«Все вы, которые возжигаете огонь, вооруженные зажигательными стрелами, идите в пламень огня вашего и стрел раскалённых вами! Это будет вам от руки Моей: в мучении умрёте» (Исайя 50:11).
Этот стих обращён к религиозным людям, утешающим себя мыслью о спасении. Однако, на самом деле, надежда их есть ни что иное, как разжигаемое ими воображение. Прежде, чем приступить к обсуждению истинного и ложного обращения, необходимо заметить, что разговор наш пойдет на пользу лишь тем, кто честно и без предубеждений посмотрит на себя. Представьте, что вы стоите сейчас перед Богом, и тогда вам легче будет понять, каким Он видит вас. Если вы находитесь в заблуждении, я надеюсь, что эта проповедь поможет вам нащупать тропинку, ведущую к истинному спасению. Будьте же честны перед собой, иначе слова мои пройдут мимо вас, не затронув души. В этой проповеди я предлагаю вам разобраться в разнице между истинным и ложным обращением следующим образом:
1. Покажем, что естественным состоянием человека является эгоизм.
2. Отметим, что христианин по природе своей благ, то есть предпочитает счастье окружающих своему благополучию.
3. Увидим, что новое рождение в Иисусе Христе заключается в переходе от эгоизма к благости.
4. Поговорим о некоторых аспектах жизни, в которых истинные христиане и заблуждающиеся люди схожи и в чем они отличаются.
5. Ответим на некоторые вопросы.
6. Подведем итоги.
1. Естественное состояние человека до обращения к Богу — чистый, без всяких примесей эгоизм.
Эгоизм — это преследование собственных удовольствий и радостей, искание во всём выгоды лишь для себя. Эгоист ставит собственные удовольствия выше всего, что имеет несравненно большую ценность: выше Божьей славы и выше пользы для людей. Очевидно, что все люди до обращения к Богу пребывают в таком состоянии. Почти все общаются друг с другом по принципам эгоизма. Если человек не замечает этого и пытается вести себя по-другому, он может заработать себе репутацию человека очень наивного, если не глупого.
2. Одной из отличительных особенностей христианина является любовь к благости.
Благость — это желание и удовольствие видеть радость других, или предпочтение счастья других. Таково состояние Божьего ума. Библия говорит, что Бог есть Любовь, это значит, что Он благ. Благость определяет характер Бога, все Его качества являются проявлением благости. Каждый, обратившийся к Нему, похож в этом на Бога. Я не хочу сказать, что никто по-настоящему не обратился к Богу до тех пор, пока он не так совершенно и абсолютно благ. Я хочу сказать, что в каждом обращении преобладает прежде всего благость. Обращенный к Богу человек начинает искренне стараться делать добро ради самого добра, а не потому, что в итоге он ожидает получить какое-то удовольствие или награду. Бог полностью и бескорыстно благ. Он делает людей счастливыми не для увеличения и обогащения собственного счастья, а делает Он это потому, что любит само счастье. Бог радуется, благословляя людей, а доставление радости Самому Себе не является Его целью. Бескорыстный человек находит радость в делании добра. Если бы Он не любил делать добро, такое занятие потеряло бы для Него всякий смысл. Благость — это святость, это — требование закона «Возлюби ближнего своего, как самого себя» (Матф. 22:37,39). Справедливо, что обращенный человек повинуется закону Бога, настолько же справедливо, что такой человек в своей благости уподобляется Богу.
3. Истинное обращение превращает эгоизм человека в желание и удовольствие предпочитать счастье других.
Истинное обращение — это изменение цели, а не просто изменение способов достижения этой цели. Ошибочно утверждать, что обращенный и необращённый имеют одну цель и различаются лишь в способах её достижения. Это похоже на сравнение ангела Гавриила и дьявола: оба стремятся к достижению счастья, но разница в том, что идут они к нему разными путями. Гавриил повинуется Богу не ради достижения собственного счастья. Человек может изменить методы, но цель его останется прежней — достижение собственного счастья. Он может не верить в Иисуса Христа или существование вечности, тем не менее, он может заметить, что делание добра приносит ему успех и неоспоримые преимущества (временные, однако). Предположим, что такой человек, наконец, осознал реальность вечности и принял религию в качестве пути для достижения личного счастья и благополучия. Но всякому должно быть известно, что и это занятие тщетно, ибо не служение Богу приносит человеку благословение и радость, а причины, побудившие его служить Богу в первую очередь — вот, что важно. Истинно обращённый выбирает Божью славу и благословение Его Царства, потому что видит в них благо большее, нежели его собственное счастье. Такой выбор делается не по причине полного безразличия к своей судьбе и своему благополучию, а является результатом осознания важности Божьей славы и оказания ей предпочтения. Такой человек рассматривает счастье каждого индивидуума с позиции его (счастья) значения и важности в жизни человека (насколько он способен оценить его значение) и выбирает величайшее благо своей наивысшей целью.
4. Некоторые аспекты жизни, в которых истинные христиане и заблуждающиеся люди могут быть схожи и различны.
1. Они могут соглашаться в истинности и преимуществах морального образа жизни.
Разница же в мотивах. Истинный христианин ведёт моральный образ жизни из любви к святости и совершенству, обманывающийся человек — из эгоистических побуждений. Он использует моральное поведение для достижения своих целей и личного счастья.
2. Те и другие могут подолгу молиться: так, по крайней мере, выглядит со стороны.
Разница в их мотивах. Истинный христианин ожидает также от молитвы положительных результатов, но не это побуждает его молиться. Заблуждающийся человек молится лишь по этой причине.
3. Они могут проявлять одинаковое рвение в служении Богу.
Один проявляет большое усердие, основанное на знании и желании служить Господу на благо Его. Другой же выказывает не меньшее усердие, направленное, однако, на заверение своего собственного спасения и из страха попасть в ад, потому что он недостаточно трудится на ниве Божьей. Иногда такой человек служит Богу лишь для того, чтобы заглушить голос совести, и совсем не потому, что он любит Господа.
4. И тот и другой могут любить Закон Бога.
Истинный христианин — потому что Закон справедлив, праведен и свят. Заблуждающийся человек полагает, что следование Закону Бога принесет ему счастье и благополучие.
5. И тот, и другой могут соглашаться с существованием наказания за нарушение Закона.
Истинный христианин согласен с этим, так как знает и уверен, что за нарушение Закона он справедливо заслуживает ад. Заблуждающийся человек испытывает уважение к Закону, поскольку знает, что Закон справедлив, однако считает, что он вне опасности и, что последствия нарушения Закона на него не распространяются.
6. И тот, и другой могут быть самоотречёнными людьми.
Самоотречение не является отличительным признаком истинного христианина. Вспомните жертвенность и самоотречение мусульман, отправляющихся на паломничество в Мекку, или суровую дисциплину и самоотречение последователей многочисленных культов и восточных религий. Истинный христианин отрекается от тех или иных вещей ради других, ради принесения пользы и добра другим. Его самоотречение не основано на удовлетворении своих нужд или своих интересов. Заблуждающийся человек может идти в своём самопожертвовании и самоотречении далеко, но делает он это из чисто эгоистических побуждений.
7. И тот, и другой могут быть готовы принять мученичество.
Прочитайте жития мучеников и в некоторых из них вы непременно найдёте примеры людей, стремящихся к мученичеству и преследующих ложную идею получения награды за пережитые страдания. Многие желали самоуничтожения и смерти, ибо верили, что именно этот путь приведёт их в вечную жизнь.
8. И тот и другой могут быть одинаково справедливы.
Истинный христианин стремится к справедливости, потому что любит её. Заблуждающийся человек знает, что не обретет спасение, поступая несправедливо. Он может честно исполнять свои обязанности на работе, но при более высоких мотивах он теряет награду от Бога.
9. И тот, и другой могут стремиться к одним целям:
а) И тот, и другой могут стремиться быть полезными.
Истинный христианин желает приносить пользу ради неё самой; заблуждающийся использует этот путь в качестве ещё одного способа заслужить благосклонность Бога.
б) И тот, и другой могут стремиться к обращению людей.
Истинный христианин желает такого обращения, так как знает, что это прославляет Бога. Заблуждающийся человек стремится таким образом завоевать благосклонность Бога, расположить Его к себе. Он руководствуется в этом случае теми же побуждениями, что и при пожертвовании денег. Известно, что некоторые люди жертвуют деньги библейскому или миссионерскому обществу ради получения похвалы от окружающих или «привлечения» Бога на свою сторону. Такие же принципы применяются заблуждающимся человеком при стремлении обратить людей ко Христу.
в) И тот, и другой могут желать прославления Бога.
Истинный христианин — потому что искренне радуется всякий раз, когда прославляется имя Бога; заблуждающийся человек, потому что принимает прославление Бога за путь к спасению. Истинный христианин настраивает своё сердце на прославлении Бога ради Него Самого. Другой же прославляет Бога в надежде получить от этого пользу.
г) И тот, и другой стремятся к раскаянию.
Истинный христианин отвергает грех, ибо грех ранит Бога и бесчестит Его Имя, именно поэтому истинный христианин стремится раскаяться в совершённом грехе. Заблуждающийся человек раскаивается в грехах, потому что знает: не сделав этого, он будет осуждён.
д) И тот, и другой могут хотеть повиноваться Богу.
Истинный христианин повинуется Богу, чтобы стать более похожим на Христа. Заблуждающийся человек повинуется Богу, желая обрести награды повиновения.
10. И тот, и другой могут любить одно и то же:
а) И тот, и другой могут любить Библию.
Истинный христианин находит в ней радость своей душе. Заблуждающийся человек любит Библию, потому что, по его мнению, это является большим преимуществом, он рассматривает Библию в качестве плана исполнения своих надежд.
б) И тот, и другой могут любить Бога.
Один видит Бога и пути Его прекрасными и чудными и любит Его ради Него Самого. Другой же полагает, что Бог — это его лучший друг, который принесёт ему вечное счастье, такой человек связывает
идею Бога со своими личными интересами.
в) И тот, и другой могут любить Христа.
Истинный христианин любит Его Самого, Его личность, качества, характер; заблуждающийся человек считает, что Христос избавит его от ада и подарит ему вечную жизнь... Так почему бы и не любить Его?
г) И тот, и другой могут любить христиан.
Один видит в них образ Христа и радуется духовному общению с ними. Другой же любит христиан, поскольку они ходят в ту же церковь, что и он, или просто потому, что они — на его стороне. Он также любит поговорить о своей заинтересованности в христианстве и о надежде попасть на Небо.
д) И тот, и другой могут посещать религиозные собрания.
Истинный христианин — потому что сердце его наполняется радостью от молитвы прославления Бога и поклонения Ему; заблуждающийся человек полагает, что религиозные собрания — это подобающее место для укрепления и усиления своих чаяний и надежд.
е) И тот, и другой могут находить удовольствие в уединённой молитве. Истинный христианин в такой молитве приближается к Богу и находит радость в общении с Ним. Заблуждающийся человек находит в молитве удовлетворение фарисейского, лицемерного рода, ибо воспринимает такую молитву как обязанность.
ж) И тот, и другой могут противостоять грешникам.
Противостояние истинного христианина — противостояние любви. Он понимает, что поведение и характер грешника используется для разрушения Царства Божьего. Заблуждающийся человек противостоит грешнику лишь от того, что грешник противоречит его религии и находится по другую сторону барьера.
Во всех вышеперечисленных случаях мотивы двух сторон совершенно противоположны: в основе их различий лежит цель, которую они выбирают, а затем преследуют. Один выбирает своей целью интересы Бога, другой — свои собственные интересы.
5. Ответы на некоторые, часто встречающиеся вопросы.
1. Если две вышеуказанные группы людей во многом так схожи, возможно ли точно и верно определить свой характер, или: к какой из этих двух групп принадлежим мы?
Мы знаем, что сердце человеческое «крайне испорченно» (Иеремия 17:9), как же определить, любим ли мы Бога, святость и праведность, бескорыстно или мы просто ищем Божьей благосклонности и обращаемся к Небу в надежде получить какие-то привилегии и выгоды? Если человек истинно благ, результаты такого состояния души проявляются в каждодневной жизни. Если наши отношения с окружающими основаны на эгоистичных побуждениях и мотивах, таковыми будут и наши отношения с Богом: «... не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит?» (1 Иоанна 4:20). Быть христианином — значит не только любить Бога, это значит также любить и людей. И если в повседневной жизни мы движимы эгоизмом — помыслы и сердца наши не обращены к Богу. В противном случае, возможно ли было бы называться христианином, не имея любви к ближнему. Если же сердца наши очищены от эгоизма, если мы не себялюбивы, то исполнение духовных обязанностей не будет казаться нам неприятной и непосильной ношей. Есть люди, исполняющие указания и заповеди Бога с видом больного человека, вынужденного принимать горькое лекарство: ему хочется выздороветь и снова почувствовать себя хорошо, и он знает, что невыполнение предписаний врача может привести к ухудшению его состояния и, более того: он может умереть. Но, если бы его жизнь не зависела от этих предписаний, он никогда бы и не подумал следовать им. Если человек эгоистичен, радость жизни для него будет, главным образом, зависеть от степени надежды попасть на небо. Когда человек уверен в том, что в конце пути его ожидает небо, жизнь христианина будет для него легкой и приятной. Радость происходит от надежды, а не от любви к предмету надежд. Я не хочу сказать, что истинный христианин не отдаётся размышлениям о собственных надеждах и упованиях, мысли его заняты другими предметами, имеющими несравненно большую ценность и смысл. Если человек эгоистичен, вся радость его жизни будет, главным образом, основана на предвкушениях и ожиданиях. Истинный христианин получает от Бога радость, мир и покой в этой жизни не время от времени, а постоянно, его душа несёт в себе начало рая. Ему не нужно дожидаться смерти, чтобы испытать радость вечной жизни, его радость соответствует не надеждам, а праведности и святости. Заблуждающийся человек ставит перед собой задачу повиноваться Богу, в то время как истинный христианин предпочитает повиноваться. Это различие имеет несомненное различие, и я боюсь, что многие не осознают существования такового различия. Истинный христианин, на самом деле, предпочитает и сердцем своим избирает путь повиновения Богу, именно поэтому повиновение и послушание не представляются ему тяжким бременем. Заблуждающийся человек заставляет себя быть праведным, прикладывая для этого много усилий, так как знает, что это — единственный путь к счастью. Истинный христианин избирает праведность и святость ради них самих, именно поэтому он праведен и свят. Истинный христианин и человек заблуждающийся различаются также в своей вере. Истинный христианин уверен в характере и личности Бога, что ведет его к полному и искреннему подчинению Божьей воле. Истинная уверенность в обетованиях Господа зависит от веры в характер и личность Бога. Существует лишь два условия, на которых человек может подчиниться власти Бога или другого человека: страх и доверие. Любое подчинение основано на одном из этих двух принципов. В одном случае человек подчиняется и повинуется в надежде на награду или в страхе перед наказанием, в другом — подчинение и повиновение основаны на уверенности в правящего, правление которого основано на любви. Один ребёнок слушается родителей, потому что любит их и доверяет им. Другой делает вид, что слушается — из страха перед наказанием и в надежде на поощрение. Истинный христианин обладает верой или уверенностью в Бога, которая основана на любви и ведёт его к послушанию. Так повинуются верой. Заблуждающийся человек верит отчасти и повинуется тоже лишь отчасти. Дьявол, кстати, тоже верит отчасти: верит и трепещет. Можно поверить в то, что Христос пришёл спасти грешников, и на этом основании подчиниться Ему, чтобы самому приобрести спасение. Однако, такой человек не полностью подчиняется Богу или передаёт Ему управление своею жизнью. Его подчинение основано на условии: приобретение спасения. Никогда такой человек не будет побуждаем безграничной уверенностью в характере и личности Бога, никогда не сможет он из глубины сердца сказать: «Да будет воля Твоя». Его религия — религия закона. Другой же имеет веру новозаветную, веру Евангелия — Благой Вести. Один — эгоистичен и самолюбив, другой благ. Именно здесь проходит линия раздела. Вера одного лицемерна и напыщенна. Вера другого, искренняя и истинная, берёт своё начало в сердце, праведном и святом в глазах Бога, и потому принимается Им. Если человек эгоистичен, радоваться обращению грешников он будет лишь в одном случаи: когда он сам принимает непосредственное участие в этом обращении. Такой человек будет удовлетворён и рад лишь отчасти, наблюдая, как люди приходят ко Христу не с его помощью, а с помощью других. Он радуется своим успехам и активности в деле обращения грешников, полагая, что за это его ожидает большая и особенная награда, завидуя, однако, успеху других. Истинный христианин искренне радуется успехам других, и душа его торжествует, когда человек приходит ко Христу, с его участием или без.
2. «Разве я не должен заботиться о своей судьбе?»
Нет ничего плохого в переживаниях о своём счастье,
всё зависит от того, какое значение придаётся ему. Сравните своё счастье со славой Божьей и бесконечностью вселенной, а затем подумайте об истинном значении и настоящей стоимостью своего счастья. Таким образом и поступает Бог. Вот почему Он заповедал всем нам любить ближнего своего, как самого себя. Самое интересное, что чем меньше мы озабочены своим счастьем, тем счастливее мы становимся. Истинное счастье состоит из неэгоистичных, несебялюбивых, жертвенных поступков. Совершая добро ради самого добра, человек счастлив прямо пропорционально сделанному добру. Если же мы делаем добро, чтобы застраховать собственное счастье, ничего стоящего из этого не получится. Мы уподобимся ребёнку, преследующему собственную тень: догнать её невозможно, она всегда будет впереди.
3 «Разве Христос не принимал в расчёт радость, ожидающую Его?»
Христос действительно претерпел страдания и позор смерти на кресте, зная о существующей радости, ожидающей Его. Но какова была эта радость? Не Его собственное спасение, не Его личное счастье, но величайшее добро и величайшее благо, совершаемое Им для спасения мира, были Его целью. Вот такая радость ожидала Его... и вот таким образом Он обрёл её.
4. «Разве Моисей не ожидал награды?»
Да. Но, принесла ли эта награда выгоду лично ему? Далеко не так. Наградой его стало спасение израильского народа. Был момент, когда Бог предложил Моисею произвести великий народ от него, уничтожив Израиль. Если бы Моисей думал только о себе и о своём будущем, он бы непременно сказал: «Да, Господи. Да будет так, как Ты сказал». Что же ответил Моисей? Ни на минуту не пришла ему в голову мысль подвергнуть уничтожению свой народ, ибо сердце его было настроено на спасение людей. Так что же сказал Моисей Богу? Прости им грех их. А если нет, то изгладь меня из книги Твоей, в которую Ты вписал меня» (Исход 32:32). Разве это ответ эгоиста?
5. «Разве Библия не говорит, что мы любим Бога, потому что Он прежде возлюбил нас?»
Стих «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас> (1 Иоанна 4:19) можно рассматривать со следующих позиций:
а) Его любовь к нам предоставила нам возможность любить Его.
б) Мы любим Его за любовь и благость, проявленную к нам.
Вторая трактовка библейского стиха явно некорректна, так как в Нагорной проповеди Христос ясно определяет: «И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают> (Лука 6:32). Если мы любим Бога не за Его качества, характер и личность, а за Его хорошее к нам отношение, мы ничем не отличаемся от необращённых.
6. «Разве Библия не определяет счастье как награду за добродетель и праведность?»
Библия определяет счастье как причину добродетельного поведения.
7. «Почему Библия часто обращается к надеждам и упованиям, страхам и болезни людей, если переживание людей о своём счастье не является верным мотивом действий?»
Естественно, что человек испытывает страх перед всем, что может принести ему вред, и нет ничего дурного в желании избегать подобных предметов и действий. Мы можем заботиться о собственном счастье, но только в соответствии со степенью его ценности. Кроме того, человек настолько ослеплён грехом, что Богу не так уж легко привлечь его внимание к Своему характеру, качествам, личности и причинам, побуждающим людей любить Бога, отсюда обращение к страхам и надеждам человека. Однако, после обращения и пробуждения к новой жизни, Бог открывает людям Евангелие — Благую Весть. После того, как проповедник расскажет о Божьем гневе и суде, чтобы разбудить и расшевелить слушателей, он должен раскрыть перед ними характер и личность Бога, чтобы обратить их сердца к любви, чтобы научились они любить Бога за Его праведность, святость и совершенство.
8. «Разве Евангелие не предлагает прощение в качестве мотива для смирения и повиновения?»
Если под этим вопросом подразумевать то, что грешник раскаивается при условии прощения, то я должен внести ясность и сказать, что Библия ничего подобного не имеет в виду. Нигде Библия не даёт право грешнику заявить: «Я покаюсь, если Ты простишь», нигде Слово Божье не предлагает прощение в качестве мотива покаяния.
6. В заключении.
1. Встречаются люди, с большим рвением относящиеся к обращению грешников, нежели чем к освящению Церкви и прославлению Бога через жизнь и поступки Его народа.
Многие стремятся видеть спасение всё большего и большего числа людей, но стремятся они к этому не потому, что жизнь неспасённых людей и их поведение ранят Бога, а потому, что им жаль таких людей, и они совсем не желают видеть их в аду. Истинные христиане отвергают грех, так как он бесчестит Бога. Но гораздо большее переживание им доставляют грехи христиан, бесчестящие Бога намного сильнее. Кажется, что некоторые люди особенно не переживают об общем духовном состоянии церкви, если налицо успехи евангелизационного служения. По их мнению, «успешная» евангелизационная работа определяет и означает «успешную» церковь. Это лишний раз доказывает, что движет такими людьми не чистая любовь к Богу, праведности и святости, а чувства и эмоции.
2. Учитывая вышесказанное, становится ясным, почему так много христиан расходятся в понимании Евангелия. Некоторые рассматривают Евангелие в качестве ещё одного полезного изобретения для человечества, где Бог намного мягче Того, Которого мы встречаем в Ветхом Завете. Такие люди считают, что возможно жить как приходится и как хочется, в один прекрасный день появится Евангелие, всё устроит наилучшим образом и принесёт им спасение. Другие же принимают Евангелие в качестве постановления Бога, в их понимании целью Евангелия является уничтожение греха и проповедь праведности и святости. Таким образом, Евангелие отнюдь не предлагает им быть менее праведными и святыми по сравнению с ветхозаветным законом, вся ценность Евангелия заключается в его силе и способности сделать их праведными и святыми.
«Испытывайте же самих себя, в вере ли вы? Самих себя исследуйте. Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не являетесь тем, кем быть должны» (2 Коринфянам. 13:5)·