Logo
Сборник проповедей

Чарльз Финней

Сборник проповедей

Личное пробуждение

Книга 2


«Распахивайте у себя новину, ибо вре­мя взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду»

(Осии 10:12).

В сегодняшней моей проповеди я задаюсь целью ука­зать как содействовать духовному пробуждению. Про­буждение бывает двоякое: пробуждение в Церкви и про­буждение в среде людей безбожных. Сегодня я буду говорить о личном пробуждении каждого верующего, что, несомненно, приведет к всеобщему пробуждению: как в церкви, так и в среде безбожников. «Распахивай­те у себя новину!» — повелевает Господь. Новина пред­ставляет собой землю, некогда вспаханную, но в настоя­щее время заброшенную: такая новина требует предва­рительной перепашки и нового разрыхления, чтобы за­тем сделаться годной для посева. Применяя это к про­буждению, я укажу:

1) Что значит «распахивать новину».

2) Каким путем это осуществляется.

 

Что значит распахивать новину

«Распахивать новину» — значит смягчить сердца ваши, сделать ваш ум способным приносить плод Богу. Человеческий разум Библия часто уподобляет земле, полю; Слово же Божье - семени, падающему в землю; плод представляет собой поступки и душевное состоя­ние человека, принимающего в сердце это семя.

Сообразно с этим «распахивать новину» значит при­вести человеческий разум в состояние, делающее его способным к восприятию Слова Божьего.

 

Каким путем распахивается новина?

Это не результат какого-либо усилия. Люди заблуж­даются, не принимая в расчет законы мышления. Мно­гие впадают в ошибки, не зная законов, управляющих человеческим разумом. Они толкуют о религиозных чувствах, как бы допуская мысль, что достаточно сделать определенное усилие, чтобы произвести в себе эти чув­ства. Но не таков естественный ход мышления. Этим путем человеку никогда не удастся возбудить в себе желанное настроение, сколько бы он ни старался его вызвать.

Нам не дано управлять нашими чувствами непосред­ственно. Для возникновения того или иного чувства одного нашего желания недостаточно. Чувства овладе­вают нами совершенно помимо нашего желания. Есте­ственно и неизбежно они появляются под влиянием тех или других обстоятельств, обусловливающих их воз­никновение. Но мы имеем средство управлять нашими чувствами, иначе, изъятые из подчинения уму, наши чув­ства утратили бы свой нравственный характер. Мы мо­жем направить на избранный нами предмет наше вни­мание, сосредоточивая его на этом предмете до тех пор, пока в нас не возникнет чувство, соответствующее пред­ставлению нашего ума. Вот человек находящийся в раз­луке со своей любимой семьей; чувство тоски наполня­ет его душу; но вызывается это чувство воспоминанием об отсутствующих близких, а никак не желанием этого человека глубоко чувствовать свою разлуку с ними.

Сосредоточивая свою мысль на предмете, значение которого человек хочет почувствовать, он этим путем вызывает в себе желанное чувство. Вспоминая о своем враге, человек исполняется ненавистью к нему. Также и относительно Бога: если человек помышляет о Боге, вдумывается в свойства Божьего характера, в его душе возникнут чувства к Господу, как личное следствие за­конов мышления. Если сердце человека расположено к Богу, человек помышляет о Нем, как о Боге милостивом и святом, все его существо преисполняется чувством влечения к Богу.

Враг же Божий при представлении истинного харак­тера Божьего и размышления о Нем, неминуемо испол­няется враждою против Господа.

Если вы хотите «распахивать новину сердца вашего» и вызвать в себе глубокие духовные чувства, вам следу­ет применить к себе вышеупомянутое средство. В ду­ховной сфере так же легко вызвать чувства, как и во всякой другой. Бог подчинил их нашему уму наравне с движением конечностей нашего тела. Если бы люди так же мало умели управлять своим телом, как они управ­ляют своими чувствами, вы бы сейчас не сидели здесь и не внемали моей проповеди.

Если вы приступите к «распахиванию новины вашего сердца», то прежде всего загляните в вашу душу: просле­дите внимательно ваше общее настроение и дайте себе отчет: чем в настоящую минуту живет ваше сердце?

К сожалению, многие не интересуются этим вопро­сом. Они совершенно не задумываются над состоянием своей души и не представляют, в хорошем или дурном состоянии их внутренняя духовная жизнь; продвигают­ся ли они вперед или возвращаются вспять, приносят плоды или уподобились заброшенному полю. Вам не­обходимо отвлечь всё ваше внимание от посторонних вещей и вглядеться в собственное сердце. Вмените это себе в обязанность. Проверьте основательно состояние вашего сердца и посмотрите, живете ли вы всякий день пред Богом или без Бога, служите ли вы Богу или дья­волу; находитесь ли вы во власти князя тьмы или же ходите во свете Господа Иисуса Христа?

Для того, чтобы проверить себя, вам надо непременно остановиться на рассмотрении ваших грехов. Необхо­димо исследовать весь свой внутренний мир.

Исследовать себя — значит проследить свою жизнь, рассмотреть свои поступки, вспомнить свое прошлое, при­нимая во внимание весь характер прожитой вами жиз­ни. Оглянитесь на историю вашего прошлого. Выбери­те из него ВСЕ ваши личные грехи и тщательнее раз­глядите их. Я не хочу этим сказать, что вам следует лишь бросить беглый взгляд на ваше прошлое, убедить­ся, что все оно греховно, принести Богу раскаяние во всем содеянном вами зле и молить Его о даровании вам прощения. Не об этом идет речь. Нет, вы должны выис­кать один за другим грехи вашей прошлой жизни. Ос­мотрите их так же тщательно, как проверяет свои торго­вые книги торговец; и как только вспомнится какой-либо грех, вносите его в «список» ваших грехов. Общее раскаяние никогда не приведет к желаемому результа­ту. Грехи ваши совершились один за другим, а поэтому рассматривайте их каждый в отдельности и раскаивай­тесь отдельно в каждом из них.

Начнем прежде всего с грехов неправильно именуе­мых «грехами, совершенными по неведению».

НЕБЛАГОДАРНОСТЬ. Запишите этот грех, вписы­вайте под ним все случаи вашей жизни, приходящие вам на память, когда вы не возблагодарили Бога за по­лученные вами милости. Сколько подобных случаев! Сколько знаменательных случаев проявления промыс­ла Божьего, сколько удивительных случаев, охранивших вас от гибели! Отметьте все случаи проявления к вам благодати Божией, когда вы пребывали еще во грехах ваших, раньше обращения вашего к Господу, за которые вы не воздали и половины должной благодарности Богу. Посмотрите, каким длинным становится список зане­сенных вами на бумагу случаев, в которых вы проявили черную неблагодарность по отношению к Богу. Не при­ходится ли вам теперь со стыдом опускать глаза? Иди­те же, становитесь на колени и один за другим испове­дуйте грехи ваши Богу, моля о прощении. Исповедание этих грехов Богу вызовет воспоминание и о других гре­хах. Внесите их тоже в ваш список. Просмотрите их три, четыре раза, и вы увидите, как поразительно велико число благодеяний Божьих, за которые Ему никогда еще

не была вами воздана должная хвала благодарения.

НЕДОСТАТОК ЛЮБВИ К БОГУ. Подумайте, ка­ким горем и смятением исполнилось бы сердце ваше, если бы вы открыли охлаждение чувств к вам вашей жены, вашего мужа, детей ваших, если бы вы убедились, что не вы, а нечто другое занимает их сердце, помыслы и время. При виде этого вы, кажется, готовы были бы уме­реть от чувства ревности. Бог же называет Себя Богом ревнителем; не владеет ли что-либо, кроме Бога, серд­цем вашим, и это охлаждение вашей любви к Богу не оскорбляет ли Его? Занесите и этот грех в начатый вами список.

НЕРАДЕНИЕ В ЧТЕНИИ БИБЛИИ. Отметьте слу­чаи, когда быть может в течение недель Слово Божие не составляло радости вашего сердца. Многие перечи­тывают целые главы, не задумываясь над их содержани­ем. Если это так, ничего нет удивительного, что душа так пуста, а ваша жизнь так бесцельна, и что вся ваша духовная жизнь ваша является лишь жалким отрепьем, в котором стыдно предстать пред Богом.

НЕВЕРИЕ. Случаи, когда вы своим неверием в обе­тования и определения Божьи делали Бога лжецом. Он обещал «дать Духа Святого, просящим у Него». Поверили ли вы этому? Ожидаете ли вы в этом отношении ответа от Него? Молясь о даровании вам Духа Святого, не говорите ли вы тайно в сердце своем: «Не верю, что получу Его»? Не веруя и не ожидая по­лучения благословения Божьего, Им обещанного, вы как бы обвиняете Бога во лжи.

НЕРАДЕНИЕ В МОЛИТВЕ. Сколько раз вы упус­кали случаи молитвы в семье, молитвы общественной или же молились так, что молитва ваша являлась не меньшим оскорблением Бога, чем полное отсутствие мо­литвы. Отметьте и этот грех в вашем списке.

НЕБРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СРЕДСТВАМ БЛАГОДАТИ. Вы пренебрегали возможностью присут­ствовать на церковных собраниях, не использовали даро­ванных вам средств для спасения грешников, небрежно

относились к другим своим духовным обязанностям.

НЕБРЕЖНОСТЬ, с которой вы отнеслись к исполне­нию этих обязанностей: недостаток чувства благогове­ния, отсутствие веры, светское настроение ума, благодаря чему слова ваши являлись лишь пустыми звуками, не­способными вызвать благоволение Божье. Вы станови­лись на колени, вы молились, но эти молитвы были на­столько непрочувствованные и беспечные, что через пять минут по окончании их вы уже не могли припомнить их содержание. Запишите все такие случаи в список.

НЕДОСТАТОК ЛЮБВИ К ДУШАМ БЛИЖНИХ. Оглянитесь на друзей и родственников, вас окружаю­щих, и вспомните, как мало внимания вы оказали им. Видя их, идущими широким путем погибели, вы, однако, оставались спокойными свидетелями ожидающей их опасности. Сколько дней пропустили вы без горячей мо­литвы о плачевном состоянии их душ? Как чуждо вам пламенное желание спасти эти души и привести их ко Христу! Возьмитесь за карандаш и список.

НЕВЕРНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СЕМЕЙНЫМ ОБЯ­ЗАННОСТЯМ. Как обходились вы с вашими близки­ми? Много ли вы молились? Какой пример подавали вы им? В чем выражалось ваше неустанное стремление оказать им добро? Какую из обязанностей относитель­но их вы всегда исполняли? Внесите в ваш список слу­чаи вашего нехристианского поведения в семье.

НЕОСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ в вашей собственной жизни. Запишите все случаи, когда вы небрежно отно­сились к вашим частным обязанностям, не прилагали сердца к выполнению порученного вам дела, когда вы не следили за собою, грешили поступками и словами пред лицом людей «мира сего», церкви и Бога.

НЕДОСТАТОК ВНИМАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕ­НИЯ К БРАТЬЯМ ВАШИМ. Как часто нарушали вы свое решение заботиться о них в Господе? Как мало вы знаете о состоянии их душ, как мало печетесь о них! Тем не менее, это ваша священная обязанность! Какова цель вашего знакомства с духовным состоянием каждо­го из них? Вспомните ваше нерадивое отношение к ним и всякое с вашей стороны невнимание к ним и занесите в общий список ваших грехов. Сколько раз замечали вы охлаждение к духовным интересам в братьях ваших и не высказали им этого! Вы видели, как они уклонялись от исполнения той или иной обязанности и, тем не ме­нее, вы не поспешили обратиться к ним с братским уве­щеванием. Вы видели, что они впали в грех и все-таки предоставляли их самим себе. И вы воображаете, что любите их? Могли ли бы вы оставаться равнодушными и спокойными, видя, что ваша жена или ваш ребенок подвергаются опасности или близки к погибели? Нет, это немыслимо! Как же после этого вы решитесь утвер­ждать, что вы любите Христа, видя этих людей идущими в погибель и не пытаетесь остановить их? Занесите и это в список.

НЕДОСТАТОК САМООТРЕЧЕНИЯ. Много есть людей, готовых служить религиозным целям, не влеку­щим за собою подвига самоотречения. Но лишь только потребуется малейшая жертва с их стороны, тотчас их рвение ослабевает. Делая лишь то, что не приносит им никакого ущерба, они думают, что делают для Бога все, что следует, но они не способны лишиться малейшего удобства ради служения Господу. Они не согласны не­сти на себе поношение Христово, не хотят ради сплоче­ния людей отказаться от роскоши в своей жизни. Дале­кие от понимания, что только самоотверженность дела­ет нас христовыми учениками, они не имеют и понятия, что значит «отвергнуть себя». Ради Христа и Его Еван­гелия они никогда не отказывались от своих прав, не жертвовали своим временем и удобствами. Подобные люди идут путем духовной смерти. Иные дают «от из­бытка» и дают много, осуждая людей, не дающих боль­ше. На самом деле они ничего не дают «от скудости своей». Они дают лишь то, что им самим не нужно, и бедная женщина, уделяющая несколько копеек в месяц на дело Божье, поступает самоотверженнее этих людей, не знающих, что значит отказать себе в чем-либо ради другого. Впишите в список грехов ваших все случаи, когда вы поскупились, давая на дело Божье, и отказали нуждающимся.

 

Перейдем теперь к ГРЕХАМ СОЗНАТЕЛЬНЫМ:

ВЛАСТЬ ЖИТЕЙСКИХ ИНТЕРЕСОВ. Как вы от­носитесь к своим материальным благам? Смотрели ли вы на них, как на вашу личную собственность, которой вы можете вполне располагать по своему усмотрению? Если это так, отметьте и этот грех в вашем списке. Если вы приложились сердцем к вашей собственности, люби­те ее, как средство для удовлетворения своих похотей и тщеславия, для служения духу мира сего, для прираще­ния богатства, то знайте, что вы согрешили и должны покаяться в своем грехе. Если вы, как раб, стараетесь «служить Богу и мамоне» — вы во власти дяьвола, и нуждаетесь в Божественном освобождении.

ГОРДОСТЬ. Припомните все случаи, когда вы поощ­ряли в себе чувство гордости. Тщеславие представляет собой один из ее видов. Как часто вы подмечали в себе гордость, делая наряды и наружность предметом своего тщеславия! Как часто, собираясь идти на богослужение, вы тратили много времени и труда, заботясь о своей вне­шности, вместо того, чтобы стараться проникнуться бла­гоговением к Богу! Идя в дом Божий, вы заботились о том впечатлении, которое вы произведете на человека, а не о состоянии вашей души, которая предстанет пред ли­цом Бога. Таким образом, вы старались вызвать поклоне­ние людей к себе, а не готовились поклоняться Богу. Этим вы нарушили благоговейное поклонение других. Своей пышной внешностью вы отвлекли молящихся от Бога. Напрасно вы стараетесь уверять всех, что не придаете ни малейшего значения тому впечатлению, которое вы про­изводите на окружающих. Будьте искренни: положа руку на сердце, скажите, думали ли вы о вашем блеске, если б вам приходилось иметь дело со слепым?

ЗАВИСТЬ. Разберите случаи, где вы завидовали тем, которые по вашему мнению, стояли выше вас? Или, быть может, вы питали чувство зависти к людям, более, чем вы, даровитым и полезным? Под влиянием зависти, с болью в сердце слушали вы расточаемые им похвалы. Вам отраднее было припоминать их ошибки, чем их доб­родетели, следить за их падением, чем за их успехом. Принесите и в этом свое покаяние Богу.

ДУХ ОСУЖДЕНИЯ. Сюда относятся случаи, когда вы были ожесточены, отзывались о своих близких без всякого снисхождения, без малейшего проблеска любви, которая учит все покрывать. Сколько раз осудили вы брата? Вспомните эти случаи и занесите их в список.

КЛЕВЕТА. Случаи, когда без нужды и малейшего ос­нования вы за глаза злословите ближних, выискивая их действительные или мнимые ошибки, называются кле­ветою. Можно клеветать и не прибегая ко лжи. Гово­рить правду с намерением запачкать доброе имя чело­века — значит оклеветать ближнего. Повинны ли вы в этом? Запишите!

ЛЕГКОМЫСЛИЕ. Сколько раз поступали вы легко­мысленно в присутствии Божьем, тогда как не дерзну­ли бы веста себя таким образом в присутствии земного царя? Сколько легкомысленных слов, фраз, шуток и по­ступков допустили и еще допустите вы в своей повсед­невной жизни?

ЛОЖЬ. Составьте себе ясное представление о том, что такое ложь. Всякая преднамеренная попытка ввес­ти кого либо в заблуждение является ложью. Если вы желаете произвести своими словами впечатление, про­тиворечащее правде, вы лжете. Отметьте в вашем спис­ке все случаи, приходящие вам на память. Не приукра­шивайте их какими-либо другими именами. Бог назы­вает это ложью и уличает вас во лжи; поэтому вы луч­ше согласитесь с Богом и сами обвините себя. Сколько фальши встречается также в ваших обыденных ежед­невных занятиях, взглядах, действиях, направленных на то, чтобы произвести на окружающих впечатление, не согласное с истиной! Покайтесь и в этом грехе.

ОБМАН. Припомните случаи, когда, имея дело с ка­ким-либо человеком, вы поступили по отношению к нему так, как вы не хотели бы, чтоб поступили с вами. Это обман. Бог дал нам правило: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступай­те и вы ними». Не соблюдая этого Божьего правила, вы делаетесь обманщиками. Вдумайтесь: Бог не гово­рит, чтобы вы поступали с людьми так, как следует по­ступать с вами, но Он говорит: «Как вы хотите, чтобы с вами поступали люди».

ЛИЦЕМЕРИЕ. Коснемся прежде всего лицемерия ваших молитв и исповедания грехов перед Богом. Вспом­ните, как часто вы молились о вещах, получения кото­рых, в сущности, не желали, а поэтому, окончив молитву, вы сразу же забывали о том, чего просили. Сколько раз вы каялись в грехах, отказаться от которых вы не реша­лись и не имели серьезного желания освободиться от них.

ОБКРАДЫВАНИЕ БОГА. Случаи, когда вы тратите свое время, не дорожите временем, данным вам Богом для служения Ему и спасения души вашей, проводя в пустых разговорах, чтении романов и праздности; слу­чаи, когда вы употребляете на пустое талант и способно­сти вашего ума, когда вы расточаете деньги для удовлет­ворения ненужных прихотей, для приобретения бессмыс­ленных вещей, не могущих дать вам ни радости, ни здо­ровья. Нельзя представить себе чтобы человек, стоящий в рядах христиан, мог предаться пагубным страстям, про­жигать жизнь, принадлежащую Бог}'.

ДУРНОЙ НРАВ. Быть может, вы оскорбили свою жену, своих детей, своих близких, соседей? Прибавьте и это к вашему списку.

УДЕРЖАНИЕ ДРУГИХ ОТ ПРИНЕСЕНИЯ ПОЛЬЗЫ. Может быть, вы ослабили их добрые поры­вы, расстроили человеколюбивые планы, разладили их своим сомнением и язвительной насмешкой? Этим са­мым вы лишили Бога не только пользования вашими способностями, но вы простерли свою разрушающую руку на таланты других! Только злой раб, оставаясь сам праздным, мешает приносить пользу и другим. Это мы дела­ем, отнимая подчас без всякого смысла время других, или же подрывая к кому-либо доверие окружающих. Действуя таким образом, мы работаем на руку сатане и становимся повинными не только в своей непроститель­ной праздности, но еще и отвлекаем от полезной работы других.

 

Принимаетесь сейчас же за исправление ва­ших ошибок.

Приступите к этому теперь! Не откладывайте этого на потом. Исповедуйте грехи, совершенные против Бога. Сделайте это без опасения послужить соблазном для других. Чтобы «распахать новину сердца своего», вам придется удалить всякое препятствие, встречающееся вам на пути. Может случиться, что, укрывая грехи, по ваше­му мнению совершенно незначительные и пустые, вы напрасно будете стараться привести себя в нормальное духовное состояние и будете удивляться, почему вам это не удается. Причина этому одна: гордый плотский ум ваш не осудил того, что по Божьему требованию сле­довало исповедывать и исправить. Распахивайте все уголки поля вашего, дабы вся земля сделалась рыхлой и мягкой.

Воспроизведя в вашей памяти всю историю вашего прошлого, исследуйте еще раз свое сердце — может быть, это вызовет в вашей памяти еще и другие ошиб­ки прошлого.

И в третий раз сделайте то же; и вы увидите, как лег­ко будут вспоминаться все новые и новые грехи — ря­дом с теми, которые вы обнаружили раньше. Пока вы не решитесь поднять в памяти все ваши грехи и не рас­смотрите их один за другим, вы не сможете доставить себе ясного представления о бесчисленном множестве ваших прегрешений. Припоминайте же их так же тща­тельно, добросовестно и серьезно, как если б вы готови­лись к предстоящему дню страшного суда.

Внимательно просмотрев список осознанных вами грехов, решитесь всецело обновить ваше внутреннее ду­ховное состояние. Когда только вы подметите что-либо греховное в своем сердце, решайтесь с помощью Божьей немедленно распрощаться с ним.

Если и после этого вы еще не достигнете просветле­ния вашего ума, вглядитесь в себя внимательно, и вы непременно откроете причину, по которой Дух Святой отошел от вас. Вы недостаточно добросовестно и ис­кренно принялись за испытание вашего сердца. Сде­лайте же еще усилие и, отбросив свое неверие, не пола­гаясь на разум свой, с Библией в руках испытайте опять и опять свое сердце, пока вы не получите способность чувствовать. Для того, чтобы «распахать новину сердца вашего» не ждите чуда от Бога. Необходимо сделать это средствами, данными в ваши руки. Проникайтесь все глубже и глубже сознанием ваших грехов. Невоз­можно долго и проникновенно рассматривать свои гре­хи, видеть всю неприглядность их и оставаться равно­душными. Глубокое духовное чувство непременно ох­ватит вашу душу.

Принимайтесь же немедленно за дело: воодушеви­тесь твердым намерением — НЕ ОСТАНАВЛИВАТЬ­СЯ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА ВЫ НЕ ОЩУТИТЕ В СЕБЕ ДУХА МОЛИТВЫ. Дух Святой не может пребывать в вас, пока вы не обнаружите всей тайны вашего нечестия перед Богом и не принесете Ему исповедания грехов ваших. Глубокое раскаяние, чистосердечное сознание, со­крушение сердца вашего приведут вашу душу в молит­венное настроение. Причина, почему так мало христиан, исполненных духа молитвы покаяния, заключается в том, что они никогда не утруждали себя должным образом испытать свое сердце, никогда не осознавали всей тяже­сти своей вины пред Богом, своей вечной гибели, а пото­му никогда и не познали, что значит иметь «сердце со­крушенное», о котором сказано: *Сердца сокрушен­ного и смиренного Ты не презришь, Боже!» (Пса­лом 50).