«А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу; ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится - смерть, потому что все покорил под ноги Его; когда же сказано, что Ему все покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:24-28)
Это будет грандиозное завершение величайшей драмы мировой истории и Христова искупления. Грядет день славы - славы настолько великой, что невозможно ее представить, тайны такой глубокой, что мы не можем ее постичь, - когда Сын предаст Богу Царство, которое Ему дал Отец и которое Он приобрел Своей кровью, утвердил и усовершил с престола славы. «Он предаст Царство Богу и Отцу». И Сам покорится Отцу, «да будет Бог все во всем». Я не могу понять, как вечно благословенный Сын, равный Богу из века в век, вечно благословенный Сын на престоле, покорится Отцу. И тогда каким-то совершенно непостижимым образом откроется, как никогда раньше, что Бог все во всем. Ради этого Христос совершил Свой труд. Ради этого Он трудится в нас сегодня. Ради этого, считал Он, стоило проливать кровь, и это то, что Его сердце жаждет видеть в каждом из нас. В этом и есть суть и слава христианства: «Да будет Бог все во всем».
Итак, если этим заполнено сердце Христа, если это выражает завершение Его труда, и если я хочу иметь в себе Дух Христа, тогда девизом моей жизни должно стать: все покорить и подчинить Ему, «да будет Бог все во всем». Каким бы триумфом это было, если бы Церковь действительно сражалась под этим, развевающимся над ней знаменем! Какой могла бы стать наша жизнь, если бы это действительно было нашим знаменем! Служить Богу полностью, всецело, Ему одному, иметь Его всем во всем! Насколько бы это облагородило, распространило и пробудило все наше существо! Я тружусь, я борюсь, чтобы Бог был все во всем, чтобы скорее настал этот славный день. Я молюсь, и Святой Дух с неизреченным томлением ведет во мне свою брань, чтобы Бог был все во всем. О, если бы мы, христиане, понимали, ради какой великой цели мы трудимся и молимся, и если бы сколько-нибудь представляли Царство, причастниками которого мы стали, и то явление Бога, к которому готовимся!
Чтобы показать на примере, какая это великая честь - принадлежать Царству Божьему и славной Христовой Церкви на земле, Джон Макнейл рассказывает, что, будучи двенадцатилетним мальчиком, он работал на железной дороге и получал огромное жалованье - шесть шиллингов в неделю. Когда он, бывало, приходил домой, к матери и сестрам, без конца вспоминавшим о своем маленьком Джонни, он приводил их в восторг рассказами о том, какое положение он занимал. С великой гордостью он говорил: «О, через руки нашей компании каждый год проходят тысячи фунтов стерлингов, она перевозит каждый год много сотен тысяч пассажиров; у нее так много миль железных дорог и так много паровозов и вагонов, в ней работают многие тысячи людей!» И мать, и сестры чрезвычайно гордились им, потому что он участвовал в таком важном деле.
Христиане, если бы только мы воспрянули для веры, что мы принадлежим Царству, которое Христос готовится передать Отцу, чтобы Бог мог быть все во всем, какая слава наполнила бы наши сердца и изгнала все нечистое, низкое и земное! Как же нам родиться в эту благословенную веру? Я живу для того, чтобы у Христа было Царство, которое Он передаст. Я живу для этого, и однажды я увижу, как Он покорится Отцу и тогда Бог будет все во всем. Я живу для Него, и я буду там не только как свидетель, но как участник во всем этом. Царство передано, Сын покорился, и Бог все во всем! Я буду причастен этому и в благоговейном поклонении разделю Его славу и благословение.
Давайте примем это глубоко в наши сердца, чтобы нашей жизнью могли управлять - одна мысль, одна вера, одна цель, одна радость: Христос жил и умер, и царствует, я также живу и умираю, и царствую в Его силе только для одного: «Да будет Бог все во всем». Пусть это завладеет всем нашим сердцем и жизнью. Как мы можем достичь этого? Это серьезный вопрос, на который я хотел бы дать несколько простых ответов. Прежде всего, я скажу: позвольте Богу занять Его место в вашем сердце и жизни. Лютер часто говорил людям, когда они приходили, досаждая ему своими трудностями: «Дайте Богу быть Богом». О, дайте Богу занять Его место. Что же это за место? «Да будет Бог все во всем». Пусть Бог будет все во всем всякий день с утра до вечера. Богу надлежит править, а мне повиноваться. О, какое благословение говорить: «Бог и я!» Какая привилегия иметь такого союзника! Сначала Бог, потом я! Однако в таком соединении Бога и меня может скрываться превозношение.
Я нахожу в Библии слова еще драгоценнее: «Бог, а не я». Не Бог первый, а я второй, но Бог все, а я ничто. Павел говорил: «Я более всех их потрудился, хотя я и ничто». Постараемся же предоставить Богу Его место, начнем это делать в нашей тайной комнате, в нашем поклонении, в наших молитвах. Сила молитвы почти всецело зависит от нашего понимания того, с Кем мы говорим. Это привело бы к величайшим последствиям, если бы мы, даже если у нас только полчаса на молитву, уделили время созерцанию великого Бога - в Его силе, в Его любви, в Его близости, - просто ожидая Его благословения. Это дало бы гораздо большие результаты, чем наши излияния бесконечных прошений и вымаливание многочисленных обетований в течение всего получаса. Это очень важно - сознавать, что мы слагаем наши моления в сердце всемогущей Любви. Будем же прежде всего и более всего, когда молимся, уделять время для осознания славы и присутствия Божия. Дайте Богу Его место в каждой молитве. Я повторяю: позвольте Богу занять Его место. Я не могу дать Богу Его место на престоле (в некотором смысле я это могу и должен стараться). Однако для меня уже очень много значит понимать, что я не способен осознать, какое это место, но Бог будет с возрастающей силой открывать Себя и принадлежащее Ему место. Каким образом мне известно что-либо о солнце? Солнце светит, в его свете я вижу, какое оно. Солнце свидетельствует о себе само. Если бы солнце не светило, ни один философ не смог бы рассказать мне о нем. Никакая сила созерцания или размышления не может постичь присутствия Бога. Пребывайте в тишине, уповании и покое, и вечный Бог воссияет в вашем сердце и откроет Себя. И тогда так же естественно, как я наслаждаюсь солнечным светом, и так же естественно, как я смотрю на страницы книги, зная, что смогу увидеть буквы, потому что есть свет, так же естественно Бог откроется ожидающей душе и реально явит Свое присутствие. Бог займет Свое место, как Бог, в присутствии Своего чада, так что главным в его сердце станет безусловное и реальное сознание: Бог здесь. Бог открывает Себя.
Возлюбленный, разве не этого ты жаждешь, чтобы Бог занял место, какого Он никогда не занимал и открылся тебе, как никогда близко? И, что более всего, чтобы Он пришел к тебе в постоянном и неразрывном общении. Бог способен занимать Свое место перед тобой весь день. Я повторяю пример, на который ссылался прежде, так как Бог преподал мне этим урок. Как Бог создал солнечный свет таким нежным, сладостным, ярким, все проникающим и постоянным, что мне не стоит ни на миг никаких усилий наслаждаться им, точно так же, но с гораздо большей реальностью, чем падающий на меня свет солнца, может мне открываться близость моего Бога, как мой постоянный удел. Будем же все молиться и просить: «Да будет Бог все во всем» в нашей повседневной жизни.
«Да будет Бог все во всем!» Я должен не только позволить Ему занять Его место, но, во-вторых, я должен во всем принять Его волю. Я должен принять Его волю в каждом проявлении жизни. Будь то предатель Иуда, либо Пилат, равнодушно отдающий меня врагу, беда ли, испытание или неприятность, либо какая-то забота, - во всем, что приходит ко мне, я должен видеть Бога, принимать это как Его волю обо мне. Любая беда, постигающая меня, есть воля Божья обо мне. Нет Божьей воли, чтобы люди делали зло, но воля Божья в том, чтобы они проходили через испытания. Какое бы испытание не постигло нас, такова о нас Божья воля; и если мы научимся в них видеть Бога, мы станем охотно принимать их.
Предположим, что далеко в Южной Африке живет женщина, муж которой отправился в длительное путешествие вглубь материка. На долгие месяцы он отрезан от всех средств связи. Жена тревожится в ожидании известий. Неделями она не имеет от него ни весточки, ни письма. Однажды, стоя в дверях она видит, приближающегося огромного чернокожего кафра устрашающей внешности, со щитом и дротиками в руках. Женщина в тревоге бросается в дом и захлопывает дверь. Он подходит и стучит в двери. Она в ужасе, посылает слугу, который возвращается со словами: «Этот человек говорит, что должен видеть вас». Объятая страхом, она выходит. Дикарь достает старую газету. Он пешком проделал месячный путь от ее мужа, и в грязной газете письмо от мужа, сообщающее, что с ним все в порядке. В каком восторге женщина от письма! Она забывает, как ее напугало это лицо. И теперь, когда снова проходят недели, как она жаждет видеть этого безобразного кафра-посланца! После долгого ожидания он приходит вновь и на этот раз она бросается ему навстречу, потому что он вестник ее возлюбленного мужа, и она знает, что, при всей его отвратительной внешности, он несет весть любви.
Возлюбленный, научился ли ты смотреть на несчастья, неприятности и разочарования как на страшного черного посланца с дротиком в руке, который приходит прямо от Иисуса? Научился ли ты говорить: «Какое бы горе, какая бы боль не коснулись или даже не пронзили мое сердце, это послание от Иисуса и оно несет весть любви»? Не станешь ли ты с этого дня говорить: «Я с радостью принимаю всякое испытание, потому что оно - от Бога». Если ты хочешь, чтобы Бог был все во всем, ты должен видеть и принимать Бога во всяком проявлении. О, научись принимать Божью волю во всем. Научись же говорить о каждом без исключения испытании: «Мой Отец послал его. Я принимаю это как Его вестника», и ничто - ни на земле, ни в преисподней - не сможет отлучить тебя от Бога.
Если Богу надлежит быть всем во всем в твоем сердце и жизни, то надо, скажу я, не только позволить Ему занять Его место и принять всю Его волю, но и, это в-третьих, - довериться Его силе. Дорогие друзья, «Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению». И «Бог мира, - согласно другому месту Писания, - усовершит вас во всяком добром деле, ...производя в вас благоугодное Ему...». Вы жалуетесь на слабость, немощь, пустоту. Это не имеет значения. Вы для того и созданы, чтобы быть пустым сосудом, в который Бог может вложить Свою полноту и силу. Усвойте этот урок. Я знаю, он нелегкий. Спустя долгое время после того, как Павел уже стал апостолом, Господу Иисусу пришлось прийти, чтобы очень своеобразным способом научить его говорить: «Я благодушествую в немощах». Павел подвергался опасности превознестись полученными им небесными откровениями, и Иисус послал ему жало в плоть - да, Иисус послал его - ангела сатаны - удручать его. Павел молился и боролся, и хотел избавиться от этого, но Иисус явился ему и сказал: «Это Я допустил, что ты не можешь освободиться от этого. Оно необходимо тебе, и Я чудно благословлю тебя в этом». С того момента жизнь Павла изменилась в этом отношении, и он сказал: «Я никогда не понимал этого так прежде, но теперь хвалюсь в моих немощах, ибо когда я слаб, тогда я силен».
Ты действительно хочешь, чтобы Бог был все во всем? Научись хвалиться в твоей слабости. Удели время, чтобы каждый день, когда ты склоняешься пред Богом, говорить: «Всемогущая сила Божья, действующая в солнце, луне и звездах и цветах, действует и во мне. Это так же несомненно, как то, что я живу. Всемогущая сила Божья действует во мне. Мне нужно лишь склоняться и утихать. Мне нужна большая покорность и отдача Его воле. Мне нужно больше доверять и дать Богу делать со мной то, что Он хочет». Пусть Бог ведет тебя Своим путем. Пусть Он действует, и Он будет действовать могущественно. В глубочайшей тишине часто рождается вдохновение для высочайшего деяния. Это видно из опыта многих Божьих святых. И как раз в таком опыте мы нуждаемся, - чтобы в тишине отдачи и веры было явлено Божье действие.
Четвертое. Если Богу надлежит быть всем во всем, пожертвуй всем для Его Царства и славы. «Да будет Бог все во всем». Это такая благородная, славная, святая цель, что Христос сказал: «Ради этого Я отдаю Мою жизнь. Ради этого Я жертвую всем, даже до смерти крестной. Ради этого Я отдам Себя». Если для Христа это стоило того, то неужели это стоит меньшего для тебя? Если бы Иисуса из Назарета спросили: «Для чего Тебе Твое тело? В чем Ты видишь его высочайшее предназначение?» Он бы ответил: «Предназначение и слава Моего тела в том, что Я могу отдать его в жертву Богу. Это все». И если я обладаю разумом, имею деньги, у меня есть дети, то в чем назначение всего этого? В том, что я могу отдать их Богу, так как Бог должен быть все во всем.
Я молю Бога, да даст Он нам такое видение Его Царства и славы, чтобы все другое могло померкнуть. Тогда будь у тебя даже десять тысяч жизней, ты бы сказал: «Красота и ценность жизни в том, чтобы Бог был все во всем для меня и чтобы я мог свидетельствовать людям, что Бог превыше всего и жизнь стоит только того, чтобы отдать ее Богу и Он наполнил ее». Пожертвуем же всем для Его Царства и славы. Начни жить день за днем с молитвой: «Мой Бог, я отдаюсь Тебе. Будь для меня все во всем». Ты скажешь: «Разве я могу осуществить это?» Да, таким путем: пусть Святой Дух живет в тебе, пусть Святой Дух, как огонь, горит в тебе, воздыханиями неизреченными взывая к Богу, чтобы Он Сам открывал в тебе Свое присутствие и Свою волю. В 8-й главе Послания к римлянам Павел говорит о стенании всей твари. О чем же стенает все творение? Об искуплении, о славной свободе детей Божьих. И я убежден, что именно это подразумевал Павел, когда говорил о воздыханиях Святого Духа, - неизреченные воздыхания о грядущем времени откровения славы, когда Бог будет все во всем.
Христиане, пожертвуйте вашим временем, пожертвуйте вашими интересами, пожертвуйте лучшими силами вашей души в молитве, в стремлении, в вопле к Богу, чтобы Он мог быть все во всем.
И, наконец, если Богу надлежит быть всем во всем, то ты должен уповать на Него весь день. Первый момент, на который я указывал, - это предоставить Богу Его место, но в заключение я хочу заострить эту мысль. Ожидай пред Богом непрестанно весь день. Чтобы осуществить это, ты должен всегда жить в Его присутствии. Именно для этого мы были искуплены. Разве не написано в Послании к евреям: войдем же за завесу посредством Крови Иисуса, туда, где Он Первосвященник? Святилище, в котором нам предстоит пребывать на небе, - это непосредственное Божье присутствие. Постоянное Божье присутствие - несомненное наследие каждого чада Божьего. Это так же верно, как то, что солнце светит. Отец никогда не прячет лица от Своего чада. Грех закрывает Его лицо и неверие, но Отец позволяет Своей любви светить на лица Его детей весь день. Солнце светит днем и ночью. Наше солнце никогда не зайдет. Начни этого искать. Приди и живи в присутствии Божьем. В Его присутствии действительно есть место, где можно пребывать, потаенное место Его селения, о котором так красиво написано:
Везде, везде, куда бы ни забрел я,
Его Присутствие меня сопровождает.
И в этом для меня вся радость жизни,
И в этом - мой покой неизреченный.
Там есть блаженство тишины Его Святилищ, Там, в тишине, сама любовь склонилась В безмолвии перед Его лица сияньем.
Это удел тех, кому даровано молиться: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его, ибо Он укрыл бы меня... в потаенном месте селения Своего». Бог Сам возьмет тебя туда и будет хранить там, и тогда весь твой труд будет совершаться в Боге.
Возлюбленный, постоянно ожидай пред Богом. Ты не сможешь это сделать, если не будешь в Его присутствии. Ты должен жить в Его присутствии. Тогда ты приобретешь благословенный навык ожидания пред Богом. Действительная сложность в достижении настоящего ожидания пред Богом в том, что большинство христиан не стремятся осознать близость Божью и дать Богу первое место. Будем же стремиться к этому; давайте доверимся Богу, чтобы Он дал это нам по благодати Своей, давайте же ожидать пред Богом весь день. «Очи мой всегда к Господу»[5]. Ожидайте пред Богом водительства, и Бог, если ты ревностно ждешь пред Ним, введет тебя в новую силу для Его служения, в новую радость общения с Ним. Он приведет тебя к большему доверию Ему. Он приготовит тебя к ожиданию от Него нового. Возлюбленный, невозможно уразуметь того, что Бог совершит для человека, который всецело отдан Ему. Хвала Его имени! Да скажет каждый из нас: «Пусть моя жизнь, - живу я или умираю, тружусь или молюсь, - постоянно будет только для одного: чтобы во мне, и вокруг меня, и в Церкви, чтобы по всему миру Бог мог быть все во всем!»
Маленькое семячко дает начало большому дереву. Горчичное семя становится деревом, в ветвях которого могут укрываться птицы небесные. Этот великий день, как говорит Писание, день, когда Христос покорится и предаст Царство Отцу и Бог будет все во всем, - это и есть великое дерево Царства Божьего, достигшее своего полного завершения и славы. О, примем же семя этой славы в наши сердца и склонимся в смиренной отдаче и покорности, говоря: «Аминь, Господи. Это будет моим единственным помышлением и моей жизнью - говорить и трудиться, молиться и жить лишь для того, чтобы и другие могли познать Тебя. Это будет моей жизнью - отдаться неизреченным воздыханиям Святого Духа, чтобы я не мог успокоиться и всегда своим взором направлялся к тому дню, дню славы, когда действительно Бог будет все во всем».
Да поможет Бог каждому из нас! Да поможет Бог всем нам отдаться Ему и Христу и сделать это нашей повседневной жизнью во имя Его. Аминь.