“Я распят со Христом” (Гал. 2:19)[1]
В современном переводе Библии это место звучит так. “Я был распят со Христом”[2]. В этой связи давайте прочтем историю человека, буквально распятого со Христом. Мы можем рассматривать весь труд, совершенный Христом во плоти на земле, как прообраз Его духовного труда. Обратимся к истории раскаявшегося разбойника (Лк. 23:39-43), ибо я думаю, мы можем научиться от него, как жить людям, распятым со Христом. Павел говорит: “Я был распят со Христом”. И снова: “А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира”[3]. Мы нередко настоятельно спрашиваем: “Как мне освободиться от жизни своего “я”? Ответ таков: “Прими другую жизнь”. Мы часто говорим о силе Святого Духа, сходящей на нас, но я сомневаюсь, вполне ли мы сознаем, что Святой Дух - это небесная жизнь, явившаяся, чтобы изгнать эгоистичную, плотскую, земную жизнь. Если мы на самом деле хотим всецело наслаждаться тем покоем, который дает Иисус, то должны знать, что можем иметь его лишь тогда, когда Он входит в силе Своей смерти, чтобы умертвить в нас все, что от природы, чтобы владеть нами и жить в нас Своей жизнью в полноте Святого Духа. Слово Божие отправляет нас на крест и учит двум вещам: оно говорит нам, что Христос умер за грех. Мы понимаем, что это означает: как Искупитель Он умер так, как я никогда не умру, никогда не смогу умереть, и как мне никогда не понадобится умирать. Он умер за грех. И за меня. Что же дало Его смерти такую искупительную силу? То, в каком духе Он умер, не физическое страдание, не сам факт смерти, но дух, в котором Он умер. Что же это за дух? Иисус умер для греха. Грех искушал его, теснил Его, и Он был очень близок к тому, чтобы сказать: “Я не в силах умереть”. В Гефсимании Он возопил: “Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия!” Но хвала Богу, Иисус предпочел отдать Свою жизнь, но не уступить греху. Он умер для греха и Своею смертью Он победил.
Я не могу умереть за грех, подобно Христу, но я могу и должен, подобно Ему, умереть для греха. Христос умер за меня. И в этом Он стоит один. Христос умер для греха, и в этом я соединен с Ним. Я был распят, я мертв.
И здесь возникает важная тема, к которой я хочу подвести вас: что такое быть умершим со Христом, и как я могу практически войти в эту смерть со Христом. Мы знаем, что важной отличительной чертой Христа является Его смерть. От вечности Он пришел с заповедью от Отца, чтобы Ему положить Свою жизнь на земле. И Он согласился на это и направился в Иерусалим. Он выбрал смерть, и Он жил и ходил по земле, готовясь к смерти. В Его смерти - сила искупления, смерть дала Ему победу над грехом, смерть приготовила Его воскресение, Его новую жизнь, Его вознесение и Его вечную славу. Смерть - это великая особенность Христа. Даже на небе, на престоле, Он пребывает как Агнец закланный и во всю вечность Ему поют: “Ты достоин, ибо Ты был заклан”.
Возлюбленный брат, твой Вооз[4], твой Христос, твой все- достаточный Спаситель - Человек, главный признак и величайшая слава Которого в том, что Он умер. И если Невесте предстоит как жене жить со своим Мужем, она должна занять Его положение, войти в Его дух, в Его характер и вечно быть, как Он. И если мы хотим переживать полную силу того, что Христос может для нас совершить, мы должны научиться умирать со Христом. Возможно, мне не следует использовать выражение “Мы должны научиться умирать со Христом”. Скорее мне следует сказать: “Мы должны усвоить, что мы умерли со Христом”. Эта славная мысль отражена в 6-й главе Послания к римлянам. Каждому верующему в римской церкви - не избранным или возросшим, но каждому, каким бы слабым он ни был, - Павел пишет: “Вы умерли со Христом”. И на основании этого он говорит: “Почитайте себя мертвыми для греха”.
Что это значит, быть мертвыми для греха? Мы не можем увидеть этого яснее, чем на примере Адама. Христос был вторым Адамом. Что же произошло в первом Адаме? -Я умер в первом Адаме, я умер для Бога, я умер во грехе. Когда я родился, то имел в себе жизнь Адама, отличавшуюся всеми свойствами падшего Адама. Адам умер для Бога, и он умер во грехе, и я наследовал жизнь Адама, поэтому, подобно Адаму, я мертв во грехе и мертв для Бога. Но в тот самый момент, когда я начинаю верить в Иисуса, я становлюсь единым со Христом, вторым Адамом, и так же реально, как я связан моим рождением с первым Адамом, я становлюсь причастным жизни Христа. Какой жизни? Жизни, которая умерла для греха на Голгофе и воскресла, посему Бог через Своего апостола говорит нам: “Почитайте себя мертвыми для греха и живыми для Бога во Христе Иисусе”. Вы должны почитать это истинным, потому что так говорит Бог: ваша новая природа, благодаря вашему жизненному союзу со Христом, фактически и всецело мертва для греха.
Если мы хотим иметь реального Христа, данного нам Богом, настоящего Христа, умершего за нас, иметь Его в силе Его смерти и воскресения, то должны стоять на этом основании. Но многие христиане не понимают, чему учит нас 6-я глава Послания к римлянам. Они не знают, что они умерли для греха. Они не знают этого, и поэтому Павел наставляет их: “Не знаете ли, что все вы, во Христа крестившиеся, в смерть Его крестились?” Как можем мы, умершие во Христе для греха, продолжать жить в нем? Смерть и жизнь Христа на самом деле действуют в нас. Но, увы! Большинство христиан не знают этого и потому не переживают и не практикуют этого. Им необходимо усвоить, что их первая нужда - это прийти к осознанию, к пониманию того, что произошло во Христе на Голгофе и что произошло в их соединении со Христом. Человек должен начать исповедовать даже прежде, чем он поймет это: “Во Христе я умер для греха”. Это повеление: “Почитайте себя мертвыми для греха”. Держитесь вашего союза со Христом, верьте в новую природу внутри вас, в ту духовную жизнь, которую вы получили от Христа, жизнь, которая умерла и воскресла.
Поступки человека всегда согласуются с тем, как он понимает свое положение. Царь действует, как царь, иначе мы говорим: “Этот человек забыл о своем царском достоинстве”. Но если человек сознает, что он царь, то он и ведет себя, как царь. И потому я не могу жить, как истинный верующий, если я не наполнен ежедневно этим сознанием: “Я благодарю Бога, что я умер во Христе. Христос умер для греха, и, так как я соединен со Христом и Христос живет во мне, я мертв для греха”.
Что это за жизнь, которой Христос живет во мне? Прежде, чем ответить на этот вопрос, спросим, какой жизнью живет во мне Адам? Он живет во мне смертной жизнью, падшей под действием силы греха и смерти, жизнью, мертвой для Бога. Этой жизнью Адам живет во мне по природе как в необращенном человеке. А Христос, второй Адам, пришел ко мне с новой жизнью, и теперь я живу в Его жизни, в жизни Христа, которая неотделима от Его смерти. Но до тех пор, пока мне это неизвестно, я не могу поступать согласно этому, хотя эта жизнь есть во мне. Хвала Богу, когда человек начинает видеть, что это такое, и начинает в послушании говорить: “Я буду поступать, как говорит Слово Божие: я умер, я почитаю себя мертвым”, - тогда он вступает в новую жизнь. На основании силы вечного Слова Божия и вашего союза со Христом, и великого факта Голгофы, почитайте, осознавайте себя действительно мертвым для греха. Человек должен видеть эту истину - это первый шаг.
Второй шаг состоит в том, что он должен принять это верою. И что тогда? Когда он принимает это верою, в нем открывается борьба и болезненные переживания, так как его вера еще очень слаба. Он начинает спрашивать: “Но если я умер для греха, почему я так много грешу?” На это Слово Божие дает очень простой ответ: “Вы не позволяете Святому Духу использовать силу этой смерти”. Нам необходимо понять, что Святой Дух пришел с небес от прославленного Иисуса, чтобы внести в нас Его смерть и Его жизнь. Они неразрывно связаны. То, что Иисус умер, Он умер для греха, а что живет, то живет для Бога. Смерть и жизнь в Нем неразделимы, так и в нас жизнь для Бога во Христе неразрывно связана со смертью для греха. И это то, чему Святой Дух будет учить нас, и совершать в нас. Если я Святым Духом верою принял Христа и предал себя Ему, Он будет владеть мною и ежедневно являть в полноте приобщение Его смерти и жизни в моем сердце. Для некоторых это совершается мгновенно, без колебания, под действием высшей силы и благословения. Они видят все сразу и принимают, и входят в это, и в них как божественное переживание, происходит смерть для греха. Не то чтобы искоренялась склонность ко злу. Нет. Но сила Христовой смерти удерживает от греха, она разрушает силу греха. Сила Христовой смерти может проявляться в постоянном умерщвлении дел плоти Святым Духом.
Некоторые спросят, нужен ли еще дальнейший рост? Несомненно. Силою Святого Духа человек теперь может начать жить и возрастать, все глубже приобщаясь Христовой смерти. Ему открывается новое в таких областях, о которых он раньше не помышлял. Человек может временами исполняться Святым Духом, однако в нем проявляются несовершенства. Почему? Потому что Его сердце, по-видимому, не было всецело подготовлено к полному обнаружению греха. В нем могут жить гордость, застенчивость, развязность и другие качества его натуры, которые он раньше не замечал. Святой Дух не всегда выводит это во свет сразу. Нет. Существуют разные пути вхождения в благословенную жизнь. Один человек входит в нее в поисках силы для служения, другой - чтобы обрести покой от тревог и утомленности, третий - желая освободиться от греха. Во всех этих аспектах есть некоторая ограниченность; поэтому каждый верующий после того, как он узнает о силе Христовой смерти, должен отдать себя и постоянно говорить: “Господь Иисус, пусть во мне действует сила Твоей смерти, пусть она проникнет во все мое существо”. Когда человек безоговорочно отдает себя, в нем начинают проявляться признаки распятого человека. Апостол говорил: “Я распят...”, и он жил, как распятый человек.
Каковы признаки распятого человека? Первое - это глубокое, абсолютное смирение. Христос смирил Себя и стал послушным до смерти и смерти крестной. Когда смерть для греха начинает могущественно действовать, смирение является одним из главных и самых благословенных ее доказательств. Смирение сокрушает человека ниже и ниже, и самое большое желание его сердца: “О, если бы я мог еще более умалиться пред моим Богом и стать совсем ничем, чтобы жизнь Христа возвеличилась. Я не заслуживаю ничего, кроме проклятого креста, и я отдаю себя на крест . Смирение - один из величайших признаков распятого человека.
Другой признак - бессилие, беспомощность. Когда человек висит на кресте, он совершенно беспомощен, он ничего не может. Пока мы, как христиане, сильны и можем трудиться или бороться, мы не входим в благословенную жизнь Христа. Но когда мы скажем: “Я распятый человек, я совершенно беспомощен, и каждый мой вздох и всякая сила должны приходить от моего Иисуса”, тогда мы узнаем, что такое погружаться в собственную беспомощность и говорить: “Я ничто”.
Еще один признак распятия - покой. Да, Христос был распят и сошел во гроб; и мы распяты и погребены с Ним. Нет другого такого места покоя, как могила. Человек не может там ничего. “Моя плоть успокоится в уповании” - говорил Давид и его устами Мессия. Да, и когда человек сходит во гроб Иисуса, это означает, что он объявляет во всеуслышание: “У меня нет ничего, кроме Бога; я доверяюсь Богу; я ожидаю пред Богом; моя плоть покоится в Нем; я отдал все, чтобы успокоиться, ожидая того, что Он сделает со мной”.
Помните: распятие, смерть и погребение - неразрывное целое. Помните также, что могила - место, где будет явлена могучая сила Божьего воскресения. В 11-ой главе Иоанна мы читаем: “...не сказал ли Я тебе, что, если будешь веровать, увидишь славу Божию”. Где Христос это сказал? Это было у гроба Лазаря. Где откроется мне в полноте сияние славы Божией? У гроба. Сойди с верою в смерть, и слава Божия опустится на тебя и наполнит твое сердце.
Дорогие друзья, мы хотим умереть. Если нам надлежит жить в покое, мире и благословении нашего великого Вооза, если нам надлежит жить плодоносной жизнью радости, силы и победы, мы должны сойти во гроб со Христом, и из наших уст должно исходить: “Я распятый человек. И, хотя во мне нет ничего, кроме греха, у меня есть, слава Богу, вечный Иисус с Его смертью и жизнью, и Он - жизнь моей души”.
Как я могу приобщиться кресту? Мы видим наглядный пример в истории раскаявшегося разбойника. Фома сказал незадолго до смерти Христа: “Пойдем и мы умрем с Ним”. И Петр говорил: “Господи, с Тобою я готов и в темницу, и на смерть”. Но все ученики потерпели провал, и наш Господь взял человека, который был отребьем земли, и поместил его на крест на Голгофе рядом с Собой, как бы говоря Петру и всем: “Я дам вам увидеть, что такое умереть со Мной”.
И Он говорит это слово сегодня самому слабому и простому. Если ты желаешь знать, что такое войти в смерть с
Иисусом, приди и посмотри на раскаявшегося разбойника. Что же мы видим там? Прежде всего, мы видим состояние сердца, готового умереть со Христом. Мы видим в этом кающемся преступнике смиренное, искреннее исповедание греха. Он висел там на проклятом древе, посреди множества людей, злословивших висевшего рядом человека, но он не постыдился открыто исповедать: “Я умираю смертью, которую заслужил. Я страдаю справедливо, я заслужил этот крест”. Здесь сокрыта одна из причин, почему Христова Церковь так мало входит в смерть Христа. Люди не хотят верить, что все то в них, что не умерло со Христом, находится под проклятием Божиим. Люди говорят о проклятии греха, но они не понимают, что вся их природа заражена грехом, что всё под проклятием.
Осквернен ли грехом мой ум? Ужасно осквернен. Он под проклятием греха, поэтому мой ум должен пройти через смерть. О, я считаю, что Церковь Христова сегодня, пожалуй, более, чем от чего-либо другого, страдает от того, что полагается на интеллект, практическую сметку, культуру и умственное развитие. Открывается доступ духу этого мира, и люди стремятся своей мудростью и своим знанием помочь Евангелию, но этим они лишают благовестие его крестной силы. Христос послал Павла проповедывать Евангелие креста, но совершать это не в премудрости слова.
Проклятие греха на всем, что от природы. Если бы служитель, который с удовольствием проповедует, отдавая все, на что он способен, в полную меру своего таланта и разумения, спросил бы меня, должно ли все это пойти в смерть, то я сказал бы: “Да, мой брат, весь человек должен быть распят”. Это относится и к сердечным привязанностям. Что может быть прекраснее любви ребенка к матери? Но в этом прекрасном природном чувстве есть нечто неосвященное, и оно должно быть предано смерти. Бог воскресит из мертвых и возвратит его, освященным и ожившим для Бога. И то же самое в отношении всей нашей жизни. Люди часто говорят мне: “Но Бог соделал все таким прекрасным, и разве не должны мы всем этим наслаждаться? Разве все Его даяния не благи?” Я отвечу: да, но вспомните, как сказано, что они хороши, если освящены Словом Божиим и молитвою. На них лежит проклятие греха, все самое прекрасное поражено грехом, и, чтобы освятить это, требуется обильное действие Слова Божьего и молитвы.
Очень трудно предать что-либо смерти, особенно чью-то жизнь, и мы никогда не сможем этого сделать, пока не поймем, что на всем, что от этой жизни, лежит отпечаток греха. И пусть все пойдет в смерть, так как это единственный способ получить его ожившим и освященным.
Раскаявшийся разбойник признал свой грех и что он заслужил смерть. И затем он явил удивительную веру во всемогущую силу Христа. Подобной веры нет в Библии. Там, рядом с Иисусом из Назарета, висит проклятый злодей, и он осмеливается заговорить и сказать: “Я умираю здесь, справедливо осужденный за мои грехи, но я верю, что Ты можешь принять меня в Твое сердце и вспомнить обо мне, когда придешь в Твое Царство”.
О, мы могли бы поучиться у него верить во всемогущую силу Христа! Этот человек верил, что Христос - Царь и Ему принадлежит Царство и что Он примет его в Свои объятия и в Свое сердце и вспомнит о нем, когда придет в Свое Царство. Он верил в это, и с этой верой он умер.
Брат, тебе и мне необходимо посвятить время тому, чтобы укрепить и углубить веру в силу Христа, в то, что всемогущий Христос действительно возьмет нас в Свои объятия и проведет через эту жизнь умирания, открывая силу Своей смерти в нас. Я не смогу пережить это, не имея личного общения со Христом ежечасно. Христос должен сделать это. Христос может сделать это. Поэтому приди и скажи: “Разве Он не всемогущ? Разве Он не пришел от престола Божьего? Разве Он не доказал Своего всемогущества, и Отец не подтвердил этого, когда Он восстал из мертвых?” Ныне Христос на престоле. Неужели ты побоишься сделать то, что сделал злодей, когда Христос был на кресте, и не доверишь себя Ему, чтобы жить, как умерший с Ним? Христос проведет тебя через все, что прошел Сам, и Он будет совершать в тебе Свой труд умирания каждый день.
Я отмечу еще нечто в этом кающемся разбойнике - его молитву. У него было признание греховности и вера, но затем последовало исповедание веры в молитве. Он обратился к Иисусу. Вспомните, что весь мир, за исключением, пожалуй, Марии и женщин, отвернулся от Христа в тот день. Из всех людей на земле, как я понимаю, лишь он один молился Христу. Не смотрите на других. Если вы будете ждать, как поступят другие, увы! - я хочу сказать это мягко, в любви - вы не найдете себе много единомышленников в Церкви Христовой. Молитесь непрестанно: “Господь Иисус, пусть сила Твоей смерти войдет в меня”. Ради Бога, возносите эту молитву. Если вы хотите жить небесной жизнью, должно совершиться умирание для греха силою Иисуса. Необходима личная отдача души в Его смерть для греха, личное принятие Иисуса, чтобы Он совершал этот великий труд.
Мы видели, какое движение было со стороны этого человека. Давайте еще раз посмотрим на то, как встретил его Христос. Он встретил его удивительным обещанием, состоящим из трех частей: “Ныне же будешь со Мною в раю”. Это было обещание общения со Христом - “будешь со Мной”; обещание покоя в вечности, в раю, откуда человек был изгнан за грех, - “со Мною в раю”; обещание немедленного благословения - “ныне же будешь со Мною”.
С этим тройным благословением Христос приходит к тебе и ко мне, говоря: “Верующий, жаждешь ли ты жить райской жизнью, в раю Божьем, где я даю душам вкушать от древа жизни, день за днем? Жаждешь ли ты непрерывного общения с Богом, которое было в раю до грехопадения Адама? Жаждешь ли ты совершенного общения со Мною, жаждешь ли жить там, где живу Я, в любви Отца? Ныне, ныне, как говорит Святой Дух: “Ныне же будешь со Мною! Жаждешь ли ты Меня? Я жажду тебя больше. Ты жаждешь близкого общения? Я жажду непрестанного общения с тобой, так как Мне необходима твоя любовь, дитя Мое, чтобы утолить Мое сердце. Ничто не может помешать Мне принять тебя в общение. Я открыл для тебя небо, как великий Первосвященник, чтобы ты мог жить небесной жизнью, чтобы ты мог получить доступ во Святое Святых и иметь там место пребывания. Ныне же, если ты хочешь, будешь со Мною в раю”.
Благодарение Богу, что Иисус раскаявшегося разбойника - это и мой Иисус. Благодарение Богу, что крест раскаявшегося разбойника - это и мой крест. Я должен исповедать свою греховность, если хочу войти в самое тесное общение с моим благословенным Господом. На протяжении тридцати трех лет жизни Христа не было на земле человека, имевшего такое удивительное общение с Сыном Божьим, как этот раскаявшийся разбойник, ибо он вошел в славу с Сыном Божьим. Что отличало его от других? Он был на кресте с Иисусом и с Ним вошел в рай. И если я буду пребывать на кресте с Иисусом, то и я смогу каждый день жить райской жизнью.
Итак, если Иисус дает мне такое обещание, что я должен делать? Отправляться в путь. Когда корабль стоит у причала, все готово к отплытию и провожающие стоят на берегу, звучит последний удар колокола и отдается приказ: “В путь”. Тогда отпускается последний канат и пароход трогается. Подобным образом и у нас есть нечто, что привязывает нас к земле, к плотской жизни и к жизни нашего “я”. Но сегодня и к нам обращено слово: “Если ты хочешь умереть со Христом, отправляйся в путь”. Тебе не нужно понимать всего. Может быть, не все совершенно ясно, и на сердце смутно, но это не имеет значения. Иисус провел раскаявшегося разбойника через смерть в жизнь. Разбойник не знал, куда он идет, и он не знал, что произойдет. Но Иисус, сильный Победитель, взял его в Свои объятия и принес его, неведающего в рай.
О, иногда я в душе благословлял Бога за неведение этого кающегося разбойника. Он ничего не знал о том, что должно произойти, но он доверял Христу. И, если я не могу понять всего об этом распятии со Христом - о смерти для греха, жизни для Бога и о славе, которая приходит в сердце, - это не важно, я доверяю обещанию моего Господа. Я беспомощно бросаюсь в Его объятия. Я остаюсь на кресте. Отдав себя на смерть с Иисусом, я могу довериться Ему, чтобы Он провел меня.
Неужели мы упустим благословенную возможность сделать то, что сделала Руфь, когда, послушавшись совета своей свекрови, она бросилась к ногам Великого Вооза, Искупителя, чтобы принадлежать Ему? Неужели перед лицом этого мира мы не скажем Иисусу каждый лично эти простые слова: “Господи, вот моя жизнь, в ней еще много моего “я”, греховности и своеволия, но я прихожу к Тебе. Я жажду полностью войти в Твою смерть. Я жажду полностью понять, что я распят с Тобой. Я жажду жить Твоей жизнью каждый день”. Затем скажи: “Господь Иисус, я видел Твою славу, что Ты сделал для этого раскаявшегося разбойника рядом с Тобой на кресте. Я верю, что Ты сделаешь это и для меня. Господи, я бросаюсь в Твои объятия”.