Цель этого исследования состоит в том, чтобы найти ключ, благодаря которому Божья сила изливалась через жизнь Джона Лейка. Было ли в его жизни что-нибудь особое, выдающееся, что могло стать этим ключом? А также существует ли один-единственный ключ к Божьей силе или несколько? Давайте рассмотрим некоторые аспекты:
1. Каким было представление Лейка о Боге? Он всегда представлял Бога как любящего, милосердного, доброго и сострадательного (терпеливого) Отца. Это представление основано на примере Иисуса, поскольку Он был видимым образом невидимого Бога. Божье отношение к людям полностью выразилось через служение и послание Иисуса.
Джон Лейк искренне верил, что болезни приходят от дьявола (см.: Деяния 10:38) и что Иисус пришел, чтобы разрушить дела дьявола (см.: 1-е Иоанна 3:8).
Лейк считал, что Бог — любящий Отец, и что Его характер должен отражаться в тех людях, которые являются отцами. Во Второзаконии 8:5 мы находим следующее заявление Самого Бога: «Знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учи г сына своего».
Возможно, мы задаемся вопросом: «С каким отцом Бог сравнивает Себя в этом отрывке?». С отцом, который воспитывает своих детей в соответствии с Божьими повелениями (см.: Ефесянам 6:4), или с отцом, который обижает своего ребенка? Хороший отец никогда не позволил бы своему сыну заболеть, чтобы таким образом наказать его. Хороший отец не хочет, чтобы его сын погиб в результате несчастного случая. Бог, наш замечательный Небесный Отец, так же не хочет этого.
Иисус никогда не использовал насилие, чтобы подготовить Своих учеников к той работе, которая ожидала их впереди. Иисус - наш жизненный пример. Такое представление о Боге как о любящем Небесном Отце дает нам основание верить, что Бог «...исцеляет все недуги твои...» (Псалом 102:3).
Без сомнения, наше представление о Боге как об Отце влияет на всю нашу жизнь. Но является ли это единственным ключом к излиянию Божьей силы?
2. Джон Лейк любил Бога и Его творение. Сострадание, одна из основных составляющих любви, постоянно сопровождало его служение. Именно сострадание сделало его служение таким эффективным.
Сострадание Иисуса всегда сопровождалось проявлением милосердия. Он «увидел множество людей и сжалился над ними и исцелил больных их* (Матфея 14:14), «...потому что от Него исходила сила и исцеляла всех» (Луки 6:19).
Если человек хочет, чтобы Божья сила изливалась на других через его жить, сострадание должно быть основным ключом к этой силе. Но единственным ли?
3. Лейк всегда ставил огромное ударение на святости. В его служении всегда был баланс. Святой Дух - Дух святости. «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евреям 12:14). (В конце этой книги я привожу статью о святости, написанную Лейком.) Святой Бог ищет святые сосуды, через которые Он мог бы действовать.
Святость является важным ключом к тому, чтобы Бог двигался через жизнь человека, но единственным ли?
4. Джон Лейк был смелым человеком. Он никогда не боялся проповедовать Божье Слово.
Смелость - важный ключ к тому, чтобы Бог двигался через жизнь человека, но единственный ли это ключ?
5. Он был полностью подчинен Божьей воле. Он многим жертвовал. Его посвящение было безоговорочным и бескомпромиссным.
Его сын Ливингстон (Джек) говорит о нем следующее: «Он никогда не позволял никому и ничему встать на его пути, когда его просили помолиться об исцелении. Он не позволял себе облениться. Я не помню, чтобы он хотя бы раз отказался, когда его просили помолиться за больного. Это было полное посвящение!».
Без сомнения, полное посвящение - важный ключ к тому, чтобы Бог двигался через жизнь человека. Но единственный ли это ключ?
6. «Без откровения свыше народ гибнет...» (Притчи 29:18, пер. с англ.). Там, где нет откровения об исцеляющей Божьей силе, люди гибнут от болезней. Там, где нет откровения о спасительной Божьей силе, люди гибнут из-за своих грехов.
У Джона Лейка было откровение. У него было острое понимание Божьей воли и силы. Благодаря этому множество людей было спасено от грехов и болезней.
Можно сказать, что откровение необходимо для успеха в служении любого рода. Но является ли откровение единственным ключом к тому, чтобы Бог двигался через жизнь человека?
7. «...облекитесь смиренномудрием...» (1-е Петра 5:5). Джон Лейк заявлял: то, что Бог двигался через него таким образом, само по себе было проявлением смирения. >
Без сомнения, смирение — ключ к тому, чтобы Бог двигался через человека. Но единственный ли это ключ?
8. Джон Лейк был крещен Святым Духом, и доказательством этого было то, что у него появился дар говорения на иных языках. Как я уже упоминал ранее, он говорил, что говорение на иных языках стало фундаментом его служения. Почему он сказал это? «Кто говорит на [незнакомом] языке, тот назидает себя...» (1-е Коринфянам 14:4). Слово «назидает» означает «взращивает», «...[назидайте] себя в святейшей вере вашей, молясь Духом Святым...» (Иуды 1:20).
Общение с Богом на иных языках, конечно, является ключом к тому, чтобы Бог двигался в жизни человека. Но единственный ли это ключ?
9. Джон Лейк был человеком веры. Он жил по вере. Люди называли его «домостроителем веры». Он мог вселить веру в сердца тех, кто слышал, как он проповедует Божье Слово. Когда человек живет по вере и практикует веру в своей собственной жизни, это позволяет ему проповедовать Божье Слово с властью.
Возникает вопрос является ли вера единственным ключом к тому, чтобы Бог двигался через жизнь человека, ведь, без сомнения, она играет в этом не последнюю роль?
10. Лейк был также человеком молитвы. Он пребывал в постоянном общении с Богом. Он учил, что молитва всегда полезна и эффективна. Он одержал много великих побед, когда просто шел по улице и молился.
Но является ли молитва сама по себе единственным ключом к тому, чтобы Бог двигался через жизнь человека?
11. Джон Лейк верил, что залогом успешной христианской жизни (хотя могут быть и другие) выступают три условия: 1) правильное исповедание веры, 2) постоянство в молитве, и 3) постоянное поглощение (чтение и изучение) Божьего Слова.
Являются ли три этих условия сами по себе единственным ключом к тому, чтобы Бог двигался через жизнь человека?
12. Необходимо учесть еще один аспект. Джон Лейк верил, что ходатайственная молитва — ключ к тому, чтобы Бог двигался в жизни человека.
Но является ли ходатайственная молитва единственным ключом?
Можно ли назвать любой из этой дюжины факторов, которые мы рассмотрели, единственным ключом к тому, чтобы Бог двигался в жизни человека?
Нет, пожалуй, невозможно! Каждый из них играет важную роль. Нет никаких сомнений в том, что все эти аспекты должны присутствовать в жизни людей, которые хотят стать великими Божьими апостолами.
Есть еще один аспект, который необходимо принять во внимание. Это Божья благодать. Апостол Петр побуждает нас: «...возрастайте в благодати и познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа...» (2-е Петра 3:18). Что означает «возрастать в благодати»? Чем лучше вы знаете Божье Слово и чем больше вы практикуете его в своей жизни, тем большую благодать Бог изливает на вас.
О нашем Господе говорили следующее: «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Луки 2:52). Он возрастал в любви (в благодати) у Бога и у людей.
Возрастая в премудрости и познании, вы учитесь понимать, как смириться и жить в смирении. Возрастая в познании, вы учитесь всегда иметь правильные мотивы. Возрастая в познании Божьего Слова, вы учитесь всегда воздавать всю славу Богу. Вы учитесь умирать для себя, чтобы не попасть в ловушку дьявола и не стать эгоистом. Вы делаете Иисуса Господом каждой сферы своей жизни.
Бог ищет последователей, которые будут «истинною любовью все взращивать в Того, Который есть глава (Христос)» (см.: Ефесянам 4:15), и смогут «уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы исполниться всею полнотою Божиею» (Ефесянам 3:19). «Исполниться всею полнотою Божиею» означает наполниться всем, что присуще Его природе. В какой мере человек может это сделать, в такой мере он и будет эффективен в своем служении Богу.
Иисус является образом невидимого Бога. «Исполниться всею полнотою Божией» - это явить характер Христа и плоды Его Духа.
От меры Божьей полноты, которой вы исполнены, зависит мера благодати и милости, которые Он может вам дать. Есть вещи, которые мешают Ему двигаться в вашей жизни. Он ищет людей, полностью посвятивших Ему свои жизни.
Чем больше вы возрастаете в Нем (в Иисусе), тем более надежным человеком для Божьего Царства становитесь, ведь вы учитесь быть смиренным человеком.
Старайтесь никогда не утверждать того, что может воспрепятствовать кому-либо возрастать в Боге. Например, однажды я прочитал о том, какое огромное помазание сошло на некоего человека благодаря тому, что множество верующих возносили за него ходатайственные молитвы.
Все выглядело так, словно это было единственной причиной его успеха. Но если это действительно так, тогда у меня, никому не известного человека, нет ни малейшей надежды на то, что Бог будет могущественно двигаться в моей жизни, поскольку за меня ходатайствует не так уж много людей, - даже при том, что все остальные предпосылки для успеха у меня присутствуют.
В связи с этим у меня возник вопрос: возможно, одних только ходатай- ственных молитв, которыми Иисус молится за нас, достаточно для того, чтобы Бог двигался в нашей жизни?
Тогда я подумал о 120 учениках, которые были собраны в горнице в день Пятидесятницы. Никто не ходатайствовал за них, кроме Самого Господа, хотя за них и начали молиться позже, когда они уже вошли в свое служение.
Даже если никто вас не знает, Бог любит вас и сделает все необходимое, чтобы вы могли успешно начать свое служение. Как только вы это сделаете, многие другие люди примут в своем сердце решение ходатайствовать за вас перед Богом.
Еще одна вещь, о которой вы, вероятно, даже не догадываетесь, состоит в том, что Бог, возможно, уже положил многим людям на сердце молиться за вас ходатайственными молитвами.
Я хотел бы завершить эту главу словами ангела, с которыми он обратился в видении к Джону Лейку в то время, когда тот служил пастором церкви в Портленде, штат Орегон. В ответ на молитвы Лейка ангел взял в руки Библию и открыл ее на Книге Деяния. Он показал Лейку, как Святой Дух излился на учеников в день Пятидесятницы, а затем указал ему на все отрывки в Деяниях, где говорилось о еще больших, еще более поразительных проявлениях Святого Духа. Затем ангел произнес такие слова:
«Это - Пятидесятница в том виде, в котором Бог дал ее нам после вознесения Иисуса. Стремитесь к этому. Сражайтесь за это. Учите людей молиться об этом. Ведь это, и только это восполнит нужду человеческого сердца, и только это даст вам силу преодолеть силы тьмы».
Затем ангел начал отдаляться, говоря: «Молитесь, молитесь, молитесь. Учите людей молиться. Молитва и только молитва, усиленная молитва, постоянная молитва является ключом к сердцу Бога».