Logo
Пробуждение начинается с меня

Эрло Штеген

Пробуждение начинается с меня

СКАЧАТЬ КНИГУ В ФОРМАТЕ:

.doc

Чему научил меня Бог через Зулу

Глава 11


В Первом Послании к Коринфянам в 9 главе, с 19 стиха мы читаем: "Ибо будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобресть. Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобресть Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, что бы приобресть подзаконных; для чуждых закона - как чуждый закона, не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, чтобы приобресть чуждых закона. Для немощных был как немощный, чтобы приобресть немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его. Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду. Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те - для получения венца тленного, а мы - нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело моё, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным".

       Дорогие друзья, я от всего сердца благодарен Господу за то, что по Его определению смог стать миссионером среди чёрных, потому что именно это послужило мне большим благословением.

       По своей человеческой природе мы, белые, сильно отличаемся от чёрных, причём не только цветом кожи, но и образом жизни, поведением, обычаями, привычками, а также многим, многим другим. Так, к примеру, вставая навстречу входящему, мы тем самым проявляем к нему своё уважение. Чёрные же в этом случае остаются сидеть. По их понятиям вставание является бесчестием для приходящего. При разговоре чёрные люди никогда не смотрят в глаза своему собеседнику, так как у них это считается наглостью. Семейный уклад жизни у них выглядит тоже совершенно иначе. Среди тех, кто остаётся верным своему язычеству, до сих пор распространено многоженство, и отношения между членами их больших семейств также странны и необычны для белых людей. Очень строго соблюдается старшинство и различные правила правового положения членов семьи. Конечно, это далеко не всё, что можно было бы рассказать о их жизни, и я привёл лишь маленькие примеры, чтобы показать то большое различие, которое существует между нами, представителями разных рас.

       Однако, несмотря на то, что все племена и народы, населяющие землю, очень отличаются друг от друга, мы, христиане, призваны, тем не менее, быть благословением для всех и поистине Господними учениками. А Иисус говорил, что мы не можем быть Его учениками, если не отречёмся от самих себя. Невозможно стать благословением для наших ближних, независимо от рас и национальностей, если мы не научимся почитать других выше себя. Называя себя слугами Господа, нам просто необходимо уметь отрекаться от себя, мало того - нужно умереть для себя; причём это должно быть не только красивыми словами на наших устах, но нашей жизнью. Иначе - невозможно! Ведь не зря же Апостол Павел говорит в вышеуказанных стихах, что усмиряет и порабощает тело своё. А это, безусловно, чего-то стоит.

       Если же мы не желаем войти в смерть с нашим "Я" и с нашей плотью, тогда мы не можем стать Христовыми учениками, а значит, не сможем стать благословением для других - в чём как раз и есть наше призвание! А ведь, согласно Писанию, мы должны быть благословением не только для наших близких и людей, окружающих нас, но и для народа, среди которого мы живём и даже для всего мира! Не верите этому? Тогда загляните в Слово Божие, и вы найдёте подтверждение в словах Самого Иисуса, который говорит: "Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари" (Ев. от Марка 16:15), и в другом месте: "Идите, научите все народы, крестя их во Ими Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам" (Ев. от Матф. 28:19-20).

       Но подумайте, можем ли мы научить других соблюдать повеления Господа, если сами их не исполняем? Можем ли сделать других учениками Христа, если сами не являемся таковыми? Разве можем сказать другим "не кради", в то время, как сами бываем нечестны! Как можем учить других быть смирёнными, тогда как сами высокомерны и не умеем смиряться! Мы не можем также призывать их преобразиться в образ Иисуса, если они не видят Иисуса в нас и если слава Христа не отражается в нашей жизни.

       Однажды на лекции известный проповедник и евангелист Сперджен сказал своим студентам: "Когда вы говорите о небесном, тогда ваши лица должны сиять, а в жизни вашей - отражаться слава небесная! Когда вы поёте о небесах, то голоса ваши должны звучать, как голоса ангелов! Если же вы рассказываете об аде, тогда ваши лица могут оставаться такими, какие они у вас есть, и этого будет достаточно".

       Видите, друзья! Часто мы не можем делать из людей учеников Христа, потому что в нас самих виден только ад и дьявол. Если в жизни своей мы поступаем не так, как учит нас тому Библия, тогда мы являемся не учениками Господа, а учениками дьявола. Конечно, по названию мы можем быть Христовыми учениками, но это только по названию. Как часто, к сожалению, встречаются такие люди, которые называют себя христианами и учениками Господа; однако, если посмотреть на их жизнь, то убеждаешься, что их учителем является сатана, а никак не Иисус.

       Благодаря тому, что Господь соединил меня с чёрными людьми, я многому научился. Ведь мы можем так многому научиться от наших ближних. Тот, кто всегда говорит "я знаю" - является глупцом и в действительности чаще всего ничего не знает. Это не мои слова, об этом говорит нам Библия. Мы всегда можем и должны учиться, в том числе и от тех, кто находится рядом с нами. У нас, в Южной Африке, я часто говорю людям о том, что мы имеем большое преимущество, живя в стране, где собрано много рас, племён и национальностей. Это должно служить нам на пользу, потому что даёт хорошую возможность учиться многому друг у друга. Мы можем многому доброму научиться даже от детей и, надо сказать, что нам действительно есть чему у них поучиться. Не зря ведь Иисус, наставляя Своих учеников, взял однажды ребёнка и, поставив перед ними, сказал: "Если не будете, как дети - не войдёте в Царство Небесное" (Ев. от Матф. 18:2).

       Вскоре после начала пробуждения у меня был такой момент, когда я испытывал сильную тяжесть на душе и ощущал внутреннюю потребность облегчить её с кем-нибудь в совместной молитве. Подумав, я решил поручить другому брату провести очередное собрание, а самому, уединившись, уйти в горы для молитвы. Мысленно я перебирал в своей памяти всех знакомых мне христиан, выбирая из них самую духовную семью, с которой бы я мог разделить моё молитвенное общение.

       Итак, сделав выбор, я отправился в путь. Проехав несколько километров на машине и затем, поднявшись высоко в горы, я добрался, наконец, до места, где жили эти люди.

       Когда они увидели меня, радости их не было предела. Моё лицо в тот момент выражало сосредоточенность и серьёзность, потому что, по моим тогдашним понятиям, в день поста и молитвы нельзя было улыбаться и смеяться, делая лицо настолько кислым, насколько только это было возможным. Однако, в противоположность мне, хозяева радовались, как дети, и их лица прямо-таки сияли.

       О! Какой это для нас сюрприз! – восклицали они. - Скажи, что побудило тебя придти к нам?

       Знаете, - ответил я, - мне хотелось бы весь сегодняшний день посвятить посту и молитве.

       Хорошо! Но прежде чем молиться, мы приготовим тебе сначала что-нибудь покушать.

       К слову сказать, люди племени Зулу очень гостеприимны. Невозможно, войдя к ним в дом, выйти оттуда прежде чем ты у них ни поешь. Причём чашка чая в счёт не идёт. Зулу вообще не могут понять, как это можно отпустить гостя, не накормив его. Даже если они бедны, то выставят перед ним всё, что имеют; и если у них во дворе будет только одна курица, тогда они приготовят эту курицу.

       Так вот, когда мои друзья заговорили о еде, я категорически запротестовал, заявляя, что сегодня у меня вообще нет времени для еды и питья, потому что хочу весь день провести в посте и молитве. В ответ на это они начали весело, от души смеяться. "Что?!... - сквозь смех говорили они мне. - Уж не хочешь ли ты, чтобы Иисус нам сказал однажды: "Я жаждал - и вы не напоили Меня, был голоден - и вы не дали Мне есть". Ты что, хочешь поставить нам ловушку?! Нет уж, само собой разумеется, такого мы не сделаем и в этом тебя не послушаемся! Так что будь добр, входи в дом".

       Итак, мне не оставалось другого выхода, как войти к ним в хижину и сесть, а они пошли ловить курицу... Пойманную курицу тоже ведь не начнешь сразу же варить, её ещё надо зарубить, общипать и выпотрошить. Вот так я сидел и сидел... Мне казалось, что я жду не часы, а целую вечность.

       Интересно, что мы, белые люди, почему-то всегда куда-то торопимся. У нас вечно нет времени. Мы постоянно спешим, желая, чтобы всё было как можно быстрее. Кстати, именно это является кратчайшим путём в психбольницу или, по меньшей мере, к неврозу. Чёрные же - не торопятся. У них всегда есть время.

       И вот, сидя в ожидании приготовляемой еды, я говорил про себя: "О Боже! Как я растранжирил это воскресенье, которое должно было быть днём Господним! Какую ошибку я допустил! О, лучше бы я сюда не приходил! Ведь можно было бы молиться и с другими! Как много мог бы я сегодня сделать! А теперь весь этот день можно считать потерянным! День, который бы должен быть днём поста и молитвы, прошёл в ожидании еды! Ну, разве не глупо я поступил?!..."

       Так, ругая себя, я продолжал сидеть, непрестанно посматривая на часы. А время шло и шло... Вот уже наступил час обеда, а я всё ещё ждал еды. Наконец, мне принесли какой-то холодный напиток, затем чашку чая. Потом накрыли стол, который буквально ломился от обилия расставленной на нём пищи. Чего там только не было! Курятина, различные сорта другого мяса, рис, картофель, салаты, овощи, фрукты... Это был настоящий царский обед и за этим столом восседал я один. (По обычаям Зулу, почитаемого гостя оставляют за столом одного. Перед началом еды хозяева выходят из комнаты, чтобы гость мог чувствовать себя совершенно свободно.)

       Хозяева попросили благословения, и я приступил к еде. Несмотря на то, что тарелка, поставленная передо мной, была необычайно больших размеров, места на ней оказалась всё же недостаточно, чтобы уместить хотя бы понемногу от всей приготовленной для меня пищи.

       Муж с женой так старательно потчевали меня, что я в конце концов сказал им, что это называется уже не есть, а жрать. Едва я справился со своей тарелкой, как мне подали десерт и какой-то напиток. Вслед за этим несли ещё "кока-колу"...

       Друзья мои! - взмолился я. - Я просто не могу больше! Это уже грех так объедаться и опиваться!

       Хорошо, хорошо! - сказали они. - Мы теперь только вынесем посуду и тогда будем молиться.

       О! - почти простонал я. - Как я смогу теперь молиться с таким, до отказа набитым животом!!

       (Видите, в то время мои молитвы исходили ещё из
желудка, а не из сердца!)

       После того, как стол был убран, мы наконец-то склонили наши колени и начали молиться. Не прошло и двух-трёх минут, как место под нами поколебалось... Я не способен был понять происходящего. Схватившись за голову, я плакал и, не переставая, повторял: "Господь, я совсем не знаю Тебя! Как только такое возможно?! Какой Ты? О, я действительно не знаю Тебя, мой дорогой, любящий Господь!..."

       Вот так, совершенно заново я начал познавать Бога, познавать таким, каким никогда прежде не знал. Я знал Его по рассказам, рисовал своим воображением, как картину, и разумом моим сооружал как истукана. И это, увы, было не только моим заблуждением, но и ошибкой многих-многих людей, которые через века и тысячелетия, посредством учений и книг создали себе образ Бога, сделав себе идола руками своими и своим умом.

       Мы можем утверждать, что Бог является таким-то и таким; что в служении Ему всё должно проходить только так, как это делается у нас; и что, если мы приходим к Нему, то это должно выглядеть именно так и не иначе. И поступая таким образом, даже не замечаем, как страшно мы грешим. Ведь нам нельзя делать идолов! Нельзя строить образов! Нельзя служить божествам!

       Мы можем говорить язычникам, что они поклоняются чужим богам, а у самих себя при этом иметь самого большого истукана, сооружённого нашей собственной фантазией. Тот "Бог", который является таким, каким мы его себе представляем, который даёт нам всё, чего мы желаем, и делает именно то, что мы от него ожидаем, - есть ни что иное, как только идол нашего разума и нашего воображения! Это не есть живой и истинный Бог!

       Вот почему я рыдал тогда, как ребёнок, и сердце моё сокрушалось и кричало от горького сознания того, какому "Богу" я в действительности служил все эти прошедшие долгие годы.

       Так снова и снова Господь открывался мне через этих чёрных людей, являя Себя настолько иначе, чем это я себе представлял, что днями, неделями и месяцами я не переставал повторять: "Господь, я совсем не знаю Тебя! Мой Бог, о насколько же Ты другой!"

       Да, дорогие друзья! Когда в грядущий день суда всё будет испытано огнём, в нём сгорит много нашего; многое превратится в прах и пепел; многое из того, что здесь, на земле было ценным для нас - не будет иметь тогда никакого значения. Это лишь человеческие обычаи и церемонии, плоды нашего ума и представления - всё то, что должно в нас умереть.

       Именно так случилось тогда и со мной. Всё, чему я был научен, все мои понятия и представления пришлось похоронить и начать сначала. В это время я был подобен маленькому ребёнку, который в первый раз изучал азбуку духовной жизни. Находясь в таком положении, я уже ничего не мог делать от себя. Я не мог больше положиться на свой разум, и потому приходилось всецело доверяться Господу и следовать за Ним так, как Он меня вёл. Это было для меня чем-то совершенно новым, чего я прежде никогда не знал, но именно поэтому я могу теперь сказать, что жизнь в духе - это жизнь в совершенно другом мире. И если мы этого не знаем и не живём в этом, если мы не согласны на то, чтобы стать всецело управляемыми Господом, тогда не стоит молиться о пробуждении.

       Наша старая жизнь и наши духовные мехи должны совершенно обновиться, иначе даже в том случае, если Господь дарует нам полноту Своего Духа и наполнит нас Своим новым вином, не будет в том особого смысла, потому что уже через короткое время окажется, что мы всё это потеряли. При этом может даже случиться, что именно те люди, которые не получили Святого Духа окажутся на более высокой ступени чем те, которые имели такое замечательное свидетельство в своей жизни.

       Писание говорит нам, что Его мысли - не наши мысли и пути наши - не Его пути. Поэтому не может быть жизни с Богом и постоянного хождения с Ним, если мы не готовы пожертвовать ради этого нашими мыслями и нашими путями, говоря: "Не моя, но Твоя, Господь, воля пусть совершится!"

       Я безмерно благодарен Богу за то, что многому из этого смог научиться от Зулу, которые были так не похожи на меня - человека другой расы. Наблюдая за их жизнью, видя их детскую доверчивость и послушание в следовании за Господом и верность Ему, я мог многое пересмотреть и с Божьей помощью исправить в моей собственной жизни.

       Как я уже говорил, характерной чертой белых людей является то, что мы всегда спешим и постоянно куда-то торопимся. Чёрные люди в этом не похожи на нас, они обычно несуетливы и неторопливы. Нужно признать, что в общем-то все небелые нации по своей природе являются таковыми.

       Мне пришлось встречаться с одним человеком, который был евангелистом и пастором очень большой общины. Он также являлся представителем небелой расы. Однажды, во время нашей беседы он сказал: "Знаете, это очень странно. Когда я бываю в церквах белых людей, то с удивлением замечаю, какие там измученные и усталые пасторы и проповедники. Если в церкви у какого-нибудь руководящего насчитывается три тысячи членов, то у него абсолютно нет времени. Его трудно застать, он постоянно чем-то занят и вечно куда-то торопится. Мне не раз приходилось слышать, что из-за своей чрезмерно большой нагрузки в духовной работе, многим из них нужно было обращаться за медицинской помощью в виду заболеваний, развивающихся в результате переутомления. Мне лично трудно это понять, - продолжал мой собеседник. - Наша церковь насчитывает тридцать тысяч членов, но, тем не менее, у меня много времени, и я могу часами говорить с каким-нибудь человеком".

       Видите, дорогие друзья! А ведь среди белых людей не так уж много церквей, где бывает по три тысячи членов. Нередко это общины, в которых всего несколько сотен или даже десятков членов, нуждающихся в духовном попечении, но и такого количества бывает для пасторов слишком много, и они начинают быстро уставать с ними. Это происходит скорее всего именно от того, что у них существует неправильный подход к делу, и потому также, что они постоянно спешат и торопятся.

       Таковые, по-видимому, ещё не вошли в покой Иисуса и не познали, что это значит. Помните тот случай, когда Христос во время бури находился в лодке вместе со своими учениками, которые были объяты страхом и ужасом, трепеща перед штормом, в то время, как Иисус спокойно спал. Он спал... Он находился в покое... Он имел этот покой внутри себя и потому мирно спал...

       Чтобы понять важность и глубину значения этих слов о покое, давайте обратимся ещё к одному примеру внутреннего покоя, но уже не у Бога, а у человека.

       Первый человек Адам не беспокоился о жене, как это делают теперь многие молодые люди, которые уже в двенадцати - тринадцатилетнем возрасте думают о девчатах или о парнях. Как часто в мыслях об этом они теряют покой, проводя бессонные ночи! У некоторых это заходит так далеко, что они впадают в депрессию. Среди них находятся даже такие, которые по этой причине кончают свою жизнь самоубийством только потому, что их дела в этом вопросе идут не так, как они бы хотели. А ведь покончить с собой - это нечто ужасное! Для самоубийцы остаётся только один путь - в вечную погибель! Поэтому подумайте хорошо об этом, прежде чем наложить на себя свои руки!

       Один католический священник сказал как-то: "Уж лучше убей кого-нибудь другого, чем самого себя. Это не так опасно, как самоубийство, потому что если ты убьёшь другого, тогда у тебя ещё есть возможность покаяться и получить прощение. Если же ты покончишь со своей собственной жизнью, тогда покаяние и прощение уже невозможны!"

       Конечно, приводя эти слова, я не говорю, что они абсолютно правильны, однако что касается вопроса покаяния убийцы и получения им прощения, то такая возможность действительно существует.

       Итак, в то время, когда Господь готовил жену для Адама, тот находился в состоянии полного покоя и крепко спал. Этот глубокий сон был послан ему свыше. Бог видел Сам, что нехорошо Адаму оставаться одному, и взял на Себя заботу об этом.

       Интересен тот факт, что до совершения этого дела, Адам был проверен Богом, Который провёл перед ним всех зверей, предлагая дать каждому из них своё имя. (В Старом Завете имя всегда характеризовало сущность и характер данного существа). Таким образом все звери прошли перед Адамом, и, имея дар различения, он сумел охарактеризовать каждого из них, давая ему соответствующее имя. Когда, к примеру, мимо него проходил павиан, он не назвал его человеком. Точно также он не назвал человеком обезьяну, несмотря на её большое сходство с ним. Даже если многие учёные люди нашего времени не способны увидеть различия между человеком и обезьяной, то Адам сумел сделать это быстро и безошибочно. Не сомневаюсь также, что его способность к различению была несравненно больше, чем у нас, современных христиан, которые в духовной жизни нередко признают обезьянье за человеческое, называют не спасённых верующими, и духовными людьми - тех, чья жизнь совершенно не свидетельствует об этом.

       Адам же мог различать, и потому для него не нашлось помощницы среди всех живых существ, которые проходили перед ним. Тогда Господь навёл на него глубокий сон, чтобы в это время приготовить для него жену. Как видите, при этом у Адама не было бессонных ночей, он не думал и не размышлял о друге и спутнице жизни, не заботился о своём будущем, предоставив всё это Богу. Ведь один только Господь знает, в чём мы действительно нуждаемся и что нам не нужно.

       Итак, существует жизнь в покое и мире Божием. Господь не зря говорит, что нет пользы человеку в том, что он заботится и суетится. Этим мы не можем прибавить себе даже росту или изменить цвет своих волос. Кто много заботится, тот много грешит, поэтому Писание указывает нам на то, что существует возможность жизни в покое и постоянном внутреннем мире, как для молодых людей, так и для старого человека.

       А теперь вернёмся к разговору о том, что мы бываем часто нетерпеливы и торопливы. В слове Божием мы нередко встречаем выражение "ожидающие Господа" и "уповающие на Господа". О тех, кто в своём уповании на Господа умеют терпеливо ожидать исполнения воли Его, говорится, что они получают новую силу. Библия говорит нам также прямо и совершенно ясно, что тот, кто верит - не торопится, и таковыми могут быть только те дети Божии, которые умеют ожидать Господа и уповать на Него.

       Можно быть стеснённым со всех сторон, переживать бури и штормы и, тем не менее, иметь мир и покой в своём сердце. Не зря ведь написано: "И мир Божий, который превыше всякого ума, сохранит сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе" (Посл, к Филип. 4:7). Если же в нашем сердце потревожен этот мир Божий, тогда у нас что-то не в порядке. Когда с нами что-то происходит, то нам при этом достаточно только заглянуть в своё сердце и проверить, пребывает ли там ещё мир Божий. Если его нет, то это верный знак того, что сатана уже вошёл туда. Это как красный свет светофора, как предостерегающий сигнал, который говорит нам о том, что нечто вошло в наше сердце и нашу жизнь, чему не должно быть места. Тогда нужно срочно остановиться и вернуться назад к тому пункту, где этот внутренний мир был потерян. Друзья мои! Это очень важно, и мы всегда должны так поступать.

       Помните, в Откровении, обращаясь к Ефесской церкви, которая потеряла свою первую любовь, Господь не говорит о том, чтобы они молились и просили большую любовь и больше огня в служении. Нет, Он говорит: "Вспомни, откуда ты ниспал, возвратись туда и покайся, и твори прежние дела". (Откр. 2:5). Так и вы, вспомните сейчас о том времени, когда вы впервые покаялись и обратились. Помните, что вы тогда испытали и пережили? Точно также нужно сделать и теперь. Всякий, кто потерял первую любовь к Богу, в сердце кого не горит больше огонь, и в ком охладела ревность, должен раскаяться и обратиться к Богу так, как он сделал это в начале, потому что за период своего охлаждения он снова превратился в язычника.

       Господь говорит: "твори прежние дела", то есть те дела покаяния, которые ты делал вначале. Это значит - возвратись назад к тому месту, где ты согрешил. При этом не нужно молиться о большей любви, нужно только раскаяться и обратиться. И когда это будет сделано, огонь Божий загорится

      опять.

       Главным для нас является то, чтобы мы подумали и вспомнили, где было наше падение и, возвратившись туда, привели это в порядок. Нам нельзя нашу духовную жизнь строить на прахе и пепле, нельзя строить её на грехе, потому что такое строение не устоит и непременно разрушится. Мы должны строить на единственно верном основании - на Господе Иисусе, и потому всякая грязь и духовная нечистота должны быть удалены! Не сделав этого, мы не сможем продвинуться вперёд в нашей духовной жизни.

       Грех оказывает пагубное влияние даже на нашу плоть и потому так много людей больны и страдают телесно. Господь хорошо знает, что полезно человеку и что ему вредит. Не знающие Бога, пьянствуя, не размышляют о том, что это грех, однако их плоть знает об этом и болеет. Они не знают также, что курить тоже нельзя, зато их тело знает, как это вредно. Точно так происходит и в нашей духовной жизни. Давая место греху, являя неверность Богу, мы, будучи осуждаемы нашей совестью, мучимся и страдаем душою, что впоследствии отражается вредно даже на нашем здоровье.

       Как видите, законы и повеления Божий от создания нашего вписаны в нас, в нашей плоти, и если мы идём против них, мы идём в первую очередь против самих себя, вредя сами себе. Вот почему мы только тогда будем иметь истинный мир и покой, когда будем послушны Господу. При этом Слово Божие станет для нас подобно лекарству, которое поможет во многом.

       Чёрные Зулу знают это. Они хорошо понимают, что упование на Господа приносит глубокий мир в сердце и душевный покой. И потому бывают очень терпеливы в своём ожидании. Именно от них я сумел познать, что значит "ожидать Господа", и что время ожидания Бога не является потерянным временем.

       Если Зулу идут к своему царю, тогда они встают рано-рано утром. Уже с восходом солнца им нужно быть у царя. Когда они приходят туда, то стучат совсем не так, как это обычно делаем мы. Они стоят на дороге или у ворот и возвещают о своём приходе тем, что славят своего царя и поют ему хвалебные песни, в которых говорят, что нет подобного ему среди всех царей, что он - владыка, лев и господин всех наций. Эта хвала царю и пощёлкивание языком является их стуком.

       Так они стоят снаружи до тех пор, пока царь ни пошлёт к ним своего слугу с повелением войти. Но и после этого человек не входит ещё в царский дом, а подходит только к его двери. И лишь тогда сам царь, обратившись к нему лично, приглашает войти.

       Мне приходилось встречать людей из Зулу, которые часами стояли перед домом царя, ожидая разрешения войти. Бывали случаи, что я подходил к такому человеку и спрашивал его, уверен ли он, что царь знает о его присутствии. На это он спокойно отвечал мне утвердительно.

       А что он тебе сказал? - продолжал расспрашивать я.

      Ничего не сказал.

      Как, ничего?! - не понимал я. - Где же он сейчас? У себя в доме?

      Нет, он уехал на машине. (При этом выяснялось, что царь, проснувшись и выйдя из дома, увидел его и, повернувшись, ушёл, чтобы искупаться, переодеться и позавтракать. Потом сел в свою машину и проехал мимо, не сказав ему ни слова ).

      Когда же царь вернётся? - с удивлением допытывался я.

      Не знаю, - пожимал плечами чёрный.

      А что тогда ты здесь делаешь?

      Я жду его.

      И до каких же пор ты будешь ждать?

      Пока он опять вернётся.

      О! - не в силах сдержаться, воскликнул я. - Какой же всё-таки зловредный человек этот царь!

      Как это так, просто молча пройти мимо и уехать!! Нет, я на твоём месте давно бы ушёл!...

       - Что ты говоришь, белый человек?! – возмущённо перебил меня Зулу.

       - Как ты можешь так рассуждать?! Ведь он же мой царь! Если я сейчас уйду отсюда, это будет равносильно удару и плевку в его лицо! Горе мне, если царь, возвратившись не найдёт меня на этом месте! Ведь он же видел меня, и потому у меня нет теперь другого выхода! Я должен ждать его до тех пор, пока он возвратится! И я делаю это охотно, потому что он мой царь, мой повелитель! Делая не так, как мне нравится и как я этого хочу, он показывает мне, что он - мой господин. Если бы он "плясал под мою дудку", исполняя мои желания, то не был бы моим царём, но был бы
равным мне! Однако он является моим господином и потому не он должен слушаться меня, а я должен быть ему во всём послушным!

       Так чёрный Зулу ждёт своего царя. При этом он не злится, не возмущается, не раздражается. Он терпеливо ждёт до тех пор, пока царь вернётся и сам заговорит с ним. Потому-то, если таким людям скажешь, что Господь является нашим царём и нашим Господином и что мы должны ждать Его, то это для них является абсолютно понятным и само собой разумеющимся. "Конечно, - скажут они. - Царь есть царь!" Слово Божие говорит нам, что те, кто ожидают Бога с терпением, получают новую силу: "А надеющиеся на Господа обновятся в силе; поднимут крылья, как орлы, потекут и не устанут, пойдут и не утомятся" (Кн. пр. Исайи 40:31).

       Падение белого человека и его христианской жизни состоит в том, что он всегда слишком торопится. У него всё должно происходить быстро. И вот именно потому, что у нас постоянно нет времени, нет его у нас и для Господа и для наших ближних. Всё в нашей жизни вращается только вокруг нас, и мы являемся для самих себя идолами. Всё должно быть только так, как мы этого желаем. Даже Бог должен делать то, чего мы хотим! Всё должно идти по нашим мыслям и по нашим планам! Мы уже сами для себя сделались богами!

       У чёрных же в подобных вопросах образ мышления и образ жизни сильно отличается от образа мышления и образа жизни у нас, белых; и есть много таких вещей в христианстве, которые чёрные люди понимают лучше, чем белые.

       Мы, белые, избираем своих вождей и своих правителей, которые должны делать то, чего хочет народ. Если же они поступают иначе, делая не то, что мы от них ожидаем, тогда мы переизбираем их или свергаем. Наши вожди правят 4-5 или 10 лет и потом мы голосованием выбираем себе других.

       Чёрные так не делают. Для них вождь является вождём во все дни его жизни, пока он не умрёт. Он - царь и потому правит так, как он хочет и как считает нужным. Вся власть находится в его руках, и он один является полномочным в решении всех вопросов. Только он может править, а все остальные должны подчиняться его воле.

       В наше время так много говорят о выборах, о праве голоса, о правах человека на то или другое. Для чёрных африканцев эти понятия совершенно чужды. Мы считаем, что каждый человек должен иметь право голоса. Они же говорят, что это право имеет только один человек - тот, кто является царём или вождём. У них это действительно так, и потому они не способны понять, как это возможно, что наши правительства могут править, имея рядом с собой оппозицию. В понятиях чёрных с врагом и противником может быть только один разговор - его необходимо убить, поразив сердце копьём. Других подходов в решении таких вопросов у них не существует. Враг должен быть уничтожен во что бы то ни стало!

       В Слове Божием написано, что если какой-нибудь дом или царство или народ разделится в самом себе, тогда он не может устоять. Чёрные люди это хорошо понимают.

       Конечно, эти вопросы относятся к разделу политики, а я не являюсь политиком и не могу сказать правилен или неправилен такой подход в сфере политики. Я также не хочу сказать, что то, что имеют у себя чёрные, - правильно и совершенно. Рассказывая обо всём этом, я хочу подчеркнуть лишь то, что если мы, белые люди, переносим наши понятия о правлении в нашу духовную жизнь, тогда это идёт прямо из преисподней. И то, что чёрные делают в своих политических вопросах, нам, христианам, необходимо делать в нашей духовной жизни. Только Иисус может править нами! Он единственный должен быть господином и царём, первым и последним! При этом никому другому и ничему другому не должно быть места! В жизни христианина не должно существовать для Господа никакой оппозиции! Иисус должен быть для нас единственным и всем!

       Именно поэтому так хорошо проповедывать Евангелие среди язычников. Если им скажешь, что Иисус является Царём, Господином и Богом, тогда они знают, что предавая себя Ему, они должны сделать это раз и навсегда; что с этого момента никому и ничему другому нельзя будет царствовать и править в их жизни и что теперь они должны жить всецело только для Христа, без компромиссов. Им нет нужды говорить, что отныне нельзя больше служить двум господам; они и сами это хорошо понимают и говорят: "Ну, конечно! Ведь Бог - есть Царь, и только Он всем правит; а мы должны оставаться Ему верными всегда, до самой смерти". Потому чёрным нетрудно ожидать Господа и надеяться на Него. Они рассуждают так: "Ну вот, теперь, когда мы принесли свою нужду Господу, мы можем предоставить это Ему, и Он будет действовать в Своё время. Нам же нужно только взирать на Него, следовать за Ним и для Него жить! "

       Дорогие друзья! Я рассказал вам, как подходят к наиболее важным духовным вопросам чёрные христиане. А как это выглядит у нас с вами? Как часто мы устаем ждать, не правда ли?! Как часто это становится для нас непосильным, и мы нервничаем, не в силах больше выдерживать ожидания. Но почему?! Некоторые считают это даже признаком высокой духовности, но, увы, как раз наоборот - это указывает скорее на то, что мы являемся ещё плотскими.

       Люди, которые постоянно бегают туда и сюда, на самом деле мало работают. Им кажется, что они много делают, но в действительности это является ничтожно малым. Если же мы в терпении ожидаем Господа, тогда всё выглядит совершенно иначе. Ведь у Него один день, как тысяча лет, и Он может за один день сделать столько, на что потребовалась бы тысяча лет тяжёлого труда. В этом мне пришлось убедиться на своём собственном опыте.

       До начала пробуждения я бывал постоянно занят. Мои евангелизации продолжались 8-10 или даже 12 месяцев, причём часто по два собрания в день. Как Пётр, который безуспешно рыбачил всю ночь напролёт, я тоже, трудясь изо всех сил, ничего не мог поймать. Мною овладела усталость и, не в силах больше так продолжать, я решил всё оставить. Спустя 12 лет такого бесплодного служения, когда я уже совсем сдался и опустил руки, явился Господь и сказал мне: "Иди на глубину".

       Эти же слова Он сказал когда-то Петру, который ответил Ему: "Наставник, мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть" (Ев. от Луки 5:5). И именно потому, что эти слова сказал Иисус, а Пётр был послушен Ему, уже через короткое время было поймано столько рыбы, что сеть начала прорываться, а перегруженная лодка с трудом держалась на поверхности.

       Итак, если мы трудимся по плоти, тогда можно проработать всю жизнь, до самой смерти, однако при этом совершится очень немногое или даже вообще ничего. Если же действуем в Духе, тогда казалось бы ничего особого не делая мы, выполняем намного больше.

       После начала пробуждения в жизни моей было много таких дней, когда я мог сказать: "Сегодня я принёс Господу больше плода, чем за все мои прежние 12 лет!" И это было действительно так. Двенадцать лет тяжёлой, напряжённой работы не могли сравнится с одним только днём! Но для этого нужно было научиться уповать на Господа и быть послушным и покорным Ему, делая только то, что повелевал Он. Тогда в моём служении начало исполняться много того, что может совершить только Бог, и тогда стало возможным бежать и бежать вперёд, не уставая и не слабея. При этом нужно было только находиться в непрестанной связи с Господом, не огорчая и не угашая Его Духа.

       Постоянное пребывание у ног Иисуса - это самое главное для нас. Библия говорит, чтобы мы непрестанно молились. Конечно, это вовсе не означает, что мы должны всю свою жизнь простоять на коленях с закрытыми глазами. Эти слова Писания означают нашу непрестанную связь с Богом, неразрывность наших отношений с Ним в течение всего времени.

       О, как это важно, чтобы наша жизнь являла собой полное подчинение Господу, подтверждая, что Он действительно наш Господин и наш Царь. Ведь именно через это мы получаем от Него благословения и новые силы. Как чёрный человек ждёт своего царя до тех пор, пока он придёт, так и нам нужно делать это в наших молитвах. Очень важно, чтобы мы тоже ждали нашего Господина, нашего Господа и чтобы не убегали от Него, прождав полдня, неделю, месяц, год или больше. Ведь, к сожалению, так часто случается, что, подождав некоторое время, мы убегаем незадолго до того, как Господь приходит к нам, уподобляясь в этом Саулу, который потерял всё своё благословение только потому, что не нашёл в себе силы дождаться прихода Самуила и сделал то, чего ему не надлежало делать.

       Ах уж эта наша человеческая поспешность и торопливость! Сколько вреда она порой приносит, и как часто, бывало, я это переживал! "Скорее! -торопил я себя. - Нужно спешить на собрание! Нельзя же опаздывать!" И вот мы, насколько только можно быстрее, едем туда. В этой спешке я мог даже оставлять человека, у которого была нужда. И что же... Приехав в назначенное время в нужное место, мы обнаруживали, что люди ещё не собрались и служение придётся начать позже. Тогда мы вынуждены были сидеть там и ждать. "Видишь, Эрло! - говорил мне при этом Господь. - Ты не был руководим Мною, не был в Духе..."

       Конечно, бывает и так, что мы бываем слишком медлительны и потому опаздываем, как один проповедник, который пришёл на собрание, когда община уже разошлась. Пришёл в следующий раз - и опять слишком поздно. Озадаченный, он поделился с одним братом, который был фермером, и просил его молиться с ним, чтобы Господь показал ему в чём дело. Он хотел знать, что Бог хочет сказать ему через это. Тогда этот фермер сказал ему: "Разве Вы не понимаете, что нужно сделать?! Просто по утрам Вам надо раньше вставать!" Так и Лоту с его семьёй было повелено торопиться, чтобы выйти из Содома, однако он не спешил.

       Итак, главное заключается в том, чтобы наши отношения с Иисусом были в порядке и чтобы мы были послушны Ему во всём. Тогда Бог Сам будет направлять нас, ибо Он лучше знает, когда нам нужно торопиться и когда лучше подождать. Если же ты становишься нетерпеливым и нервозным, то знай, что это идёт прямо из ада. Это дух сатаны, а не Дух покоя и мира Божьего, в котором нам нужно находиться. Таким образом мы вредим самим себе и делу Божьему.

       Своей спешкой и торопливостью многие миссионеры, к сожалению, тоже делают большую ошибку. Как я уже говорил, чёрные люди по своей природе очень медлительны. Если собрание должно начаться в 11 часов, то они придут обязательно позже. Конечно, на это есть также и другие причины, например: у многих из них нет наручных часов, некоторые должны издалека идти пешком и т.д. И если миссионеры приходят в назначенное время на собрание, а людей ещё нет, то они начинают нервничать, а значит - грешить. Так дело идёт от одного греха к другому, и всё благословение бывает потеряно. Вместо того, чтобы нервничать, не лучше ли было бы задать себе вопрос: "Для чего я здесь?" Ведь целью приезда является проповедь Евангелия. Так какая же разница в какое время это будет сделано - в 11 или в 12 часов. Главное должно оставаться главным, всё остальное - второстепенно. Если мы пребываем в покое и позволяем миру Божьему руководить в нашем сердце, то это оберегает нас от зла и греха и помогает терпеливо ожидать того, что усмотрено Господом.

      Да, людям бывает тяжело ждать. Мы способны терять присутствие духа, если кто-нибудь, забыв о пунктуальности, заставляет нас ждать 5-10 или 15 минут. Для нас это ужасно! Но если ты при этом грешишь, нервничаешь и злишься, то это разве не ужасно?! Или это не так уж страшно?! Не сдержался, мол, понервничал... Что тут особенного?... С каждым такое может случиться! Это же - пустяки!...

       Вот такими неразумными мы можем быть! Такими слепыми! И при этом ещё иметь вид благочестия!

       Дорогие мои! Нам нельзя грешить! Христос не зря говорил: "Иди и впредь не греши". Даже когда другие грешат, это не даёт нам право делать то же самое. Если наши ближние поступают неправильно, то мы должны поступать правильно. И если они являются плотскими, то мы должны быть духовными. Наша жизнь и хождение должны быть в Духе. Господь есть Дух, и наша связь с Ним должна быть неразрывной. Поступая по плоти, мы тем самым враждуем с Богом, а значит не можем быть с Ним в единстве.

       Всё это - так называемые "мелочи", но это вовсе не мелочи, и всему этому научил меня Господь именно через чёрных. Да, мне пришлось многому научиться у них и многое переучить заново.

       Если язычники принимают Евангелие, то им просто необходимо измениться. При этом у них всё становится другим. Но знаете ли, что то же самое нужно сказать и по отношению к нам, христианским нациям. Нам тоже необходимо меняться, когда Живое Евангелие приходит в нашу жизнь. Мы, белые, должны изменяться при этом точно так же, как и чёрные люди, потому что у них грубое и тёмное язычество, а у нас более утончённое и убелённое, но тоже язычество, - если так можно выразиться, христианское язычество. И вот это самое "христианское язычество" нам необходимо принести и положить к ногам Иисуса, после чего вся наша жизнь должна проходить под постоянным контролем и при постоянном водительстве Духа Святого. Существует многое так называемое "благочестивое", что происходит прямо из ада; если же мы позволяем Духу Святому действовать в нашей жизни, тогда Он совершенно изменяет нас, делая нас поистине детьми Божьими.

       Мы можем пойти к иудеям и эллинам, арабам, грекам и другим нациям и там увидим, какая большая разница существует между нами, людьми. Что же нам сказать при общении с ними? "Ах, вы совсем другие! Ваши понятия и взгляды, ваш образ жизни так отличаются от нашего... Какие же вы всё-таки странные люди! Как можно так рассуждать!..."

       Но подумайте, правильно ли это будет с нашей стороны? Разве должны мы ожидать от них, чтобы они изменились, став такими как мы!? К сожалению, именно эту ошибку мы допускаем чаще всего. А ведь наша задача заключается совсем не в том, чтобы уподобить других себе, но чтобы приобресть их для Господа.

       Вспомните, что по этому поводу говорил Апостол Павел: "Для иудеев я был как иудей, чтобы приобресть иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобресть подзаконных; для немощных был как немощный, чтобы приобресть немощных; для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых".

       Думаю, вы понимаете, что я хочу сказать этими словами. Правда, находятся и такие христиане, которые в этом вопросе кидаются в другую крайность. Однажды у нас в миссии побывал один проповедник, который сказал: "Когда я бываю среди наркоманов, тогда я тоже принимаю наркотики. Если нахожусь с курящими, то тоже курю, чтобы приобресть их для Христа".

       Конечно, такой подход является в корне неверным. Если внешне мы становимся слабыми, то внутри должны быть духовно сильными и крепкими. Ведь Апостол Павел говорит по этому поводу так: "Для чуждых закона я был как чуждый закона, не будучи чужд закона пред Богом, потому что закон Христовый остаётся во мне". Безусловно, при этом нам нельзя быть лицемерами, однако главным является то, чтобы мы научились отрекаться от себя и оставлять наше, побеждая и приобретая для Господа другие души.

       Такой же подход нужно иметь и по отношению к духовным вопросам. Разумеется, это не значит, что мы должны делать что-то неверное, если люди, среди которых мы находимся, поступают духовно неверно. Однако, тем не менее, мы должны уметь смиряться, предоставляя Господу возможность Самому указать таковым путь к истине.

       К примеру, среди детей Божиих есть один вопрос, который вызывает много толков и разногласий. В Первом Послании к Коринфянам 12:4-11 мы читаем: "Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех. Но каждому даётся проявление Духа на пользу: одному даётся Духом слово мудрости; другому - слово знания, тем же Духом; иному - вера, тем же Духом; иному - дары исцеления, тем же Духом; иному - чудотворения, иному - пророчество, иному - различение духов, иному - разные языки, иному - истолкование языков. Всё же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно". Далее в той же главе в 29 и 30 стихах Апостол Павел говорит: "Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учителя? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцеления? Все ли истолкователи? Все ли говорят языками?..."

       Есть такие христиане, которые утверждают, что все должны говорить на иных наречиях. Другие считают, что это неверно, потому что не соответствует тому, что говорит Библия, которая учит нас, что Дух Святой действует так как Он хочет, раздавая детям Божьим дары по Своему усмотрению. Всё это происходит не по заранее определённой схеме, а по воле Божией. При этом одному даётся один дар, другому - второй, третьему - третий.

       Итак, встретились два человека с разными понятиями в вопросе об иных наречиях. Один говорил, что все без исключения должны говорить на иных языках. Другой это отрицал и на основании вышеуказанных мест Писания пробовал убедить своего собеседника в том, что дар иных наречий является одним из многих даров Святого Духа и потому утверждение, что все должны говорить языками, не соответствует учению Библии.

       Так они, сидя за столом, рассуждали, доказывая каждый своё, и тот, который говорил действительно истину, начал вдруг сердиться. Тогда его собеседник, заметив это, сказал ему: "Если ты прав и истина на твоей стороне, тогда почему же ты нервничаешь и сердишься?"

       Этих слов первый брат долго потом не мог забыть и, раскаиваясь, умолял: "О, Господь, прости меня! Я говорю другому, что имею истину, а сам сержусь при этом. Я утверждаю, что имею чистое, неопровержимое Евангелие, а сам нервничаю, спорю и ссорюсь!"

       Видите, дорогие друзья, как это нехорошо! Мы должны при любых обстоятельствах сохранять мир в нашем сердце, иметь близость с Господом и ходить в Духе Его, свидетельствуя об истине не языком, а своей жизнью. Иначе наше христианство ничего не стоит. Если мы нервничаем, раздражаемся, становимся нетерпеливыми, угрюмыми и злыми, тогда любой, посмотрев на нас, может показать пальцем и сказать: "Посмотрите-ка на него! А ещё называет себя христианином!"

       Неужели вы думаете, что будучи такими, сможете приобресть для Господа другого человека? Конечно же нет! Но как часто, к сожалению, христианин старается это сделать! Как часто бывает, что мы открываем свой рот и начинаем говорить, вместо того, чтобы, помолившись в сердце своём, в смирении спросить у Господа, какова Его воля и что в данный момент Он ожидает от нас. Как важно в такую минуту вопросить Небесного Отца: "Господь, что Ты хочешь, чтобы я сделал?" или "Что я должен теперь сказать?" И если Бог ничего не скажет нам на это, то и мы должны молчать и ничего не говорить.

       Итак, мы не можем приобретать души и быть для других благословением, если не готовы отречься от самих себя и, оставив своё, почитать другого выше себя, сделавшись для каждого тем, каким является он. Лишь когда мы будем согласны на это, в жизни нашей сможет исполниться то, о чём писал Апостол Павел: "Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобресть Иудеев; для подзаконных - как подзаконный, чтобы приобресть подзаконных; для немощных был как немощный, чтобы приобресть немощных... Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых". Пусть Господь поможет и нам достичь такого духовного состояния, при котором будет нетрудно отречься от себя. Ведь только того да Бог может употреблять нас в деле спасения других душ!

       Павел говорил о себе, что по закону он был непорочным, проводя примерную жизнь; однако, несмотря на это, он готов был отречься от всего, отречься от самого себя. Он знал, чего это стоит, и потому не случайно сказал: "Я каждый день умираю". Только так, ежедневно умирая, мы можем сораспяться Христу, в смирении неся свой крест.

       Этот крест тяжёл и не имеет ничего общего с тем крестиком, который некоторые люди носят на шее. Такой крестик очень лёгок и его нетрудно носить. Но истинный крест не такой лёгкий и не такой приятный. Когда Иисус нёс Свой Крест, Он не выдерживал порой и падал под тяжестью его, так что другому человеку пришлось помочь Ему нести эту ношу.

       Крест христианина также не является чем-то малым. Неся его, ты не можешь идти прямо, высоко подняв свою голову, но должен низко склониться под ним. Человек, который действительно несёт свой крест, является человеком смирённым и склонённым. Именно это является знаком того, что он несёт свой крест, и что Иисус находится в его сердце. Если же человек высокомерный и гордый, если он считает себя выше и умнее своего ближнего, тогда в его сердце живёт дьявол. Говоря так, я не ошибаюсь, потому что гордость и высокомерие может вложить в наше сердце только дьявол. Этого не может сделать Иисус, который говорит нам: "Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирён сердцем". Человек, в сердце которого поистине живёт Христос, является кротким, добрым и нежным по отношению к другим. Он не может быть грубым и чёрствым к своему ближнему, потому что Господь никогда не был таким.

       О, как это всё-таки важно для нас - научиться нести свой крест! А тот, кто несёт крест, не может обороняться. Когда его бьют, он не смеет отвечать тем же, потому что несёт крест, а значит осуждён на смерть. Такой человек не имеет больше прав. Ему уже ничего не принадлежит. Он становится посмешищем для мира, который делает с ним всё, что хочет. Его прибивают ко кресту, а он при этом может делать только одно - молиться за распинающих его, точно так же, как когда-то молился Иисус: "Отче, прости им, ибо не знают, что делают".

       Ежедневно нести свой крест, в смирении снося ругательства и поношения - это есть неотъемлемая часть жизни того, кто называет себя христианином. Я не знаю, имеет ли человек вообще право называться христианином, если он не несёт своего креста. Такой, возможно, давно уже относится к тем, о которых Апостол Павел, скорбя, писал когда-то: "Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги Креста Христова" (Поел, к Филип. 3:19).

       Итак, можно называться христианином, но на деле быть врагом Креста, идя против него. Кто не желает отречься от себя, кто постоянно обвиняет других, ища себе оправдания, - не может быть последователем и другом Того, Кто безропотно нёс Свой Крест на Голгофу.

       О, как это всё-таки страшно, проповедуя о Боге другим, самому оказаться отвергнутым за то, что не нёс своего креста и не захотел отречься от себя. И как жаль, если всю свою жизнь мы называемся христианами и уверены, что являемся действительно таковыми, а в конце окажется, что всё это было напрасным и участь наша - вечное осуждение.



Другие наши сайты: