Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам. Ин. 15:7
Молитва является одновременно и средством, и плодом единения со Христом. Как средство она предоставляет невыразимое преимущество: все дела веры, всякое желание сердца, всякое признание своих неудач и прегрешений, всякое стремление души ко Христу - все находит свое выражение в молитве. Если в размышлении над Писанием нам открывается новый свет, касающийся благословенного пребывания во Христе, - первым побуждением будет: поднять свой взор к Отцу и излить пред Ним сердце, прося полного разумения того, что открылось нам в Его Слове. Но только тот верующий укрепляется во Христе, который не удовлетворяемся таким непроизвольным порывом своей веры, и просит у Господа более глубокого света в тайной комнате молитвы, терпеливо ожидая до тех пор, пока получит и уразумеет то, что было ему показано. Как бы ни было слабо первоначальное пребывание души во Христе, молитва ее будет услышана и всегда будет служить средством для изобильного пребывания в нем.
Но в Своей притче о Лазаре Господь указывает на молитву более как на плод пребывания, чем как на средство. Он говорит о молитве не как о средстве получения благословении для нас самих, но как о главном канале, по которому через нас как соработников Божиих распространяется на мир благословение искупления Христова. Он ставит славу Отца как цель, ради которой мы сделаны ветвями. Наша горячая и действенная молитва явится тогда как плод нашего пребывания в Нем и будет одновременно средством для дальнейшего принесения обильного плода. Для христианина, который не вполне пребывает во Христе, трудности, связанные с молитвой, бывают так велики, что лишают его покоя и силы, которые он мог бы принести другим. В духе смирения он вопрошает, как столь недостойный может иметь помощь от Бога. Он размышляет о величии Божием, о Его премудрости и любви и не видит, как его молитва может иметь положительный результат. Он молится, но скорее потому, что молиться необходимо, молится без радостной уверенности, что его молитва будет услышана.
А какое блаженное освобождение от подобных вопросов и недоумения дается душе, истинно пребывающей во Христе! Она понимает все более и более ясно, что в духовном уединении со Христом наши молитвы приняты и услышаны. Союз с Сыном Божиим - жизненный союз: мы в самом деле одно с Ним, и молитва наша восходит, как Его молитва. Если мы пребываем в Нем, мы можем просить всего, чего ни пожелаем, и оно дастся нам.
Существует много причин, почему должно так быть. Первая из них та, что, пребывая во Христе и неся Его слова в себе, мы научаемся просить по воле Божией. С пребыванием во Христе наше своеволие сокрушается, наши естественные мысли обновляются и соответствуют желаниям. Христа. Наше уподобление Христу возрастает, все наши действия, наше хождение формируются в гармонии с Его образом. Появляется глубокая, часто возникающая пытливость сердца, чтобы, узнать, вполне ли совершенно была произведена наша самоотдача. Горячие и усердные молитвы возносятся к Тому, Кто проникает сердце и испытывает внутренности (Иер. 17:9-10).
Чтобы не оставалось в них места даже для малейшей нечистоты, все подчиняется могуществу Его жизни в нас, через которое Он может проявить Свое освящающее действие. Дух Святой проникает все наше существо, и наши мысли и желания, помимо нашего сознания, приходят в полное соответствие с Божественной волей и исполняются. Пребывание во Христе обновляет и освящает нашу волю: мы просим, и дается нам.
С этим связана мысль о том, что пребывание во Христе научает верующего искать в молитве только славы Божией. Обещая отвечать на молитву, Христос имел в виду лишь одну мысль: "...Да прославится Отец в Сыне". (Ин. 14:13). В Своем ходатайстве на земле Он посылал только это желание и мольбу, и это ходатайство на небе остается Его великой целью. И поскольку верующий пребывает во Христе, постольку это желание Христа внушается ему Духом Святым, и мысль, что главным является только слава Отца, делается все более и более, ключевой нотой его жизни.
Вначале это покоряет и успокаивает, отчасти даже и пугает душу, осмелившуюся питать желание, чтобы все было во славу Божию. Но когда, наконец, принимается полное главенство этой истины, и все подчиняется ей, тогда приходит могучая сила, которая возвышает и расширяет сердце, открывая ему безграничные горизонты славы Божией. И в ней исполняется одно из первых условий приемлемой молитвы, когда плодом ее является единение со Христом. Весь дух ее приводится в гармонию с Духом Святым, как Он и сказал: "Отче! прославь имя Твое" (Ин. 12:28).
Пребывая во Христе, мы смело можем пользоваться Его именем: просить во имя Другого - значит как бы этот Другой послал и уполномочил меня просить для него Самого. Но очень часто те, кто не вполне пребывает и Иисусе, пользуются Его именем в собственных мотивах, но такого не должно быть. Обещание "И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю" (Ин. 4:14) не может быть отделено от исполнения заповеди: "И все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа..." (Кол. 3:17).
Если имя Христово полностью в моем распоряжении, и я могу употреблять его для всего, чего желаю, то это лишь потому, что сначала я отдался в Его полное распоряжение, так что Он всегда и вполне может использовать меня. Лишь пребывание во Христе дает нам право и силу с верой пользоваться Его именем. Отец ни в чем не отказывает Христу, посему, пребывая во Христе, я прихожу к Отцу, как одно с Ним, и Отец, видя праведность и дух Сына во мне, удовлетворяет мою просьбу. Отец желает нас видеть живущими в Сыне: тогда наша молитва действительно будет достигать цели.
Пребывание во Христе не только побуждает нашу волю к правильной молитве, но и обеспечивает нам полную силу Его заслуг. Кроме того, это пребывание вырабатывает в нас веру, которая только и может получить ответ. "По вере твоей да будет тебе" - это один из законов Царства. На этом утверждается и покоится вера через Слово Божие. Но она бесконечно выше простого логического заключения: Бог обещал, и я получу. Нет, вера как духовный акт зависит от слов Иисуса Христа, пребывающих в нас как живая сила, а также от состояния всей внутренней жизни. Без молитвы, без смирения и воздержания, без послушания от всего сердца живой веры быть не может.
И по мере того, как душа, пребывая во Христе, возрастает в сознании единства с Ним и в понимании того, что лишь Он делает ее молитвы приемлемыми для Отца, она осмеливается ждать ответа. Ведь она верою узнала пребывание в Нем и теперь возносит свои ходатайства и молитвы с чувством глубокой, спокойной и твердой уверенности, зная, что получит просимое от Него.
Затем, пребывание во Христе сохраняет нас в том месте, куда ответ может быть дарован. Некоторые христиане серьезно просят благословения, но, когда Господь приходит, желая благословить их. Он нигде их не находит. Почему? Потому что они никогда не думали о том, что благословение надо не только просить, но и научиться ждать, пребывая в молитве благодарности. Пребывание во Христе есть место получения ответа. И наиболее плодотворные ответы на молитву и о духовной силе, и о силе в работе способствуют приобретению нами более глубокого опыта в том, кем является для нас Христос. Полнота пребывания в Нем есть условие для получения силы в молитве.
Дорогой брат! Пребудь во Христе; это школа молитвы действенной, могущественной, приносящей ответ, и ты узнаешь то, что для многих составляет тайну: что секрет молитвы веры - жизнь, пребывающая только во Христе.