...Христос, жизнь ваша” (Кол. 3:4)
Есть один вопрос, который возникает в сердце каждого верующего: “Как мне жить жизнью совершенного доверия Богу?” Многие не знают правильного, или же полного, ответа. Ответ же таков: “Христос должен жить этой жизнью во мне”. Он стал человеком именно для того, чтобы прожить жизнь полного доверия Богу и показать нам, как мы должны жить. Когда Иисус исполнил это на земле, то пошел на небо, чтобы сделать больше, чем просто показать нам, но чтобы дать нам и жить в нас этой жизнью доверия. Только поняв, что такое жизнь Христа и как она становится нашей, мы будем готовы желать и просить о том, чтобы Он Сам жил ею в нас. Когда мы увидим, что такое эта жизнь, тогда поймем, как совершается то, что Он реально может владеть нами и делать нас подобными Себе.
Я хочу особенно обратить внимание на этот первый вопрос. Я хотел бы поставить перед вами жизнь Христа и показать, как Он жил, чтобы мы могли понять, что у Него есть для нас и что мы можем ожидать от Него. Иисус Христос прожил на земле жизнь, и Он хочет, чтобы мы ей буквально следовали. Мы часто говорим что жаждем походить на Христа. Мы изучаем черты Его характера, отмечаем Его следы и молимся о благодати быть похожими на Него, но почему-то нам это очень мало удается. Почему? Потому что мы хотим сорвать плод, в то время как корень отсутствует. Если мы действительно хотим понять, что означает подражание Христу, нам надо обратиться к тому, что составляло самый корень Его жизни перед Богом. Это была жизнь абсолютной зависимости, абсолютного доверия и абсолютной отдачи. И пока у нас нет единства с Ним в том, что являлось принципом Его жизни, напрасно стремиться в том или ином копировать благодатные плоды этой жизни.
В евангельском повествовании мы находим пять моментов особой важности: Христово рождение, Его жизнь на земле, Его смерть, Его воскресение и Его вознесение. Они составляют, по словам одного древнего автора, “процесс Иисуса Христа” - процесс, в результате которого Он стал Тем, Кем является сегодня: нашим прославленным Царем и нашей жизнью. В ходе нашего жизненного процесса мы должны сделаться подобными Ему. Посмотрите вначале, что мы можем сказать о Его рождении? То, что Он получил Свою жизнь от Бога. А о Его жизни на земле? Он жил в полной зависимости от Бога. О Его смерти? Он предал Свою жизнь Богу. О Его воскресении? Он был воскрешен из смерти Богом. О Его вознесении? Он живет во славе с Богом.
Первое - Его рождение. Он принял жизнь от Бога. Почему так необходимо рассмотреть это? Потому что это был исходный момент всей Его жизни. Он говорил: “Меня послал Отец”, “Отец все отдал Сыну”, “Отец дал Сыну иметь жизнь в Себе Самом”. Христос принял жизнь как Свою собственную, так же, как Бог, Который имеет жизнь в Себе Самом. И однако все это время то была жизнь, данная Ему и полученная Им. “Так как всемогущий Отец дал Мне, Сыну Человеческому, эту жизнь на земле, Я могу полагаться, что Бог и сохранит ее и проведет Меня через все”. Это первый урок, который нам необходимо усвоить. Нам нужно часто размышлять над этим и молиться, и думать, и ожидать пред Богом, пока наши сердца откроются для удивительного сознания, что внутри нас есть божественная жизнь вечного Бога, которая может существовать только благодаря Ему.
Я верю, что Бог дал Свою жизнь, она коренится в Нем и должна поддерживаться Им. Мы часто думаем, что Бог дал нам жизнь, духовную жизнь, которая теперь принадлежит нам, и что мы должны нести ответственность за нее, и потом мы сетуем, что не можем достойно соблюдать ее. Ничего удивительного. Мы должны научиться жить, как жил Иисус.
Я ношу данное Богом сокровище в глиняном сосуде. Я был просвещен светом познания славы Божией в лице Иисуса Христа. Я имею в себе жизнь Сына Божьего, данную мне Самим Богом, и она может поддерживаться только Самим Богом, когда я живу в общении с Ним.
В Послании римлянам апостол Павел учит нас, что мы Должны почитать себя мертвыми для греха и живыми для Бога во Христе Иисусе. “Итак, - продолжает Он, - представьте себя Богу, как оживших из мертвых”. Как часто христианин слышит важные слова о том, что он живой для Бога и должен почитать себя действительно мертвым для греха, но живым для Бога во Христе! Но он не знает, что делать. У него немедленно возникает вопрос: “Как мне сохранять эту смерть и эту жизнь?” Послушайте, что говорит Павел. В тот момент, когда вы почли себя мертвыми для греха и живыми для Бога, идите с этой жизнью к Самому Богу и представьте Ему себя как оживших из мертвых, и скажите Богу: “Господи, Ты дал мне эту жизнь. Ты Один можешь поддерживать ее. Я несу ее Тебе. Я не могу всего понять. Я едва знаю, что я имею, но я иду к Тебе, чтобы Ты усовершил начатое Тобою”. Чтобы жить, как Христос, я должен каждый миг сознавать, что моя жизнь пришла от Бога и Он Один может поддерживать ее.
Затем второе - Его жизнь на земле. Как жил Христос в течение тридцати трех лет, которые Он провел здесь, на земле? Он жил в зависимости от Бога. Вы знаете, как Он постоянно говорил: “Сын ничего не может делать Сам от Себя. Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя”. Он постоянно ожидал наставлений, повелений и водительства от Отца. Он молился о силе от Отца. Что бы Он ни делал, Он делал во имя Отца. Он, Сын Божий, чувствовал необходимость много молиться, молиться упорно и неотступно, чтобы в молитве получать с неба и сохранять жизнь общения с Богом. Мы много слышим о доверии Богу. Да будет Он благословен во веки. И мы можем сказать: “О, это то, чего я хочу”, но мы забываем, что секрет в том, что Бог во Христе должен в нас все это совершить. Я не только нуждаюсь в Боге, как в Том, Кому я доверяю, но я должен иметь в себе Христа, как силу, чтобы доверять. Он должен жить Своей собственной жизнью доверия во мне.
Взгляните, как это происходило в удивительной жизни апостола Павла, возлюбленного слуги Божия. У него была опасность стать самонадеянным, и Бог небесный послал это тяжкое испытание в Азии для его умаления, чтобы он надеялся не на себя, но на Бога живого. Бог наблюдал, чтобы Его слуга пребывал в доверии. Во 2-м послании коринфянам в 12-ой главе мы снова читаем о жале в плоти Павла. Ему грозило превозношение, и благословенный Учитель пришел смирить и вразумить его: “Я держу тебя в немощи, чтобы ты мог научиться надеяться не на себя, но на Меня”. Если нам надлежит войти в покой веры и пребывать там, если нам надлежит жить жизнью победы в земле Ханаанской, это должно начинаться здесь. Мы должны сокрушиться в нашей самонадеянности и научиться, подобно Христу, всецело и постоянно полагаться на Бога.
В этом должна совершиться работа большая, чем мы, может быть, понимаем. Мы должны сокрушиться, и навыком нашей души должно стать постоянное: “Я ничто, Бог - все. Я часа не могу ходить пред Богом, как должно, если Бог не поддержит жизни, которую Он мне дал”. Какое благословенное решение всех наших вопросов и трудностей Бог дает тогда, говоря: “Дитя Мое, Христос справился со всем для тебя. Христос произвел в тебе новую природу, которая способна доверять Мне, и Христос, живой на небе, будет жить в тебе и сделает тебя способным жить этой жизнью доверия”. Вот почему Павел говорил о том, что мы имеем дерзновение к Богу во Христе. Что это значит? Значит ли это только: во Христе, как в Посреднике или Ходатае? Конечно нет. Это означает гораздо больше, а именно: во Христе, живущем в нас и дающем нам способность доверять Богу, как Он доверял Ему.
Третье - Христова смерть. Чему учит нас Христова смерть, о Его отношении к Отцу? Она открывает нам один из глубочайших и важнейших уроков жизни Христа, урок, который Его Церковь слишком мало понимает. Мы знаем, что означает смерть Христа как искупление, и никогда не сможем переоценить благословенного замещения и пролития крови, которыми искупление было приобретено для нас. Но давайте вспомним, что это только половина смысла Его смерти. Другая же половина такова: насколько Христос стал моей заместительной жертвой, умерши за меня, настолько же Он мой Глава, в Котором и с Которым я умираю. И как Он живет для меня, чтобы ходатайствовать, так же Он живет во мне, чтобы осуществлять и усовершать во мне Свою жизнь. И если я хочу понимать, что это за жизнь, которой Он будет жить во мне, я должен посмотреть на Его смерть. Своей смертью Он доказал, что владел жизнью только для того, чтобы прожить ее всецело для Бога без намека на уклонение. Каждый миг, повсюду Он жил для Бога.
Поэтому, кто хочет жить жизнью совершенного доверия, У того должна быть совершенная отдача жизни и воли, вплоть до смерти. Он должен быть готов пройти с Иисусом всё вплоть до Голгофы. Когда Иисусу было двенадцать лет, Он сказал: “Не должно ли Мне быть в том, что принадлежит Отцу Моему?” И снова, когда Он пришел на Иордан креститься: “Так надлежит нам исполнить всякую правду”. И так на протяжении всей Своей жизни Он всегда говорил: “Моя пища и питие - творить волю Отца, Я пришел исполнить не Мою волю, но волю Пославшего Меня”. “Вот, иду исполнить волю Твою, Боже”. И в агонии, в Гефсимании, снова: “Не Моя воля, но Твоя да будет”.
Кто-то может сказать: “Я действительно хочу жить жизнью совершенного доверия, я хочу позволить Христу жить этой жизнью во мне, я жажду достичь такого понимания Христа, которое даст мне уверенность, что Он навек пребудет во мне, я хочу обрести полную уверенность, что Иисус, мой Иисус Навин, будет хранить меня в земле победы”. Что необходимо для этого? Мой ответ таков: “Остерегайтесь, чтобы вам не принять ложного Христа, воображаемого Христа, неполного Христа”. Каков же полный, истинный Христос? Истинный Христос был человеком, Который говорил: “Я все отдаю на смерть, чтобы Бог мог прославиться. У Меня нет Своих мыслей, Своих желаний, ни на миг Я не живу ни для чего другого, кроме славы Божьей”.
Вы сразу скажете: “Какой христианин может когда-либо достичь этого?” Не ставьте так вопрос, лучше спросите: “Разве не достиг этого Христос, и разве Он не обещает жить во мне?” Примите Христа в Его полноте и дайте Ему Самому открыть вам, как далеко Он может вас провести и что Он может в вас совершить. Не ставьте условий и не помышляйте о неудаче, но устремитесь ко Христу, предайте себя Ему, прожившему жизнь полной отдачи Богу, для того, чтобы Ему иметь возможность приготовить и вложить в вас новую природу, в которой Он сможет сделать вас подобными Ему. Тогда вы будете на пути, которым Он поведет вас дальше к благословенному опыту и обладанию тем, что Он может сделать для вас.
Иисус Христос пришел в мир, имея заповедь от Отца положить Свою жизнь. Он жил с одной этой мыслью в груди в течение всей жизни. И одна только мысль должна быть в сердце каждого верующего: “Я умер со Христом - в полной, бесповоротной отдаче и уповании на Бога, чтобы Бог мог каждое мгновение осуществлять во мне Свои намерения и являть Свою славу”. Лишь немногие достигают победы, радости и полного переживания сразу. Но вот, что вы можете сделать: займите правильную позицию и, взирая на Иисуса и на то, кем Он был, скажите: “Отец, Ты сделал меня причастником божественного естества, причастником Христа. И я хочу прожить мою жизнь пред Тобой посредством жизни Христа, предавшего Себя Тебе до смерти, благодаря Его силе и пребыванию во мне через уподобление Ему”.
Смерть - серьезная и страшная вещь. Христу это стоило мучительной агонии в Гефсиманском саду. Не удивительно, что это нелегко и для нас. Но мы охотно соглашаемся на нее, когда узнаем секрет: только в смерти приходит жизнь Божия. В смерти есть неизреченное благословение. Именно это сделало Павла готовым иметь в себе приговор к смерти. Он знал Бога, воскрешающего мертвых. К смерти приговорено все, что от природы. Готовы ли мы принять этот приговор, лилеем ли мы эту мысль, или же мы скорее пытаемся избежать его или забыть о нем? Мы не верим вполне, что нам уготован приговор к смерти, но, повторяю, все, что от природы, должно умереть. Просите Бога дать вам способность всем сердцем поверить, что умереть со Христом - единственный путь, чтобы жить в Нем.
Вы спросите: “Не надлежит ли тогда умирать каждый день?” Да, возлюбленные. Иисус каждый день жил с перспективой креста, и мы в силе Его победоносной жизни, сообразуясь Его смерти, должны каждый день с радостью погружаться с Ним в смерть. Позвольте мне привести пример. Возьмите столетний дуб. Как он появился? Из могилы. В землю был посажен желудь, для него была приготовлена могила, чтобы он мог там умереть. Желудь умер и исчез, он пустил корни вглубь и побеги вверх, и теперь этот дуб простоял сотни лет. Где он стоит? В своей могиле, все время в той самой могиле, где желудь умер. Дерево стояло, пуская свои корни глубже и глубже в ту землю, в которой была его могила, и, однако, хотя Дерево все время стояло в могиле, где умерло, оно вырастало все выше, сильнее, шире и красивее. И всеми когда-либо принесенными им плодами и всей листвой, год за годом украшавшей его, оно обязано той могиле, в которой росли и сохранялись его корни. Так и со Христом, все рождается из Его смерти и Его гроба, и мы тоже обязаны всем смерти Иисуса.
О, будем же каждый день жить, укорененные в смерти Иисуса! Не бойтесь, но скажите: “Я хочу умереть для своей воли, я хочу умереть для человеческой мудрости, человеческой силы и для мира, потому что жизнь моего Господа и ее сила и слава начинаются в Его смерти”.
Это ведет нас к следующей нашей мысли. Первое - Христос получил жизнь от Отца; второе - Христос прожил ее в зависимости от Отца; третье - Христос отдал ее через смерть Отцу; и, наконец, четвертое - Христос получил ее обратно, воскрешенный Отцом, силою и славою Отца. О, как глубоко значение вокресения Христа! Что сделал Христос, умерев? Он сошел во тьму и абсолютное бессилие смерти. Он отдал жизнь, которая была без греха, жизнь, данную Богом, жизнь прекрасную и драгоценную, и Он сказал: “Я отдам ее в руки Моего Отца, раз Он просит ее”. И он это сделал. Он был там, во гробе, уповая на Бога, чтобы исполнить Его волю. И так как Он до конца почтил Бога в Своем бессилии, Бог вознес Его в полноте славы и силы. Отдав через смерть Свою жизнь Отцу, Христос ничего не потерял.
Итак, если вы хотите, чтобы слава и жизнь Божия открылись в вас, то жизнь славы рождается только в могиле полного бессилия. Иисус был воскрешен из смерти, и эта сила воскресения, по благодати Божьей, может и будет действовать в нас. Пусть никто не ждет, что сможет жить праведной жизнью, пока он не живет жизнью воскресения в силе Иисуса. Позвольте мне по-другому изложить, что означает эта сила воскресения.
Христос имел совершенную жизнь, данную Богом. Но Бог спросил: “Ты отдашь Мне Свою жизнь? Ты расстанешься с ней по Моему повелению?” И Христос расстался с ней, но Бог возвратил Ему ее как вторую жизнь, в тысячу раз более славную, чем прежняя земная жизнь. Так Бог сделает каждому из нас, кто добровольно согласится оставить свою жизнь. Понимаете ли вы это? Иисус родился дважды. Первый раз Он родился в Вифлееме. Это было рождение в жизнь немощи. Но во второй раз Иисус родился из гроба: Он - “Первенец из мертвых”. Так как Он отдал Свою жизнь, полученную Им при первом рождении, Бог дал Ему жизнь второго рождения в славу небес и престол Божий.
Христиане, это именно то, что нам нужно сделать. Человек может быть ревностным христианином, успешным тружеником. Он может быть христианином, достигшим в определенной мере возраста и зрелости, но если он еще не вошел в эту полноту благословения, то ему необходимо иметь повторное и более глубокое переживание Божьей спасающей силы: как Бог вывел его из Египта, проведя через Красное море, так ему нужно подойти к тому моменту, когда Бог через Иордан приведет его в Ханаан. Возлюбленные, мы крестились в смерть Христа. И подчас мы можем сказать: “Я прожил очень благословенную жизнь. Я испытал много благословений, и Бог многое сделал для меня, но я чувствую, что что-то еще не так. Я сознаю, что жизнь покоя и победы, на самом деле, еще не принадлежит мне”. Прежде чем Христос обрел жизнь победы и покоя на престоле, Ему пришлось умереть и оставить все. Сделайте то же самое и вы разделите с Ним Его победу и славу. Если мы последуем за Иисусом в Его смерть, воскресение, сила и радость будут принадлежать нам.
Наконец, наш последний пункт. Пятый шаг на Его удивительном пути - Его вознесение. Он был вознесен, чтобы навеки быть с Отцом. Он смирил Себя, и потому Отец высоко превознес Его. В чем состоит красота и благословение этого вознесения Иисуса? Для Него Самого - в совершенном общении с Отцом; для других - в причастности силе Божьего всемогущества. Да, это был плод Его смерти. Писание обещает, что Бог через жизнь воскресения не только даст нам радость и превосходящий всякое разумение мир, и победу над грехом, и покой в Боге. Он также крестит нас Духом Святым или, иными словами, наполнит нас Духом Святым. Иисус был вознесен на небесный престол, чтобы получить от Отца Духа в Его новом божественном проявлении, в полноте излить Его на землю.
И когда мы входим в жизнь воскресения, жизнь веры в Того, Кто един с нами и Кто восседает на престоле, то можем быть участниками общения с Иисусом Христом, Который вечно обитает в Божьем присутствии, и Святой Дух будет наполнять нас, чтобы трудиться в нас и через нас, как никогда раньше.
Иисус получил эту божественную жизнь, ибо был в полной зависимости от Отца на протяжении всей Своей земной жизни, зависимости даже до смерти. Он получил жизнь в полноте славы Святого Духа для излияния Его, потому что отдавал Себя в послушании и покорности одному Богу и даже во гробе предоставил Ему явить Его могущественную силу. И этот Самый Христос будет жить Своей жизнью в тебе и во мне. О, какая тайна! Какая слава! И какая божественная непреложность: Иисус Христос хочет жить этой жизнью в тебе и во мне. Но тогда разве не должны мы смириться пред Богом? Разве не были мы христианами столько лет и так мало понимали, что мы такое? Я сосуд, - отделенный, очищенный, пустой, посвященный, - стоящий и каждый момент ожидающий того, чтобы Бог во Христе Духом Святым производил во мне ту меру святости и жизни Своего Сына, какую Ему угодно. И до тех пор, пока Церковь Иисуса Христа не сойдет в могилу уничижения, исповедания и стыда, пока Церковь Иисуса Христа не склонится во прахе пред Богом в уповании на Него, что Он совершит нечто новое, нечто удивительное, нечто сверхъестественное для ее восстановления, она останется слабой и бессильной во всех своих попытках победить мир.
В каком теплом мирском состоянии Церковь, сколько греха и непослушания внутри нее! Как же нам вести эту брань или стоять в этих сложностях? Ответ таков: Христос воскресший, увенчанный, всемогущий должен прийти и жить в отдельных членах. Но мы не можем этого ожидать, если не умрем с Ним. Я снова обращаюсь к примеру с дубом, высоким и красивым, чьи корни сотни лет каждый день уходят глубже и глубже в могилу, где умер желудь.
Дети Божьи, мы должны больше погружаться в смерть Иисуса Христа. Мы должны воспитывать в себе чувство собственного бессилия, зависимости и ничтожества, пока наши души не станут ежедневно ходить перед Богом в глубоком и святом трепете. Бог хранит нас, чтобы нам не стать чем-либо. Бог учит нас уповать на Него, чтобы Он мог совершить в нас все, что Он совершил в Своем Сыне, пока Иисус Христос не станет жить в нас Своей жизнью. Да поможет нам в этом Бог!