Logo
О возрождении

Джонатан Эдвардс

О возрождении

Повествование об удивительных обращениях в веру



Предисловие первых редакторов: д-ра Исаака Уаттса и д-ра Джона Гайса

Та дружеская переписка, которую мы поддерживаем с на­шими братьями из Новой Англии, время от времени доставля­ет нам удовольствие слышать о различных удивительных слу­чаях проявления Божьей благодати в обращении грешников в веру и о выдающихся примерах преданности Богу в этой аме­риканской части света. Однако со времен первых дней христи­анства мы никогда не слышали и не читали о событиях на­столько же удивительных, как те, о которых рассказывается в данном повествовании. Преподобный и достопочтенный д-р Колман из Бостона вкратце рассказывал нам об этом в своих письмах; затем по нашей просьбе о более развернутом и деталь­ном изложении г-н Эдварде, счастливый и преуспевающий служитель из Нортгемптона, бывшего одной из главных сцен этих чудес, изложил историю этого в письме д-ру Колману.

В эту пору славной работы Бога в обращении людей в веру в той части страны были проповеданы некоторые полезные про­поведи преподобного и почтенного г-на У. Уильямса, опубли­кованные недавно в Новой Англии; к ним д-р Колман добавил весьма рассудительное и аккуратно сокращенное изложение этого письма; а спустя некоторое время по просьбе г-на Эдвардса он прислал нам и оригинал, чтобы под нашим руководством здесь, в Лондоне, донести его до всего мира.

Мы вполне удовлетворены истиной этого повествования, не только на основании посвященного отношения автора, но и на основании подтверждающих его свидетельств многих других людей в Новой Англии; ибо это не в углу происходило. Как нам сообщают, есть определенная местность, где расположены две­надцать или четырнадцать городов и деревень, находящихся главным образом в Гемпшире, неподалеку от берегов реки Кон­нектикут в радиусе тридцати миль, где два года назад Богу бы­ло угодно явить Свою свободную и суверенную милость в обра­щении в веру великого множества душ за короткий промежу­ток времени, обратив их от формального, холодного и бездум­ного исповедания христианства к живому проявлению всякой христианской благодати и сильной практике нашей святой ре­лигии. Великий Бог, похоже, снова совершил чудо Гедеоновой шерсти, которая оказалась обильно увлажнена небесной ро­сой, в то время как земля вокруг нее была сухой и не имела та­кого удивительного благословения.

На протяжении многих лет среди служителей и церквей, как в Старой Англии, так и в Новой (за исключением периода недавних потрясений) имели место весьма сильные и справед­ливые жалобы на то, что дело обращения в веру происходит очень медленно, что Дух Божий в Его спасающем влиянии весьма отчужден от служения Его Слова и что немногие прини­мают Евангельскую весть в свои сердца с каким-либо очевид­ным успехом. Но поскольку Евангелие остается таким же бо­жественным инструментом благодати, каким оно было во дни апостолов, наш вознесшийся Спаситель время от времени ис­пользует особые возможности, чтобы явить божественность этого Евангелия посредством обильного излияния Своего Духа там, где оно проповедуется: тогда грешники во множестве пре­вращаются в святых, а города и окрестности преображаются. Веселится пустыня и сухая земля, и радуется страна необи­таемая и цветет как нарцисс; в отношении этих случаев мы, без сомнения, можем добавить, что они видели славу Господа и величие Бога нашего; они видели шествие Бога, нашего Царя, во святилище Его.

Несомненно, нам, исповедующим религию Христа, следует обратить внимание на столь поразительные проявления Его силы и милости и воздать Ему должную славу, когда Он начи­нает исполнять свои обетования касательно последних дней; это также дает нам дополнительное ободрение молиться, ожи­дать и надеяться на подобное проявление Его силы среди нас. Рука Господа не сократилась на то, чтобы спасать, но у нас есть причина бояться, что наши беззакония, наша холодность в религии и общее плотское состояние нашего духа воздвигли стену разделения между Богом и нами; мы также можем доба­вить, что гордость и извращенные настроения безбожия, вы­рождения и отступничества от христианской веры, которые в последние годы проявились среди нас, похоже, побудили Дух Христов весьма удалиться от нашего народа. «Вернись, о Гос­поди, и посети Свои церкви, и оживи Свое дело среди нас!»

Из таких благословенных примеров успеха Евангелия, ка­кие приведены в этом повествовании, мы можем много узнать о путях Духа Божьего в Его воздействии на души людей, для того чтобы обличить грешников и вернуть их к Его благоволе­нию и Его образу через Иисуса Христа, Его Сына. Мы призна­ем, что некоторые особенные проявления дела обращения в ве­ру среди людей могут быть вызваны тем служением, в котором они находились, будь оно более или менее евангельского тол­ка, будь оно более строгим и пугающим или более мягким и убеждающим. Но везде, где Бог действует в умах людей с си­лой ко спасению, будет возникать чувство греха, опасности Бо­жьего гнева и совершенной достаточности Его Сына Иисуса для того, чтобы избавить нас со всеми нашими духовными не­достатками и трудностями, и искренним согласием души при­нять Его в различных проявлениях благодати, в которых Он представлен в Священном Писании. Также, если бы наши чи­татели имели такую же возможность, как мы, ознакомиться с некоторыми из проповедей этой славной поры, мы бы обнару­жили, что это обычная и простая протестантская доктрина Ре­формации, не уклоняющаяся ни в сторону антиномианцев, ни в сторону арминианцев, и именно Духу Божьему было угодно почтить таким впечатляющим успехом.

Это радостное событие научило нас еще и тому, как легко будет нашему благословенному Господу полностью совершить все Свои предсказания относительно Его Царства и распрост­ранить Свое владычество от моря до моря среди всех народов земли. Мы видим, как Ему легко одним мановением руки, од­ним словом Своих уст пробудить целые страны глупых и спя­щих грешников и разжечь божественную жизнь в их душах. Небесное влияние будет двигаться из дома в дом, наполняя сердца и уста каждого жителя безотлагательными вопросами: Что мне делать, чтобы спастись? Как нам избежать гряду­щего гнева? И имя Христа-Спасителя будет распространяться подобно сильному, животворящему благоуханию среди наро­дов, погибающих от болезненного чувства своей собственной вины и опасности. Спасение будет распространяться среди всех племен и слоев человечества, как молния небесная за не­сколько мгновений проносит огонь через десятки тысяч ламп и факелов, расположенных в нужных местах и ситуациях. Та­ким образом, народ родится в один день, когда будет угодно нашему Искупителю, и Его верные и послушные подданные станут так же многочисленны, как стрелки травы на недавно скошенном лугу, будучи освежены дождями с небес. Однако удовольствие от этой приятной картины уводит разум от на­шей темы.

Давайте вернемся к нашему повествованию: стоит заметить, что эта великая и удивительная работа, похоже, происходит не от какого-то внезапного и ужасающего бедствия и всеобщего ужаса, который мог бы повсеместно повлиять на умы людей: здесь не было ни бури, ни землетрясения, ни наводнения, ни опустошительного пожара, ни мора, ни какого-либо другого большого бедствия, ни жестокого нашествия их индейских сосе­дей, которое могло заставить жителей серьезно задуматься и об­ратиться к религии от страха приближающейся смерти и суда. Такие проявления иногда были весьма эффективными для про­буждения грешников на Сионе, так что и формально исповедую­щий, и лицемер приходили в ужас от мыслей о Божьем гневе, готовом излиться на них: Кто может жить при вечном пламе­ни? Но в данном случае рука Божья в действии Его Духа явлена намного более очевидно, потому что этому не сопутствовали ни­какие страшные и угрожающие деяния Провидения.

Нам также следует обратить внимание на то, что когда мно­гие нечестивые грешники и люди, формально исповедующие религию, были выведены из состояния беспечности и глупости страхом и потрясающими ужасами, приближающимися к ним, эти проявления религиозности оказались недолговечны­ми, как и не происходило реальной перемены в сердце; многие новообращенные такого рода большей частью оставили свои религиозные переживания, когда их страхи перед угрожаю­щим бедствием рассеялись. Однако благословенным подтверж­дением истины этой нынешней работы благодати является то, что люди, над которыми Бог произвел свою работу в ту пору, продолжают серьезно исповедовать религию и практикуют ее, не возвращаясь к своим прежним глупостям...

Если в этом повествовании об удивительном обращении в веру столь большого числа душ обнаружится что-то такое, где особенности стиля или личности рассказчика, или его ссылки на факты покажутся неприемлемыми какому-то читателю, мы надеемся, что это не окажет неприятного влияния и не поме­шает верить этому славному событию. Мы должны позволить каждому повествующему иметь свой стиль и позволить ему са­мому решать, какие именно случаи он выберет из множества случаев, имевших место перед его глазами. Хотя он и мог вы­брать другие, возможно, имеющие большую значимость в гла­зах мира, чем женщина и ребенок, о Чьих переживаниях он рассказывает подробно; однако очевидно, что он избрал случай с женщиной потому, что она мертва и поэтому неспособна по­знать какую-либо честь или позор от этого. Что же касается ре­бенка, то те, кто присутствовал там, видели и слышали такую удивительную и необратимую перемену в столь юной жизни, обязательно должны были получить от этого более сильное впечатление и более приятное удивление, чем то, что простое повествование об этом может донести до тех, кто не был там. Детский язык всегда теряет свою непосредственную красоту в пересказе.

В целом, какие бы дефекты читатель ни нашел или ни вооб­разил в этом повествовании, мы вполне удовлетворены тем, что такое выдающееся дело Божье не скрыто от мира; и мы го­ворим, что наше мнение совпадает с мнением преподобного ав­тора, а именно: весьма вероятно, что это повествование о таком необычайном и выразительном явлении божественной благо­дати в обращении грешников в веру по благословению Божье­му окажет благотворное влияние на умы людей, к чести и рас­пространению Царства Христа, намного более, чем какое-то возможное несовершенство этого изложения может причинить ущерб.

Пусть достопочтенный автор этого послания и все его пре­подобные братья по служению, имевшие честь участвовать в этом превосходном и важном событии, продолжают видеть свои труды увенчанными ежедневным и постоянным успехом! Пусть многочисленные герои этого удивительного дела крепко удерживают то, что получили, и будут возрастать во всякой христианской благодати и благословении! Пусть также обиль­ное излияние благословенного Духа сойдет на Британские ост­рова и на все американские колонии, дабы обновить там рели­гию! Мы также призываем наших читателей в обеих Англиях присоединиться к нам в нашем искреннем обращении к пре­столу благодати, чтобы это чудесное открытие десницы Божь­ей в спасении грешников воодушевило нашу веру и надежду на исполнение всех Его слов благодати, записанных как в Вет­хом, так и в Новом Заветах относительно больших масштабов этого спасения в последние дни мира. Гряди, Господь Иисус, гряди скоро, и распространи Свое владычество до краев земли! Аминь.

Лондон,

12 октября 1737 г.

ИСААК УАТТС

ДЖОН ГАЙС

 

Предисловие

Преподобный и достопочтенный сэр,

Увидев ваше письмо моему почтенному дяде Уильямсу из Хетфилда от 20 июля, в котором вы сообщаете ему о том внима­нии, которое было обращено на недавнюючудесную Божью ра­боту в этом и в некоторых других городах этой окрестности преподобным д-ром Уаттсом и д-ром Гайсом из Лондона, а так­же приходом, в котором последний из сих проповедовал на ежемесячный день торжественной молитвы; а также о вашем желании более подробно ознакомиться с этим с помощью кого- либо из нас, находившихся здесь; и будучи впоследствии про­информированным моим дядей Уильямсом о том, что вы хоти­те, чтобы я взял на себя это дело, я теперь соглашаюсь сделать это в той самой справедливой и верной манере, которая мне присуща.