«Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Вкушающий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Вкушающий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем».
– Иоанна 6:53-56
«Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой?»
– 1Коринфянам 10:16
Питие крови Господа Иисуса – это тема, которая предстает перед нами в этих словах. Как вода имеет двусторонний эффект, так же обстоит дело и с Его святой кровью.
Когда вода используется для мытья, она очищает, но если мы пьем ее, мы утоляем жажду и освежаемся. Тот, кто желает знать полную силу крови Иисуса, должен быть научен Им, каким благословением является питье Его крови. Каждый знает, что существует разница между мытьем и питьем. Насколько необходимо и приятно использовать воду для очищения, настолько же, если не больше, необходимо и приятно пить ее. Без ее очищения невозможно жить так, как мы должны; но без питья мы вообще не можем жить. Только через питье мы наслаждаемся полным действием и силой воды поддерживать жизнь.
Без пития крови Сына Божьего – без самого сердечного принятия ее – жизнь невозможна.
Для многих фраза «пить кровь Сына Человеческого» звучит неприятно, но она была еще более неприемлемой для иудеев, так как употребление крови был запрещено законом Моисея под страхом сурового наказания. Когда Иисус говорил о «питии Своей крови», это естественным образом раздражало их, а для их религиозных чувств это вообще было невообразимым оскорблением. Мы можем быть уверены, что наш Господь не употребил бы этой фразы, если бы мог иначе объяснить им и нам глубочайшие и самые славные истины, касающиеся спасения через кровь.
В наших поисках стать причастниками спасения, которое приходит через «питие Крови нашего Господа», давайте попытаемся понять:
1. Какое благословение заключено в выражении «питие Крови»?
2. Как это благословение действует в нас?
3. Каким должно быть наше отношение к этому?
1. Какое благословение заключено в выражении «питие Крови»?
Только что мы увидели, что питье выражает намного более близкую связь с водой, чем омытие, и поэтому производит более мощный эффект. Это такое благословение, содержащееся в причастии к крови Иисуса, которое идет гораздо дальше очищения или освящения; оно дает нам способность увидеть, насколько далеко идет влияние благословения, выраженного этой фразой.
Кровь не только должна сделать что-то для нас, вводя нас в новые взаимоотношения с Богом; но она должна сделать и что-то в нас, полностью обновляя нас изнутри. Именно поэтому слова Господа Иисуса привлекают наше внимание, когда Он говорит: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». Наш Господь различает два вида жизни. Иудеи, окружавшие Его, имели естественную жизнь тела и души. Многие из них были посвященными людьми с хорошими намерениями, но Он сказал, что у них нет жизни и не будет до тех пор, пока они не будут «есть Его Плоть и пить Его Кровь». Они нуждались в другой жизни, новой, небесной жизни, которую имел Он, и которую Он мог передать. Любая сотворенная жизнь должна получать питание извне. Естественная жизнь подпитывалась естественным образом – хлебом и водой. Небесная жизнь должна питаться небесной пищей и питием – Самим Иисусом. «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». Это, и не меньше, должно стать нашим, а именно: Его жизнь на земле, которую Он прожил здесь, на земле, как Сын Человеческий.
Наш Господь подчеркнул это еще сильнее в Своих следующий словах, в которых Он вновь объяснил, в чем заключается суть этой жизни: «Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Иоан. 6:54). Вечная жизнь – это жизнь Божья. Наш Господь пришел на землю прежде всего для того, чтобы явить эту вечную жизнь во плоти, затем передать ее нам, находящимся также во плоти. В Нем мы видим вечную жизнь, пребывающую в ее Божественной силе, в теле из плоти, которое было вознесено на небо. Он говорит нам, что те, которые едят Его плоть и пьют Его кровь, кто вкушают Его тело в качестве питания, также испытают в своих собственных телах силу вечной жизни. «Я воскрешу его в последний день». Чудо вечной жизни во Христе содержалось в том, что это была вечная жизнь в человеческом теле. Мы должны вкушать это тело, чтобы, под действием Его Духа, наше тело также обрело эту жизнь и однажды было воскрешено из мертвых.
Наш Господь говорил: «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие». Слово «истинно» – это то же слово, которое Он использовал, когда говорил притчу об истинной виноградной Лозе: «Я есть истинная виноградная Лоза», тем самым показывая разницу между тем, что было всего лишь символом, и тем, что было на самом деле истиной. Земная пища не является реальной пищей, так как она не дает реальной жизни. Единственная истинная пища – это тело и кровь Господа Иисуса Христа, Который дает жизнь и поддерживает ее, и делает это не в прообразах и не символично. Нет, это слово так часто повторяется и указывает на то, что в полном и истинном смысле тело и кровь Господа Иисуса являются той истинной пищей, благодаря которой вечная жизнь подпитывается и сохраняется в нас. «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие».
Чтобы подчеркнуть реальность и силу этой крови, наш Господь добавил: «Ядущий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Иоан. 6:56). Питание, которое дает Его плоть и кровь, обеспечивает самый совершенный союз с Ним. Это причина того, что Его плоть и кровь обладают такой силой вечной жизни. Наш Господь провозглашает здесь, что те, кто веруют в Него, должны переживать не только Его определенное влияние на их сердца, но и должны прийти в самый близкий и пребывающий союз с Ним. «Вкушающий Мою Плоть и пьющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем».
Это и есть благословение питья крови Сына Человеческого – стать одним целым с Ним, стать причастником Божественного естества в Нем. Насколько реален этот союз, можно увидеть из следующих слов: «Как Я живу Отцем, так и вкушающий Меня жить будет Мною» (Иоан. 6:57). Ничто другое, кроме союза, существующего между нашим Господом и Отцом, не может служить прообразом нашего союза с Ним. Как в невидимом, Божественном естестве две Личности воистину являются одним целым, так и человек становится единым целым с Иисусом. Этот союз настолько же реален, как и в самом Божестве, с одним лишь отличием: так как человеческое естество не может существовать вне тела, этот союз включает в себя тело также.
Наш Господь приготовил для Себя тело, которое и воспринял. Это тело, через естество и кровь Иисуса, стало участником вечной жизни, жизни Самого нашего Господа. Те, кто желают обрести полноту этого благословения, должны удостовериться в том, что они получают все, что предлагает им Писание в святом, загадочном выражении: «пить кровь Христа».
А сейчас мы попытаемся понять:
2. Как это благословение действует в нас или чем на самом деле является «питие крови Иисуса».
Первая мысль, представленная здесь словом «питие», указывает на глубокое, истинное применение нашим духом через веру всего того, что дает нам сила этой крови.
Иногда мы говорим о том, что мы «впитываем» слова говорящего, когда мы всем сердцем отдаем себя тому, чтобы слушать и принимать от него. Поэтому когда сердце какого-либо человека наполнено ощущением драгоценности и силы крови, когда он с неподдельной радостью растворяется в размышлении об этом, когда он с чистосердечной верой принимает это для себя и ищет того, чтобы убедиться в своем внутреннем естестве в силе этой крови, которая дает жизнь, тогда можно с уверенностью сказать, что он «пьет кровь Иисуса». Все то, что вера дает ему увидеть в искуплении, очищении и освящении через кровь, он впитывает в глубины своей души.
Во всем этом содержится глубокая истина, и это дает нам славную демонстрацию того пути, с помощью которого мы можем обрести полное благословение крови. И все же можно с полной уверенностью сказать, что наш Господь намеревался передать что-то большее, чем это, через такое частое повторение этого выражения: «есть Его плоть и пить Его кровь». То, чем является эта истина, становится яснее в установлении Иисусом Вечери Господней. И хотя наш Спаситель не проводил эту Вечерю, когда учил об этом в Капернауме, все же Он говорил на ту тему, которая позже нашла свое видимое выражение в Вечере. В Реформированных Церквах существует два взгляда на Святую Вечерю. В соответствии с первым, который назван именем реформатора Цвингли, хлеб и вино Вечери являются всего лишь образами духовной истины, которая учит, что точно так же, как хлеб и вино, когда их едят и пьют, питают и освежают, так и тело и кровь, принимаемые верой, питают и оживляют душу.
В соответствии с другой точкой зрения, которая носит имя Кальвина, в Вечере присутствует нечто больше, чем это. Он учит тому, что каким-то скрытым и непостижимым образом, но все же совершенно реально, мы, посредством Духа Святого, настолько напитываемся телом и кровью Иисуса на небесах, что даже наше тело, через силу Его тела, становится причастником силы вечной жизни. Таким образом, Он соединяет воскресение тела с принятием тела Христа во время Вечери. Он пишет так: «Телесное присутствие, которого требует это таинство, производит такую силу здесь (в Вечере), что это становится не только несомненной уверенностью в нашей духовной вечной жизни, но также делает несомненной бессмертие плоти. Если кто-либо спросит меня, как это может быть, то я не постыжусь признать, что эта тайна слишком высока для моего духа, чтобы ее постичь, а также для моих слов, чтобы выразить. Я чувствую это больше, чем могу понять… Может показаться невероятным, что плоть Христа достигает нас с такого огромного расстояния и буквально становится нашей пищей. Но мы должны помнить о том, как далеко сила Духа Святого переносит все наши ощущения. Пусть вера постигнет то, чего не может понять разум, а именно: священная передача плоти и крови Христа, с помощью которой Христос вливает Свою жизнь в нас, как если бы она буквально проникла в наши кости и плоть».
Причастие к телу и крови Христа необходимо для всех, кто желают наследовать вечную жизнь. Апостолы говорят: «Церковь … есть Его тело» (Ефес. 1:23); «Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей … получает приращение» (Ефес. 4:15-16). Наши тела являются членами тела Христа (1 Кор. 12:27). Мы видим, что все это не могло бы произойти, если бы Он не был прикреплен к нам в теле и духе. Апостол снова употребляет славное выражение: «Мы члены Его тела, Его плоти, Его костей». Затем он восклицает: «Тайна эта велика»! Таким образом, было бы неразумно не признавать причастие верующих к телу и крови Господа, такое причастие, которое апостол оценил так высоко, что он скорее изумлялся ему, чем объяснял его.
Есть что-то большее в Вечере, чем простое принятие верующим искупительного труда Христа. Это ясно показано в Хейдельбургском катехизисе в вопросе 76: «Что означает есть распятое тело Христа и пить Его пролитую кровь?» Ответ таков: «Это не только постижение с сердцем веры всех страданий и смерти Христа, получая, таким образом, прощение грехов и жизнь вечную; но также, кроме этого, это значит стать более и более объединенным с Его священным телом посредством Духа Святого, Который обитает одновременно и во Христе и в нас. Так что мы, хотя Христос на небе, а мы на земле, являемся полтью от Его плоти и костью от Его костей. Мы живем и руководствуемся навсегда одним Духом».
Мысль, выраженная в этом учении, полностью согласуется с Писанием.
В сотворении человека примечательным, что должно было отличать его от тех духов, которых Бог сотворил до него, и что должно было сделать человека венцом Божьей мудрости и силы, было то, что он должен был явить жизнь духа и славы Божьей в теле, созданном из праха. Через тело похоть и грех вошли в мир. Полное искупление предназначено освободить тело и сделать его обителью Бога. Только тогда освобождение будет совершенным, а Божьи намерения исполненными. Ради этого Господь Иисус пришел во плоти, и в Нем обитала «вся полнота Божества телесно». Для этого Он понес наши грехи на Своем теле, вознес его на древо, и через Свою смерть и воскресение Он освободил тело, как и дух, от силы греха и смерти. Являясь начатками этого искупления, мы составляем одно тело, как и один дух, с Ним. Мы произошли от Его тела, от Его плоти и от Его костей. Из-за этого в нашем соблюдении Святого Причастия Господь приходит в тело и завладевает им. Он не только трудится Своим Духом в нашем духе, чтобы сделать тело причастником искупления при воскресении. Нет, уже здесь, на земле, тело является храмом Духа, и Освящение тела и души будет прогрессировать более славным образом, и пропорционально этому мы действуем как неразделенные личности, имеющие тело, которое хотя и производит такое противостоящее влияние, также имеет в этом участие.
Итак, в этом таинстве мы намеренно питаемся «реальным телом и реальной кровью Христа», не следуя учению Лютера о том, что тело Христа настолько полно присутствует в хлебе, что даже неверующий ест тело, но оно «реально» с такой мудростью, что вера, каким-то тайным и непостижимым образом благодаря Духу Святому реально получает силу Святого Тела и Крови с небес в качестве такой пищи, с помощью которой тело и душа становятся причастниками вечной жизни.
(Примечание: Слова «реальное тело и реальная кровь Христа» процитированы д-ром Мюрреем из «Статей об исповедании веры» Реформированных Церквей Голландии, но д-р Мюррей не использовал слова, которые сразу же следуют за процитированными, и которые заявляют, что «способ нашего причастия к таинству происходит не через рот, но посредством Духа через веру». Д-р Мюррей остался верным Реформированной Вере. Его собственная точка зрения выражена словами, процитированными из Хейдельбургского катехизиса).
Все, что уже было сказано о Вечере, должно иметь свое полное применение к «питию крови Иисуса». Это глубокая духовная тайна, в которой проявляется самый близкий и самый совершенный союз с Христом. Он имеет место там, где душа через Духа Святого полностью принимает причастие к крови Христа и становится истинным причастником самого положения, которое явил Иисус в пролитии Своей крови. Кровь есть душа, жизнь тела. Там, где верующий, являясь одним телом с Христом желает совершенно пребывать в нем, там через Духа, сверхчеловеческим, могущественным образом, кровь поддержит и укрепит небесную жизнь. Жизнь, из которой была вылита кровь, становится его жизнью. Жизнь старого «я» умирает, чтобы дать место жизни Христа в нем. В нашем постижении того, каким образом это питие является наивысшим участием в небесной жизни Господа, вера занимает одно из самых высших и славных мест.
Остается ответить на вопрос:
3. Каким должно быть наше отношение к этому питью?
Возлюбленные братья и сестры, вы уже слышали, что здесь мы имеем одно из самых глубоких таинств жизни Бога в нас. Это побуждает нас приближаться с очень глубоким благоговением, пока мы просим Господа Иисуса научить нас и дать нам то, что подразумевает это «питие Его крови».
Только тот, кто жаждет полного единения с Иисусом, узнает точно, что значит пить кровь Иисуса. «Пьющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем». Тот, кто удовлетворен прощением его грехов; тот, кто не жаждет пить постоянно от любви Иисуса; тот, кто не желает переживать на себе искупления для души и тела во всей полноте, чтобы воистину иметь в себе то же расположение, какое было в Иисусе, будет иметь лишь малую часть в этом «питии крови». Тот, кто, с другой стороны, ставит перед собой главную цель, которая была также целью Иисуса: «… пребывает во Мне, и Я в нем», кто желает, чтобы сила вечной жизни действовала в его теле, не будет страдать от страха, что эти слова слишком высоки или слишком загадочны. Такой человек будет стремиться быть ориентированным на небеса, так как он сам принадлежит небу и идет туда; поэтому он желает обрести свою пищу и питье также с неба. Без жажды не бывает питья. Стремление к Иисусу и к совершенному общению с Ним является той жаждой, которая лучше всего приготавливает верующего к питию крови.
Через Духа Святого жаждущая душа будет принимать небесное освежение от этого дающего жизнь питья. Мы уже сказали, что это питие является небесной тайной. На небесах, где находится Бог, Судья всех, и где находится Иисус, Посредник Нового Завета, есть также «кровь кропления» (Евр. 12:23-24). Когда Дух Святой учит нас, Он наделяет нас чем-то большим, чем наше простое человеческое понимание может вместить. Все наши мысли о крови или о жизни Иисуса, о нашей части в этой крови, как членах Его тела, и о передаче нам живительной силы этой крови, – все это лишь слабые лучи славной реальности, которую Он – Дух Святой – принесет в нас через наш союз с Иисусом.
Я молюсь, спрашивая, где в нашем человеческом теле мы можем найти, что эта кровь на самом деле получена, как если бы она была выпита? Разве не там, где один член тела за другим с помощью кровеносных сосудов получает кровь, которая постоянно обновляется через сердце? Каждый член здорового тела непрестанно пьет эту кровь. Итак, Дух Жизни во Христе Иисусе, который подсоединяет нас к Нему, сделает это питие крови естественным актом внутренней жизни. Когда иудеи жаловались на то, что сказанное Господом о вкушении Его плоти и питии Его крови было «странным», Иисус сказал: «Дух животворит, плоть не пользует нимало». Именно Дух Святой делает эту Божественную тайну жизнью и силой в нас, истинным живым переживанием, при котором мы пребываем в Иисусе, и Он в нас.
С нашей стороны должно быть тихое, сильное и постоянное ожидание веры, что это благословение будет дано нам. Мы должны верить в то, что все, что может сделать драгоценная кровь, действительно для нас.
Давайте верить в то, что Сам Спаситель сделает так, что через Духа Святого мы будем пить Его кровь к жизни вечной. Давайте верить и постоянно принимать всем сердцем то действие крови, которое мы понимаем лучше всего, а именно: ее примиряющее, очищающее и освящающее действие.
Затем мы можем с великой уверенностью и радостью сказать Господу: «О, Господь, Твоя кровь – это мое жизненное питье. Ты омыл и очистил меня этой кровью, и Ты научишь меня каждый день «есть плоть Сына Человеческого и пить Его кровь», чтобы я мог «пребывать в Тебе, и Ты во мне». Он непременно сделает это.