«Распахивайте у себя новину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду»
(Осии 10:12).
В сегодняшней моей проповеди я задаюсь целью указать как содействовать духовному пробуждению. Пробуждение бывает двоякое: пробуждение в Церкви и пробуждение в среде людей безбожных. Сегодня я буду говорить о личном пробуждении каждого верующего, что, несомненно, приведет к всеобщему пробуждению: как в церкви, так и в среде безбожников. «Распахивайте у себя новину!» — повелевает Господь. Новина представляет собой землю, некогда вспаханную, но в настоящее время заброшенную: такая новина требует предварительной перепашки и нового разрыхления, чтобы затем сделаться годной для посева. Применяя это к пробуждению, я укажу:
1) Что значит «распахивать новину».
2) Каким путем это осуществляется.
Что значит распахивать новину
«Распахивать новину» — значит смягчить сердца ваши, сделать ваш ум способным приносить плод Богу. Человеческий разум Библия часто уподобляет земле, полю; Слово же Божье - семени, падающему в землю; плод представляет собой поступки и душевное состояние человека, принимающего в сердце это семя.
Сообразно с этим «распахивать новину» значит привести человеческий разум в состояние, делающее его способным к восприятию Слова Божьего.
Каким путем распахивается новина?
Это не результат какого-либо усилия. Люди заблуждаются, не принимая в расчет законы мышления. Многие впадают в ошибки, не зная законов, управляющих человеческим разумом. Они толкуют о религиозных чувствах, как бы допуская мысль, что достаточно сделать определенное усилие, чтобы произвести в себе эти чувства. Но не таков естественный ход мышления. Этим путем человеку никогда не удастся возбудить в себе желанное настроение, сколько бы он ни старался его вызвать.
Нам не дано управлять нашими чувствами непосредственно. Для возникновения того или иного чувства одного нашего желания недостаточно. Чувства овладевают нами совершенно помимо нашего желания. Естественно и неизбежно они появляются под влиянием тех или других обстоятельств, обусловливающих их возникновение. Но мы имеем средство управлять нашими чувствами, иначе, изъятые из подчинения уму, наши чувства утратили бы свой нравственный характер. Мы можем направить на избранный нами предмет наше внимание, сосредоточивая его на этом предмете до тех пор, пока в нас не возникнет чувство, соответствующее представлению нашего ума. Вот человек находящийся в разлуке со своей любимой семьей; чувство тоски наполняет его душу; но вызывается это чувство воспоминанием об отсутствующих близких, а никак не желанием этого человека глубоко чувствовать свою разлуку с ними.
Сосредоточивая свою мысль на предмете, значение которого человек хочет почувствовать, он этим путем вызывает в себе желанное чувство. Вспоминая о своем враге, человек исполняется ненавистью к нему. Также и относительно Бога: если человек помышляет о Боге, вдумывается в свойства Божьего характера, в его душе возникнут чувства к Господу, как личное следствие законов мышления. Если сердце человека расположено к Богу, человек помышляет о Нем, как о Боге милостивом и святом, все его существо преисполняется чувством влечения к Богу.
Враг же Божий при представлении истинного характера Божьего и размышления о Нем, неминуемо исполняется враждою против Господа.
Если вы хотите «распахивать новину сердца вашего» и вызвать в себе глубокие духовные чувства, вам следует применить к себе вышеупомянутое средство. В духовной сфере так же легко вызвать чувства, как и во всякой другой. Бог подчинил их нашему уму наравне с движением конечностей нашего тела. Если бы люди так же мало умели управлять своим телом, как они управляют своими чувствами, вы бы сейчас не сидели здесь и не внемали моей проповеди.
Если вы приступите к «распахиванию новины вашего сердца», то прежде всего загляните в вашу душу: проследите внимательно ваше общее настроение и дайте себе отчет: чем в настоящую минуту живет ваше сердце?
К сожалению, многие не интересуются этим вопросом. Они совершенно не задумываются над состоянием своей души и не представляют, в хорошем или дурном состоянии их внутренняя духовная жизнь; продвигаются ли они вперед или возвращаются вспять, приносят плоды или уподобились заброшенному полю. Вам необходимо отвлечь всё ваше внимание от посторонних вещей и вглядеться в собственное сердце. Вмените это себе в обязанность. Проверьте основательно состояние вашего сердца и посмотрите, живете ли вы всякий день пред Богом или без Бога, служите ли вы Богу или дьяволу; находитесь ли вы во власти князя тьмы или же ходите во свете Господа Иисуса Христа?
Для того, чтобы проверить себя, вам надо непременно остановиться на рассмотрении ваших грехов. Необходимо исследовать весь свой внутренний мир.
Исследовать себя — значит проследить свою жизнь, рассмотреть свои поступки, вспомнить свое прошлое, принимая во внимание весь характер прожитой вами жизни. Оглянитесь на историю вашего прошлого. Выберите из него ВСЕ ваши личные грехи и тщательнее разглядите их. Я не хочу этим сказать, что вам следует лишь бросить беглый взгляд на ваше прошлое, убедиться, что все оно греховно, принести Богу раскаяние во всем содеянном вами зле и молить Его о даровании вам прощения. Не об этом идет речь. Нет, вы должны выискать один за другим грехи вашей прошлой жизни. Осмотрите их так же тщательно, как проверяет свои торговые книги торговец; и как только вспомнится какой-либо грех, вносите его в «список» ваших грехов. Общее раскаяние никогда не приведет к желаемому результату. Грехи ваши совершились один за другим, а поэтому рассматривайте их каждый в отдельности и раскаивайтесь отдельно в каждом из них.
Начнем прежде всего с грехов неправильно именуемых «грехами, совершенными по неведению».
НЕБЛАГОДАРНОСТЬ. Запишите этот грех, вписывайте под ним все случаи вашей жизни, приходящие вам на память, когда вы не возблагодарили Бога за полученные вами милости. Сколько подобных случаев! Сколько знаменательных случаев проявления промысла Божьего, сколько удивительных случаев, охранивших вас от гибели! Отметьте все случаи проявления к вам благодати Божией, когда вы пребывали еще во грехах ваших, раньше обращения вашего к Господу, за которые вы не воздали и половины должной благодарности Богу. Посмотрите, каким длинным становится список занесенных вами на бумагу случаев, в которых вы проявили черную неблагодарность по отношению к Богу. Не приходится ли вам теперь со стыдом опускать глаза? Идите же, становитесь на колени и один за другим исповедуйте грехи ваши Богу, моля о прощении. Исповедание этих грехов Богу вызовет воспоминание и о других грехах. Внесите их тоже в ваш список. Просмотрите их три, четыре раза, и вы увидите, как поразительно велико число благодеяний Божьих, за которые Ему никогда еще
не была вами воздана должная хвала благодарения.
НЕДОСТАТОК ЛЮБВИ К БОГУ. Подумайте, каким горем и смятением исполнилось бы сердце ваше, если бы вы открыли охлаждение чувств к вам вашей жены, вашего мужа, детей ваших, если бы вы убедились, что не вы, а нечто другое занимает их сердце, помыслы и время. При виде этого вы, кажется, готовы были бы умереть от чувства ревности. Бог же называет Себя Богом ревнителем; не владеет ли что-либо, кроме Бога, сердцем вашим, и это охлаждение вашей любви к Богу не оскорбляет ли Его? Занесите и этот грех в начатый вами список.
НЕРАДЕНИЕ В ЧТЕНИИ БИБЛИИ. Отметьте случаи, когда быть может в течение недель Слово Божие не составляло радости вашего сердца. Многие перечитывают целые главы, не задумываясь над их содержанием. Если это так, ничего нет удивительного, что душа так пуста, а ваша жизнь так бесцельна, и что вся ваша духовная жизнь ваша является лишь жалким отрепьем, в котором стыдно предстать пред Богом.
НЕВЕРИЕ. Случаи, когда вы своим неверием в обетования и определения Божьи делали Бога лжецом. Он обещал «дать Духа Святого, просящим у Него». Поверили ли вы этому? Ожидаете ли вы в этом отношении ответа от Него? Молясь о даровании вам Духа Святого, не говорите ли вы тайно в сердце своем: «Не верю, что получу Его»? Не веруя и не ожидая получения благословения Божьего, Им обещанного, вы как бы обвиняете Бога во лжи.
НЕРАДЕНИЕ В МОЛИТВЕ. Сколько раз вы упускали случаи молитвы в семье, молитвы общественной или же молились так, что молитва ваша являлась не меньшим оскорблением Бога, чем полное отсутствие молитвы. Отметьте и этот грех в вашем списке.
НЕБРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СРЕДСТВАМ БЛАГОДАТИ. Вы пренебрегали возможностью присутствовать на церковных собраниях, не использовали дарованных вам средств для спасения грешников, небрежно
относились к другим своим духовным обязанностям.
НЕБРЕЖНОСТЬ, с которой вы отнеслись к исполнению этих обязанностей: недостаток чувства благоговения, отсутствие веры, светское настроение ума, благодаря чему слова ваши являлись лишь пустыми звуками, неспособными вызвать благоволение Божье. Вы становились на колени, вы молились, но эти молитвы были настолько непрочувствованные и беспечные, что через пять минут по окончании их вы уже не могли припомнить их содержание. Запишите все такие случаи в список.
НЕДОСТАТОК ЛЮБВИ К ДУШАМ БЛИЖНИХ. Оглянитесь на друзей и родственников, вас окружающих, и вспомните, как мало внимания вы оказали им. Видя их, идущими широким путем погибели, вы, однако, оставались спокойными свидетелями ожидающей их опасности. Сколько дней пропустили вы без горячей молитвы о плачевном состоянии их душ? Как чуждо вам пламенное желание спасти эти души и привести их ко Христу! Возьмитесь за карандаш и список.
НЕВЕРНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СЕМЕЙНЫМ ОБЯЗАННОСТЯМ. Как обходились вы с вашими близкими? Много ли вы молились? Какой пример подавали вы им? В чем выражалось ваше неустанное стремление оказать им добро? Какую из обязанностей относительно их вы всегда исполняли? Внесите в ваш список случаи вашего нехристианского поведения в семье.
НЕОСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ в вашей собственной жизни. Запишите все случаи, когда вы небрежно относились к вашим частным обязанностям, не прилагали сердца к выполнению порученного вам дела, когда вы не следили за собою, грешили поступками и словами пред лицом людей «мира сего», церкви и Бога.
НЕДОСТАТОК ВНИМАТЕЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К БРАТЬЯМ ВАШИМ. Как часто нарушали вы свое решение заботиться о них в Господе? Как мало вы знаете о состоянии их душ, как мало печетесь о них! Тем не менее, это ваша священная обязанность! Какова цель вашего знакомства с духовным состоянием каждого из них? Вспомните ваше нерадивое отношение к ним и всякое с вашей стороны невнимание к ним и занесите в общий список ваших грехов. Сколько раз замечали вы охлаждение к духовным интересам в братьях ваших и не высказали им этого! Вы видели, как они уклонялись от исполнения той или иной обязанности и, тем не менее, вы не поспешили обратиться к ним с братским увещеванием. Вы видели, что они впали в грех и все-таки предоставляли их самим себе. И вы воображаете, что любите их? Могли ли бы вы оставаться равнодушными и спокойными, видя, что ваша жена или ваш ребенок подвергаются опасности или близки к погибели? Нет, это немыслимо! Как же после этого вы решитесь утверждать, что вы любите Христа, видя этих людей идущими в погибель и не пытаетесь остановить их? Занесите и это в список.
НЕДОСТАТОК САМООТРЕЧЕНИЯ. Много есть людей, готовых служить религиозным целям, не влекущим за собою подвига самоотречения. Но лишь только потребуется малейшая жертва с их стороны, тотчас их рвение ослабевает. Делая лишь то, что не приносит им никакого ущерба, они думают, что делают для Бога все, что следует, но они не способны лишиться малейшего удобства ради служения Господу. Они не согласны нести на себе поношение Христово, не хотят ради сплочения людей отказаться от роскоши в своей жизни. Далекие от понимания, что только самоотверженность делает нас христовыми учениками, они не имеют и понятия, что значит «отвергнуть себя». Ради Христа и Его Евангелия они никогда не отказывались от своих прав, не жертвовали своим временем и удобствами. Подобные люди идут путем духовной смерти. Иные дают «от избытка» и дают много, осуждая людей, не дающих больше. На самом деле они ничего не дают «от скудости своей». Они дают лишь то, что им самим не нужно, и бедная женщина, уделяющая несколько копеек в месяц на дело Божье, поступает самоотверженнее этих людей, не знающих, что значит отказать себе в чем-либо ради другого. Впишите в список грехов ваших все случаи, когда вы поскупились, давая на дело Божье, и отказали нуждающимся.
Перейдем теперь к ГРЕХАМ СОЗНАТЕЛЬНЫМ:
ВЛАСТЬ ЖИТЕЙСКИХ ИНТЕРЕСОВ. Как вы относитесь к своим материальным благам? Смотрели ли вы на них, как на вашу личную собственность, которой вы можете вполне располагать по своему усмотрению? Если это так, отметьте и этот грех в вашем списке. Если вы приложились сердцем к вашей собственности, любите ее, как средство для удовлетворения своих похотей и тщеславия, для служения духу мира сего, для приращения богатства, то знайте, что вы согрешили и должны покаяться в своем грехе. Если вы, как раб, стараетесь «служить Богу и мамоне» — вы во власти дяьвола, и нуждаетесь в Божественном освобождении.
ГОРДОСТЬ. Припомните все случаи, когда вы поощряли в себе чувство гордости. Тщеславие представляет собой один из ее видов. Как часто вы подмечали в себе гордость, делая наряды и наружность предметом своего тщеславия! Как часто, собираясь идти на богослужение, вы тратили много времени и труда, заботясь о своей внешности, вместо того, чтобы стараться проникнуться благоговением к Богу! Идя в дом Божий, вы заботились о том впечатлении, которое вы произведете на человека, а не о состоянии вашей души, которая предстанет пред лицом Бога. Таким образом, вы старались вызвать поклонение людей к себе, а не готовились поклоняться Богу. Этим вы нарушили благоговейное поклонение других. Своей пышной внешностью вы отвлекли молящихся от Бога. Напрасно вы стараетесь уверять всех, что не придаете ни малейшего значения тому впечатлению, которое вы производите на окружающих. Будьте искренни: положа руку на сердце, скажите, думали ли вы о вашем блеске, если б вам приходилось иметь дело со слепым?
ЗАВИСТЬ. Разберите случаи, где вы завидовали тем, которые по вашему мнению, стояли выше вас? Или, быть может, вы питали чувство зависти к людям, более, чем вы, даровитым и полезным? Под влиянием зависти, с болью в сердце слушали вы расточаемые им похвалы. Вам отраднее было припоминать их ошибки, чем их добродетели, следить за их падением, чем за их успехом. Принесите и в этом свое покаяние Богу.
ДУХ ОСУЖДЕНИЯ. Сюда относятся случаи, когда вы были ожесточены, отзывались о своих близких без всякого снисхождения, без малейшего проблеска любви, которая учит все покрывать. Сколько раз осудили вы брата? Вспомните эти случаи и занесите их в список.
КЛЕВЕТА. Случаи, когда без нужды и малейшего основания вы за глаза злословите ближних, выискивая их действительные или мнимые ошибки, называются клеветою. Можно клеветать и не прибегая ко лжи. Говорить правду с намерением запачкать доброе имя человека — значит оклеветать ближнего. Повинны ли вы в этом? Запишите!
ЛЕГКОМЫСЛИЕ. Сколько раз поступали вы легкомысленно в присутствии Божьем, тогда как не дерзнули бы веста себя таким образом в присутствии земного царя? Сколько легкомысленных слов, фраз, шуток и поступков допустили и еще допустите вы в своей повседневной жизни?
ЛОЖЬ. Составьте себе ясное представление о том, что такое ложь. Всякая преднамеренная попытка ввести кого либо в заблуждение является ложью. Если вы желаете произвести своими словами впечатление, противоречащее правде, вы лжете. Отметьте в вашем списке все случаи, приходящие вам на память. Не приукрашивайте их какими-либо другими именами. Бог называет это ложью и уличает вас во лжи; поэтому вы лучше согласитесь с Богом и сами обвините себя. Сколько фальши встречается также в ваших обыденных ежедневных занятиях, взглядах, действиях, направленных на то, чтобы произвести на окружающих впечатление, не согласное с истиной! Покайтесь и в этом грехе.
ОБМАН. Припомните случаи, когда, имея дело с каким-либо человеком, вы поступили по отношению к нему так, как вы не хотели бы, чтоб поступили с вами. Это обман. Бог дал нам правило: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы ними». Не соблюдая этого Божьего правила, вы делаетесь обманщиками. Вдумайтесь: Бог не говорит, чтобы вы поступали с людьми так, как следует поступать с вами, но Он говорит: «Как вы хотите, чтобы с вами поступали люди».
ЛИЦЕМЕРИЕ. Коснемся прежде всего лицемерия ваших молитв и исповедания грехов перед Богом. Вспомните, как часто вы молились о вещах, получения которых, в сущности, не желали, а поэтому, окончив молитву, вы сразу же забывали о том, чего просили. Сколько раз вы каялись в грехах, отказаться от которых вы не решались и не имели серьезного желания освободиться от них.
ОБКРАДЫВАНИЕ БОГА. Случаи, когда вы тратите свое время, не дорожите временем, данным вам Богом для служения Ему и спасения души вашей, проводя в пустых разговорах, чтении романов и праздности; случаи, когда вы употребляете на пустое талант и способности вашего ума, когда вы расточаете деньги для удовлетворения ненужных прихотей, для приобретения бессмысленных вещей, не могущих дать вам ни радости, ни здоровья. Нельзя представить себе чтобы человек, стоящий в рядах христиан, мог предаться пагубным страстям, прожигать жизнь, принадлежащую Бог}'.
ДУРНОЙ НРАВ. Быть может, вы оскорбили свою жену, своих детей, своих близких, соседей? Прибавьте и это к вашему списку.
УДЕРЖАНИЕ ДРУГИХ ОТ ПРИНЕСЕНИЯ ПОЛЬЗЫ. Может быть, вы ослабили их добрые порывы, расстроили человеколюбивые планы, разладили их своим сомнением и язвительной насмешкой? Этим самым вы лишили Бога не только пользования вашими способностями, но вы простерли свою разрушающую руку на таланты других! Только злой раб, оставаясь сам праздным, мешает приносить пользу и другим. Это мы делаем, отнимая подчас без всякого смысла время других, или же подрывая к кому-либо доверие окружающих. Действуя таким образом, мы работаем на руку сатане и становимся повинными не только в своей непростительной праздности, но еще и отвлекаем от полезной работы других.
Принимаетесь сейчас же за исправление ваших ошибок.
Приступите к этому теперь! Не откладывайте этого на потом. Исповедуйте грехи, совершенные против Бога. Сделайте это без опасения послужить соблазном для других. Чтобы «распахать новину сердца своего», вам придется удалить всякое препятствие, встречающееся вам на пути. Может случиться, что, укрывая грехи, по вашему мнению совершенно незначительные и пустые, вы напрасно будете стараться привести себя в нормальное духовное состояние и будете удивляться, почему вам это не удается. Причина этому одна: гордый плотский ум ваш не осудил того, что по Божьему требованию следовало исповедывать и исправить. Распахивайте все уголки поля вашего, дабы вся земля сделалась рыхлой и мягкой.
Воспроизведя в вашей памяти всю историю вашего прошлого, исследуйте еще раз свое сердце — может быть, это вызовет в вашей памяти еще и другие ошибки прошлого.
И в третий раз сделайте то же; и вы увидите, как легко будут вспоминаться все новые и новые грехи — рядом с теми, которые вы обнаружили раньше. Пока вы не решитесь поднять в памяти все ваши грехи и не рассмотрите их один за другим, вы не сможете доставить себе ясного представления о бесчисленном множестве ваших прегрешений. Припоминайте же их так же тщательно, добросовестно и серьезно, как если б вы готовились к предстоящему дню страшного суда.
Внимательно просмотрев список осознанных вами грехов, решитесь всецело обновить ваше внутреннее духовное состояние. Когда только вы подметите что-либо греховное в своем сердце, решайтесь с помощью Божьей немедленно распрощаться с ним.
Если и после этого вы еще не достигнете просветления вашего ума, вглядитесь в себя внимательно, и вы непременно откроете причину, по которой Дух Святой отошел от вас. Вы недостаточно добросовестно и искренно принялись за испытание вашего сердца. Сделайте же еще усилие и, отбросив свое неверие, не полагаясь на разум свой, с Библией в руках испытайте опять и опять свое сердце, пока вы не получите способность чувствовать. Для того, чтобы «распахать новину сердца вашего» не ждите чуда от Бога. Необходимо сделать это средствами, данными в ваши руки. Проникайтесь все глубже и глубже сознанием ваших грехов. Невозможно долго и проникновенно рассматривать свои грехи, видеть всю неприглядность их и оставаться равнодушными. Глубокое духовное чувство непременно охватит вашу душу.
Принимайтесь же немедленно за дело: воодушевитесь твердым намерением — НЕ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА ВЫ НЕ ОЩУТИТЕ В СЕБЕ ДУХА МОЛИТВЫ. Дух Святой не может пребывать в вас, пока вы не обнаружите всей тайны вашего нечестия перед Богом и не принесете Ему исповедания грехов ваших. Глубокое раскаяние, чистосердечное сознание, сокрушение сердца вашего приведут вашу душу в молитвенное настроение. Причина, почему так мало христиан, исполненных духа молитвы покаяния, заключается в том, что они никогда не утруждали себя должным образом испытать свое сердце, никогда не осознавали всей тяжести своей вины пред Богом, своей вечной гибели, а потому никогда и не познали, что значит иметь «сердце сокрушенное», о котором сказано: *Сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже!» (Псалом 50).