В начале этой книги мы просили читателя не только прочесть ее, но и молитвенно продумать ее, а ныне при чтении этой последней ступени нужно всё это сделать намного усерднее.
Разоблачение нашего освященного “я” не может не привести нас в ужас и трепет, когда оно окажется именно нашим, о чем и будет повествовать эта часть книги. Греховное “я” не опасно, оно всем видно, оно на виду у всех. Но сколь много зла натворило посвященное Богу “я”!
Отданное на работу на Его ниве, по внешнему виду это “я” – святое, ревностное, но в действительности оно – противостоящее Богу и Слову Его и воле Его. Во всем и всегда в корне своем оно противник Божий, хотя внешне оно как будто бы трудится во славу Божию.
Молитесь Богу, чтобы Он особо благословил понять эту последнюю ступень во всей полноте ее значения, состоящего в следующем:
Наше гибельное состояние по природе и пути Божиего избавления от него. Все люди по природе мертвы для Бога: “Смерть перешла во всех человеков, потому что в нем (в Адаме) все согрешили” (Рим.5:12). Христос принял приговор смерти на Себя, “чтобы привести нас к Богу” (1Пет.3:18), “праведник за грешников” (Евр.2:9). Он взял на Себя все наше человеческое естество и понес его на крест и там “умер за нас”. Нет таких путей, которые привели бы нас к Богу, помимо Голгофского креста (Ис.53:11).
Дух Святой дан в сердца людей для того, чтобы осуществить работу: воплотить полностью плоды подвига Христова в людях, уверовавших в Его Евангелие: “Дух истины... от Моего возьмет и возвестит вам” (Ин. 16:13-14).
Дух Божий веет и над всем миром и человечеством, которое лежит во тьме, мертвое по грехам и преступлениям и разделено с Богом, чтобы произвести в каждой Ему послушной душе, во-первых, смерть для греха, и, во-вторых, жизнь воскресения Христа.
Как трудится Дух Святой над душами
Над душами, которые еще не спасены, которые еще мертвы
Он обличает их, открывает им всю пагубность жизни их в рабстве греха и пробуждает в них понимание, а потом и желание в необходимости им Спасителя, Избавителя от грехов (Ин.16:8).
Когда Он пробудит душу для Бога, тогда поведет ее на Голгофу, где покажет и проявит человеку распятого за него Христа, его Избавителя от грехов (1Пет.2:24).
Получает человек все это просто, по Слову: “Слушающий... верующий... перешел от смерти в жизнь” (Ин.5:24). Эта вечная жизнь навсегда закрепляется за человеком, уверовавшим во Христа. Его общение с Богом теперь свободно, ибо помехи в этом устранены. Глаза его открываются в духовный мир и, взирая на Христа, он испытывает радость и мир от того, что получил верою. Теперь душа ожила для Бога, но в большинстве случаев еще остается живой для греха, для себя, для своего “я”.
Душа, которая знает избавление от греха и гнева смерти, но еще не познала, не вкусила полной свободы во Христе
Дух Святой этой душе начинает открывать более глубокие нужды, а именно: освобождение от душевной, плотской жизни. Душа уже приняла свободу от осуждения за грех и только начинает понимать и убеждаться, что плотские, душевные враждебны Богу и что “живущие по плоти” (т.е. как есть, по естеству от рождения, какой бы он ни был добр или религиозен) угодить Богу не могут (Рим.8:7-8).
Духу Святому удается открыть нам “крайнюю греховность” – великое зло греха, почему и показывает полную негодность всякой душевной жизни, где всегда есть место “плоти”, значит и греху, и может более того – инициатору греха дьяволу (Еф.4:27).
Этим откровением Дух Святой приводит в возбуждение и ревность чадо Божие по “свободе во Христе”, Богом дарованной всем детям Его (Гал.5:1) и дает ему разумение, что для достижения этой цели необходимо соединиться со Христом в “подобии Его смерти” (Рим.6:7). Голгофа – вот единственная дорога, единственный путь, который приведет нас к свободе!
Дух Святой указывает на крест и поведет нас на безусловную преданность “Богу одному”. Отныне верующий очень охотно сам себя приговаривает к смерти со Христом и просит Бога привести в действие полностью этот приговор, а также жизнь по примеру Христа (Матф.20:22) и начинает добиваться этого, чего бы это ему ни стоило.
Как Дух Святой производит в душе, преданной Богу,
“смерть для греха”
“Мы умерли для греха, как же нам жить в нем” (Рим.6:2)
Дух Святой даст нам увидеть осуществление этой истины в той мере, в какой мы твердо отказываемся не только от явных грехов, но и сомнительных дел, кажущихся на вид не грехами (Рим.14:23).
В смерти плоти и ее вожделений: “Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями” (Гал.5:24)
Дух Святой разъяснит каждому чаду Божию о великом значении этой истины и необходимость ее осуществления в своей жизни. Мы узнаем, какое полное освобождение заключается в этой истине, и тогда мы со своей стороны полностью отказываемся выполнять желания своей ветхой натуры, чтобы Дух Святой полностью овладел нашим телом, безраздельно отдаваемом Ему, как “Его храм”.
Только с этого времени нам становится вовсе нетрудным отказываться от того, что брату немощному служит преткновением. Так освободимся от многих привычек не греховных, но и не полезных, не славящих Бога. Дух Святой касается нашей склонности угождать плоти, нежить ее, создавать ей уют, и научает нас, как обращаться с плотью по воле Его.
Как Дух Святой производит в нас “смерть для мира”
“Мир для меня распят, и я для мира” (Гал.6:14). “Если вы со Христом умерли..., то для чего вы держитесь постановлений, как будто вы живете в мире?” (Кол.2:20).
Дух Святой хочет, чтобы мы предали все наши мирские обычаи, привычки, интересы, тщеславие, гордость житейскую на крест Христов. О этот так называемый христианский мир, прославленный, известный своими нравоучениями, его знаменитостью и поклонением человеку! Как он далек от своего призвания! Каждый из нас готов сказать: “я Павлов”, а “я Аполлосов” (1Кор.1:12-13).
Как Дух Святой производит в душе, преданной Богу,
“смерть рабству закона”
Находиться под игом закона или плоти означает по Слову Божию одно и то же. Под словом “плоть” подразумевается обычно человек невозрожденный, земной, душевный, полная противоположность духовному естеству. Под словом “закон” подразумевается заповедь “вы должны”, что лишает крест его славы и отнимает от нас всякий мир.
И на самом деле: как может оправдать себя человек “делами” даже и самого “закона”, если он, человек, мертв? Что может дать или сделать он в свое спасение?
Безусловно, если наше спасение поставить в зависимость от того, что мы из себя представляем, или от того, что мы делаем, то погибель неминуема (Гал.2:21; 3:13). Надо понять: если мы только разумом считаем себя мертвыми, без участия веры, мы никогда не приобретем себе освобождения – свободы. На практике эта свобода должна осуществляться через Духа Святого, приготовившего ее нам на кресте.
ИСПОЛНЕНИЕ ДУХОМ СВЯТЫМ
Начало исполнения Духом Святым и проявления
душевной жизни
В той мере, насколько преданная Богу душа дает возможность работать над нею Усовершающему ее Духу Святому, подчиняясь всем указаниям, замечаниям Его, настолько открывается душе полнота освобождения.
Это освобождение состоит в том, что:
а) Сердце очищается от всякого беззакония (1Ин.1:9).
б) Душа может возгласить с ликованием: “Я распят со Христом!” (Гал.2:20).
в) Дух жив для праведности и она, т.е. душа, живет для Бога во Христе Иисусе.
г) Воскресший Христос проявляет себя в ней (Гал.1:15-16). Душа твердо знает, что Христос живет в ней.
д) Душе отныне дан “залог силы Духа”, подтвержденный чудесами (Марк.16:16-18).
е) Душа получает “Наставника”, Который постоянно и неотлучно ее учит (1Ин.2:27).
Совершается очень важный перелом в человеке:
Дух поставляется главою над всем, хотя это не одинаково происходит в каждой душе. Грех теряет свою силу, жизнь становится светлой, “торжествующей во Христе”. Ощущается чудное освобождение от “рабства и страха”, свобода в слове и сила в молитвах. Сосуд переполнен до верха. Целые месяцы или годы Бог употребляет этот сосуд для ближних Его, и он ходит во свете Божием.
Но это еще не конец. Совершенство еще не закончено. Много-много, очень много предстоит еще впереди, ведь только с этого исполнения Духом Святым начинается истинное хождение наше перед Богом. Дух Святой поведет нас вперед: из жизни во Христе (где мы уже были соединены с Ним в подобии смерти Христа и воскрешены с Ним для обновленной жизни) к жизни со Христом в Боге, где “все и во всем Бог”.
Дух Святой не дает успокоится на том, чего мы уже достигли, и побуждает душу стремиться к большему – к познанию Безначального (1Ин. 2:14), “чтобы сделаться святым в совершенстве, как Отец Небесный” (Матф.5:48; 1Пет.2:9).
Но как раз здесь и хочется сказать себе: “я богат”, “разбогател”, вместо того, чтобы принять еще больше: “дух нищенства” (Матф.3:5), смирения (Матф.11:28), дух “искания Царствия Божия”, где беспредельность Его власти в нас кончается, ибо, кажется, оно достигнуто.
И вдруг удивительное непонятное изменение: избавление и свобода кончается, и душевный человек выступает снова со всеми склонностями, присущими ему. В течение некоторого времени все это было сокрыто, спрятано, а теперь проявилось наяву и видно другим, что человек живет частично душевной жизнью, частично духовной, Божией жизнью:
горячий, пламенный характер меньше может сдерживать себя, свой характер; чувствительный до крайности ярко выражает свои чувства; замкнутый характер остается болезненно закрытым, как бы обижающимся; человек с твердым характером крепко держится за свои убеждения, понятия и мнения и защищает истины, которые ему ясны, и требует от других, чтобы и они их выражали его же словами.
При всем этом сердца их искренни, чисты, но для Бога трудится душевный человек.
Эти души в своих глазах остаются “богатыми”, “разбогатевшими” (Отк.3:17), хотя они и прошли через смерть для греха. Они хотят пребывать в сознании полной своей немощи, но при этом дрожат от страха за свои духовные богатства, боясь потерять их, и ни в коем случае не хотят с ними расстаться, как с данными им от Бога. Они твердо и цепко держаться своих убеждений, которые им кажутся прекрасными и истинными. Но им надо идти дальше, еще дальше – в единение со Христом в Его смерти.
Дух Святой дает более глубокое единение со Христом
в Его смерти
“Зерно... не умрет... останется одно... но когда умрет, принесет много плода” (Ин.12:24). “Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее” (Лук.9:24; 14:26; Ин.12:25). “Если кто... не возненавидит... даже и жизнь свою...” (Лук.14:26; Марк.8:35; Матф.16:25).
Дух Святой должен до конца разоблачить и освободить нас от всего тленного, которое происходит из душевной нашей жизни, и дать нам понять, что только жизнь Божественная, жизнь духовная, жизнь по духу может выдержать все испытания. Бог хочет высушить в нас “реки”, текущие из нашей душевной жизни. “Ты иссушил сильные реки” (Пс. 73:15), прежде чем потекут Его реки воды живой через нас (Ис.44:3).
Он показывает нам бесполезность, бесцельность, вредность душевного труда нашего в служении Богу, и потому забирает от нас наши личные опыты, наши разумения и познания и твердость нашей воли в душевном, ибо мы воображаем себе и думаем об этих качествах, что они “дары” и “таланты” наши, которыми мы можем быть полезными Богу. Но теперь кажется, что и они куда-то исчезли, и повсюду виднеется наше “я”. На всех трудах наших, которыми мы хвалились, на них как бы написано “Ихавод” – бесславие (1Цар.4:21). Печать тления лежит на всем, и мы вынуждены вопиять: “Вотще, бесполезно растратил я силу свою” (Ис.49:4).
Мы начинаем думать, что мы “отпадаем от веры”, и в этом “падении” мы не в силах себе помочь. Все кажется так неправдоподобно, обманчиво, и даже обетования Божии, что мы приняли раньше, кажутся бессильными в нас. И мы убеждаемся в том, что мы на самом деле лицемеры. Даже появляется желание оставить все свои дела-труды, если бы это было возможно.
Да, таков путь, ведущий к Богу в жизнь, – все должно пройти через смерть, даже наша любовь, которая требует взаимности, чтобы приготовить место любви Божией, которая любит без взаимности, чисто и бескорыстно.
Существует еще другого вида “я”, которое Дух Святой не так просто может разоблачить в нас. Это очень обманчивое явление, которое называется “освященным я”, “я”, которое имеет в прошлом богатый духовный опыт благословения. Это “я”, которое заботится о славе Божией и сердце которого дрожит за ковчег Божий (1Цар.4:13), “я”, жаждущее успеха в духовной жизни, которое хочет быть в Царстве Божием “большим”. Оно ищет “знамения и свидетельств”, и без конца вопиет: “Благослови меня, благослови меня, о Господи!”, ищет духовного наслаждения в собраниях и успокоения себе. Кто умеет обличать и судить работников Божиих. Кто свысока смотрит на тех, которые еще не доросли до духовного уровня его понимания. Кто измеряет духовную жизнь других своей мерой и заставляет понимать ту или другую истину тех, которые еще не могут вместить ее. Кто пренебрегает в других “начальным трудом Божиим” и многое-многое другое. И все это все же “делается для славы своей”, где-то даже подсознательно ища ее. Обратив внимание, увидим, как изменился характер нашего “я”: раньше оно защищало свои дела, себя, а теперь оно защищает дела Божии.
Все это глубоко обманчивое состояние душевной жизни считается в христианах за действие Духа Святого, ибо оно скрывается ныне под покровом духовности, ревнования о духовном. Дух Святой дает нам понять наше состояние и распознавать наши собственные желания, которые еще и еще раз проверяя, обнаружим в них всегда одно – “искание славы себе”. Тогда нет другого пути для нашего же блага, как бросить нас в раскаленную печь, чтобы выжечь в нас все, что от тления.
Дух Святой как будто отбирает от нас все духовное богатство, некогда дарованное нам: забирает от нас прилежность, желание молиться, любовь, сожаление, сочувствие к душам, забирает от нас способность уповать на обетования Божии, забирает от нас ощущение близости Божией, общения с Ним. Дух Святой дает нам преткнуться в таких мелочах, которые раньше не касались нас. Труд, в котором так много Бог пользовался нами, кажется нам бесплодным. Душа усиленно старается возвратить потерянное блаженство, вернуть прошлые благословения, состояние, и это ей не удается, и она от того приходит в отчаяние.
Этот путь ясно показан нам в (Иов.19:6-21; Пс.87). Душа в таком состоянии из всех сил старается выйти из него, но при этом забывает всецело полагаться на верность Божию и забывает силу и значение креста, а это и есть именно то, самое лучшее для неё в этом состоянии, к чему Бог хочет привести ее (Иов.13:15; 23:10).
Опасности в пути
Опасно следить за деятельностью смерти в нас. Бог в каждой душе работает не одинаково. Нужно, чтобы работа Духа Святого была совершена в нас. У Бога для этого тысячи средств и способов. Наше неумение вести соработу с Богом в деле нашего же освобождения является помехой, противлением Богу, и оно приносит нам горькие страдания помимо страданий из-за всех наших немощей.
Когда с нашей стороны есть соработа с Богом и потому нет противления Ему, тогда невидимым образом, и непонятно для нас, развивается в нас Его сила могущественно.
Опасно также быть в состоянии постоянного самообвинения, заглядывая внутрь себя, ища признаки смерти в себе. Когда наша вера будет опираться на “видение” нашей смерти со Христом, тогда мы изменим порядок Божий, и тщетно ждать проявления Его (2Кор.5:7). Основанием нашей веры должна быть реальная, действительная смерть Христа за нас на Голгофе и нас во Христе, и делом веры будет проявление этой смерти в нас само собой. Опасно быть привязанным к самоумерщвлению, до тонкости исследовать самих себя. Это работа в нас Духа Святого. Опасно стараться увидеть и понять разумом то, что достигается только верой. Разум не может увидеть деятельности Духа, происходящую в глубине нашего существа. И нет нужды, чтобы работа Духа длилась долгое время, целые годы. В кроткой душе Он может быстро выполнить Свою работу. Душа, которая окончательно предана Богу и готова вслепую идти за Ним, всегда на все отвечая: “Так, Господи”, “говори, слушает раб Твой”, все в этой жизни почитая тщетою, все время продви-гается вперед и вперед (Пр.4:18).
Цель работы Духа Божия в нас – даровать нам не только дары Божии, но и Самого Господа. “Жаждет душа” (Пс.41:3).
Кротким самоотвержением и детской доверчивостью предайтесь Духу Святому, и Он приведет вас к этой цели. Любовь не нуждается в объяснении, и ребенок, которого отец ведет за руку, не спрашивает о предстоящем пути.
Переход через крест к соединению со Христом,
через смерть к подобию Его воскресения
Этот переход иногда происходит незаметно, иногда же как перелом в жизни. Дух Святой проявляет через новое откровение более глубокое значение Голгофского креста для нас, прежде нами не замеченное. “Ты свел меня к персти смертной” (Пс.21:6). Значение могилы Христа засияло в новом свете, о чем прежде мы имели только частичное понятие. Теперь же чувствуем, что Он наше эгоистическое “я”, плотское существо обращает в прах, что теперь уже сознательно тоже погребается со Христом. “Мы погреблись с Ним крещением в смерть” (Рим.6:4). “Совлечением греховного тела плоти” (Кол.2:11).
Наконец Дух Святой привел душу к полному “освобождению” от “дел своих” (Евр.4:10), и она повторяет только одно: “Совлек с меня славу мою и снял венец с головы моей, кругом разорил меня” (Иов.19:9-10). “Очи Твои на меня, – и нет меня” (Иов.7:8), “хотя я и ничто” (2Кор.2:11).
Жизнь в единении со Христом в подобии Его воскресения
Душа, воскресшая из мертвых, чувствует себя немощной – младенцем. Душа теперь начинает как бы все сначала. Она нашла себя в новом мире, о котором до сих пор имела мало представления, так как в ее прежних опытах были переменными то смерть, то жизнь. Дух Святой работал в сердце тихо, но постоянно, направляя нас к этой цели, начиная с того времени, как мы впервые увидели свет.
Только теперь, уразумев о новом состоянии в своем совоскресении со Христом, мы можем смело говорить о совсем новой жизни и заявлять: “Христос живет во мне” (Гал.2:20). “Как Христос воскрес из мертвых, так и мы...” (Рим.6:4; Еф.2:6; Кол.2:12). Теперь жизнь через веру становится такой же простой и естественной, как дыхание. Мы всегда смотрим через веру на крест и на смерть.
“Я умер” (Рим.6:2,6; Гал.2:19)
Секрет понимания жизни и силы воскресения состоит в том, что мы в глубоком уничижении и в полной кротости и в нищенстве духа скрываем себя, погружаясь в смерть Христа. Жизнь Христа началась после могилы Христа, и сохранить в себе эту силу жизни нельзя иначе, как “каждое утро обновлять ее” (Пл.Иер.3:23), т.е. в глубоком смирении утверждать свое погружение в смерть Христа. Этим дадим Богу более возможности производить и сегодня Свою работу в нас (2Кор.4:10-11).
Раньше было так, что мы своим разумом старались считать себя мертвыми, но этого оказывалось недостаточно, ибо опора на один разум не даст полноты. Но теперь, когда Сам Бог дает нам свидетельство, производя в нас в действительность дело веры, что мы погружены в смерть Христа, мы начинаем иметь полноту Христа. Крест и могила стоят между нашей настоящей духовной и прежней душевной жизнью.
Хотя и не исключена возможность согрешить и оказаться непослушными к живущему в нас Духу Святому, но теперь грех обходится нам дорого, намного дороже, чем раньше, ибо в новой жизни виден грех во всей его отталкивающей мерзости.
Всегда уповаем на Христа, жизнь нашу
“Уже не я живу, но живет во мне Христос”. “А что ныне живу во плоти, то живу по вере” (Гал.2:20). Переход через крест и смерть есть действие, которое рождается в глубинах тайников нашего духа. Жизнь Христова в нас быстро подчиняет себе все внешние наши дела.
Непрестанно, постоянно взираем на Кровь Иисуса Христа (1Ин.1:7)
Когда мы возрастаем в познании и святости Божией, все дороже и дороже становится пролитая на Голгофе Кровь за нас. Нужно ли еще напоминать, что при каждом преткновении, согрешении сразу нужным и важным является покаяние и получение мира через прощение (1Ин.1:9).
Слово Божие становится теперь для души “духом и жизнью” (Ин. 6:63), в той мере, в какой Сам Бог день за днем открывает ей новые глубины. Душа начинает понимать необходимость повиновения Ему с нежным сердцем, угождая с радостью всей воле Божией (1Пет.4:2). Она радуется хождению пред Богом, “следуя за Агнцем, куда бы Он ни пошел” (Отк.14:4), и радуется принимать участие в страданиях Его, частично поучаясь этому из жизни апостола Павла (Кол.1:22,24).
Страдания, которые мы переносили на пути к смерти со Христом, были в большинстве случаев ударами, которые опускались на наше “я” в различных проявлениях его душевной жизни, а теперь мы – соучастники в страданиях Христа, разделяя с Ним Его отвержение и поругание (Евр. 13:13). “Мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают обманщиками, но мы верны; нас почитают умершими, но вот мы живы...” (2Кор.6:4-10). Только таким образом может проявиться жизнь Агнца в нашей тленной плоти, Который “был безгласен и не открывал уст Своих” (2Кор.12:9-10; 4:10-11; Ис.53:7).
Помазание и облечение силою свыше становится видимым и явно находится в гармонии со Словом Божиим. Оно и раньше было в нас, но в ограниченном виде, и Бог использовал его на Своих путях, а теперь оно будет источником, из которого исходят “реки воды живой” – оживотворяющий поток Божией жизни, протекающий через “глиняный сосуд” (Ин.5:21), который “оживляет кого хочет”, и душа приносит постоянно плоды, угодные Богу.
Может быть, и раньше душа была призвана на служение Богу, но созрела она к этому служению только теперь. Только после того, как “мы крестились в Его смерть”, призывает нас Бог, как “оживших из мертвых”, ”отдать свои члены в орудия праведности” (Рим.6:13; 12:1).
Помазание Аарона и его сыновей (Исх. гл.29) последовало после “жертвоприношения за грех и всесожжения и освящения” (1Ин.2:27). На пути к смерти многое казалось неясным, непостоянным. Благословения, которые были даны нашей душе для ободрения и поощрения, для продвижения вперед, были опять отняты, так что душа привыкла жить самостоятельно, без благословения, но теперь жизнь потекла ровно, плавно, неизменно, как написано: “Не зайдет солнце твое” (Ис.60:20).
Жизнь со Христом в Боге
“Вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге” (Кол.3:3). “Мы погреблись с Ним в смерть” (Рим.6:4).
Дух Святой соединяет нас с Ним, вознесенным на небо, и мы теперь “один дух с Ним” (2Кор.6:17), чтобы “пребывать в недре Отчем” (Ин. 1:18; 16:25). “Наступает время... прямо возвещу вам об Отце” (Ин. 16:25). “Наше общение с Отцом и Сыном” (1Ин.1:3), “Пребывает в Боге и Бог в нем” (1Ин.4:16).
За завесою царит тишина безмятежная, безопасная, вечная, глубокий мир и покой. Всякое беспокойство затихло, настало царство тишины. Никакое беспокойство, неожиданное потрясение не лишит нас мира, душа наша сокрыта со Христом в Боге, там нет бури.
Рост
Возрастание происходит теперь успешно. Бог и тогда обладал Своим глиняным сосудом, когда душа находилась на пути к смерти. Теперь же душа, все глубже познавая Бога, внедряется в Него и все более и более отображает подобие Его (2Кор.3:13). С каждым днем все более уподобляется Христу в Его кротости и смирении и с радостью, как раб, служит Ему в других душах, делаясь “всем слугою”, почитая себя самым наименьшим из всех святых Его (Еф.3:8). Душа теряет дух господина, дух господства, эгоистичности.
Еще большие глубины предстоят нам впереди – ведь благословения Божии безграничны. Бог Сам разъясняет и открывает нам Свои пути настолько, насколько Он Своим Духом поведет нас.
Указания и предостережения
Теперь душа частично познала, что значит быть наполненной “страхом Господним”. Она учится видеть и распознавать волю Божию в своей жизни и принимает всякие препятствия как допущенные Отцом для ее же блага (Рим.8:29). Она, душа, добровольно перестает прочищать себе дорогу и действовать в свою пользу, а уповать лишь на Бога, веря, что Бог заставляет других исполнять Его волю и тогда, когда они действуют против нас (Пр.16:7; Деян.27:3).
Душа знает, что руководство Духа Божия всегда согласно со Словом Божиим, и этот самый Дух, живущий в нас, не может противоречить Духу, которым полно Слово Божие. Душа теперь действительно “осторожна” (Еф.5:15), по-детски надеясь и доверяясь Отцу, что Он разоблачит перед ней все замыслы и хитрости лукавого, который хочет ее все же “соблазнить” – прельстить многими лживыми впечатлениями, “голосами, откровениями”.
Она отныне дышит спокойно верностью Божией, Который “научает кротких правде” (Пс.24:9).
Искушения
“Наша брань... против духов злобы поднебесных” (Еф.6:12)
Искушения, которые давят и гнетут душу, всегда прикрыты, лживы, а на вид правдоподобны. Борьба теперь становится яростнее, хитрости и коварства сатаны страшнее в той мере, в какой душа научается укрываться в недрах Отца и дает Духу Святому защищать себя от внешних нападок. И не отступает она перед врагом ни на шаг, но убеждается, что это война Господня и всегда имеет победу во Христе (2Кор.2:14).
Заключение
Как безгранична и дивна любовь Господа нашего Иисуса Христа, Который нисшел к нам и нашел нас, когда мы были мертвы во грехах в необрезании плоти нашей! (Кол.2:13). Он умалил Себя до нашего состояния и шаг за шагом ведет нас вперед Духом Своим. Он с кротостью и добротой простил нам все наши плотские и земные согрешения, пока привел нас к Богу (1Пет.3:18).
Христос ведет нас к Своему Отцу (Ис.53:11), чтобы увидеть в радости подвиг Своей души и через нас, Его глиняных сосудов, произвести работу в других душах, спасая их в духе кротости, и повести далее от веры в веру, пока Он введет их в покой в “недрах Отца Своего”. И все-таки несмотря на то, как бы высоко кто не поднялся в духе и в разумении, он будет всегда вместе с апостолом Павлом восклицать: “Я не почитаю себя достигшим... Стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе” (Фил.3:13-14).
Примечания
Эти строки написаны из личного опыта, чтобы частично осветить о деятельности Духа Святого в наших сердцах, которая направлена к тому, чтобы сделать нас участниками смерти со Христом.
Но как уже сказано, Его пути различны и не одинаковы для всех. Христос не связан никакими условностями. Работу, которую Он производит в одних сердцах в течение долгого времени, переводя их из одного состояния в другое, Он может произвести в других сердцах быстро и с сильным и горячим обращением.
Автор просит всех, кому эти строки не принесут пользы при чтении их, отложить их в сторону, чтобы Сам Бог в Свое время и Своим путем разъяснил им Свои действия.