Logo
Отступники

Чарльз Финней

Отступники

Причины отступления

Глава 2


1. Недоброжелательность к кому-нибудь. Если таить недоброжелательность к тому, кто сотворен Богом, окажется невозможным одновременно с этим наслаждаться присутствием Божиим; как бы ни был негоден и ничтожен человек, если ты питаешь ненависть к нему, ты в очах Божиих человекоубийца и Дух Божий не может пребывать в тебе. Ты являешься отступником. Нередко люди, действительно оскорбленные, так долго носятся с этим чувством, пока оно, как червь не подточит всю их богобоязненность. Сохраняя чувство недоброжелательности к кому-нибудь, ты не можешь молиться. Бог не услышит твою молитву. Ты жестоко обманываешься, думая, что молишься. В подобном состоянии немыслимо иметь духа молитвы и быть в общении с Богом. "Когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваги небесный простил вам согрешения ваши" (Марка 11:25).

2. Еще, во многих случаях, причиною к отступлению является чрезмерное поглощение мирскими делами. Если у тебя так много земных дел, что все твои мысли поглощены ими и почти все твое время отдано им, ты непременно отступишь. Ты не имеешь права иметь столько дел, что не находишь время молиться. В этом нет необходимости. Бог этого не требует; Он не желает, чтобы Его слуги были настолько обременены работой, чтобы не иметь времени совещаться с Ним, делиться с Ним своим положением, успехами и просить Его руководства.

Ты, очевидно, не имеешь правильного взгляда на дело, когда у тебя настолько накапливается работы, что ты лишаешься возможности служить Богу. Если бы ты относился к занятию, как к делу Божию, тебе было бы ясно, что угодить и прославить Бога этим путем нельзя, втянувшись в житейские дела и столько их набирая, что невозможным для тебя становится уделить время на молитву и чтение Библии.

Труд есть обязанность: я всегда стараюсь каждому внушить это. Быть всегда занятым - всегда, так или иначе, употреблять свое время на полезное, это долг, возложенный на нас Богом. Но предаться делу и дать ему завладеть нами в ущерб молитве, дать ему возможность подточить нашу веру - совершенно неправильно. Бог никогда этого не требует. Люди - домоправители Божии, и Он никогда не возлагает на них столько дела, чтобы лишить их возможности быть в общении с Ним. Когда они устремляются в суету и попадают в водоворот житейских забот и земных дел, это ясное доказательство того, что они работают для себя, а не для Бога, и стремятся к наживе. Иначе они не имели бы цели поступать так. Таким способом любовь к Богу никогда не проявляется. А тот, кто затевает дело в свою пользу, непременно отступник.

3. Еще к отступлению часто может послужить дело, в котором бываешь связан с необращенным товарищем. Заключивший подобный союз после своего обращения, непременно подсечет свою веру.

Богобоязненность его придет в упадок, и он отступит. Причина этого очевидна. Необращенный человек никогда не ведет дело на христианских началах. У него в самом основании нет тех правил. Поэтому предприятие не может вестись на тех началах, какие угодны Богу. А если ты даешь свое согласие на то, чтобы дело велось на иных началах, ты потерпишь крушение. Ты отступишь, и вера твоя пошатнется. Бог желает, чтобы всякое дело велось по славу Ему; и если ты не так управляешь делом, как Ему угодно, ты отступишь.

Я мог бы указать много случаев, когда христиане вступали в деловые отношения с необращенными, и доказать, как сильно эти сделки повредили не только вере их, но и их доброму имени. Я этим не желаю сказать, что необращенные нечестны в своих отношениях к людям в том смысле, как принято это понимать между людьми, но они нечестны в очах Божиих, не ведя дело во имя Его. Бог требует, чтобы человек в деле своем прославлял Его, чтобы оно так велось, как будто Сам Бог стоит во главе и надзирает и управляет им и чтобы люди были верны в нем Ему. В человеке, поступающем так, ты узнаешь превосходного христианина. Но когда ты вступаешь в соглашение с человеком, поступающим иначе ты этим присваиваешь его правила и идешь заодно с ним. И тогда ты отступишь. Не верю, чтобы можно было привести хоть один случай в доказательство противного, т.е., что христианин, вступивший в товарищество с мирским человеком, может остаться верным Богу. Ты непременно должен обидеть своего товарища или Бога. Ты уже тем оскорбляешь Бога, что ставишь себя в такое положение и в дальнейшем будешь еще продолжать оскорблять Его.

4.    Влияние мирских друзей - обыкновенная причина отступления. Когда обращенный сохраняет дружбу с миром, он непременно сделается отступником.

5.    Вступление в брак с необращенным или необращенной непременно повлечет за собою отступление. Этот факт уже сам по себе свидетельствует об отступлении. Христианин, отдающий свое сердце тому, кто не состоит в дружбе с Богом, должен предварительно оставить первую любовь; состояние такого человека будет постепенно ухудшаться и Богу придется предоставить его собственным путям.

6.    Очень часто отступление происходит от страха оскорбить мирских друзей чрезмерной ревностью к Богу. Если ты из страха оскорбить чувства твоих друзей позволяешь им в твоем присутствии хулить Бога без возражений с твоей стороны, ты скоро сделаешься отступником. Некоторые доходят до того, что сами принимают участие в оскорблении Бога и нарушают заповеди Его ради того, чтобы не показаться невежливыми по отношению безбожных товарищей и из страха оскорбить их.

7.    Когда ты с пренебрежением или легкомысленно начинаешь относиться к тайной молитве – ты  на краю отступления. Я уже упомянул об этом, как о признаке отступления, но это является также и причиною. Отступление часто с этого и начинается.

Я приведу в пример одного брата, которого я хорошо знал. Он был чудный человек. Вот как писал он однажды сыну своему, рассказывая ему о своем отступлении: "После моей женитьбы я, года два, или два с половиною, пользовался духовными наслаждениями. Впоследствии я стал утрачивать всю сладость общения с Богом. Я сильно ослабел в тайной молитве, сделался распущенным и стал добычею греха. Я начал водить знакомства с легкомысленными товарищами, как и делал это раньше.

Я стал отягощен земными заботами и искал успокоения в том, что я хорошо сознавал, было оскорбительным для Бога. Совесть часто обличала меня, но с женою и детьми я сохранял внешний вид молитвы. Мой духовный отец г-н Вильс умер; я не полюбил его приемника и стал праздношатающимся по воскресеньям; желая, чтобы "льстили моему слуху", я начал искать, во вред себе, разнообразия в проповедях. Своим примером я дурно действовал на жену и детей и втянулся в привычки и мирские удовольствия. Я вполне сознавал, насколько я удалился от милости Божией, но был так опутан, что не хватало энергии вернуться на прежний путь".

Тут, очевидно отступление началось от недостатка искреннего усердия в тайной молитве. Это часто случается. Молитвы твои становятся короче, менее горячи и реже, и чем меньше ты молишься, тем слабее становится твоя охота к молитве; и молитвы твои все продолжают укорачиваться, а расстояние между ними делается все длиннее. Чем слабее молитва, тем слабее, вероятнее всего, будет и последующая и, наконец, ты дойдешь до состояния, откуда труден тебе возврат. Сопротивление этому необходимо при самом начале. При первом предупреждении надо принять меры. Лишь только ты заметишь влечение в эту сторону, прими меры защиты, и не иди дальше, иначе, в скором времени, твое имя будет "Отступник".

8. Небрежное отношение к Библии бывает предвестником отступления. Это тоже является не только доказательством, но и причиною отступления.

Человек, имеющий Библию и не читающий ее, не может пользоваться духовными наслаждениями. И если он ее читает небрежно, он сделается отступником. Удивительно, как мало в церкви истинного знания Библии. Это доказательство того, как мало читается Библия, как мало настоящего доверия к ней, как мало интересуются ее содержанием и как мало имеют веры в нее, как в слово Божие.

9. Недостаток строгой честности тоже бывает причиною отступления. Недостаток безупречной честности подточит твою веру. Если ты, в твоих деловых отношениях, допустишь не вполне честные поступки, или решишься воспользоваться, для своей выгоды, другими людьми, каким-бы то ни было способом - ты отступишь. Ты не должен допускать малейшей тени недобросовестности в поступках.

Чтобы устоять в вере, твоя добросовестность должна быть как у человека, которому осталось жить только один день.

Верующие в больших городах чаще отступают.

Во многих городах редко встречается дух молитвы Я желаю откровенно говорить. Очень многих называют людьми молящимися и очень духовными, но поговори с ними о молитве в том смысле, как о ней Слово Божие говорит, и ты увидишь, что они о ней не имеют понятия; они начнут задавать тебе тысячи бессмысленных вопросов, которые в голову им не пришли бы, если б они хоть что-нибудь, по опыту, знали из предмета твоего разговора. Относительно молитвы ни один человек не может быть прав в теории, если не испытал того на деле.

Причина того, что во многих церквях так мало чистой веры, кроется в том, что значительная часть церкви допускает какую-нибудь неправду, которая истребляет их веру. Они в мелочах поступают не вполне честно. Я знаю, они будто-бы не видят в этом ничего предосудительного. Они говорят, что их поступок для всех ясен и т.д. Тем не менее, поступок остается недобросовестным и совсем не открытым для всех. Если б он был ясен для всех, они бы его не совершили. Не было бы искушения поступить так.

Например, когда человек назначает цену за вещь, а потом сбавляет ее, доказывая этим, что она не стоила ему того, что он за нее требовал, он непременно объяснит вам, что поступил так, зная заранее, что за нее не дадут той цены, которую он сначала просил. Желал бы я спросить его: "Неужели ты не взял бы денег, если б кто-нибудь согласился дать назначенную тобою цену? Если бы тебя считали за честного человека, не запрашивающего лишнего, - отказался ли бы ты от запрошенного тобою? Или сознался ли бы ты откровенно, что желал стянуть столько лишнего, заметив неопытность и легкомысленность покупателя, который, при покупке, сразу согласился бы дать тебе спрошенное тобою за предмет? Решился ли бы ты, уступив вещь, сказать: "я запросил лишнее, ожидая, что вы будете торговаться"; и открыл ли бы истинную стоимость вещи, отказавшись от лишнего, если б тебе за выручку положили сумму, которую ты сначала запросил?"

Я сам был поражен тем, что наблюдал среди людей, называющих себя верующими. Я, право, не решаюсь дать человеку сразу ту цену, которую он просит с меня за вещь, страшась переплатить ему, а, между тем, ненавистно предлагать меньше, чтобы не думали, что я желаю приобрести ее ниже ее стоимости; и, на основании того, что я не позволяю себе торговаться, я узнаю, что за некоторые вещи заплатил вдвое дороже, чем они стоят. Говорят, что это общепринято. Хотя-бы и было так. Представь себе, что было-бы общепринятым для верующих напиваться, божиться или посещать непотребные места, - разве это улучшило бы положение? Освятило ли бы это подобные поступки? Нередко сам покупатель не менее виноват, чем продавец. Вот он входит, спрашивает крайнюю цену вещи, ему говорят ее, а он отвечает: "Нет, я этого не дам", и предлагает меньше. А ты, назначив крайнюю цену, за которую можешь уступить вещь, ради того, чтобы не упустить покупателя, все-таки отдаешь ему за то, что он тебе предлагает. В этом случае он согрешает, искушая тебя, если ему известна стоимость вещи, а ты согрешаешь, уступая ему при данных условиях, вводя его в искушение снова повторять свой поступок.

Если ты полагаешь возможным допускать малейшую недобросовестность в действиях и, одновременно с этим, наслаждаться присутствием Божиим, ты обманываешь самого себя. Всякий, начинающий поступать так, отъявленный лицемер, или близок к отступлению.

Церкви не могут пользоваться твердой верой, не могут усиленно приняться за работу и никогда не узнают силу молитвы, пока не совершатся у них преобразования в этом направлении. Верующие должны иметь достаточно совести, чтобы быть честными, и достаточно веры, чтобы верить в грядущий суд и в то, что Бог видит всякую их сделку и слышит каждую ложь, которую они делают и говорят за прилавком.

Вера никогда не умножится, пока вы не исправите путей ваших.

Посмотри, как шутит с ценою верующий, все понижая и понижая ее, потому что имеет дело с толковым покупателем. Я его отмечаю, как отступника. Он не честный человек. Он не служит Господу в деле своем. Он не поступает, как верный домоправитель Божий. Думаешь ли ты, что он старается заключить сделку, выгодную для Бога?

Могу тебя уверить, что его соображения клонятся не в пользу Бога, а в свою. Богу не нужно, чтобы ради Него обманывали. Поступающие так насытятся от путей своих.

10. Сребролюбие есть одна из самых главных причин отступления. Любостяжание есть идолопоклонство. Когда мы сберегаем больше, чем необходимо, мы терпим лишения не в одном материальном, но и духовно становимся тощими. Ничто так не умерщвляет веру, как сребролюбие. Труднее всего пробудить таких верующих или поддерживать их бодрствующими. Укажи мне человека, крепко ухватившегося за мир, от него не жди многого в деле веры. Иногда можно встретить сребролюбивого пастыря. Он никуда не годен, как пастырь, он никогда не принесет пользы, пока не освободится от этой страсти. Пресвитер ли он? Не назначай такого пресвитером. Сребролюбивый человек только причинит вред и задержит рост церкви. Если у вас имеются подобные пресвитеры, советую вам освободиться от них, как можно скорее. Они отступники, и всегда будут стоять вам поперек дороги. Бог запрещает иметь сребролюбивых епископов, и ни одна церковь, терпящая их, не может процветать.

11.   Еще причина, по которой часто случается отступление, это недостатки правдивости и искренности в разговоре. Большинство людей не называют это ложью; тем не менее, оно так похоже на ложь, что не знаю, как иначе назвать это.

Человек, привыкший преувеличивать, подкрашивать и стараться удивлять своими рассказами, не может иметь чистую совесть. Он отступит. Чтобы избежать этого, надо всегда держаться чистой правды, как будто ты даешь показания под присягой или как-бы находишься в присутствии Бога, Который слышит каждое слово, что ты произносишь. "Да будет слово ваше: "да, да" и "нет, нет"; а что сверх этого, то от лукавого".

12.   Сплетни. Укажи мне любящего передавать добытые тайны, будь то мужчина или женщина, и я отмечу его, как отступника, который будет делаться все хуже и хуже, если не раскается. Всякий, горящий нетерпением всегда первым сообщить последнюю новость, будет жить и умрет отступником, если не изменится в этом отношении.

13.   Легкомыслие. Это столь явная причина отступления, что не нахожу нужным останавливаться на этом.

14.   Невоздержанность в образе жизни во многих случаях служит причиною к отступлению. Не имею в виду здесь лишь злоупотребление крепкими напитками, но излишество и невоздержанность в пище, и питье вообще. Не говорю о тех, кто, сидя за столом, осушают рюмку за рюмкой, доходя до крайне возбужденного состояния. Поступающий так - слишком явный отступник и не требует особых объяснений. Но я говорю о тех, у которых от излишка пищи притупляются чувства, тяжелеет мозг и они утрачивают свежесть и бодрость после еды, которые имелись до нее. Тот, кто позволяет себе такую невоздержанность, непременно отступит. Укажите мне человека, который сидит за столом и ест, пока становится более склонен ко сну, чем к молитве, и вот, уже один, превращающийся в обжору, Он не устоит в вере. Хотя бы то, что ему
подается, само по себе было бы вполне позволительным, невозможно человеку предаваться такому излишеству и сохранить себя от отступления.

Он невоздержан, и Бог смотрит на него как на такового.