«А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровью Христовою».
– Ефесянам 2:13
«То кольми паче Кровь Христа … очистит совесть … для служения Богу живому и истинному!»
– Евреям 9:14
После нашего изучения освящения через кровь мы приступим к рассмотрению общения с Богом, в которое нас вводит освящение.
Освящение и общение – это факты, которые тесно связаны между собой в Писании. Вне освящения не может быть такого общения. Как может тот, кто не свят, иметь общение со святым Богом? С другой стороны, без такого общения не может быть никакого роста в святости; святость можно найти всегда и только в общении со Святым.
Тесная связь между освящением и общением ясно видна в истории о восстании Надава и Авиуда. Во всей этой истории Бог ясно показал особый характер священства в Израиле. Он сказал: «В приближающихся ко Мне Я освящусь» (Лев. 10:3). И затем снова, в заговоре Корея против Моисея и Аарона, мы читаем, как Моисей говорит Богу: «Завтра покажет Господь, кто Его, и кто свят, чтобы приблизить его к Себе; и кого Он изберет, того и приблизит к Себе» (Чис. 16:5).
Мы уже увидели, что Божье избрание и отделение для Себя Своей собственности, неразрывно связано с освящением. Здесь также очевидно то, что слава и благословение, обеспеченные этим избранием в святость, – ничто иное, чем общение с Богом. Это несомненно является наивысшим, совершенным благословением для человека, который был сотворен для Бога и для наслаждения Его любовью. Псалмопевец поет: «Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих»(Пс. 64:5). По природе вещей посвящение Богу и близость к Нему – это одно и то же.
Кропление кровью, которое освящает человека для Бога и делает его Божьей собственностью, дает Ему в то же самое время право на общение.
Так было со священниками в Израиле. В описании их посвящения мы читаем: «И привел Моисей сынов Аароновых, и возложил крови на край правого уха их и на большой палец правой руки их и на большой палец правой ноги их» (Лев. 8:24). Те, кто принадлежат Богу, могут и без сомнения должны жить в близости с Ним; они принадлежат Ему. Это проиллюстрировано в случае с нашим Господом, нашим Великим Первосвященником, Который «раз и навсегда вошел с Кровью во святилище».То же самое происходит с каждым верующим, в соответствии со Словом: «Итак, братья, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путем новым и живым, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести» (Евр. 10:19,22). Слово «входить», как оно используется в этом стихе, – это то же самое слово, которое употребляется в описании приближения священников к Богу. Точно также, в книге Откровения, наше право приближаться к Богу в качестве священников дано нам через силу крови. Мы были искуплены от наших грехов Его кровью. Тому, Кто «соделал нас царями и священниками Богу … Тому слава во веки» (Откр. 5:9-10). «Те, которые … омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровью Агнца. За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его» (Откр. 7:14-15).
Одним из самых славных благословений, обеспеченных для нас силой крови, является приближение к престолу, в само присутствие Божье. Чтобы мы могли понять значение этого благословения, давайте рассмотрим, что в нем содержится. Оно включает в себя:
1. Право пребывать в присутствии Божьем.
2. Право приносить духовные жертвы Богу.
3. Право передавать благословение другим.
1. Право пребывать в присутствии Божьем.
Хотя эта привилегия принадлежала исключительно священникам в Израиле, мы знаем, что они имели свободный доступ к месту обитания Бога. Они должны были обитать там постоянно. Как члены дома Божьего они ели хлебы предложения и части приносимых жертв. Истинный израильтянин не мыслил более высокой привилегии, чем эта. Это выражено псалмопевцем такими словами: «Блажен [или счастлив], кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святого храма Твоего» (Пс. 64:5).
Именно благодаря явленному присутствию Бога в храме верующие в те древние дни стремились в дом Божий с таким сильным желанием. Они говорили: «Когда приду и явлюсь пред лице Божье»! (Пс. 41:3). Они понимали что-то из духовного значения этой привилегии «приближения к Богу». Это было для них наслаждением Его любовью, общением, защитой и благословением. Они моги воскликнуть: «Как много у Тебя благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя … Ты укрываешь их под покровом лица Твоего» (Пс. 30:20-21).
Драгоценная кровь Иисуса Христа открыла для верующего путь в Божье присутствие; и общение с Ним – это глубокая духовная реальность. Тот, кто знает полную силу крови, подошел так близко, что может всегда жить в непосредственном присутствии Божьем и в наслаждении теми невыразимыми благословениями, которые там находятся. Дитя Божье находит там уверенность в Божьей любви, оно переживает ее на себе и наслаждается ею. Сам Бог дает ее ему. Оно живет ежедневно в дружбе и общении с Богом. Являясь сыном или дочерью Небесного Отца, оно в совершенной свободе делает известным Своему Отцу свои мысли и желания. В этом общении с Богом оно имеет все, в чем нуждается; ему уже не нужно никакое другое благо. Его душа сохраняется в совершенном мире и покое, потому что Бог с ним. Оно получает все необходимое учение и направление. Божьи глаза всегда устремлены на него, и Бог ведет его. В общении с Богом оно способно услышать самый нежный шепот Духа Святого. Оно учится понимать еле различимые знаки воли своего Отца и следовать им. Его сила постоянно растет, так как Бог – его сила, и Бог всегда с ним.
Общение с Богом производит чудесное влияние на жизнь и характер чада Божьего. Присутствие Божье наполняет его смирением, страхом и святой осмотрительностью. Оно живет как в присутствии царя. Общение с Богом производит в нем благочестивое сердце. Смотря на образ Божий, оно изменяется в тот же образ. Пребывание со Святым делает его святым. Оно может сказать: «Благо для меня приближаться к Богу» (Пс. 72:28).
О, вы, дети Нового Завета, разве у вас нет в тысячу раз больше причин говорить так теперь, когда завеса разорвана и путь открыт для непрекращающейся жизни в Божьем святом присутствии? Пусть эта высокая привилегия пробудит ваши желания. Общайтесь с Богом, живите с Ним, а Он с вами: пусть станет невозможным для нас удовлетворяться чем-либо меньшим. Это и есть истинная христианская жизнь.
Но общение с Богом так благословенно не только благодаря спасению, которое мы имеем в Нем, но также и благодаря служению, которое мы можем нести в этом общении.
2. Право приносить духовные жертвы Богу.
Наше призвание приносить Богу духовные жертвы является следующей привилегией.
Наслаждение священников в приближении к Богу в Его обители подчинялось всецело чему-то высшему. Они были там как слуги Святилища, чтобы приносить Богу в Его доме то, что принадлежало Ему. Только притом, что они находили радость в приближении к Богу, это служение могло быть по-настоящему благословенно.
Служение состояло из: внесения крови кропления, подготовки воскурений для наполнения дома благоуханием и далее, в проведении всего, назначенного по Слову Божьему в Его доме.
Они должны были охранять обитель Всевышнего, служить в ней и обеспечивать ее всем необходимым, чтобы она была достойной Господа и Его славы, а также, чтобы Он нашел в ней удовлетворение.
Если кровь Иисуса приводит нас ближе, то и мы должны жить перед Ним как Его слуги и приносить Ему духовные жертвы, которые угодны в Его глазах.
Священники приносили кровь во Святилище перед Богом. В нашем общении с Богом нет жертвы, которую мы могли бы Ему принести, более угодной, чем почитание с верой крови Агнца. Каждый акт смиренного упования или сердечного благодарения, при котором мы направляем внимание Отца на кровь и воздаем ей хвалу, угоден для Него.
Наше пребывание там и общение час от часу должно быть прославлением крови перед Богом.
Священники вносили воскурения во Святилище, чтобы наполнить Божий дом благовонием. Молитвы Божьего народа – это изысканное воскурение, которым Бог хочет наполнить место Своего обитания. Ценность молитвы не состоит просто в том, чтобы быть средством обретения необходимых вещей. Нет, она имеет более высокое предназначение. Это служение Богу, которое очень нравится Ему.
Жизнь верующего, который действительно наслаждается приближением к Богу через кровь, – это жизнь непрекращающейся молитвы. С глубоким чувством зависимости, в каждое мгновение, в каждом шаге, он ищет и ожидает благодати. В благословенной убежденности в Божьей близости и неизменной благости душа изливает себя в полной уверенности, что каждое обетование будет исполнено. Посреди радости, которую приносит с собой свет Божьего лица, возникает молитва, благодарение и восхищение.
Это и есть духовные жертвы – жертвы уст священников Божьих, постоянно приносимых Ему, – они освящены и приближены кровью, чтобы они всегда могли жить и ходить в Его присутствии.
Но все равно остается что-то большее. Обязанности священников простирались дальше очищения и обеспечения всем необходимым дома Божьего. Каким же является это служение сейчас, при Новом Завете? Благодарение Богу, сейчас не существует никаких внешних или исключающих кого-либо условий для Божественного поклонения. Отец устроил все так, чтобы все, что сделает кто-либо, пребывающий в Божьем присутствии, уже становилось духовной жертвой. Все, что делает верующий, если он делает это как в Божьем присутствии, будучи вдохновленным священническим положением, и приносит это Богу в качестве служения, то это и есть священническая жертва, угодная Богу. «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божью» (1Кор. 10:31). «И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Кол. 3:17). Таким образом, все наши действия становятся жертвами благодарения Богу.
Как мало христиане осознают славу жизни полного посвящения, чтобы всегда проводить ее в общении с Богом!
Мы очищены, освящены и близки через силу крови, и теперь наше земное призвание, вся наша жизнь, даже наша еда и питье, являются духовным служением. Моя работа, мой бизнес, мои деньги, мой дом, – все, что мне принадлежит, становится освященным присутствием Бога, так как я сам хожу в Его присутствии. Самая жалкая земная работа становится священническим служением, так как она производится священником Божьего храма.
Но даже это не исчерпывает славы и благословения общения. Наивысшим благословением священства является то, что священник предстоит перед Богом как представитель других людей.
3. Власть обеспечивать благословением других людей – это то, что придает близости к Богу ее полную славу.
В Израиле священники были посредниками между Богом и народом. Они вносили в присутствие Бога грехи и нужды людей, они обретали у Бога силу объявлять прощение грехов и право благословлять людей.
Эта привилегия сейчас принадлежит всем верующим как священнической семье Нового Завета. Когда Бог позволил Своим искупленным приходить к Нему через кровь, это было для того, чтобы Он мог благословить их, и чтобы они могли стать благословением для других. Священническое посредничество; священническое сердце, которое может иметь необходимую симпатию к тому, кто слаб; священническая сила получать благословение в храме и передавать его другим; во всем этом общение, приближение к Богу через кровь проявляет свою наивысшую силу и славу.
Мы можем осуществлять свои священнические обязанности двумя способами:
а) через ходатайство
Служение ходатайства является одной из самых высоких привилегий дитя Божьего. Это не значит, что в этом служении мы, увидев нужду в мире или у какого-то отдельного человека, изливаем свои желания в молитве Богу, прося Его о необходимом обеспечении. Все это хорошо, так как такая молитва ждет и приносит благословение с собой. Но особое служение ходатайства является чем-то более чудесным, чем это, и черпает свою силу в «молитве веры». Эта «молитва веры»отличается от того, что мы изливаем свои желания Богу и оставляем их у Него.
В истинной «молитве веры» ходатай должен проводить время с Богом, чтобы усвоить обетования Его Слова, и должен позволить Духу Святому научить его, можно ли эти обетования применить в конкретном случае. Он берет на себя в качестве бремени тот грех и ту нужду, которые являются предметом молитвы, и молится, опираясь на обетования относительно этого случая, как за самого себя. Он остается в присутствии Бога до тех пор, пока Бог Духом Своим не пробудит в нем веру в то, что по этому вопросу молитва услышана. Именно так иногда родители молятся за своих детей; служители – за свою церковь, делатели Божьего виноградника – за души, врученные их попечению, пока они не узнают, что их молитва услышана. Именно кровь, благодаря своей силе привести нас близко к Богу, дает нам такую чудесную свободу молиться до тех пор, пока не будет получен ответ. О, если бы мы более совершенно понимали то, что на самом деле означает жить в присутствии Божьем! Мы бы больше проявляли силы в осуществлении нашего святого священства.
б) став инструментом
Следующее проявление нашего священнического посредничества состоит в том, что мы не только получаем какое-то благословение для других людей через ходатайство, но и становимся инструментом, с помощью которого оно приходит. Каждый верующий призван и чувствует побуждение, вызванное любовью, трудиться на пользу других. Он знает, что Бог благословил его, чтобы он мог быть благословением для других людей, и все же часто получается так, что у верующих нет силы, чтобы совершать сей труд, а именно: принести благословение другим. Как они говорят, они не в состоянии оказывать влияние на других людей с помощью слов. Здесь даже неуместен вопрос, находятся ли они во Святилище. Мы читаем, что «отделил Господь колено Левиино, чтобы … служить Ему и благословлять именем Его»(Втор. 10:8). Священническая сила благословлять зависит от того, является ли жизнь человека священнической, и находится ли он в присутствии Божьем постоянно. Тот, кто переживает на себе силу крови, которая хранит его, беспомощного человека, будет иметь смелость верить в то, что эта кровь действительно может избавить и других людей. Святая, дающая жизнь сила крови, сотворит в нем то же отношение сердца, с каким Иисус пролил Свою кровь в качестве жертвы для искупления других людей. В общении с Богом наша любовь воспламенится огнем любви Божьей, и наша вера в то, что Бог будет использовать нас в служении любви, укрепится, дух Иисуса завладеет нами и даст нам силу трудиться в смирении, мудрости и силе, а наша слабость и нищета станут теми сосудами, в которых будет трудиться сила Божья. Из нашего слова и примера будет течь благословение, так как мы живем с Тем, Кто Сам является чистым благословением, и Он никому не позволит быть близким Ему без того, чтобы и его наполнить Своим благословением.
Возлюбленные, разве не является жизнь, приготовленная для нас, славной и благословенной? Наслаждение блаженства – это близость к Богу, осуществление служения в Его доме и передача Его благословения другим людям. Пусть никто не думает, что полнота благословения не для него, что такая жизнь слишком высока. В силе крови Иисуса мы имеем уверенность в том, что это «приближение» и для нас также, если мы только полностью отдаем себя Ему. Для тех, кто воистину желают иметь это благословение, я даю следующий совет:
1) Помните о том, что для вас приготовлено это благословение, и не меньше. Все мы, кто являются детьми Божьими, стали близки Ему через кровь. Все мы можем желать полноты этого благословения. Давайте крепко держаться того, что жизнь в общении с Богом предназначена для всех. Отец не желает, чтобы хоть какое-то Его дитя было вдалеке от Него. Мы не можем угодить нашему Богу как должно, если будем жить без этого благословения. Мы являемся священниками; жизнь благодати приготовлена для нас, свободный вход во Святилище как в нашу обитель – также для нас. Мы можем быть уверены в том, что Бог вкладывает в нас Свое святое присутствие, чтобы пребывать в нас. И мы имеем на это право, являясь Его детьми. Давайте крепко держаться этого.
2) Ищите того, чтобы сделать своей всю силу крови со всеми ее благословенными действиями. Общение с Богом возможно именно через силу крови. Пусть ваше сердце будет наполнено верой в силу крови примирения. За грех настолько полно заплачено, и он так надежно изглажен, что его сила удерживать вас от Бога полностью и навсегда уничтожена. Живите в радостном исповедании того, что грех бессилен отделить вас от Бога даже на мгновение. Верьте в то, что через кровь вы были полностью оправданы, и поэтому имеете полное право требовать для себя место во Святилище. Пусть кровь также очистит вас. Ожидайте от того общения, которое за этим последует, внутреннего освобождения от скверны, произведенной грехом, который все еще живет в вас. Скажите вместе с Писанием: «То насколько же больше Кровь Христа очистит нашу совесть для служения Богу живому». Пусть кровь освятит вас и отделит для Бога в безраздельном посвящении, чтобы быть наполненным Им. Пусть прощающая, очищающая и освящающая сила крови свободно течет в вас. Вы обнаружите, что это автоматически приведет вас к близости с Богом и защитит вас.
3) Не бойтесь ожидать того, что Сам Иисус откроет в вас силу крови, чтобы приблизить к Богу. Кровь была пролита, чтобы объединить нас с Богом.
Кровь совершила этот труд и доведет его в вас до совершенства.
Кровь имеет невыразимую силу и славу в Божьих глазах.
Престол благодати, окропленный кровью, является избранным местом Его пребывания. Бог приближается с радостью и благоволением к тому сердцу, которое всецело подчиняет себя действию этой крови.
Кровь обладает неудержимой силой. Через кровь Иисус был воскрешен из мертвых и вознесен на небо. Будьте уверены, что эта кровь способна сохранить вас каждый день в Божьем присутствии в ее Божественной силе, дающей жизнь. Насколько драгоценна и могущественна кровь, настолько нерушимо ваше пребывание с Богом, если только вы полностью этому доверяете. «Они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровью Агнца. За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его» (Откр. 7:14-15). Это слово о вечной славе относится и к нашей жизни на земле. Чем полнее наша вера и переживание силы крови, чем ближе общение и увереннее пребывание около престола, тем шире открывается вход в служение Богу в Его Святилище. Так и здесь на земле: чем больше сила служить живому Богу, тем богаче священническое благословение, которое вы будете распространять вокруг себя. О, Господь, пусть это слово завладеет нами!