, или созидает, себя самого. Перед тем как созидать церковь, мы должны быть устроены сами. Я не могу даже приблизительно оценить, насколько я лично обязан Духу Святому за Его работу по моему духовному созиданию. Я — одна из величайших загадок в мире. Никогда еще простой рабочий человек не стоял за кафедрой проповедника. Способствовало ли этому мое знание языка? Нет. Или я был неспособным человеком? О, да! Это уж точно! Все естественные свойства моей природы совершенно противоречили возможности для меня когда-либо стать на платформу в качестве проповедника Евангелия. Секрет моего призвания заключался в том, что Дух Святой пришел ко мне и принес Свое чудное духовное назидание. Я постоянно, когда только мог, старался читать это Слово, и Дух Святой пришел и оживил его для меня, потому что именно Духом Святым оно было вдохновлено, и Он озарил Его светом для меня. Он дал мне новый язык, и я могу говорить свободно, потому что все это дал мне Бог. «Когда Утешитель придет, Он научит вас всему», — так написано. И Утешитель дал мне сверхъестественный дар иных языков для моего собственного назидания, так чтобы, устроив и укрепив себя самого, я мог созидать церковь.
В Первом послании Иоанна 2:20 мы читаем: «Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете все». И далее в стихе 27: «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое это помазание учит вас всему, и оно истинно и не ложно, то, чему оно научило вас, в том пребывайте». Даже будучи крещены Духом, вы можете сказать: «Я чувствую себя таким сухим, не знаю, что со мной». Но Слово говорит, что вы имеете помазание. Дух Святой говорит здесь, что оно пребывает в вас и учит вас всему. Это дает вам высокое и вполне определенное положение. Дух Святой будет утверждать в вас веру в истинность этого слова — о том, что вы имеете помазание и что оно пребывает в вас. Просыпаясь утром, верьте этой чудесной истине, и, пребывая в присутствии и силе Духа, вы будете говорить с Богом в Духе и скоро обнаружите, что получаете от этого для себя назидание. Пусть даже все вокруг вас будет ложью, это Слово Божье всегда останется истиной. Дьявол будет говорить вам, что вы — духовно иссохший человек и ни на что не можете быть годны, но вы должны верить Слову Божьему, что помазание, которое вы приняли, пребывает в вас.
«Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали, ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание» (Кор. 14:5). Вам следует понимать, что воля Духа Святого состоит в том, чтобы все всегда были готовы пророчествовать, потому что каждый, кто принял Духа Святого, имеет на это право. В Первом послании к Коринфянам 14:31 мы читаем: «Ибо все один за другим можете пророчествовать...». И пророчество имеет преимущество перед говорением на иных языках, кроме случаев, когда вы можете и истолковывать то, что говорите; в таком случае Бог приравнивает это к пророчеству. В стихе 13 написано: «А потому говорящий на незнакомом языке молись о даре истолкования». Это важное слово.
Получив крещение Духом Святым и заговорив на иных языках, как давал мне Дух, я после этого в течение девяти месяцев не говорил языками. Это беспокоило меня, потому что в то время мне приходилось бывать на многих служениях и возлагать руки на людей для принятия ими Духа Святого, и эти люди начинали говорить на иных языках; но сам я не имел счастья говорить на языках. Бог желал показать мне, что знамение иных языков, которым сопровождалось мое духовное крещение, отличалось от дара иных языков, который я впоследствии получил. Возлагая руки на других людей и видя, как они принимают Духа Святого, я обычно думал: «О Господь Иисус, было бы так прекрасно, если бы Ты позволил и мне говорить на языках!» Но Он удерживал от меня этот дар, ибо знал, что я встречу в жизни многих людей, которые будут утверждать, что крещение Святым Духом может быть без знамения иных языков и что люди получают дар иных языков в момент духовного крещения. Но я не получил дар иных языков в тот момент. А девять месяцев спустя, выйдя из дому, я беседовал в сердце моем с Господом и вдруг заговорил на иных языках. И когда языки прекратились, я обратился к Господу: «Вот, Господь, раньше я не делал этого и не искал этого; ты Сам дал это для меня, и я не сойду с этого места, пока Ты не дашь мне истолкования». И тогда пришло истолкование. Эти слова Божьи исполняются и сейчас по всему миру. Не Дух ли Святой говорит эти слова? Значит, Дух Святой может и истолковать их. Пусть говорящий на иных языках просит Бога об истолковании, и Бог даст ему. У нас должно быть ясное понимание того, что говорит нам Бог.
«Что же делать? Стану молиться Духом, стану молиться и умом; буду петь Духом, буду петь и умом» (ІКор.14:15). Молясь на незнакомом языке Духом, вы не знаете, о чем молитесь; вы не понимаете эти слова, и это не приносит плода окружающим вас. Но под помазанием от Духа вы можете не только молиться на незнакомом языке, но и молиться своим собственным умом. Некоторые скажут: «О, я могу делать это, но ведь это уже будет исходить от меня самого». Конечно, когда вы начинаете молиться, вы делаете это сами. Я преклоняю колени для молитвы, и несколько первых предложений, которые я произношу, могут исходить от меня самого, но, по мере того как я продолжаю, Дух начинает молиться через меня. Начало может исходить от вас. Ладно, пусть это будет так. Зато продолжит Дух Святой. Он будет действовать через вас. Слава Господу за это! Все вокруг нас будут говорить: «Это неправильно». А вера говорит: «Это правильно». Плоть человека говорит: «Это неправильно». Вера же говорит: «Это правильно». И Павел сказал: «Буду молиться Духом, буду молиться и умом». И он делал это верой. Дьяволу это не нравится, да и ваша собственная плотская жизнь восстает против этого. Но пусть Бог и Дух Святой наставят нас так, чтобы мы могли жить, ходить, молиться и петь в Духе, а также молиться и петь нашим умом. Вера сделает это. Уши веры закрыты для слов дьявола и плодов размышлений нашего человеческого ума и всегда готовы слышать, что говорит Бог. Вера не слушает вас, она внимает Богу. Вера говорит: «Вы совершенны в Нем».
Чудесно молиться в Духе и петь в Духе, молиться на языках и петь на языках, как дано нам от Духа Святого. Я никогда не поднимаюсь с постели по утрам, не поговорив с Богом и с Духом. Это самое чудесное из того, что есть у нас на земле. Быть в Духе лучше всего. Начиная этим день, вы можете быть уверены в водительстве Духа на весь этот день.
«Благодарю Бога моего: я более всех вас говорю языками; но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтоб и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке» (Кор. 14:18-19). Многие люди, прочитав это, утверждают, что Павел предпочитал сказать пять слов на известном ему языке, нежели тьму слов, не понимая их значения. Они никогда не обращают внимания на другую часть предложения: «Благодарю Бога моего: я больше всех вас говорю языками». Произнося эти слова, Павел хочет исправить положение в церкви, когда люди очень много говорят языками без истолкования, что не служит к назиданию собравшихся. Если нет истолкования, людям надлежит говорить на языках только себе и Богу. Представьте себе, что вы собрались для проповеди, а вместо этого двадцать-тридцать человек начнут говорить на языках. Это произведет замешательство. Пусть лучше те, кто посещают служения, скажут пять слов для назидания, увещания и утешения, чем десять тысяч слов, которые никто не поймет.
То, что вы почувствовали прикосновение Духа, еще не означает, что вы обязаны тут же заговорить на языках. Господь даст вам здравый и рассудительный ум, так чтобы вы могли держать свое тело в подчинении и порядке, чтобы церковь могла получать назидание. Но Павел сообщает нам, что он говорит языками больше других; а так как из этого места Писания, очевидно, что церковь в Коринфе очень усердно предавалась молитве на языках, то, должно быть, сам Павел говорил языками день и ночь. Он получал такое назидание от этого чудесного сверхъестественного дара, что мог, приходя в церковь, проповедовать так, чтобы все святые понимали его и получали для себя чудное назидание.
«В законе написано: иными языками и иными устами буду говорить народу сему, но и тогда не послушают Меня, говорит Господь. Итак, языки суть знамение не для верующих, а для неверующих; пророчество же не для неверующих, а для верующих» (Кор. 14:21-22). Существует множество совершенно неверующих людей, называющих себя верующими. Одним из таких лишенных веры «верующих» был служитель, живший в Шеффилде, в Англии. Какой-то человек выписал для него чек и посоветовал поехать отдохнуть. Тот же человек дал ему мое имя и адрес; так что, прибыв в Брадфорд, этот служитель стал расспрашивать всех обо мне. Его сразу же предупредили, что я из тех, которые «говорят языками» и что ему надлежит быть осторожным и не дать вовлечь себя в это дело, потому что оно от дьявола. Но он возразил: «Им не удастся вовлечь меня; я слишком много знаю, чтобы попасться».
Он был в самом деле, совершенно измучен и нуждался в отдыхе. Придя ко мне, он сказал: «Меня направил сюда один ваш друг. Вы ничего не имеете против?» Я отвечал: «Конечно нет. Добро пожаловать». Но затем мы просто не знали, что делать с этим человеком. Это было просто невыносимо. Говорить с ним? Но вы вряд ли когда-нибудь слышали, чтобы кто-то говорил так, как он. Он мог говорить, говорить и говорить. Я предложил: «Оставьте его одного. В конце концов, должен же он когда-нибудь перестать». Мы сели обедать, и он проговорил все время обеда; мы пришли на ужин — и опять он говорил не умолкая.
Наступил вечер пятницы, когда у нас проводилось служение для желающих получить духовное крещение. Наша комната стала постепенно заполняться народом, а он все говорил, и конца этому не было видно. Он устроился в комнате так, чтобы никто из входящих не мог обеспокоить его. Я сказал: «Брат, теперь, пожалуйста, помолчите немного, нам нужно молиться». Обычно перед такими молитвами мы всегда пели, но на этот раз все было по-другому. Бог распорядился иначе. Мы сразу же приступили к молитве, и почти немедленно две молодые женщины заговорили на языках. А этот служитель — все происходящее казалось ему таким странным и необычным — стал переходить от одного человека к другому, чтобы услышать, что они говорят. Некоторое время спустя он спросил: «Можно, я уйду в свою комнату?» Итак, он отправился к себе, а мы замечательно провели время.
Мы легли спать где-то около одиннадцати часов, а в половине четвертого этот человек подошел к двери нашей спальни и постучал. «Можно войти?» — «Да, входите». Он открыл дверь и прокричал: «Он пришел! Он пришел!» Ему приходилось выдерживать паузы, так как он с трудом говорил по-английски. Я отвечал: «Ложитесь опять спать, расскажете обо всем завтра». Языки предназначены для неверующих, а этот человек и был неверующим — «верующим» без веры. Я очень часто был свидетелем тому, как люди получали обличение в своих грехах, слыша других, говорящих языками.
Спустившись к завтраку на следующее утро, он говорил: «О, не правда ли, это была чудесная ночь? Я знаю греческий и еврейский языки, а те две молодые женщины говорили на этих языках, и одна из них сказала по-гречески: "Примирись с Богом". А другая повторила те же слова по-еврейски. Я знаю, что это говорили не они, а Бог. Прежде всего, мне надо было раскаяться. Я вошел сюда неверующим, но я обнаружил, что Бог присутствует здесь. Ночью Он уложил меня на пол, на два часа. Я был совершенно беспомощен, а затем Он пришел ко мне». И этот человек снова заговорил на языках, прямо там, где мы сидели за завтраком.
Бог выставит таких свидетелей Своей могущественной силы, которым не сможет противоречить ни один человек. Вы должны понимать, что, когда Дух Святой будет говорить через вас на языках, давая истолкование, это принесет обличение во грехах для неверующих; и вы увидите, что Бог действительно может посылать обличение таким путем.
Я расскажу вам о том, как лучше всего получить этот дар. Откройте вместе со мной вторую главу четвертой книги Царств, и я покажу вам человека, получившего этот дар. Бог могущественным образом использовал Илию, низводя через него огонь с неба и совершая другие чудеса, а Елисей был движим стремлением получить такой же дар. Вы имеете право стремиться к получению даров Духа. Бог позволяет это. Когда Илия сказал Елисею: «Я хочу, чтобы ты остался в Галгале», — тот отвечал: «Жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя!» Ничто не могло остановить его. Когда Илия хотел, чтобы он остался в Иерихоне, он отвечал: «Я не оставлю тебя». Человек, останавливающийся на пути, не получает ничего. О, не останавливайтесь в Иерихоне, не останавливайтесь у Иордана, не останавливайтесь нигде; Бог желает, чтобы вы шли вперед во всей полноте Его, которую Он имеет для вас.
Они подошли к Иордану, Илия взял свою милоть и ударил по воде. Вода расступилась, и Илия с Елисеем прошли посуху. Илия обернулся к Елисею и сказал: «Проси, что сделать тебе». Елисей желал получить то, что должен был иметь; и вы также должны стремиться к тому, о чем Бог сказал, что вы будете иметь это. Елисей ответил: «Дух, Который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Он был простой крестьянский парень, который до этого только помогал своему господину умывать руки; но его дух был так высок, что он поставил перед собой цель, когда Илия уйдет со сцены, встать на его место.
Илия сказал: «Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так». Пусть Бог поможет вам никогда не останавливаться в достижении цели, пока вы не получите то, что желаете. Пусть ваше стремление будет огромным и пусть ваша вера растет до тех пор, пока вы не будете полностью объяты огнем желания получить от Бога все лучшее, что Он имеет для вас.
Они пошли дальше, и Елисей следовал за Илией шаг в шаг. Он намеревался до самого конца не сводить глаз со своего господина. Чтобы разлучить их, потребовалась огненная колесница, запряженная огненными конями, и Илия в вихре был поднят на небо. Я могу представить себе, как Елисей восклицает: «Отец мой, Илия, брось эту милоть!» И она упала. О, я вижу, как она постепенно опускается на землю. Елисей схватил свои одежды и разорвал их на две части, а затем он взял милоть Илии. Я не думаю, чтобы он почувствовал какие-либо изменения в самом себе оттого, что он надел другую накидку; но, придя к Иордану, он снял с себя эту накидку Илии, ударил ею по воде и воскликнул: «Где Господь, Бог Илии?» Воды расступились, и он прошел по сухой земле. И сыны пророков сказали: «Опочил дух Илии на Елисее».
Так же и с получением дара: вы не узнаете, что имеете его, до тех пор, пока не станете действовать в вере. Когда просите — верьте.