«И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, ибо, когда я немощен, тогда силен»
(2 Коринфянам 12:9-10).
Чтобы Павел не превозносил себя из-за огромной важности полученных им откровений, ему в плоть было дано жало, чтобы удерживать его в смирении. Первым желанием Павла было избавиться от него, и он трижды умолял Господа, чтобы оно было убрано. Он получил ответ, который гласил, что это испытание было для него благословением, и что в той слабости и уничижении, которые оно производит, благодать и сила Господа могут быть явлены наилучшим образом. Павел сразу же вошел в новый уровень своего отношения к этому испытанию: вместо того, чтобы просто переносить его, он стал с радостью хвалиться им; вместо того, чтобы просить избавления, он стал получать удовольствие от него. Он узнал на собственном опыте, что место уничижения является местом благословения, силы и радости.
Каждый христианин, стремясь к смирению, проходит эти два уровня. На первом он страшится и убегает, и ищет избавления от всего того, что может смирить его. Он еще не научился искать смирения любой ценой. Он принял повеление быть смиренным и стремится повиноваться ему лишь для того, чтобы обнаружить, что он совершенно не способен сделать это. Он молится о смирении, временами очень искренно, усиленной молитвой; но в своем тайном сердце он больше молится, если не словами, то желаниями, о том, чтобы быть подальше от всего того, что сделает его смиренным. Он не настолько влюблен в смирение, как в красоту Агнца Божьего и радость Небес, чтобы ему продать все и обрести первое. В своем стремлении и в своих молитвах об этом все еще присутствует некое ощущение бремени или тяжести; смирение самого себя еще не стало спонтанным выражением жизни и естества, которое по сути своей является смиренным. Это еще не стало его радостью и его единственным удовольствием. Он еще не может сказать: «Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, я нахожу удовольствие в том, что смиряет меня».
Но можем ли мы надеяться достичь того уровня, когда и мы сможем сказать то же самое? Несомненно. И что же может привести нас туда? То, что привело туда Павла: новое откровение Господа Иисуса. Ничего кроме присутствия Божьего не может ни выявить, ни изгнать эгоизм. Павел должен был получить более ясное понимание той глубокой истины, что присутствие Иисуса удаляет любое желание искать что-либо в самом себе и делает нас способными находить удовольствие в любом уничижении, которое готовит нас к Его полному проявлению. Наши унижения ведут нас в переживание присутствия и силы Иисуса, к выбору смирения как нашего наивысшего благословения. Попробуем извлечь уроки из истории о Павле.
Мы можем иметь выдающихся учителей, которые являются великими людьми Божьими, верующими с небесным опытом, которые так и не научились уроку совершенного смирения, с радостью хвалясь своими слабостями. Мы видим это в Павле. Опасность превознести себя была очень близко. Он еще не знал совершенным образом, что значит быть никем; что значит умереть, чтобы только Христос смог жить в нем; что значит получать удовольствие от всего того, что уничижало его. Все выглядит так, что это был самый важный урок, который ему пришлось пройти: полное сообразование с его Господом в том опустошении себя, при котором он хвалился своими немощами, чтобы Бог мог быть Всем.
Самый важный урок, который должен пройти верующий, – это смирение. Каждый христианин, который хочет преуспеть в святости, должен помнить об этом! Человек может иметь большое посвящение и необычайное рвение и небесный опыт, и все же, если это не убрано особым вмешательством Господа, во всем этом может присутствовать неосознанное возвышение самого себя. Давайте выучим урок: наивысшая святость – это глубочайшее смирение; и давайте помнить о том, что приходит оно не от себя, а только если мы сделаем его предметом особых взаимоотношений между нашим верным Господом и Его верным слугой.
Давайте посмотрим на нашу жизнь в свете этого переживания и увидим, хвалимся ли мы с радостью в наших слабостях, находим ли мы, подобно Павлу, удовольствие в ранах, нуждах и гонениях. Так давайте спросим себя, научились ли мы сносить поношения, справедливые или несправедливые, упреки от друзей или врагов, раны или трудности, или неприятности которые нам приносят другие люди, прежде всего как возможность доказать, что Иисус является всем для нас, что наше собственное удовольствие или слава – это ничто, и что уничижение содержится в самой истине о том, в чем мы находим удовольствие. Это несомненно благословенное, огромное счастье небес быть настолько свободным от себя, что все, что сказано о нас или сделано нам, теряется и растворяется в мысли о том, что Иисус есть Все.
Давайте уповать на Него в том, что, если Он позаботился о Павле, то и о нас позаботится также. Павлу нужна была особая дисциплина, а вместе с ней – особая инструкция, чтобы узнать, что было более драгоценным, чем даже то неизреченное, что он слышал на небесах, а именно: что значит хвалиться немощами и унижениями. Мы также нуждаемся в этом, притом очень сильно. Тот, кто заботился о Павле, позаботится и о нас также. Он следит за нами с ревнивой, наполненной любовью заботой, «чтобы мы не превозносились». Когда мы поступаем так, Бог находит пути, чтобы открыть перед нами это зло и избавить нас от него. В испытаниях, немощах и бедах Он старается привести нас к смирению, пока мы не познаем, что Его благодать – это все, и пока это знание не возрастет в нас настолько, что мы будем получать удовольствие от именно тех вещей, которые приводят нас к смирению и удерживают нас в нем. Его сила совершается в наших слабостях, Его присутствие наполняет и заполняет нашу пустоту, становится секретом такого смирения, которое не может потерпеть поражения. «У меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто». Унижения Павла привели его к истинному смирению, которое умеет радоваться и хвалиться всем тем, что его унижает.
«Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах». Смиренный человек постиг тайну пребывающей радости. Чем слабее он чувствует себя, чем ниже он опускается, чем большее унижение он проходит, тем больше сила и присутствие Христа будут его уделом, пока он не скажет: «Я ничто», и слово его Господа принесет еще большую радость: «Моей благодати достаточно для тебя».
Я чувствую необходимость в том, чтобы еще раз выделить главное из этих двух уроков: опасность гордости больше и ближе, чем мы думаем, и благодать для смирения также.
Опасность гордости больше и ближе, чем мы думаем, и это особенно касается тех случаев, когда мы переживаем наивысшие подъемы. Проповедник духовных истин и жадно слушающая его аудитория, одаренный служитель, открывающий секреты Небесной жизни, христианин, свидетельствующий о благословенном переживании, евангелист, движущийся с триумфом и являющийся благословением для радующихся толп людей, – никто из них не знает той скрытой, неосознанной опасности, которой все они подвергаются. Павел находился в опасности, не зная об этом. То, что Иисус сделал для него, написано для нашего назидания, чтобы мы могли знать, в чем состоит опасность для нас, а также то, что является нашей безопасной гаванью. Если когда-то было сказано об учителе или профессоре святости, что он наполнен лишь собой, или что он не практикует в жизни то, что проповедует, или что его благословение не сделало его более смиренным или мягким, – то к этому больше нечего добавить. Иисус, на Которого мы уповаем, может сделать нас смиренными.
Да, благодать для смирения также больше и ближе, чем мы думаем. Смирение Иисуса является нашим спасением: Сам Иисус есть наше смирение. Наше смирение–это Его забота и Его работа. Его благодати достаточно для нас, чтобы достойно встретить и все искушения гордости. Его сила будет совершаться в нашей слабости. Давайте изберем для себя быть слабыми, смиренными, чтобы попросту быть ничем. Пусть смирение будет для нас радостью. Давайте радостно хвалиться и благодушествовать в немощах, во всем том, что может смирить нас и удержать в низком положении, тогда сила Христова будет пребывать на нас. Христос смирил Себя, потому Бог превознес Его. Христос смирит нас и удержит нас в смирении. Поэтому давайте быть довольными, с радостью и упованием принимать все то, что нас смиряет, и тогда сила Христова будет пребывать в нас. Мы обнаружим, что глубочайшее смирение является секретом наивернейшего счастья, такой радости, которую ничто не может уничтожить.