Logo
Наставление ребенка

Майкл и Дэби Перл

аудио

Наставление ребенка

СКАЧАТЬ КНИГУ В ФОРМАТЕ:

Аудио .pdf .doc .txt

Детская натура

Глава 2


(Постижение естественного развития ребенка)

«СЕ, ВТОРОЕ ГОРЕ»!
Как раз вчера вечером на церковном собрании я внимательно наблюдал за молодой мамой и ее сражением со своим малышом. Он, похоже, стремился сделать ее жизнь как можно несчастнее, а заодно погубить ее репутацию. На усталом лице матери читался вопрос: «Почему я?» Малыш с явным пренебрежением продолжал бросать бутылочку на пол (при содействии матери, которая поднимала бутылочку и возвращала ее ему), издавая гневные звуки, которые вынуждали проповедника кричать все громче и громче. Опасаясь еще более неприличного поведения, мама была вынуждена опустить его на пол, где он продолжил пробы на роль циркового клоуна, настойчиво присваивая вещи сидящих рядом людей. Когда мама попыталась предотвратить кражу и вернуть похищенное ребенком, мальчик затопал ногами, словно венчик, которым взбивают яйца, и закричал, выражая тем самым свой протест.
Этого было достаточно, чтобы поверить, что дьявол когда-то был младенцем. Я просто благодарен, что годовалые малыши не весят сто килограмм, иначе немало матерей стали бы жертвами убийства. Глядя на подобное поведение, становится понятным происхождение концепции о «грешной природе».
Мать знает, что ребенок не должен себя так вести, но, в силу ограниченного интеллектуального развития ребенка, она чувствует себя беспомощной. Действия детей постарше, а также взрослых, сдерживаются многочисленными интеллектуальными и социальными факторами. Этот ребенок не подвергается давлению со стороны сверстников, он не боится оказаться в неловком положении или быть отвергнутым. Его жизнь – это неограниченное, ничем не сдерживаемое потворство своим желаниям.
Родители ждут, когда у ребенка начнет развиваться осознание, чтобы тогда исправить «плохое» поведение. А пока они беспомощно наблюдают за ростом эгоизма и злобности за стеной неразвившегося понимания.
Что за сила движет этим ребенком, и как можно ее победить? Чтобы начать соответствующее обучение, необходимо понять некоторые факты, касающиеся детской натуры.

ЭГОЦЕНТРИЗМ, ДАННЫЙ БОГОМ
С целью нравственного развития, Бог сотворил человека так, чтобы тот существовал в состоянии нужды и зависимости. Больше всего нужд у маленького ребенка. Ему необходимы еда, тепло, общение, развлечение и сухой подгузник. Бог наделил его сильными, непроизвольными стремлениями ощущать вкус, обонять, слышать, видеть, а также желанием потрогать и почувствовать.
Новорожденный неполноценен. По мере развития, у него обнаруживаются все возрастающие естественные желания обладать тем, что «приятно на вид», что «хорошо для пищи» и что «дает знание». Его возрастающие человеческие качества породят желание созидать, познавать, желание, чтобы его ценили, желание быть признанным, преуспевать, любить и жить в безопасности.
По мере роста, младенцы учатся манипулировать окружающим ради собственного удовольствия. Улыбка, ворчание, удар ножкой, покачивание головой, плач, крик – «Возьмите меня на ручки! – Покормите меня! – Ну, посмотрите же на меня! – Неужели никто не понимает, что у меня есть неотложные нужды? – Что может быть важнее, чем «я»?».
Мир ребенка ограничен его нуждами. Вскоре он осознает, что его нужды могут быть с готовностью удовлетворены. Младенец не может думать о долге, ответственности или нравственном выборе. Ему неизвестна гордость или унижение – лишь желание. Он подходит, он видит, он берет. Он таким сотворен. По своей природе, ребенок не способен задумываться о нуждах других. Он не знает, что вы устали и что вам тоже нужен отдых.
Эгоцентризм младенца или маленького ребенка имеет все проявления такого человеческого порока как эгоизм. Но ребенок, тем не менее, действует на основе естественных, Богом данных побуждений удовлетворить естественные нужды. Они «от утробы матери заблуждают, говоря ложь» (Псалом 57:4). Однако Бог не вменяет им ложь в грех. Бог учитывает то, что им неведома нравственность, а потому и ответственность. Они не обладают ни интеллектуальной, ни нравственной зрелостью, чтобы сказать «нет» своим желаниям. Никто не воспринимает детей как заслуживающих порицания. Это неосознанный эгоцентризм.

ВИНИТЬ ИЛИ НЕ ВИНИТЬ
По мере того, как ребенок становится старше, скажем, восемь-двенадцать месяцев, родители начинают уделять меньше внимания его требованиям, и начинается процесс «отлучения». Ребенка заставляют ждать, ему говорят «нельзя» и устанавливают пределы дозволенного. Ребенок должен понять, что он не может быть всегда первым. Если к этому времени обучение еще не подавило проявления его «эгоизма», то он может стать, как говорится, «испорченным».
При помощи хныканья и плача ребенок манипулирует отчаявшимися, испытывающими чувство вины родителями. Они начинают его шлепать. Ребенок бросается из стороны в сторону. Нарастает негодование. Взрослые, которые являются частью жизни ребенка, начинают взваливать всю вину на него.
Ребенок ощущает напряжение, но не уменьшает своих требований. Он что-то замышляет, просчитывает, прибегает к гневным выходкам. Я видел, как двухлетний ребенок взял свое детское ружье и со злостью ударил свою маму. Маленький ребенок еще не достиг того уровня зрелости, когда он способен осознавать свою ответственность, взвешивать ценности и принимать осознанные решения, основанные на нравственной или социальной значимости, но он точно может подражать умонастроению преступника.

ПУТЬ К ОСОЗНАНИЮ
Что происходит? Совсем недавно взрослые, окружавшие этого ребенка, были готовы отдать все, что ему может понадобиться, в том числе и собственную еду, необходимую им самим для поддержания жизни; но теперь они ждут от ребенка чего-то взамен. Но он не хочет ничего отдавать. Брать – таким был его образ жизни с самого зачатия. Подобное расположение дел подходит ему как нельзя лучше.
Мы, взрослые, осознавая способности детей на разных возрастных уровнях, ожидаем, что они будут отдавать взамен на уровне, соответствующем их зрелости. Когда дети не оправдывают наших ожиданий, мы сердимся. Но они НИКОГДА не осуществят плавный переход от полностью эгоцентричного мышления «дай-дай» к принятию ответственности за некоторые свои нужды.
Мы с умилением смотрим на трехмесячного малыша, который хватает еду из наших рук и запихивает ее себе в рот; но стоит трехлетнему ребенку сделать то же самое, и это уже не будет так мило. Мы с умилением смотрим на трехлетнего малыша, который прерывает наш разговор своим собственным рассказом, но девятилетний ребенок обязан прежде сказать «извините» и подождать подходящего времени, чтобы принять участие в разговоре.
Когда мы считаем, что младенец, ребенок постарше или подросток достиг того уровня зрелости, когда он способен совершать ответственные поступки, мы автоматически вменяем ему это в обязанность. Если он не спешит брать на себя эту обязанность, мы сердимся на него за то, что он не ведет себя «соответственно своему возрасту».
Животным, населяющим землю, в отличие от человека, никогда не приходится подавлять в себе естественное побуждение. Они обитают в установленных для них пределах и живут ради собственного удовольствия. Но подрастающий ребенок, равно как и взрослый, который не поднимается выше своих эгоистичных желаний, отступает от Божьего замысла и предназначения. Корень всякого греха лежит в неудержимом потакании данным Богом желаниям. Несмотря на то, что в силу отсутствия нравственного развития, ребенок не отвечает за свои поступки, необузданное потакание своим желаниям однажды станет тем самым корнем его греховности.

ДУХОВНЫЙ ЗАРОДЫШ
Божье предназначение жизни – быть духовным чревом, где продолжается процесс созидания. Да, физическое творение доведено до конца, и Бог почил, завершив его; но нравственное созидание продолжается. Люди не рождаются мудрыми, праведными, опытными или с развитым сознанием.
Адам и Ева никогда не были неполноценными ни физически, ни морально. Нам же приходится проходить различные стадии роста, чтобы стать жизнеспособными. Четырехмесячный плод, находящийся в утробе матери, есть живая душа. Несмотря на то, что все его крошечные члены жизнеспособны, малыш еще не является полноценным творением; он нуждается в дальнейшем росте, прежде чем он отделится от своей матери. Точно так же, трехлетний ребенок обладает всеми мельчайшими чертами нравственно ответственного взрослого – знанием того, что правильно и что неправильно, чувством справедливости, ответственности, совестью, чувством долга, вины, стыда и т.д. Однако ни одна из этих нравственных черт не развита до такого уровня, чтобы она могла действовать в полную силу. Ребенок не является нравственно жизнеспособной душой. Он является нравственно неполноценным созданием. Он не отвечает за свои действия. В плане нравственного развития, трехлетний ребенок еще зародыш.
По мере роста ребенок постепенно переходит от отсутствия нравственного сознания к полной ответственности. Существует масса различный мнений по поводу того, когда Бог начинает воспринимать детей как ответственных за свои поступки и мысли. Двенадцатилетний возраст безосновательно стал «традиционным» возрастом ответственности. Согласно Библии, этот возраст наступает приблизительно до двадцати лет (Второзаконие 1:39 и Числа 14:29-31).
Я точно знаю одно: дело не в «возрасте ответственности», а в «осознании ответственности» (Иакова 4:17, Левит 5:3). К одним детям оно может прийти раньше, например, в пять лет, а к другим позже, например, в четырнадцать лет. Я не знаю.

ДИЛЕММА
Дилемма, с которой сталкиваются родители, заключается в нашем отношении к ребенку во время переходного периода от нравственной несознательности к полной ответственности. Когда ребенок на 30% нравственно сознателен, а на 70% нравственно наивен, как к нему относиться? Как нам узнать степень его ответственности? Мы знаем, что касательно осуждения, Бог не считает, что ребенок заслуживает порицания до тех пор, пока все нравственные способности не станут полноценно функциональными – т.е. пока он не станет нравственно жизнеспособным созданием. Но если родитель ждет, пока ребенок сможет осознать необходимость самоконтроля, то надо учесть, что у него к этому времени будет и опыт, и привычка сполна удовлетворять желания плоти. Проблема, на которую родителю следует обратить внимание, состоит в том, что естественные побуждения начинают функционировать задолго до функционирования мышления. Первые познавательные события ребенка происходят в среде родительской поддержки и удовлетворения своих желаний. По-другому быть не может.
Родитель не хочет уничтожить естественные побуждения ребенка, но он хочет, чтобы они проявлялись сдержаннее. Однако в раннем возрасте ребенок неспособен избирать сдержанность.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ
Здесь мы переходим к главному вопросу всей главы и к основе всей книги. Важно понять, что РОДИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ВЗЯТЬ НА СЕБЯ ТУ ЧАСТЬ НРАВСТВЕННОГО ДОЛГА РЕБЕНКА, КОТОРАЯ ЕЩЕ НЕ РАЗВИЛАСЬ. Роль родителя состоит не в том, чтобы напоминать полицейского, но чтобы напоминать Духа Святого. Когда ребенок мчится на всех парусах (сильное побуждение), но не имеет компаса (нравственного различения), то родители должны стать штурманами. Пока он еще не способен формировать убеждения, наше обучение и наш пример будут для него «стандартом». Прежде чем ребенок сможет РЕШИТЬ делать добро, мы должны ПРИУЧИТЬ его делать добро.
Было время, когда мать дышала за ребенка, ела за ребенка и делала за него то, что он не мог делать сам. Также и в сфере нравственности: пока разум ребенка и нравственные способности не разовьются до уровня независимого функционирования, родитель должен быть голосом его еще не родившейся совести, его инициативой, его набором ценностей.
Каждый день ребенок приближается к своему рождению как нравственной личности. Однажды его духовное сердце начнет биться без вашей помощи. Он оставит покров вашего освящения и останется наедине со своей собственной совестью (1-е Коринфянам 7:14). До достижения зрелости единственным сдерживающим фактором, который познает ребенок, будет то, что привьют ему родители.
Родитель должен осознать свою роль в нравственном отлучении ребенка. Однажды он или она сможет сделать свой выбор. Никакой объем обучения не сможет подавить непреложность развивающегося греха, но с помощью обучения, которое мы даем детям, покаяние быстрее последует за греховным эгоизмом.
Мы не рассматриваем «эгоизм» младенца или маленького ребенка как грех, но мы знаем, к чему он может привести. Побуждения, которые сами по себе не являются злом, создают, тем не менее, возможность проявления всякого греха. Наше обучение должно учитывать то зло, которое может в итоге принести дух своеволия.
Родитель не может вложить в своего ребенка праведность, но он может развить в ребенке приверженность к праведности. Родитель не может начертать закон на сердце ребенка, но он может начертать закон и Евангелие на его совести.
Ожидание подобного развития и его последствий возлагает на родителей непременное осознание ответственности. Этот мир подобен подводному течению, влекущему вашего ребенка к погибели. Согласно одной лишь статистике, ребенку нелегко выжить в этом мире в смысле нравственности. Обучение, которое мы даем, и мудрость, которую мы вкладываем, могут существенно изменить результат. В ваших руках вечная душа. Вы не можете себе позволить предаться равнодушию, лени или легкомысленному пренебрежению.
Родитель обязан определить уровень понимания ребенка и спрашивать с него соответственно этому уровню. Это почти невыполнимое задание, если вы полагаетесь только на свой интеллект. Если для вас забота о ребенке стоит на первом месте, то вы сможете видеть мир его глазами. Когда ребенок считает, что это неправильно, значит, это неправильно (Иакова 4:17). Когда при наличии нравственного понимания он не слушается, то его следует наказать розгой. Когда он не понимает нравственной стороны своих поступков, его следует обучить и выработать в нем этот рефлекс. Иногда в процессе обучения применяется розга. Об этом мы поговорим позже.

КОГДА ПОБУЖДЕНИЕ СТАНОВИТСЯ ГРЕХОМ
Когда же неосознанный, естественный эгоизм ребенка становится грехом? Другими словами, когда стоит винить ребенка? Помните, что Бог не осудит ребенка, пока все его нравственные способности не начнут функционировать в полном объеме.
С развитием интеллекта и нравственных способностей младенца, постепенно появляется осознание нравственной ответственности и долга. В какой-то момент (когда нравственное восприятие достигнет того уровня, при котором человек способен нести полную ответственность) каждый подросток сталкивается со своим собственным «деревом познания добра и зла» (см. Второзаконие 1:39). До сего времени каждый (кроме Иисуса) «вкусил» от запретного плода (лично преступил свое собственное, Богом данное, понимание добра и зла), что привело к осуждению каждого.
Несмотря на то, что Бог не осудит ребенка, пока он не достигнет полной нравственной зрелости (т.е. осознания ответственности), это не значит, что развивающийся ребенок не способен на нравственные суждения и ответные действия. Согрешая против своей совести, ребенок виновен. Степень развития его сознательности – это степень его возможных согрешений. Снова повторю, что грех не вменяется до тех пор, пока ребенок не станет полноценной нравственной личностью.

СЛЕДОВАНИЕ ЖЕЛАНИЯМ ПЛОТИ
Причина постоянного неповиновения закону Божьему состоит в том, что физическая плоть стремится к удовольствию. (После того, как плоть поддается удовольствию греха, она называется «плотью греховной» (Римлянам 8:3) – т.е. плотью, «полной» греха). Как физическая плоть была причиной согрешения Евы и искушения Христа, так именно она является причиной развития в вашем ребенке эгоизма, который, при достижении зрелости, станет грехом.
Пока совесть ребенка функционирует лишь частично, его необходимо обучать и управлять им с целью приучения к сдержанности. Иначе, если ребенку позволят переступить через свою развивающуюся совесть, и позволить этому продолжаться до тех пор, пока он не достигнет полной сознательности, то однажды, в день вступления в состояние ответственности, он обнаружит, что стал полностью преданным плоти.
Та часть ребенка, которая пробудилась к нравственной действительности, должна быть полностью подчинена родителям и научена поклоняться Богу (3-я Царств 1:28, 3:1 и 3:7). Если позволить плоти развиваться естественным путем, то ребенок окажется во власти многих неуправляемых страстей и желаний задолго до того, как он достигнет сознательности, достаточной для того, чтобы нести ответственность.

В МОИХ РУКАХ
Глина, сформированная в сосуд для низкого употребления, развалилась в руках горшечника только для того, чтобы он смог вылепить из нее сосуд для почетного употребления, который мог бы украсить стол господина. Если Бог – горшечник, а ваше дитя – глина, то вы на какое-то время становитесь гончарным кругом, на котором вращается глина. Как Адаму и Еве был дан сад, чтобы возделывать и хранить его, так и вам на время даны крохотное сердечко и разум, чтобы возделывать и хранить их.
Придет время, когда ваши дети лицом к лицу предстанут перед «деревом познания добра и зла». По допущению Божьего замысла, они неизбежно вкусят запретного плода. Поэтому в первые годы развития ребенка вы можете повлиять на его будущий ответ после того, как он «вкусит».
Все события повседневной жизни, сопровождаемые внутренней проницательностью, закладывают основу для знаний, из которых будут черпаться заключения о том, что правильно и что неправильно. Где-то на этой дороге каждый свернет с истинного пути, а на рассвете он или она осознает свою ответственность, свой долг и подотчетность Богу. Тогда они уже будут «безответны».

БОЖЕСТВЕННОЕ ПРИЗВАНИЕ
Обладая подобным разумением, мы сможем еще больше ценить то, что происходит в нашем растущем ребенке.
Как ребенок Иисус возрастал в мудрости и познании, так возрастает и ваш ребенок. Священное Писание может «умудрить» его «во спасение» (2-е Тимофею 3:15). Вы должны подготовить своего ребенка к тому, чтобы он мог спастись от «рода сего развращенного» (Деяния 2:40). Бог утвердил образец «готового изделия» – чтобы мы были «подобны образу Сына [Его]» (Римлянам 8:29). Мы, родители, трудимся вместе с Богом ради того дня, когда наши дети уподобятся «в меру полного возраста Христова» (Ефесянам 4:13). Божье обетование по-прежнему действенно: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притчи 22:6).



Другие наши сайты: