Первое из великих благословений, которое Христос, наша праведность, открывает нам, как уже приготовленное в Нем, есть праведность. И нетрудно понять, почему оно первое. Не может быть истинного процветания или прогресса ни в народе, ни в семье, ни в душе, если нет в них мира. Даже машина не сможет выполнять свою работу, если она не будет укреплена на твердом основании и не будет находиться в покое. Так уверенность и мир необходимы для нашего нравственного и духовного благосостояния.
Грех нарушил все наши отношения: мы находимся в разладе сами с собою, с людьми и с Богом. Первое требование спасения, приносящее нам благословение, - это мир Божий. Но мир приходит вместе с правдой. Только там, где все устроено по воле Божией, может царить мир. Иисус Христос принес этот мир на землю, чтобы дать его людям и чтобы восстановить в них Свою праведность. В Писании Он назван Мелхиседеком, Царем Салима, т.е. Царем правды и мира. Он Тот, Кто послан исполнить обетование Божие, сказанное через пророка: "Вот, Царь будет царствовать по правде... И делом правды будет мир, и плодом правосудия - спокойствие и безопасность вовеки" (Ис. 32:1,17).
Это пророчество о Христе, Который сделался нашей праведностью от Бога; в Нем мы сделались праведными праведностью Божией. Попытаюсь пояснить, что это значит.
Когда грешник впервые приходит ко Христу, ища спасения, он, как правило, взирает на Него как на Искупителя, Праведника, пострадавшего за неправедных. В Его искупительной жертве он видит только основание для своей веры в прощающую, милующую любовь Божию. Заместительство, взятие на Себя проклятия и искупительная смерть Иисуса вместо грешника - это то, что приносит ему успокоение и мир. Вначале грешник может только понять, что он получает прощение и становится праведным благодаря праведности Христа, и этого для него достаточно, чтобы восстановить себя в милости Божией. "Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом" (Рим. 5:1) - вот его опора. И он старается возрастать в вере, принимая праведность Христа как дивный дар.
Но с течением времени и по мере возрастания в христианской жизни, а также в поисках удовлетворения новых духовных потребностей он старается глубже вникнуть в истину, чтобы понять, как Бог оправдывает грешника на основании праведности Христа. Так он постепенно обнаруживает поразительное единство Христа, Церкви и вселенной. Он начинает понимать, что Христос сделался одно со Своим народом, а Его народ - одно с Ним, и это находится в полной гармонии со всем законом царства природы и небом. Каждый член Тела должен принимать участие как в деятельности, страдании, так и в жизни Главы. Так верующий приходит к пониманию, что это может быть достигнуто лишь при его полном единении со Христом как Главой, при котором он может испытать силу Его праведности, а душа его будет приведена в полное согласие, благоволение и единство со святыми.
Когда мы поняли, что Христос стал нашей праведностью, для нас Он стал еще драгоценнее и славнее, ибо внес в наше сердце не только Свою любовь, но и жизнь Богочеловека. И такой опыт снова проливает свет на Писание, побуждая нас присматриваться к тому, что прежде едва замечали, т.е. как праведность Божия, становясь нашей, соединяется с личностью Искупителя. "...И вот - имя Его, которым будут называть Его: "Господь - оправдание наше!" (Иер. 23:6). "Только у Господа... правда и сила" (Ис. 45:24). Иисус Христос сделался для нас праведностью от Бога, "чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом" (2Кор. 5:21). Мы видим, как праведность и жизнь во Христе неотделимы друг от друга: "правдою одного всем человекам оправдание к жизни" (Рим. 5:18). "...Приемлющие... дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа" (Рим. 5:17).
И верующий начинает понимать, какое глубокое значение имеет ключевое слово: "В Нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: "праведный верою жив будет" (Рим. 1:17). Он теперь не удовлетворяется мыслью о праведности как временной одежде. Но, облекаясь во Христа и Его жизнь, дитя Божие чувствует, насколько полно принадлежит ему праведность Божия, коль Господь является его праведностью. Раньше, когда он не понимал этого, зачастую ему трудно было носить белую одежду весь день: казалось, что он должен в нее облекаться специально для того, чтобы представать пред Богом для исповедания грехов своих и поисков новой благодати.
Но теперь он понял, что Сам живой Господь - наша праведность, Господь бодрствующий, хранящий и любящий нас как Свое достояние. И теперь уже нетрудно ходить весь день облеченным в Его любящее присутствие, поддерживающее и укрепляющее Его народ.
В подобном опыте мы можем пойти дальше. Праведность неразрывно связана с жизнью, и мы теперь яснее, чем когда-либо, осознаем блаженство в себе новой природы. Ведь новый человек создан "по Богу, и праведности и святости истины" (Евр. 4:24). "Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен" (1Ин. 3:7).
Единение со Христом влияет не только на наши отношения с Богом, но и на наше личное духовное состояние. Поскольку возрастающее обновление всего нашего существа делает праведность нашей истинной природой, то тем, кто осознал, что Христос - наша праведность, едва ли нужно напоминать: "Пребудьте во Христе".
Пока христианин думал о праведности заместительства, о, так сказать, юридической праведности, полученной через Христа, он не ощущал еще необходимости пребывания в Нем. Но по мере того, как Слово Господне открывается его внутреннему взору, он начинает видеть, что пребывание во Христе есть единственный путь для достижения оправдания и принятия его Богом. Благодаря этому свету он узнает, как новая праведная природа может быть укреплена Иисусом Христом, его Главой. Для кающегося грешника главной мыслью и стремлением является праведность Христа, умершего за его грех. Но для полноценного духовного возрастания надо искать живого Христа, от Которого и приходит праведность и Который есть все во всем. Имея Его, мы имеем и праведность.
Дорогой друг! Старайся пребывать во Христе как в своей праведности. Твоя природа капитально испорчена, она противится праведности Божией и старается лишить тебя доступа к Богу и единения с Отцом. И ничто не может облегчить твоего хождения во свете лица Его без тени сомнения, кроме постоянного пребывания во Христе, твоей праведности. Ты к этому призван и потому старайся ходить достойно своего призвания и избрания.
Покорись Духу Святому, чтобы Он мог открыть тебе чудную тайну милости Божией, привлекшей тебя к Богу и открывшей тебе доступ к одежде Божественной праведности. Пойми, что царская одежда действительно облекает тебя и тебе в ней нечего бояться войти в Его присутствие. Ведь это знак того, что ты - тот человек, которого Царь с удовольствием желает почтить. И если она тебе необходима, чтобы в благообразии войти во дворец, то не менее необходима она тебе тогда, когда Он посылает тебя в мир, где ты являешься как царский представитель и посланник.
Живи ежедневно в полном сознании того, что в очах Божиих ты праведен и являешься объектом благоволения и любви Христа. Всякое твое представление, которое ты имел о Нем и о Его благословенных качествах, связано прежде всего с истиной, что Христос от Бога сделался нашей праведностью. Знание этого факта будет хранить тебя в совершенном мире. Ты войдешь в покой Божий и будешь пребывать в нем. И постепенно твой внутренний человек преобразится по образу Христа. Ты станешь праведником, по естеству своему творящим правду. В нашем характере и в нашей жизни будет ясно видно, в чем мы живем. Пребывая во Христе Иисусе, Праведнике, мы будем делить с Ним Его положение, характер и блаженство. "Ты возлюбил правду, и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих" (Пс. 44:8). Безмерное счастье будет нашим уделом!