«И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг, дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит».
— Луки 11:5-8
«На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью. О, вы, напоминающие о Господе! Не умолкайте, – не умолкайте пред Ним, доколе Он не восстановит и доколе не сделает Иерусалима славою на земле».
— Исаия 62:6-7
В ПРЕДЫДУЩЕЙ главе мы увидели, какую силу содержит в себе молитва. Это единственная сила на земле, которая повелевает силе на небе. История ранних дней Церкви является великим Божьим уроком, чтобы научить Его Церковь тому, что может сделать молитва, как она сама может перевести сокровища и силы небесные в земную реальность.
Вспомните хотя бы те уроки, которые мы прошли и которые говорят о молитве как о чем-то неразделимом и всепроникающем. Разве не видели мы, насколько неизведанными и невыразимыми являются та сила и то благословение, которые хранятся для нас на небесах? Как эта сила сделает нас благословением для людей и даст нам способность совершить любой труд и встретить любую опасность? Как это искать лица Божьего в молитве непрестанно и настойчиво? Как это быть такими людьми, которые обладают небесной силой и могут низвести ее на других людей на земле? Как может быть, что среди всего взаимодействия служителей и остальных людей, среди всего служения Церкви Христовой, молитва является единственным секретом успеха? Как молитва может покорять всякую силу этого мира и делать людей способными завоевывать этот мир для Христа? Сила небесной жизни, сила Божьего Духа, сила Всемогущего ожидает такой молитвы, которая переведет все это с неба на землю.
Во всех таких молитвах было мало мыслей о личных нуждах или счастье. Учениками владело желание свидетельствовать о Христе и приносить Бога и Его спасение другим людям. Это была мысль о Божьем Царстве и его славе. Если мы хотим избавиться от греха ограниченной молитвы, то мы должны расширить свои сердца для труда ходатайства. Желание молиться постоянно за себя должно рассматриваться как поражение, ведь именно в ходатайстве за других возрастет наша вера, любовь и настойчивость, и мы найдем такую силу Духа, которая сделает нас способными спасать людей. Мы спросим: как нам стать более верными и успешными в молитве? Для этого давайте посмотрим, чему учит нас Учитель в притче о ночном друге, и увидим, что ходатайство за нуждающихся вызывает в нас наивысшее упражнение силы настойчивой и исполненной веры молитвы. Ходатайство является самой совершенной формой молитвы, – это та молитва, которой молится на Своем престоле вечно живущий Христос. Давайте изучим элементы истинного ходатайства.
1. Обратите внимание на наличие неотложной нужды: здесь ходатайство берет свое начало. Друг в этой притче пришел в полночь – очень не вовремя. Он был голоден и не мог купить себе хлеба. Если мы хотим научиться молиться правильно, то мы должны открыть глаза и сердце к тем нуждам, которые нас окружают.
Мы постоянно слышим о тысячах миллионов язычников и мусульман, живущих в глубокой тьме и гибнущих от недостатка хлеба жизни. Мы слышим о пятистах миллионов номинальных христиан, среди которых подавляющее большинство практически настолько же невежественно и безразлично к делам Божьим, как и язычники. Мы видим миллионы в христианской Церкви, которые не являются невежественными или безразличными и все же знают слишком мало о хождении в свете Божьем или в силе жизни, питаемой хлебом с небес. Каждый из нас имеет свой собственный круг – общину, школу, миссию, друзей, – где звучит огромная жалоба на то, что свет и жизнь Божьи известны слишком мало. Воистину, если мы верим в то, что исповедуем, – что только Бог способен нам помочь, и что Бог непременно поможет в ответ на молитву, – то все эти нужды должны сделать из нас ходатаев, людей, которые полагают свою жизнь на то, чтобы молиться за окружающих.
Давайте уделим время тому, чтобы рассмотреть и осознать эту нужду. Каждая душа, лишенная Христа идет вниз, спускаясь во тьму внешнюю, и гибнет от голода, тогда как хлеба достаточно и более чем достаточно! Тридцать миллионов в год умирает без знания о Христе! Наши ближние и друзья, души, порученные нам, умирают, не имея надежды! Христиане вокруг нас живут слабой, болезненной и бесплодной жизнью! Воистину существует нужда в молитве. Ничего, ничего не поможет, кроме молитвы к Богу о помощи.
2. Обратите внимание на доброхотную любовь. Друг из притчи впустил своего слабого, голодного товарища в свой дом, а также и в свое сердце. Он не оправдывался тем, что у него самого нет хлеба: он решил в полночь найти этот хлеб для него. Он пожертвовал своим ночным покоем и своим комфортом, чтобы найти необходимый хлеб. «Любовь не ищет своего». В этом сама суть любви: отдавать и забывать себя ради других. Она берет их нужды и делает их своими, находя истинную радость в том, чтобы жить и умирать за других, как это делал Христос.
Именно любовь матери к своему блудному сыну заставляет ее молиться за него. Истинная любовь к душам станет в нас духом ходатайства. Это возможно – совершать большие дела для своих братьев и сестер без настоящей любви к ним. Как адвокат или терапевт, движимый любовью к своей профессии и высоким чувством верности и долга, может интересоваться со всей скрупулезностью делами своих клиентов или пациентов без особой любви к ним, так и слуги Христовы могут отдавать себя своему труду с посвящением и даже самопожертвованием и энтузиазмом без сильной Христовой любви к душам. Именно это отсутствие любви является причиной множества недостатков в молитве. Любовь к нашей профессии и работе, удовлетворение точностью и старательностью выполнения дел исчезают и растворяются в нежном сострадании Христа. И такая любовь будет побуждать нас молиться, так как мы не сможем успокоиться в своем труде, если души все еще не спасены. Истинная любовь должна молиться.
3. Обратите внимание на ощущение бессилия. Мы часто говорим о силе любви. В каком-то смысле это правильно. И все же эта истина имеет свои границы, о которых не следует забывать. Самая сильная любовь может быть совершенно беспомощной. Мать может желать отдать свою жизнь за своего умирающего ребенка и все же быть неспособной спасти его. Тот друг из притчи очень хотел дать своему другу хлеб, но у него его не было. Именно это ощущение бессилия, его неспособности помочь толкало его на настойчивое прошение: «Друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему». Именно это ощущение беспомощности у Божьих слуг является самой силой жизни ходатайства.
«И мне нечего предложить ему» – если такое чувство охватит служителя или миссионера, учителя или работника, ходатайство станет их единственной надеждой и защитой. Я могу иметь знание и истину, любящее сердце и готовность отдавать себя тем, кто находится в моем попечении, но хлеба с небес я им дать не могу. Со всей моей любовью и рвением «мне нечего им предложить». Блажен тот человек, который сделал это «мне нечего предложить» девизом своего служения. Когда он размышляет о Судном дне и о той опасности, которая подстерегает человеческие души, когда он видит, какая сверхъестественная сила и жизнь необходимы для спасения людей от греха, когда он чувствует, насколько он не способен при всем своем желании и старании дать им жизнь, это «мне нечего предложить» заставляет его молиться. Ходатайство представляется такому человеку, когда он думает о ночной тьме и голодных душах, его единственной надеждой, тем единственным местом, в котором его любовь может найти пристанище.
Давайте примем этот урок к сердцу в качестве предупреждения для всех тех, кто сильны и мудры для труда, в качестве ободрения для всех тех, кто слабы. Ощущение нашего бессилия является душой ходатайства. Самый простой и слабый христианин может молиться и низводить благословения от Всемогущего Бога.
4. Обратите внимание на веру в молитве. То, чего он сам не имел, мог дать ему другой человек. Недалеко от него жил богатый друг, который мог и не возражал дать ему хлеб. Тот человек был уверен, что, если он только попросит, ему дадут. Эта вера заставила его покинуть свой дом ночью: если у него самого не было хлеба, чтобы дать голодному другу, то он мог попросить об этом у другого человека.
Мы нуждаемся именно в такой простой вере в то, что Бог даст: где она действительно есть, там не будет недостатка в наших молитвах. И в Божьем Слове у нас есть все, что может возгреть и укрепить такую веру в наших сердцах. Как небо для нашего естественного глаза представляется одним огромным океаном солнечного света и тепла, дающего красоту и плодовитость земле, так и Писание показывает нам истинные Божьи небеса, наполненные всеми духовными благословениями, Божественным светом, любовью и жизнью, небесной радостью, миром и силой, и все это сияет и изливается на нас. Библия открывает для нас Бога, с радостным нетерпением ожидающего того, чтобы излить на нас эти благословения в ответ на молитву. Тысячами обетований и свидетельств Слово Божье призывает и побуждает нас верить в то, что молитва будет услышана, что то, что мы не можем сделать сами для тех, кому хотим помочь, может быть получено через молитву. Воистину не будет стоять вопрос о том, верим ли мы, что наша молитва будет услышана, если через молитву самые нищие и слабые смогут раздавать благословения нуждающимся, и каждый из нас, хотя и беден, сможет обогатить многих.
5. Обратите внимание на превозмогающую настойчивость. Вера друга встретила внезапное и неожиданное препятствие: богатый друг отказался удовлетворить его просьбу: «Не могу встать и дать тебе». Как мало посчиталось любящее сердце с этим разочарованием, – оно просто не могло принять отказ. Просящий выдвигает три аргумента: вот мой голодный друг, у тебя изобилие, и я твой друг; и не соглашается принять отказ. Та любовь, которая открыла его дом в ночное время, а затем покинула его в поисках помощи, должна победить.
Это является центральным уроком данной притчи. В нашем ходатайстве мы можем обнаружить трудности и отсрочки с ответом. Все может выглядеть так, как будто Бог говорит: «Не могу дать тебе». Нелегко вопреки обстоятельствам держаться твердо своей уверенности о том, что Он услышит, и настойчиво продвигаться вперед с полным упованием, что мы получим просимое. И все же это именно то, что Бог ищет в нас. Он так высоко награждает нашу уверенность в Нем! И это наивысшая честь, которую творение может воздать Творцу: вера в то, что Он сделает все, чтобы натренировать нас упражнениями полного упования на Него. Блажен тот человек, которого не останавливает Божье промедление или молчание, или видимый отказ, но кто силен в вере, воздавая славу Богу. Такая вера преодолевает все, она настойчива и неотступна, если того требует нужда, и она не может потерпеть поражение в том, чтобы наследовать благословение.
6. И последнее: обратите внимание на гарантию щедрого вознаграждения. «По неотступности его даст ему, сколько просит». О, если бы мы могли научиться верить в то, что нам гарантирован ответ с избытком. Пророк древности говорил так: «Пусть не ослабевают руки ваши, потому что есть возмездие за дела ваши». Пусть каждый, кому трудно молиться много, устремит свои глаза на вознаграждение за свой труд и в вере научится рассчитывать на Божью гарантию того, что его молитва не может быть напрасной.
Если мы только будем веровать в Бога и Его верность, ходатайство станет для нас первейшим пристанищем, когда мы ищем благословения для других людей, и самым последним, для чего мы не сможем найти времени. И это станет для нас делом радости и надежды, так как все то время, которое мы проведем в молитве, мы будем знать, что сеем семя, которое произведет стократный плод. Разочарование невозможно: «Говорю вам, по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит».
Пусть ободрятся все те, кто любят людские души, и все работники в служении благовестия. Время, потраченное в молитве, принесет больше, чем то время, что было отдано работе. Только молитва придаст работе ее ценность и принесет успех в деле. Молитва открывает путь к Богу, чтобы Он Сам делал Свою работу в нас и через нас. Пусть нашей главной работой как Божьих посланников будет ходатайство: через него мы обеспечиваем то, что Божье присутствие и Его сила пойдут вместе с нами.
«Кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг, дай мне взаймы три хлеба». Этот друг есть никто иной, как наш Бог. Давайте запомним то, что в ночной тьме, в самый неподходящий час и во время величайшей нужды, когда мы вынуждены сказать тем, кого мы любим и о ком заботимся: «Мне нечего предложить», мы имеем богатого Друга на небесах, Вечного Бога и Отца, Который только и ждет того, чтобы мы обратились к Нему должным образом. Давайте исповедуем перед Ним грех отсутствия молитв. Давайте признаем, что нехватка веры, чего и следовало ожидать, является симптомом недуховной жизни, которая еще слишком много находится под властью собственного «я», плоти и мира. Давайте с помощью веры во Христа Иисуса, Который рассказал эту притчу и Сам ожидает того, чтобы каждый ее момент стал истиной в нас, отдадим себя на служение ходатайства. Пусть сам вид душ, нуждающихся в помощи, любое возгревание духа сострадания, всякое ощущение собственного бессилия благословлять, а также любая трудность на пути получения нами ответа, – все вместе побудят нас к одному: неотступно взывать к Богу, Который один может помочь и Который обязательно поможет в ответ на нашу молитву. Если мы действительно чувствуем, что проиграли эту битву, то давайте сделаем все возможное, чтобы воспитать молодое поколение христиан таким образом, чтобы оно извлекло пользу из нашей ошибки и избежало ее. Моисей не мог войти в землю ханаанскую, но было одно, что он мог сделать: он мог по Божьему повелению «дать наставление Иисусу Навину, укрепить его и утвердить его» (Втор. 3:28). Если уже слишком поздно исправлять свою ошибку, давайте хотя бы вдохновим тех, кто последуют за нами и войдут в добрую землю, благословенную жизнь непрекращающейся молитвы.
Образцовый ходатай является образцовым христианским работником. Сначала получить от Бога, затем передать людям то, что мы сами добываем день ото дня, – в этом и заключается секрет успешного труда. Между нашим бессилием и Божьим всемогуществом есть благословенное связующее звено: ходатайство.