«Неужели снова не оживишь [не пробудишь] нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе?».
— Псалом 84:7
«Господи! Соверши [пробуди] дело Твое среди лет, среди лет яви его».
— Аввакум 3:2
«Если я пойду посреди напастей, Ты оживишь [пробудишь] меня, спасет меня десница Твоя».
— Псалом 137:7
«Я живу с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять [пробуждать] дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных».
— Исаия 57:15
«Пойдем и возвратимся к Господу! Ибо Он уязвил – и Он исцелит нас. Он оживит [пробудит] нас».
— Осия 6:1-2
ГРЯДУЩЕЕ ПРОБУЖДЕНИЕ – эти слова можно часто услышать. Есть учителя, и их немало, которые видят признаки его приближения и с уверенностью провозглашают его скорое начало. Во всем – в усилении интереса к миссиям, в приливах пробуждений в тех местах, где все было мертвым и холодным, в большом количестве молодых людей, которые объединяются в студенческие и другие ассоциации или христианские общества, в повсюду открывающихся дверях как в христианском, так и в языческом мире, в уже одержанных победах на полях, которые побелели и поспели к жатве, куда приходят исполненные веры и надежды труженики, – они находят знамения прихода времени силы и благословения, каких мы до сих пор не знали. Церковь находится на пороге вхождения в новую эру увеличения духовной реальности и большого распространения.
Вместе с тем есть и другие, кто признают истинность некоторых из этих фактов, но все же боятся, что выводы, сделанные на основании этих фактов, являются односторонними и поспешными. Они видят возрастающий интерес к миссиям, но указывают на то, какой небольшой круг людей они охватывают и насколько мало они делают по сравнению с тем, что должно быть сделано. Для подавляющего большинства членов Церкви это является ничем иным, как вопросом жизни. Они напоминают нам о силе формализма и уподобления миру, об увеличении влияния духа делания денег и любви к удовольствиям среди тех, кто считает себя христианами, а также об отсутствии Духа Божьего во многих наших церквах и все увеличивающемся отчуждении огромного количества христиан от Дня Господня и Слова Божьего. Все это они приводят как доказательство того, что великое пробуждение еще и не начиналось и вряд ли ожидается большинством. Они говорят, что не видят глубокого смирения, огня и усердной молитвы, которые появляются как предвестники любого истинного пробуждения.
Существуют правосторонние и левосторонние ошибки, которые в равной степени опасны. Мы должны держаться подальше как от поверхностного оптимизма, который вообще не способен оценить масштабы зла, так и от безнадежного пессимизма, который не может ни прославить Бога за то, что Он сделал, ни доверять Ему в том, что Он собирается делать. Оптимизм потеряет себя в счастливом самопризнании, так как радуется своей ревности, старанию и видимому успеху, но не видит необходимости в исповедании и огромных усилий и борьбы в молитве, где мы готовимся встретиться и сразиться с полчищами тьмы. Пессимизм фактически отдает этот мир сатане и радуется тому, что все вокруг становится хуже, и практически молится об этом, чтобы ускорить пришествие Того, Кто наведет порядок. Да сохранит нас Бог от любого из этих заблуждений и исполнит Свое обетование: «Уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: "вот путь, идите по нему", если бы вы уклонились направо и если бы вы уклонились налево». Давайте прислушаемся к урокам, извлеченным из процитированных нами мест Писаний; они могут помочь нам правильно молиться: «Господи! Соверши дело Твое!»
1. Господи, соверши дело Твое! («Господи, пробуди труд Твой!» – согласно английскому переводу Библии King James Version – Примечание переводчика).
Прочитайте еще раз отрывки из Писания, приведенные в начале главы, и обратите внимание на то, что все они содержат одну мысль: пробуждение – это Божий труд; только Он может принести его; оно должно прийти свыше. Мы часто попадаем в одну и ту же ловушку: смотрим на то, что Бог совершал раньше и что Он делает сейчас, рассчитывая на это как на залог того, что на основании этого Он сделает больше. И все это время может являться истиной тот факт, что Он благословляет нас до меры нашей веры и/или самопожертвования и не может дать нам больше до тех пор, пока не будет сделано новое открытие и исповедание того, что Ему мешает. Или мы можем смотреть на признаки всего хорошего в нашей жизни и поздравлять себя с тем, что создано множество организаций и структур, в то время как не до конца правильно уловлено направление Божьего движения, а всецелая зависимость от Него не сформирована. Мы все признаем, что обновление, восстановление и излияние Божественной жизни являются актом Его воли, чудесным проявлением Его силы. Таким же сверхъестественным трудом является и восстановление или пробуждение Божественной жизни в отдельной человеческой душе или Церкви. Чтобы иметь духовное различение, с помощью которого мы сможем понимать знамения небес и предсказывать грядущее пробуждение, мы должны глубоко проникнуть в Божий разум и волю. «Ибо Господь Бог ничего не делает, не открыв Своей тайны рабам Своим, пророкам». Именно Бог должен дать пробуждение; именно Бог открывает Свою тайну; и именно Дух абсолютной зависимости от Бога, который воздаст Ему честь и славу, приготовит нас к этому.
2. Господи, соверши [пробуди] дело Твое! Второй урок заключается в том, что то пробуждение, которое будет дано Богом, придет к нам в качестве ответа на молитву. О нем нужно просить непосредственно у Самого Бога и получать из Его рук. Те, кто знают что-либо об истории пробуждений, вспомнят, как часто это подтверждалось: как большие пробуждения, так и маленькие, поместные, всегда имели своим началом какую-то особую молитву. В наши дни есть много церквей и миссий, в которых происходят единовременные или постоянные пробуждения – да будет вся слава Богу – которые непосредственно связаны с систематической, полной веры молитвой. Грядущее пробуждение не будет исключением. Сверхъестественный дух молитвы, призывающий верующих к многочисленным тайным и объединенным молитвам, побуждая их «подвизаться» в их молениях, будет одним из вернейших признаков приближающихся потоков и излияний благословения.
Пусть все те, кто обременен отсутствием силы Духа и низким уровнем жизни Божьей в верующих, прислушаются к тому призыву, который приходит ко всем. Если должно начаться пробуждение – могущественное, Божье пробуждение, – то от нас потребуется соответствующее усердие в молитве и вере. Пусть ни один верующий не считает себя слишком слабым, чтобы помогать в этом деле, а также пусть не думает, что его участие не столь уж важно. Если любой верующий только начнет молиться о пробуждении, то тот дар, который находится в нем, может настолько возгреться, что он станет Божьим избранным ходатаем за свое окружение или близких. Давайте подумаем о нуждах людей, обо всех грехах и неудачах среди народа Божьего, о той малой силе, которая присутствует в многочисленных проповедях, и начнем взывать каждый день: «Неужели снова не оживишь [не пробудишь] нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе?» И пусть глубоко в наших сердцах будет выгравирована истина о том, что любое пробуждение приходит так, как пришла Пятидесятница: как плод объединенной, непрекращающейся молитвы. Грядущее пробуждение должно начаться с огромного молитвенного пробуждения. Именно в тайной комнате за закрытыми дверями впервые будет услышан шум изобильного дождя. Увеличение тайной молитвы среди служителей и членов церкви будет безусловным предвестником благословения.
3. Господи, соверши [пробуди] дело Твое! Третий урок, который преподают нам приведенные выше места Писания, состоит в том, что пробуждение обещано смиренным и сокрушенным. Мы хотим, чтобы пробуждение пришло на гордых и самодовольных, чтобы сокрушить их и спасти их души. Бог даст это, но только при том условии, что те, кто видят и чувствуют грех других людей, возьмут их бремя исповедания и понесут его, и что все те, кто молятся о Божьем пробуждении и требуют в вере пробуждающей силы для Его Церкви, смирятся и исповедают грехи. Необходимость в пробуждении всегда указывает на предшествующие ему отступления, а отступления всегда вызваны грехом. Смирение и сокрушение всегда были условиями для пробуждения. Ходатайственное исповедание человеческого греха и Божьего праведного суда всегда является жизненно важным элементом любого пробуждения.
Мы постоянно видим это на протяжении всей истории Израиля. Оно очевидно в реформациях благочестивых царей Иудеи. Мы слышим это в молитвах таких мужей, как Ездра, Неемия и Даниил. В Исаии, Иеремии и Иезекииле, а также в малых пророках это является ключевой нотой как всех предупреждений, так и всех обетований. Если не будет смирения и обращения от греха, то не будет никакого пробуждения или избавления: «Сии люди допустили идолов своих в сердце свое. Могу ли Я отвечать им?» «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим». Посреди самых милостивых обетований Божественного посещения всегда присутствует следующее замечание: «Краснейте и стыдитесь путей ваших, дом Израилев».
Мы находим то же самое в Новом Завете. Нагорная проповедь обещает Царство нищим и плачущим. В посланиях к Коринфянам и Галатам вскрываются и отвергаются человеческая религия, мирская мудрость и упование на плоть; без того, чтобы исповедать и оставить все это, все обетования благодати и Духа будут тщетными. В посланиях к семи церквам мы находим пять, о которых говорит Тот, из уст Которого выходит обоюдоострый меч, что Он имеет что-то против них. В каждом из этих обращений ключевым словом Его послания является – не для необращенных, а для Церкви – «Покайся!» Все славные обетования, которые содержатся в каждом из этих посланий, вплоть до последнего, с их «кто отворит дверь, войду к нему»; «побеждающий будет сидеть со Мной на престоле», зависят от одного этого слова – «Покайся!»
И если должно наступить пробуждение, не среди неспасенных, а в наших церквах, чтобы совершить святое, духовное членство, то не должен ли быть услышан этот звук трубы – «Покайся!»? Было ли это только в Израиле, во время служения царей и пророков, что в Божьем народе присутствовало так много зла, которое необходимо было очистить? Только ли Церковь первого столетия должна была услышать те строгие слова, которые произносили Павел, Иаков и Сам Господь Иисус? Или разве не присутствует в церкви наших дней идолопоклонство деньгам, талантам и культуре, а также мирской дух, что в совокупности делает нас неверными нашему единственному Мужу и Господу? Разве нет в нас упования на плоть, которое огорчает Святого Духа Божьего и препятствует Его движению? Разве мы не слышим отовсюду признания в отсутствии «духа и силы»? Пусть все те, кто жаждут грядущего пробуждения, и ищут того, чтобы приблизить его своими молитвами, больше всего молятся о том, чтобы Господь приготовил Своих пророков, которые пойдут перед Ним по Его повелению: «Взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе, и укажи народу Моему на беззакония его». Любое серьезное пробуждение среди народа Божьего должно иметь корни в глубоком переживании и исповедании греха. Пока те, кто поведет Церковь по пути пробуждения, не принесут верного свидетельства против грехов Церкви, можно опасаться того, что это пробуждение придет к народу неподготовленному. Люди наивно полагают, что пробуждение является результатом их прогресса и успеха. Божий путь состоит в обратном: Бог приносит пробуждение тем, кто умер для себя, признал пустыню греха и исповедал свое собственное бессилие. Он пробуждает и оживляет сокрушенное сердце.
4. Господи, соверши [пробуди] дело Твое! Есть еще одна, последняя мысль, которая явствует из цитаты, взятой у Осии. Пробуждение придет тогда, когда мы возвратимся к Господу; так как если бы мы не ушли от Него, Его жизнь пребывала бы среди нас в силе. «Пойдем и возвратимся к Господу! Ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – и перевяжет наши раны; оживит нас [пробудит] … и мы будем жить пред лицом Его». Как мы уже упоминали, невозможно говорить о возвращении к Господу, если нет переживания или исповедания отступления. «Возвратимся к Господу» – это должно быть ключевой нотой пробуждения. Давайте возвратимся, признавая и оставляя все то, что было в Церкви, но не полностью соответствовало Божьим мыслям и Духу. Давайте возвратимся, отрекаясь от всего того, что присутствовало в нашей религии и было связано с силой двух величайших врагов Бога – упования на плоть и духа этого мира. Давайте возвратимся, признавая то, насколько безраздельно Бог должен обладать нами, чтобы наполнять нас Своим Духом и использовать для Царства Своего Сына. О, давайте возвратимся, с зависимостью и посвящением, которым нет меры, а есть безграничное востребование Того, Кто является Господом! Давайте возвратимся к Господу всем своим сердцем, чтобы Он мог сделать нас и сохранять нас всецело Своими. Он пробудит и оживит нас, и мы буем жить пред Его лицом. Давайте обратимся к Богу Пятидесятницы, как Христос учил Своих учеников обращаться к Нему, и тогда Бог Пятидесятницы обратит Свое лицо к нам.
Именно для такого возвращения к Господу необходим этот великий труд ходатайства. Именно здесь грядущее пробуждение должно обрести свою силу. Давайте начнем индивидуально втайне молить об этом Бога, исповедуя Ему все то, что мы осознаем как грех или препятствия для Него, как в себе, так и в других. Если бы даже не было никакого другого греха, то воистину отсутствие молитвы является достаточным грехом для покаяния, исповедания и возвращения к Господу. Давайте будем искать того, чтобы пробудить дух исповедания, моления и ходатайства в окружающих нас христианах. Давайте будем помогать руководителям в том, чтобы ободрять и обучать тех, кто считают себя слишком слабыми. Давайте поднимем свои голоса, чтобы провозгласить великие истины: пробуждение должно прийти свыше; пробуждение должно быть принято верой свыше и принесено на землю посредством молитвы; пробуждение приходит к смиренным и сокрушенным, чтобы они передали его другим; если мы возвратимся к Господу всем своим сердцем, то Он пробудит и оживит нас. На тех, кто видит эти истины, лежит огромная ответственность, заключающаяся в том, чтобы отдать себя, свидетельствуя о них и поступая согласно им.
В то время как каждый из нас будет молить о пробуждении во всей Церкви, давайте в то же самое время особенным образом будем взывать к Богу о нашем собственном окружении дома и на работе. Пусть каждый служитель и соработник позволит глубоко «испытать свое сердце» относительно того, готовы ли они отдавать такое количество времени и силы молитве, как этого требует Бог. Даже если они являются лидерами больших или малых конгрегаций, пусть они предоставят себя Богу втайне, чтобы занять свое место в передних рядах великого ходатайства. Из этих людей будет состоять армия, которая будет побеждать с Богом, чтобы могло прийти великое пробуждение и потоки благословения. Пусть все те, кто говорят, или размышляют, или с нетерпением ожидают пробуждения, обратятся к Богу в этом великом труде искреннего, усиленного моления: «Пробуди труд Твой, о, Господи! Неужели снова не пробудишь нас?»
Давайте придем и возвратимся к Господу. Он пробудит и совершит нас! Давайте познаем, будем стремиться познать Господа. «Как утренняя заря явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю». Аминь. Да будет так.