«Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам».
— Иоанна 15:7
«Много может усиленная молитва праведного».
— Иакова 5:16
«Возлюбленные! Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним».
—1 Иоанна 3:21-22
ЗДЕСЬ, на земле, степень влияния того, кто просит благ для других, полностью зависит от его характера, а также от тех взаимоотношений, в которых он находится с тем, за кого ходатайствует. То, кем он является, дает вес тому, о чем он просит. С Богом происходит все точно так же. Наша сила в молитве зависит от нашей жизни. Там, где наша жизнь правильна, мы будем знать, как молиться так, чтобы это было угодно Богу, и такая молитва обеспечит ответ. Все места Писания, приведенные выше, указывают одно направление. «Если пребудете во Мне», говорит наш Господь, то вы будете просить, и вам будет дано просимое. Именно молитва праведного, согласно Иакову, многое может. Мы получаем все, что ни попросим, говорит Иоанн, потому что мы повинуемся и угождаем Богу. Всякая нехватка силы, чтобы молиться правильно и праведно, всякий недостаток силы в молитве к Богу указывает на какой-то недостаток в нашей христианской жизни. В зависимости от того, насколько мы научились жить, угождая Богу, Бог будет давать нам то, о чем мы просим. Давайте научимся от нашего Господа Иисуса из притчи о виноградной лозе, что такое здоровая, сильная жизнь, чтобы мы могли просить и получать желаемое. Услышьте Его голос: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам». И опять, в заключение этой притчи: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам».
Что же такое, согласно притче, та жизнь, которой необходимо жить, чтобы приносить плод, а затем просить и получать желаемое? Кем мы должны быть, или что мы должны сделать, чтобы это наделило нас способностью молиться как должно и получать просимое? Ответ содержится в одном слове: силу для молитвы дает жизнь на Лозе Иисуса в качестве ветви. Мы – ветви Христа, Живой лозы. Мы попросту должны жить как ветви и пребывать во Христе. Тогда чего бы мы ни попросили, нам будет дано.
Все мы знаем, что такое ветвь и что является ее главной функцией. Сам рост лозы поддерживает жизнь ветвей и их способность производить плоды. Ветвь имеет лишь одну причину для существования: она порождается лозой, чтобы через нее лоза могла принести и сделать спелым свой драгоценный плод. Как лоза живет только лишь для того, единственно для того, и всецело для того, чтобы вырабатывать сок для виноградной грозди, так и ветвь не имеет никакой другой цели и задачи, кроме одной: принять этот сок и вырастить на себе виноград. Единственная функция ветви заключается в том, чтобы служить лозе, чтобы через нее лоза могла совершать свою работу.
Верующий, ветвь Христа, Небесной Лозы, должен понимать, что он должен буквально и исключительно жить только для того, чтобы Христос мог производить плод через него. Значит ли это, что настоящий христианин, являясь ветвью, должен быть настолько же поглощен и посвящен труду принесения плода во славу Божью, как и Христос, Лоза, во время Его земного служения, а теперь и небесного? Да, именно это, и ничего меньшего, означает эта притча. Именно такой, ничем не ограниченной молитве, даны обетования этой притчи. Именно такая жизнь в качестве ветви, существующая единственно для Лозы, будет иметь силу, чтобы молиться правильно. Если мы пребываем в Нем и Его слова пребывают в нас, и мы Ему послушны как в своем сердце, так и во всей жизни, то мы будем иметь благодать, чтобы молиться молитвой праведного, а также веру, чтобы получить то, о чем бы мы ни попросили.
Давайте соединим эти две вещи и примем их как простые, буквальные истины, имеющие бесконечное Божественное величие. Обетования нашего Господа в Его прощальной речи, где звучит чудесное шестикратное повторение ничем не ограниченного «чего ни» (Иоанна 14:13-14; 15:7,16; 16:23-24), кажутся для нас слишком великими, чтобы принимать их буквально, и они низводятся до наших человеческих представлений о том, что нам кажется возможным. Это происходит потому, что мы отделяем их от жизни абсолютного и безграничного посвящения служению Христову, для чего они и были даны. Божий завет всегда заключается в следующем: отдай все и возьми все. Тот, кто всецело желает быть ветвью, и ничем иным, кто готов отдать себя полностью в распоряжение Иисуса, Лозы Божьей, чтобы производить Его плод через себя и в каждый момент жить только для Него, получит Божественную свободу требовать исполнения Христова «чего ни» во всей полноте, а также Божественную мудрость и смирение, чтобы правильно ее использовать. Он будет жить, молиться и требовать исполнения обетования Отца, как это делал Христос, единственно для славы Божьей в спасении людей. Он будет использовать свою смелость в молитве единственно с целью получить силу для ходатайства и благословить людей. Безграничное посвящение ветви приносить плод, а также безграничный доступ к сокровищам жизни на Лозе, неотделимы друг от друга. Только тот, кто всецело пребывает во Христе, может молиться усиленной и эффективной молитвой во имя Христа.
Только задумайтесь на мгновение о людях молитвы, упомянутых в Писании, и увидьте в них то, какой была их жизнь, что они могли молиться с такой силой. Мы говорили об Аврааме как о ходатае. Что давало ему такое дерзновение? Он знал, что Бог избрал и призвал его уйти из дома и от людей, чтобы ходить перед Ним, и благодаря этому все народы могли быть благословлены в нем. Он знал, что он был послушен и оставил все ради Господа. Беспрекословное подчинение вплоть до принесения в жертву своего сына было законом его жизни. Он делал то, о чем просил его Бог, – он имел смелость доверять Богу в том, что он делал все по слову Господа. Мы говорили о Моисее как о ходатае. Он также оставил все ради Господа «и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели египетские сокровища».Он жил в Божьем распоряжении и был «верен во всем доме Его, как служитель». Как часто мы читаем о нем: «Все, как повелел Господь Моисею, так он и сделал». Не удивительно, что он был очень смелым, – его сердце было право перед Богом, и он знал, что Бог услышит его. В не меньшей мере это относится и к Илии, человеку, который вставал за Господа Бога Израилева. Тот человек, который готов рисковать всем ради Господа, может рассчитывать на то, что Бог сделает все для него.
Люди молятся так, как они живут. Можно сказать, что молится сама жизнь. Именно жизнь с посвящением от всего сердца, все оставляющая ради Бога и Богу, может требовать всего от Бога. Наш Бог очень сильно желает доказать нам, что Он Верный Бог и Могущественный Помощник для Своего народа. Только Он ожидает таких сердец, которые полностью отвратятся от мира и повернутся к Нему, которые будут открыты, чтобы принять Его дары. Тот человек, кто теряет все, найдет все; он имеет смелость просить и брать. Та ветвь, которая воистину живет, пребывая во Христе, Небесной Лозе, всецело живет подобно Христу, чтобы приносить плод в спасении людей, принимает Его слово и пребывает в Его жизни, может и имеет право просить все, чего ни пожелает, и это будет дано. И там, где мы не полностью подчинили себя такому посвящению, которому учил наш Господь Своих учеников, мы все же можем иметь дерзновение помнить о том, что даже на низких ступенях христианской жизни каждый новый шаг вперед в стремлении к совершенной жизни в качестве ветви, а также любое усилие жить для других в ходатайстве будет принято свыше и награждено соответствующей свободой приближаться с большей смелостью и ожидать более мощных ответов. Чем больше мы молимся и чем больше мы осознаем свое несовершенство, чтобы молиться в силе, тем больше Бог будет призывать нас и помогать нам продвигаться вперед к тайне силы в молитве – жизни пребывания во Христе, когда мы полностью пребываем в Его распоряжении.
Если кто-то находится в отчаянии из-за того, что не имеет такой жизни, и спросит меня о причине своей неспособности жить в благословении такой простой и такой могущественной жизни ветви, то я покажу такому человеку самые драгоценные уроки из притчи о Лозе. Один из этих уроков остается незамеченным практически всеми. Иисус сказал: «Я есть истинная виноградная Лоза, а Отец Мой – Виноградарь». Мы имеем не только Самого прославленного Сына Божьего в Его Божественной полноте, из полноты жизни и благодати Которого мы можем черпать, – что уже само по себе чудесно – но и здесь есть еще что-то более благословенное. Мы имеем Отца как Виноградаря, Который наблюдает за нашим пребыванием на Лозе и заботится о нашем росте и плодоношении. Этот процесс не оставлен в руках нашей веры или нашей верности, чтобы поддерживать наш союз с Христом: Бог, Который является Отцом Христа и Который соединил нас с Ним, – Сам Бог будет заботиться о том, чтобы ветвь была такой, какой ей следует быть, и даст нам силу приносить такой плод, который нам должно приносить. Послушайте, что об этом сказал Христос: «И всякую ветвь, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода». Больше плода – это то, чего ищет Отец. Больше плода – это то, чем нас обеспечит Сам Отец. Именно для этого Он, являясь Виноградарем, очищает ветви.
Задумайтесь на мгновение, что это означает. Говорят, что из всех плодоносящих растений на земле нет другого такого, которое приносило бы плод настолько же сочный, как виноградная лоза. Из всех плодоносящих растений нет другого такого, которое бы могло настолько легко превратиться в дикий лес, и для которого обрезка и очищение были бы настолько же необходимы. Одна огромная работа, которую виноградарь должен делать для ветви каждый год, – это обрезка. Другие растения могут какое-то время обходиться без обрезки и все равно приносить плод, – лоза же должна обрезаться постоянно. Поэтому единственная вещь, которую должна делать ветвь, желающая пребывать во Христе и приносить много плода, а также быть способной просить все, чего ни пожелает, – так это уповать на Божественную обрезку и подчинять себя ей. Что же обрезает виноградарь своим секатором (садовые ножницы – Примечание переводчика)? Ничто иное, как одеревеневшие отростки, которое произвела ветвь, – настоящее реальное дерево с истинным естеством лозы внутри себя. Это должно быть обрезано, Почему же? Потому что оно забирает силу и жизнь лозы и препятствует течению сока к виноградным гроздям. Чем больше дерево обрезано, тем меньше его остается в ветви, соответственно тем больше сока может поступить в виноградные грозди. Дерево ветви должно уменьшаться, чтобы плод лозы смог увеличиться. В послушании закону всей природы эта смерть является путем к жизни; сам плод производится через жертву; богатый и роскошный рост деревянной части ветви должен быть обрезан и выброшен, чтобы в виноградных гроздях можно было увидеть преизобилующую жизнь.
Поэтому, дитя Божье, ветвь Небесной Лозы, в тебе есть то, что выглядит совершенно невинным и приемлемым, и что в то же время забирает на себя внимание и силу, – это и должно быть обрезано и очищено. Мы видели, какую силу в молитве имели такие люди, как Авраам, Моисей и Илия, и мы знаем, какой плод они принесли. Но мы также знаем, чего им это стоило, и как Бог должен был отделить их от их привычного окружения и лишить их любого упования на свои силы, чтобы они искали свою жизнь в Нем одном. Только тогда, когда обрезается наша воля, сила, стремление и предпочтение, даже если все это выглядит совершенно естественным и безгрешным, вся энергия нашего естества высвобождается и открывается для принятия сока Виноградной Лозы, Духа Святого, чтобы мы принесли много плода. Именно в отдаче того, за что больше всего держится наше естество, именно в полном и добровольном подчинении Божьему святому секатору мы придем к тому, что избирает для нас Христос, – приносить плод, чтобы мы могли просить Отца во имя Христа все, чего ни пожелаем, и Он мог дать это нам.
О том, что является секатором, Христос говорит нам в следующем стихе: «Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам». Как Он говорит позже: «Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина». Слово Божье острее любого меча обоюдоострого, проникая до разделения души и духа. Это те испытующие сердце слова, которые Христос говорил Своим ученикам о любви и смирении, о том, чтобы быть наименьшими, и подобно Ему Самому слугой для всех, об отказе от себя и взятии креста, и потере своей жизни. Через Свое Слово Отец очистил их, обрезал всякую уверенность в самих себе или в мире и подготовил их для принятия и наполнения Духом Небесной Лозы. Мы сами не можем очистить себя: Бог является Виноградарем, а мы должны с упованием доверить себя Его заботе.
Возлюбленные братья – служители, миссионеры, учителя, работники, старые и молодые верующие – оплакиваете ли вы то, что вы не достаточно молитесь и как следствие имеете мало силы в молитве? О, придите и послушайте вашего возлюбленного Господа, когда Он говорит вам: «Только будь ветвью, присоединенной к Небесной Лозе и отождествленной с ней», и тогда ваша молитва многое сможет. Жалуетесь ли вы, что ваша беда состоит в том, что вы не живете и не можете жить этой жизнью ветви, пребывая в Нем? О, придите и послушайте снова: «больше плода» – это не то, чего желаете только вы, но это то, чего желает и Отец. Он Тот Виноградарь, Который очищает плодоносящую ветвь, чтобы она могла принести больше плода. Отдайте себя в руки Бога, чтобы Он произвел в вас то, что человеку невозможно. Положитесь на Божественное очищение, при котором Бог обрежет и уберет от вас все то, что является самонадеянным и что произведено собственными усилиями, и что в конечном итоге было причиной вашей неудачи. Тот Бог, Который дал вам Своего возлюбленного Сына, чтобы Он был вашей Лозой, Кто сделал вас Своей ветвью, разве Он не произведет в вас Свой труд очищения, чтобы сделать вас плодовитыми на всякое доброе дело молитвы и ходатайства также?
Это такая жизнь, которая умеет молиться. Ветвь, всецело отданная Лозе и преданная ее целям, когда всякая ответственность за ее очищение возложена на Виноградаря, ветвь, пребывающая во Христе, уповающая на Бога и подчиняющаяся Его обрезанию, может принести много плода. В силе такой жизни мы полюбим молиться, мы узнаем, как молиться, мы будем молиться и получать, чего бы мы ни попросили.