Logo
Сборник проповедей

Чарльз Финней

Сборник проповедей

Дух молитвы

Книга 5


«Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Ис­пытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией»

(Римлянам 8:26,27).

 

Предисловие

Моя предпоследняя лекция была об эффективной молитве, в которой я подробно рассматривал тот факт, что одним из самых важных характеристик успешной молитвы является наличие веры. Эта тема настолько обширна, что я оставил ее для отдельного рассмотрения.

Поэтому в своей последней лекции я рассмотрел именно эту тему: вера в молитве, и эта лекция получила название «Молитва веры».

Я намеревался рассмотреть эту тему за одну лекцию. Но так как я был вынужден осветить некоторые темы в очень сжатой форме, стало ясно, что у людей могут возникнуть некоторые вопросы, которые потребуют более полных ответов, тем более что эта тема во многих местах еще остается покрытой мраком. Самая главная цель проповеди состоит в том, чтобы преподнести истину таким образом, чтобы она отвечала на те вопросы, которые естественным образом возникают у тех, кто внимательно читает Библию и хочет узнать в точности, что это значит, чтобы в дальнейшем они смогли применить эту истину на практике. При объяснении вышеупомянутого места Писания я предлагаю осветить следующие моменты:

1. О каком Духе здесь говорится: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших...»

2. Что Дух делает для нас?

3. Для чего Он делает именно это?

4. Как Он это осуществляет?

5. Степень Его влияния на разум тех, кто находится под Его воздействием.

6. Как разграничить влияние Духа от влияния злых духов или работы собственного разума?

7. Как нам обрести это воздействие Святого Духа?

8. Кто имеет право ожидать подобное воздействие, или, другими словами, для кого Дух Святой делает то, о чем сказано в этом месте Писания?

 

1. О каком Духе здесь говорится?

Некоторые предполагают, что тог Дух, о котором говорится в этом отрывке из Писания, — это наш собственный дух, то есть наш разум. По при внимательном прочтении данного места Писания видно, что здесь совершенно иной смысл. Эта фраза: «Сам Дух подкрепляет нас в немощах наших» читалась бы так: «Наш собственный дух помогает в немощах нашему собственному духу» и «Наш собственный дух ходатайствует за себя самого». При подобном допущении теряется всякий смысл. Совершенно очевидно из того, как написан этот текст, что тот Дух, о котором здесь говорится, — это Дух Святой.

«...ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: "Авва, Отче!" Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии» (Римлянам 8:13-16).

Это место Писания совершенно ясно говорит о том же Духе.

 

2. Что делает Дух?

Он ходатайствует за святых. "Он ходатайствует 5а нас" и "подкрепляет нас в немощах наших", когда "мы не знаем, о чем молиться, как должно". Он помогает христианам молиться "по воле Божьей", то есть за то, за что Ему угодно.

 

3. Почему Дух Святой делает именно это?

Из-за нашего невежества. Потому что мы не знаем, о чем молиться, как должно. Мы настолько невежественны как в отношении воли Божьей, явленной в Библии, так и в отношении той воли Бога, которую мы должны постичь из Его провидения.

В своем подавляющем большинстве человечество остается в неведении относительно обетований и пророчеств Библии, а также слепо к провидению Божьему. Еще меньше у людей представления о тех вещах, о которых Бог не говорит иначе, как через вождение Духом Святым. Я обозначил эти четыре источника уверенности, на которых коренится наша вера в молитве, это: обетование, пророчество, провидение и Дух Святой. Когда все другие источники оказываются неспособными вести нас к познанию того, как нам молиться должным образом, эту функцию полностью берет на Себя Дух Святой.

 

4. Как Он совершает ходатайство?

Каким же именно образом действует Дух Святой, подкрепляя нас в наших немощах?

1. Ни в коем случае не вытесняя использование наших собственных способностей. Не происходит так, что Он молится за нас, тогда как мы ничего не делаем. Но Он молится за нас, употребляя наши способности. Не происходит так, что Он сразу же предлагает нам слова или направляет нашу речь. Но Он просвещает наш разум и помогает истине захватить нашу душу. Он ведет нас к пониманию того, в каком состоянии находится

Церковь и в каком состоянии находятся грешники вокруг нас. Как именно удается Духу Святому приносить в наш разум истину и удерживать ее там до достижения Богом назначенной цели, мы не можем сказать. Но мы знаем точно, что Он ведет нас к глубокому пониманию состояния определенных вещей. Результатом этого, естественным и философским результатом, является возникновение глубинного чувства внутри нас.

Когда Дух Святой приносит истину в разум человека, существует только один путь, по которому человек может избежать глубинного чувства, а именно: повернуть свои мысли в другом направлении и начать думать о других вещах. Когда Дух Божий приносит истину в разум грешника, этот человек должен что-то почувствовать. Грешник будет чувствовать себя плохо до тех пор, пока не покается. Точно так же, если человек является христианином и Дух Святой приводит какой-то предмет в горячий контакт с его сердцем, то совершенно не-вероятно, если он ничего не почувствует. Это все равно что ничего не почувствовать, сунув руку в огонь. Если Дух Божий ведет человека к размышлению о тех вещах, которые призваны возбуждать очень сильные чувства, как, например, спасение душ человеческих, и он при этом ничего не ощущает, то это говорит о том, что этот человек не имеет любви к потерянным душам, ничего не имеет от Духа Христова и ничего не знает о христианском переживании и опыте.

2. Дух Святой дает христианам почувствовать ценность душ человеческих, а также ту опасность, в которой пребывают нераскаявшиеся грешники. Просто удивительно, насколько темными и черствыми оказываются христиане в отношении этого. Даже родители-христиане позволяют своим детям прямиком шагать в ад, и хотя это происходит у них на глазах, создается такое впечатление, что это не возбуждает в родителях никакого чувства и не побуждает их приложить хоть какое-то усилие для спасения собственных детей. Почему же?

Потому что они слепы к тому, что представляет собой ад, не верят Библии и абсолютно невежественны в отношении тех драгоценных обетований, которые Бог даровал верным родителям. Тем самым они огорчают Духа Божьего, поэтому бесполезно заставлять их молиться за своих собственных детей, ведь Дух Божий далеко от них.

3. Он ведет христиан к пониманию и применению обетований в Писании.

Совершенно очевидно, что ни в каком возрасте христианам не удается применить все обетования Писания в событиях собственной жизни. Это происходит не потому, что обетования сами по себе трудно найти. Всегда есть чудесная возможность увидеть в Писании источник света, который освещает ежедневные события жизни. Насколько удивлены были апостолы тому, как Христос показывал в Своей жизни исполнение большого числа пророчеств, которые были сказаны о Нем в Писании! Я думаю, каждый раз они готовы были воскликнуть: "Удивительно! Мы никогда не понимали этого раньше!" А кто из нас не удивлялся тому, как сами апостолы, вдохновленные Духом Святым, применяли отрывки из Ветхого Завета в новозаветное время? Какое богатство значений обнаруживали они в Писании! Подобное происходило со многими христианами, когда они, глубоко погруженные в молитву, начинали видеть некоторые места Писания в приложении к их ситуации, хотя ранее и понятия не имели о том, что это место Писания можно применить в подобной ситуации.

Я знаю одного человека, который однажды оказался в глубокой духовной тьме. Он оставил все свои дела для того, чтобы уделить время молитве, приняв твердое решение, что он не прекратит свою молитву до тех пор, пока не найдет Господа. Он опустился на колени и попытался молиться. Его дух находился в полной тьме, и он не мог молиться. Тогда он поднялся с колен и постоял некоторое время, но сдаться он не мог, так как он дал обещание самому себе, что до захода солнца он должен полностью отдать себя Богу. Он снова стал на колени, но тьма не отступала. Его сердце было таким же твердым, как и раньше. Он был на грани отчаяния и в бессилии произнес: "Я огорчил Духа Божьего, и для меня не остается обетования. Я навсегда отключен от присутствия Божьего". Но его решимость не позволяла ему сдаться, и он вновь опустился на колени. Не успел он произнести и нескольких слов, как к нему пришло одно место Писания с такой четкостью, как будто он только что прочитал его; "...и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим" (Иеремии 29:13). Он увидел, что хотя это обетование находилось в Ветхом Завете и было адресовано евреям, оно также было применимо и к нему. Это полностью сокрушило его сердце, в одно мгновение, как молот Божий. Он стал молиться дальше, а затем поднялся с ко-лен, имея огромную радость в Господе.

Подобное часто происходит с профессорами богословия, когда они молятся за своих детей. Иногда они молятся и пребывают во тьме и сомнении, не чувствуя, что у них есть какое-то основание для веры и какое-либо конкретное обетование для детей верующих. Но когда они с мольбой обращаются к Господу, Он показывает им полное значение некоторых обетований, и их душа успокаивается в этом, опираясь на Его крепкую руку. Однажды я услышал о вдове, которая очень беспокоилась о своих детях, покуда следующее место Писания не обрело силу перед ее глазами: "Оставь сирот твоих, Я поддержу жизнь их, и вдовы твои пусть надеются на Меня" (Иеремии 49:11). Она увидела, что эти строки обладают глубоким смыслом, и смогла ухватиться за это обетование. Она стала ходатайствовать за своих детей в молитве, имея твердое основание, и ее дети обратились к Господу. Дух Святой был послан в мир нашим Спасителем для того, чтобы направлять Божий народ, инструктировать его и напоминать о пути Господнем, а также обличать мир о грехе.

4. Дух Святой побуждает христиан молиться и за та-кие вещи, о которых не сказано конкретно в Слове Божьем. Возьмем, к примеру, отдельно взятого человека.

То, что Бог желает спасать, — это общая истина. Точно так же общей истиной является тот факт, что Бог желает отвечать на молитвы. Но как мне знать волю Божью относительно конкретного человека: следует ли мне молиться в вере по воле Божьей о его спасении или нет?

В таких случаях на выручку приходит Дух Божий, который направляет нас молиться за определенных людей именно в то время, когда Бог собирается благословить их. Когда мы не знаем, о чем молиться, тогда Дух Святой ведет наши мысли в определенном направлении, напоминает об определенном человеке, побуждает быть неравнодушным к его положению неспасенного и затем ходатайствовать в молитве и "мучиться родами" до тех пор, пока этот человек не обретет спасение. Как мне известно, переживания подобного рода посещают людей, живущих в больших городах, гораздо реже, чем тех, кто живет в селах или небольших городках. Я это объясняю тем, что в больших городах существует огромное количество тех вещей, которые отвлекают внимание христиан и огорчают Духа Святого.

Мне доводилось быть свидетелем того, как это происходит в разных местах. Однажды я познакомился с человеком, который вел список наиболее интересующих его людей. У меня была прекрасная возможность позднее познакомиться со многими из них. Все они получили спасение после того, как он стал усиленно молиться за них. Я видел, как этот человек молился за людей из своего списка и буквально был в родовых муках, отвоевывая у сатаны их спасение. Иногда он звонил еще кому-либо из христиан с просьбой помочь ему молиться за какого-то конкретного человека.

Как-то раз я стал свидетелем того, что он таким образом "взялся" за одного человека, имевшего очень тяжелый характер. Могу сказать, что этого человека невозможно было обратить в веру ни одним из обычных способов. В небольшом городке на севере Соединенных Штатов, где как раз двигалось пробуждение, жил один человек, который являлся самым яростным противником всего происходившего. Он был владельцем таверны и каждый раз, когда неподалеку от себя он видел христиан, ему доставляло огромное удовольствие употреблять самые бранные выражения с целью оскорбить их чувства. Он вел себя настолько отвратительно, что один человек сказал в отчаянии, что он либо продаст свой дом, либо просто бросит его и переедет в другой город, так как ему было очень тяжело жить по соседству с таким грубияном. Но тот человек, о котором я рассказывал вам выше, как-то раз проезжал по этому городу и, услышав об этом случае, очень опечалился. Затем он занес в свой молитвенный список того человека с плохой репутацией. Услышанное им не давало ему покоя ни днем, ни ночью. Он постоянно думал об этом человеке и молился за него целыми днями. И однажды тот владелец таверны пришел на собрание, встал и исповедал свои грехи, излив свою душу перед Господом. Его таверна немедленно превратилась в то место, где стали проводиться молитвенные собрания. Именно так Дух Божий ведет христиан молиться за такие ситуации, за которые они бы не молились, если бы не вождение Духом Святым, который помогает им молиться по воле Божьей.

Большой вред приносит то, что подобное влияние Духа Святого приравнивают к новому откровению. Многих людей очень пугает, когда они слышат, что вождение Духом Святым — это новое откровение, и они не перестают задавать вопросы о том, что это означает и учит ли об этом Писание. Истина проста и состоит в том, что Дух Святой ведет человека в молитве, и если Бог побуждает человека молиться за неспасенного, то в соответствии с Библией можно сделать вывод, что Бог намерен спасти этого человека.

5. Дух Святой дает христианам духовное различение относительно движения и развития Божественного Провидения. Посвященные, молящиеся христиане часто видят подобные вещи настолько отчетливо и заглядывают так далеко в будущее, что некоторые люди претыкаются из-за этого. Иногда слова этих посвященных христиан звучат наравне с пророчеством. Несомненно, люди могут заблуждаться, когда они больше полагаются на свое собственное разумение, принимая его за вождение Духа. Но также не вызывает сомнений тот факт, что христианин имеет возможность отчетливо различать признаки Божьих сроков, чтобы понять с помощью провидения, чего следует ожидать, и таким образом молиться за это в вере. Именно таких людей Господь побуждает молиться за пробуждение и ожидать его в то время, когда никто другой не видит и малейших его признаков.

В одной местности штата Нью-Джерси, где когда-то было пробуждение, жила одна женщина. В молитве к ней пришла уверенность, что скоро грядет еще одно пробуждение. Она хотела, чтобы в ее церкви стали проводить евангелизационные служения. Но пастор и старейшины не сочли это необходимым и ничего не стали предпринимать. Она увидела, что служители были слепы, поэтому сама сделала первый шаг и заказала у местного столяра деревянные лавки, чтобы проводить служения в своем доме. Она была абсолютно уверена, что скоро будет пробуждение. Как только начались эти домашние служения, Дух Божий сошел с такой великой силой, что сонные члены церкви неожиданно для себя обнаружили великий поток кающихся грешников в их церкви.

Они могли сказать лишь одно: «Истинно Господь присутствует на месте сем, а мы и не знали!» (Бытие 28:16). Причина, по которой такие люди, как эта молитвенница, распознают волю Божью, состоит не в том, что они обладают высшей мудростью, но в том, что Дух Святой ведет их и открывает им Божьи времена и сроки.

 

5. Степень влияния

До какой степени должны мы ожидать влияния Духа Божьего на разум верующего? Писание гласит: «Дух Святой ходатайствует со стонами и воздыханиями неизреченными» (т.е. такими, которые невозможно передать понятными словами). Я понимаю это место Писания так, что Дух Божий приводит наши чувства в такое возбуждение, что это невозможно передать словами, а только стонами или воздыханиями. Под действием Духа Святого наша душа переполняется настолько, что словами это выразить невозможно, поэтому мы можем передать это какими-то особенными звуками нашей молитвы Богу, Который понимает язык сердца.

 

6. Различение влияний

Как мы можем узнать, влияет ли на наше сознание Дух Божий или это влияние идет не от Него?

1. Прежде всего, мы не должны ожидать ощутимого влияния или действия, направленного к нам в виде прямого физического контакта со стороны Бога.

Нам не следует ожидать таких чудес, как если бы нас кто-то непосредственно вел за руку или шептал что-то на ухо, а также любых чудотворных проявлений воли Божьей.

Люди часто огорчают Духа Святого и отвергают Его, гак как не распознают Его влияния на них. Грешники делают это по незнанию. Они полагают, что если бы они на самом деле находились под обличением Духа Святого, то с ними непременно произошло бы нечто мистическое, например, какой-нибудь шоковый удар, который они бы уже ни с чем другим не перепутали. Многие христиане также несведущи в различении духовного влияния. Они знают так мало о Его помощи в молитве, что даже под действием Духа Святого они не распознают, что это именно Он, и следовательно, не покоряются Его вождению. В этом случае мы физически ничего особого не ощущаем, лишь движение наших собственных мыслей. Мы чувствуем лишь то, что наши мысли настойчиво направляются к определенному объекту.

Часто в подобных случаях христиане бывают чересчур напуганы тем, что это влияние исходит не от Духа Святого. Они ощущают сильное влияние Духа Святого, но не знают, что является источником их ощущений. Вдруг они начинают сильно переживать и беспокоиться о грешниках, но разве можно чувствовать что-либо иное при мысли о состоянии неспасенных людей?

Истина состоит в том, что сам факт появления у вас подобных мыслей говорит о том, что вас ведет Дух Божий. Разве вы не знаете, что большую часть вашего времени мысли о неспасенных вовсе не тревожат ваш разум? Вы понимаете, что спасение жизненно необходимо им, но чаще всего, даже когда вы находитесь в состоянии покоя, ваш разум и не вспоминает о них. Но вдруг, даже если вы заняты чем-то другим, вы начинаете думать, молиться и чувствовать к ним огромное сострадание. В таких случаях ваше сердце устремлено к Богу с одной просьбой: "Боже, помилуй их!" Почему так происходит?

Почему же мысли о неспасенных начинают доминировать в вашем разуме? Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что побуждало вас сострадать этим людям и страстно взывать к Богу об их спасении? Что же другое, как не Дух Святой?

Не существует таких бесов, которые побудили бы вас молиться о неспасенных. Если в своем сердце вы ощущаете сострадание, то это значит, что Дух Святой ведет вас молиться за это по воле Божьей.

2. "Испытывайте духов" по Библии. Люди иногда подвергаются влиянию странных фантазий и безумных побуждений. Если вы будете прилежно сравнивать их с тем, что говорит Писание, то вы никогда не собьетесь с истинного пути. Вы всегда сможете определить, оказывает ли влияние на ваши чувства Дух Святой, если сравните свои желания с тем духом, который описан в Библии.

Библия повелевает нам "испытывать духов". "Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они" (1 Иоанна 4:1).

 

7. Как нам оказаться под действием Духа Святого?

1. Действие Духа Святого необходимо искать в ис­кренней молитве веры. Христос говорит: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Луки 11:13). Говорили ли вы когда-нибудь: "Я молился об этом, но это так и не пришло"? Это произошло потому, что вы молились неправильно. «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы упот­ребить для ваших вожделений» (Иакова 4:3). Вы молились с неправильными мотивами.

Однажды профессор религии, который являлся чле­ном церкви, подошел к служителю и задал ему такой вопрос: "Я молился о Духе Святом неделю за неделей, но гак ничего и не получил. Почему?" Служитель задал ему встречный вопрос: "Каковы были мотивы вашей мо­литвы?" Тот отвечал, что ему "хотелось испытать радос­тные ощущения". Он слышал, что имеющие Духа Свято­го были счастливы, поэтому и ему захотелось испытать нечто подобное. "Знаете ли вы, что сам дьявол мог помо­литься таким образом! Это же простой эгоизм".

Услышав подобные слова, профессор сильно возму­тился. Но затем он увидел, что и понятия не имел о молитве. Оказывается, что он был лицемером, а его мо­литвы — эгоистичны, продиктованы желанием получить выгоду или удовольствие для самого себя. Давид мо­лился о том, чтобы Бог объял его Своим Духом свобо­ды, чтобы он смог учить беззаконных и обращать греш­ников к Богу. Христианин должен молиться о том, что­бы Дух Святой действовал через него и делал его более эффективным для прославления Бога, а не для того, чтобы просто получать приятные ощущения. Тот человек ясно увидел, где у него была ошибка, и он раскаялся перед Богом. Возможно, многие из нас совершали ту же самую ошибку. Вам необходимо исследовать свое сердце и про­верить, не являются ли ваши молитвы эгоистичными.

2. Используйте те средства, которые предназначены возгревать ваш разум и направлять мысли в определенном направлении, удерживая ваше внимание на определенном объекте. Если человек молится о Духе Святом, а затем направляет свои мысли к другим объектам, если он не старается удерживать себя и начинает помышлять о мирс­ком, то тем самым он искушает Бога. Он отходит от объекта своей молитвы, и это будет действительно чудо, если он на самом деле получит то, о чем молился. Как грешник по­лучает обличение? Размышляя о своих грехах. Точно так же и христианин получает глубокие чувства от Бога лишь только в том случае, если будет постоянно размышлять об этом. Бог не изольет на вас нечто подобное без каких бы то ни было усилий с вашей стороны. Вам необходимо ценить самые тонкие ощущения. Возьмите Библию и про­читайте те строки, в которых описывается состояние ны­нешнего мира, а также его будущее. Посмотрите на этот мир, посмотрите на своих детей или соседей, и, если они находятся в грехах, просите у Духа Божьего дать вам со­страдание к ним. Несомненно, что именно так д-р Ватте получил те чувства, которые он описал в своем гимне: Мои мысли не дают мне покоя: Я вижу проклятие и смерть. Какой ужас охватывает грешную душу, Когда она погибает на смертном одре!

Посмотрите на это через некий телескоп, который сдела­ет это таким же реальным для вас: посмотрите на ад и услышьте стоны, а затем поднимите свой взор вверх и по­смотрите на небеса. Там вы увидите святых в белых одеж­дах, с гуслями в руках и услышите, как они поют песню о спасающей любви. Тогда задайте себе вопрос: "Возможно ли мне молиться так, чтобы сила Божья подняла грешни­ка на небеса?" Сделайте так, и если вы не какой-либо негодяй и чужак Богу, то вскоре Дух молитвы сойдет на вас с такой силой, насколько сможет выдержать ваше тело.

3. Вы должны внимательно относиться к своей молит­ве. Перед тем как молиться, вам обязательно нужно убе­диться в том, что Бог гарантирует исполнение вашей просьбы. Иногда люди молятся и даже не удосуживаются выяснить из Библии, гарантирован ли ответ на их молит­ву. Будьте осторожны в том, чтобы не огорчать Духа Бо­жьего. Исповедуйте свои грехи. Бог не будет вести вас и посвящать в Свои тайны до тех пор, пока вы полностью не исповедуетесь перед Ним в своих грехах и не оставите их. Не будьте такими, кто всегда исповедуется и никогда не оставляет своих грехов, но исповедуйтесь и оставьте их в тот же момент. Всегда исправляйте свои ошибки в отно­шениях с людьми, возмещайте нанесенный им ущерб. Вы не можете ожидать получения духа молитвы, если снача­ла не покаетесь перед Богом. Вы не сможете ходатайство­вать, неся на себе бремя собственных грехов. Профессора религии, гордые и непокорные, вечно оправдывающие себя, никогда не заставят Бога идти вместе с ними.

4. Нацельтесь на то, чтобы самым лучшим образом повиноваться закону, записанному в Библии. Другими словами, не дружите с грехом. Примите решение всегда быть выше этого мира: «·Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Матфея 5:48). Но если вы все же грешите, это будет вашим ежед­невным горем. Человек, не стремящийся к совершен­ству Божьему, тем самым погружается в грех. Пусть та­кой человек ничего не ожидает от Бога, так как сам не желает искренно исполнять все Его повеления.

 

8. Кто имеет право ожидать воз­действия Святого Духа?

Ответ гаков: "Он ходатайствует за святых", за всех святых, за любого, кто является святым.

1. Как вы думаете, почему так мало говорится о влия­нии Духа Святого на молитву верующего и в то же время никто не оспаривает тот факт, что Он влияет на грешника и ведет его к покаянию перед Богом. Давайте не будем забывать о том, что никакой христианин не может молиться правильно, пока не будет ведом Духом Святым. У такого человека существует естественная способность молиться, и когда воля Божья открыта для него, он способен исполнить ее. Но он никогда ее не исполнит, пока Дух Божий не окажет Своего воздей­ствия не него. Точно то же происходит с грешниками: теоретически они способны покаяться, но практически никогда не сделают этого, пока Дух Святой не повлияет на них.

2. Здесь открывается причина того, почему многие люди испытывают трудности с так называемой "молит­вой веры". Молясь подобной молитвой, они предпола­гают, что вера в молитве — это уверенность в том, что мы непременно получим те вещи, о которых просим. Они также настаивают на том, что не существует како­го-либо основания, на котором мы можем строить по­добную уверенность.

Один проповедник говорит об этой трудности с пол­ной силой: "У меня нет никаких очевидных доказа­тельств того, что те вещи, о которых я молюсь, будут гарантированы мне Богом до тех пор, пока я не помо­люсь в вере, так как молитва веры является тем услови­ем, на котором строится мое обетование. Конечно же, я не могу требовать исполнения этого обетования до тех пор, пока не исполню условие. Если условие состоит в том, что я должен верить, что получу просимое благо­словение, то совершенно очевидно, что обетование ба­зируется на исполнении совершенно неисполнимого условия. Обетование сводится к следующему: ты мо­жешь иметь все, о чем ни попросишь, при условии, что ты вначале поверишь в то, что ты это получишь. Итак, я должен выполнить условие перед тем, как требовать исполнения обетования. Но я не могу иметь никаких доказательств тому, что я это получу, пока не поверю, что я это получу. Все это приводит меня к необходимо­сти поверить в то, что я это получу, еще до того, как у меня будут хоть какие-либо гарантии получения мною просимого. Но это абсолютно невозможно".

Вся трудность состоит в том, что здесь совершенно упускается из виду сам факт влияния Духа Святого на нашу молитву. Но ведь именно Дух Святой ведет лич­ность к тренировке в вере. Сам Дух Святой может дать нам уверенность, на основании которой мы сможем ве­рить в исполнение любого конкретного чуда. Он может повести наш разум к твердому упованию на Бога в том, что просимое благословение будет получено. Как это было в прошлом с учениками Иисуса и первыми апос­толами, так и сегодня Он может дать ту же уверенность в молитве за любое благословение, в котором мы нуж­даемся.

Если кто-либо спросит: "В каких случаях мы обязаны верить в то, что получим просимое благословение?", то я отвечу:

а) Когда существует конкретное обетование, опреде­ляющее конкретное благословение, как например, в мо­литве о крещении Духом Святым. Это благословение конкретно названо в обетовании, и именно здесь мы чер­паем свою уверенность, которая помогает нам верить в любом случае, имеем ли мы какое-либо Божественное вмешательство в нашу молитву или нет. Точно так же обстоит дело и с грешниками: они обязаны покаяться независимо от того, будет ли их побуждать к этому Дух Святой или нет, так как их обязанность базируется не на влиянии Духа Святого, но на силе их морального естества, на их способности исполнить свой долг. И хотя остается истиной тот факт, что ни один из них никогда не покается без влияния Духа Святого, они все равно имеют силу сделать это, и поэтому находятся под обяза­тельством сделать это независимо от того, побуждает их Дух Святой или нет. То же самое касается и христиа­нина. Он обязан верить в том случае, если Бог уже дал этому подтверждение в Своем Слове.

б) Когда Бог открывает Свою волю через провидение, мы должны верить до той степени, до которой нам это было показано.

Поэтому, когда звучит пророчество, мы также должны верить. Но мы никогда не будем верить без Духа Божьего.

Но если нет обетования, провидения или пророче­ства, на которых может базироваться наша вера, в этом случае мы не обязаны верить до тех пор, пока Дух Свя­той не даст нам откровение о воле Божьей, пробудив в нас желание молиться за определенный объект. Что касается общих обетований, где мы, честно говоря, точно не знаем, в каком конкретном случае применить их, мы скорее имеем эти обетования как привилегию, чем как обязательство. Но когда Дух Божий ведет нас к тому, чтобы применить их в каком-либо конкретном случае, тогда это становится нашей обязанностью, чтобы приме­нить их по назначению. В этом случае Бог объясняет Свое обетование и показывает то, как Он желает при­менить его.

3. Некоторые полагают, что Павел молился в вере за то, чтобы Господь убрал жало из его плоти и что это не было гарантировано Богом. Но они не могут доказать того, что Павел молился в вере. Здесь мы видим другое: у него не было ни обетования, ни пророчества, ни про­видения, и Дух Божий не вел его к вере в этом случае. Все предположение основывается на том, что апостол, должно быть, молился в вере без вождения Духа Свя­того. Но принять тот факт, что он молился в вере, озна­чает принять то, что он молился в вере без вождения Духа Святого, либо Дух Божий вел его молиться о том, что не соответствовало воле Божьей,

Нужно быть очень осторожными в своих утвержде­ниях по данному поводу, чтобы не огорчать Духа Свято­го. Я хочу, чтобы вы имели высокие помыслы Духа Свя­того и твердо знали о том, что ничего хорошего невоз­можно сделать без Его влияния. Ни молитва, ни пропо­ведь без Него не будут стоить ничего. Если бы Иисус Христос пришел на землю и проповедовал грешникам, то ни один бы не обратился без влияния Духа Святого.

Будьте осторожны в том, чтобы не огорчать Его, пренеб­регая Его небесным побуждением тогда, когда Он при­глашает вас молиться.

4. Когда вы молитесь за определенный объект, необ­ходимо продолжать молитву до тех пор, пока вы не по­лучите победу.

О, с каким рвением христиане иногда преследуют греш­ников в своих молитвах, молясь об их обращении, когда Дух Божий устремляет их побуждения! Даже золото­искатель не настолько упорен в поисках золота.

5. Страх оказаться водимым неопределенными им- пульсами принес много вреда, но еще не подвергся тща­тельному рассмотрению. Человеческий разум может быть ведом обманчивой идеей. Но мы совершаем непрости­тельную ошибку, если из-за страха быть обманутыми мы противостоим благому влиянию Духа Святого. Не уди­вительно, что христиане не имеют духа молитвы, если они не хотят утруждать себя различением духов. По­добные христиане будут отвергать любое влияние и любое вождение невидимых сил. Очень много было сказано на тему фанатизма, что в свою очередь привело многих людей к отвержению влияния Духа Божьего. Но Слово Божье говорит: «Ибо все, водимые Ду­хом Божиим, суть сыны Божии» (Римлянам 8:14). Поэтому нашей обязанностью является «испытывать духов, от Бога ли они» (1 Иоанна 4:1). Мы должны стремиться к тому, чтобы иметь способность к четкому различению духов. Но непременно должна быть такая вещь, как вождение Духом Святым. И когда мы видим, что это от Бога, мы должны уверенно следовать этому, не сомневаясь в том, что Он поведет нас в правильном направлении.

6. Из всего вышесказанного мы видим абсурдность идеи установленных форм молитвы. Сама идея исполь­зования конкретной формы отвергает вождение Духом Святым.

Ничто так не разрушает дух молитвы, как использо­вание определенной формы. Подобные формы не толь­ко абсурдны сами по себе, но они к тому же являются средством дьявола для разрушении молитвенного духа и силы. Нет нужды говорить о том, что какая-либо форма является хорошей. Молитва не состоит из слов. Поэтому не имеет решающего значения то, какие мы используем слова, если наше сердце не ведомо Духом Божьим. Если желание не горит в сердце, а мысли не направляются Духом Божьим, то это не молитва. Таким образом, установленные формы придуманы лишь для того, чтобы не давать человеку молиться как должно.

7. Обсуждаемый нами предмет является определенным тестом для нашей личности. "Дух Святой ходатайствует" — за кого? За святых. Те, кто относятся к разряду святых, имеют подобное переживание. Если ты святой, то ты знаешь по опыту, что это такое, когда Дух Святой ходатайствует за тебя. Но если ты не знаешь этого, то это лишь потому, что ты огорчил Духа Божьего и Он не ведет тебя в молитве. Ты живешь таким образом, что Святой Утешитель не имеет доступа к тебе, поэтому и не дает тебе дух молитвы. Если это так, ты должен покаяться. Не останавливайся для того, чтобы разбираться, являешься ли ты христианином или нет, но сразу начинай каяться так, как никогда раньше. Вернись к первой любви. Я не принимаю как само собой разумеющееся то, что ты являешься христианином, но иди как смиренный грешник и изливай свое сердце Господу. Никаким другим образом ты не сможешь получить духа молитвы.

8. Очень важно понять этот предмет:

а) Чтобы быть полезным Богу. Без духа молитвы не будет такой симпатии между Богом и тобой, что ты сможешь свободно двигаться или совершать что-то с Богом. Для тебя жизненно необходимо, чтобы твое сердце билось в унисон с Божьим сердцем, в противном случае и не жди, чтобы Бог тебя использовал могущественным образом.

б) Дух молитвы играет огромную роль в твоем освящении. Без этого духа ты не сможешь освящаться и даже понимать Библию, а поэтому не будешь знать, как применять Священное Писание в своей жизни. Я хочу, чтобы ты глубоко прочувствовал важность того, чтобы находиться с Богом все свое время. Если ты будешь жить в Божьем порядке, то Он обещал, что придет к тебе, совершит обитель в тебе и будет вечерять с тобой, а ты - с Ним.

9. Если люди не имеют духа молитвы, то они склонны к тому, чтобы впускать в себя дух неверия по отношению к результатам молитвы. Они не видят того, что происходит, не видят связи между событиями и не понимают Божьих знаков. Они даже не ожидают духовных благословений. Когда Дух Святой обличает грешников, такие люди делают заключение, что их просто напугала устрашающая проповедь. И когда люди обращаются к Господу, вышеупомянутые христиане не верят в них, но говорят: "Мы еще посмотрим, как все обернется".

10. Те же, кто имеют дух молитвы, знают, когда приходит благословение. Подобное произошло в тот момент, когда Иисус Христос пришел на землю. Далекие от Бога священники не узнали Его. Почему? Потому что они не молились об избавлении Израиля. Но Симеон и Анна узнали Его. Как это произошло? Отметьте для себя то, что они говорили, как молились и как жили. Они молились в вере, поэтому их не удивило появление Сына Божьего (Луки 2:25-38). То же самое происходит и с истинными христианами. Когда грешники обращаются к Богу, обличаемые Духом Святым, они не удивляются этому потому, что истинные слуга Божьи ожидают подобных проявлений. Они узнают Бога, когда Он приходит, так как с нетерпением ожидают Его посещения.

11. Существует три категории людей в церкви, которые наиболее подвержены ошибкам или упускают истину из поля зрения, где дело касается молитвы.

а) Те, которые сверхчувствительны в молитве, и придают значение только этому. Их будоражит любое проявление, и они сразу же начинают говорить о том, что "пробуждение уже пришло".

б) Те, кто впадают в другую крайность и используют

различные средства, в том числе и молитву, но никогда не ожидают влияния Духа на их молитву. Они говорят о молитве Духом и понимают значение Духа в обращении грешников, но не осознают значения действия Духа Святого в молитве. Все их молитвы — всего лишь холодные слова, лишенные чувства и истинной связи с Богом.

в) Те, кто имеют странное представление о суверенности Бога и ожидают, что Бог обратит к Себе весь мир без молитвы или других каких-либо средств.

В церкви должно быть глубокое понимание того, что ей нужен дух молитвы. Все дело в том, что чаще всего происходит так, что те христиане, которые используют всевозможные средства наиболее прилежным образом и прилагают титанические усилия для спасения людей, имеют самые правильные представления о том, как использовать эти средства для обращения грешников, а также молятся о Духе Божьем и часто борются с Богом за Его благословение. И каков же результат?

Пусть факты говорят сами за себя и покажут нам, действительно ли эти люди молятся или нет, а также сопровождает ли Дух Божий их молитвы, а их труд — Своей силой.

12. Ничего не произведет такого воодушевления и вместе с тем такого противостояния, как дух молитвы. Когда христианин ощущает на себе бремя молиться за грешников и начинает стонать в своей молитве, некоторых это раздражает и к такому человеку обязательно кто-то подойдет с замечанием! Лично я ненавижу всякое искусственное возбуждение подобных чувств, когда таковых нет в моем духе, и я не приемлю, когда с помощью стонов кто-то пытается "завести" себя на "молитву. Но в то же время я чувствую необходимость защищать ходатайственное состояние моей души, когда удерживаться от стонов значит противостоять Духу Святому. Однажды я присутствовал при разговоре, когда обсуждалась эта тема. Кто-то авторитетно заявил: "Всякие стоны должны быть убраны из наших молитвенных собраний". В ответ на это прозвучал вопрос: "Может быть, нам убрать и Духа Святого?"

Пробуждения сокрыты во тьме. Ни один человек, тща­тельно исследующий историю церкви, не примет подоб­ного настроения. Мне не нравятся попытки угасить, лимитировать или понизить дух молитвы. Я скорее от­секу свою правую руку, чем угашу дух молитвы. Я был свидетелем того, как дух молитвы был угашен такими словами: "Так, будем молиться, но только не надо ника­ких стонов!"

Мне трудно остановиться, когда я говорю на эту тему. Я готов обсуждать эту тему целый месяц, пока вся церковь не поймет того, что значит молиться молитвой веры. Возлюб­ленные, я бы хотел спросить вас: вы верите во все это? Или вы недоумеваете, имею ли я право говорить подобным обра­зом? Возможно, некоторые из вас имеют понимание об­суждаемого вопроса. А теперь, спрошу я вас, не отдадите ли вы себя полностью молитве и не начнете ли жить так, чтобы дух молитвы пребывал на вас все время? О, как я жажду видеть молитвенную церковь! Однажды я познакомился со служителем, у которого шло пробуждение четырнадцать лет подряд. Я не знал, чем объяснить это, пока не увидел, как один из членов этой церкви встал на молитвенном собра­нии и сделал такое исповедание: "Братья, уже долгое вре­мя я имел привычку молиться каждую субботу вечером до полуночи за то, чтобы Дух Святой сходил на нас и пребы­вал на нас все время. Но теперь, братья, — и он начал плакать, — я должен признаться в том, что я пренебрегал этой молитвой на протяжении двух или трех недель". Сек­рет был открыт. У того служителя была молитвенная цер­ковь! Братья, в моем нынешнем состоянии здоровья я нахо­жу невозможным молиться столько, сколько я молился всегда, но все еще продолжаю проповедовать. Это забирает все мои силы. Нужно ли мне отдать себя молитве и перестать проповедовать? Не думаю. Тогда не сможете ли вы, кто имеют достаточно сил, посвятить себя этому делу, нести на себе это бремя и так отдать себя молитве, чтобы Бог смог излить Свое благословение на нас?