Logo
Иудейская война

Иосиф Флавий

аудио

Иудейская война

СКАЧАТЬ КНИГУ В ФОРМАТЕ:

Аудио .pdf .doc .fb2 .epub

Главы 26 - 30



Интриги Эврикла против сыновей Мариаммы. Напрасная защита их коянином Еваратом.

 

1) Недолго спустя в Иудее высадился человек, который в искус­стве хитрить далеко превосходил еще Архелая и который не только поколебал примирение, достигнутое последним для Александра, но сделался виновником его окончательной гибели. Это был спартанец, по имени Эв­рикл, которого жадность к наживе пригнала в Иудейское царство. Эллада не могла больше удовлетворить его расточительности. Он привез Ироду блестящие подарки с целью выжать у него более богатые и он действительно с лихвой был награжден царем. Но подарки одни не имели в его глазах никакой цены—он добивался власти и решился при­обресть ее кровью. Лестью, подкупающим красноречием и лицемерными по­хвалами он прежде всего вкрался в доверие Ирода, а затем, изучив его характер, он начал говорить и делать все в угоду ему и таким образом сделался одним из интимнейших его друзей. Уже из-за одной принадлежности его к спартанской нации[188], царь и весь двор обращались с ним с особым уважением.

2) Сей муж вскоре постиг слабое место семьи, раздоры между братьями и неравные отношения отца к сыновьям. Он прежде всего сбли­зился с Антипатром, пользуясь его гостеприимством, но в то же время, притворно поддерживал дружескую связь с Александром, выдавая себя ложно за старого приятеля Архелая. По этой причине он был принят Александром, как надежный друг. И брату его Аристовулу он также успел понравиться. Опытный во всех ролях, он к каждому от­дельно умел подступить иным манером. По преимуществу же он был наемником Антипатра и предателем Александра. Первого он укорял в том, что он, будучи старшим, терпит возле себя людей, выжидающих только первого удобного случая для того, чтобы уничтожить все его виды на престол; последнего он порицал за то, что он, сын царицы, муж царской дочери, имея, кроме того, такую превосходную опору, как Архелая, допускает, чтобы сын простой мещанки был престолонаследником. Вымышленная им дружба с Архелаем заставила молодого принца считать его своим добрым советником. Он поэтому откровенно изливал перед ним все, что он имел на сердце против Антипатра и высказывал опасение, что Ирод, убийца их матери, способен также отнять у них корону, на которую они, как сыновья царицы, имеют неотъемлемые права. Эврикл лицемерно выражал ему свое сочувствие и соболезнование. Но после того как ему удалось выжать такие же откро­венности и у Аристовула и обоих вместе вызвать на свободное выражение своего неудовольствия против отца, он поспешно передал эту тайну Антипатру. К этому он прибавил свой собственный вымысел, будто братья посягают на его жизнь и уже готовятся обнажить меч против него. Богато вознагражденный за эту услужливость, он начал с того, что при каждом удобном случае расхваливал Антипатра пред Иродом; но кончил тем, что нанялся формально в убийцы Аристовула и Але­ксандра и выступил их обвинителем перед царем. «В благодарность за твои милости ко мне, так начал Эврикл, я дарю тебе, Ирод, жизнь; как воздаяние за твое гостеприимство, я приношу тебе свет. Уже давно выточен меч и рука Александра простерта над тобою. Ближай­шее осуществление заговора я предотвратил тем, что притворялся сообщником его». Александр сказал: Ирод не довольствуется тем, что сидит на не принадлежащем ему троне, что после убийства их матери раздробил ее царство, он еще возвел в престолонаследники бастара— этого проклятого Антипатра, которому предназначил их родовое царство, но он решил принесть искупительную жертву памяти Гиркана и Мариаммы, ибо из рук такого отца он не должен принять скипетр без крово­пролития. Каждый день его всяческим образом раздражают; ни единого слова, срывающегося с его языка, не оставляют без извращения. Заходит ли речь о чьем-либо благородном происхождении, то без всякого повода приплетают его имя. Ирод говорит тогда: «есть один только благородный, это Александр, который и отца своего презирает за его простое происхождение». На охоте он вызывает негодование, если молчит, а если хвалит, то в этом усматривают насмешку. Отец всегда сурово с ним обращается, только с Антипатром он умеет быть ласковым. Он поэтому охотно умрет, если его заговор не удастся. Если же ему удастся убить отца, то он надеется найти убежище прежде у своего тестя Архелая, к которому легко может бежать, а затем также у императора, который до сих пор совсем не знает настоящего Ирода; ибо тогда он не так, как прежде, будет стоять пред ним, трепеща пред присутствовавшим отцом и не будет только докладывать об обвинениях, которые он лично возводит на него. Он прежде всего изобра­зит императору бедственное положение всей нации, он расскажет ему, как у этого народа высасывали кровь поборами, на какие роскоши и злодейства были растрачены эти кровавые деньги, что за люди те, которые обогащались нашим добром и которым дарили целые города; затем он еще будет взывать о мести за его деда и мать и сорвет завесу, скрывающую все ужасы и гнусные дела нынешнего царствования[189]— тогда, надеется он, его не будут судить, как отцеубийцу.

3) Очернив этой хитро сплетенной ложью Александра, Эврикл рассыпался в похвалах об Антипатре: только он один и любит своего отца, только благодаря его энергичным мерам заговор до сих пор не мог быть осуществлен. Царь, в котором не изгладились еще прежние подозрения, этими новыми открытиями был приведен в бешеную ярость. Антипатр воспользовался новым благоприятным моментом для того, чтобы выставить еще других обвинителей, которые донесли, что оба брата имели тайные совещания с двумя бывшими кавалерийскими офицерами, Юкун­дом и Тиранном, уволенными незадолго пред этим за упущения по службе. Рассвирепев еще больше этим известием, Ирод приказал подвергнуть обоих офицеров пытке. Но они ничего не признали из того, что им ложно было приписано. Тут представлено было еще письмо Александра, в котором он просил коменданта одной из царских крепостей[190] принять его и Аристовула после убийства ими своего отца и предоставить в его распо­ряжение оружие и другие военные принадлежности. Александр объявил это письмо плутовской проделкой Диофанта—царского секретаря, дерзкого малого, изощрявшегося всегда в подделке почерков и поплатившегося, наконец, жизнью за свое искусство. И начальник крепости был под­вергнут пытке, но и от него Ирод не мог добиться того, в чем его обвиняли.

4) Сознавая сам бездоказательность улик, он, тем не менее, велел арестовать своих сыновей, не заключая их, впрочем, в цепи. Губителя же его семейства, изобретателя всего этого злодейского плана он назвал своим спасителем и благодетелем и наградил его пятьюдесятью талантами. Прежде чем весть об истинном положении братьев могла распространиться, Эврикл поспешил в Каппадокию и выманил денеж­ный подарок также у Архелая, нагло уверив его в том, что он помирил Ирода с Александром. Прибыв в Грецию, он употребил эти грешные деньги на такие же плутовские дела. Обвиненный два раза пред императором в возмущении Ахайи и обкрадывании общественных касс, он, наконец, был осужден на изгнание. Так ему было воз­дано за его согрешения пред Аристовулом и Александром.

5) Этому спартанцу по справедливости должен быть противопоставлен коянин Эварат. Он был один из ближайших друзей Але­ксандра и прибыл в Иудею одновременно с Эвриклом. Когда царь до­пытывался у него относительно показаний последнего, он клятвенно уверял, что ничего подобного не слышал от молодых людей. Но это сви­детельство, конечно, не помогло несчастным. Только злое и худое Ирод был склонен выслушивать и только тот снискал его милость, который вместе с ним верил и вместе с ним злобствовал.

 

 

 

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ СЕДЬМАЯ

 

>
(И. Д. ХII, 10, 11)
Ирод, с разрешения императора, выступает в Берите обвинителем своих сыновей, которые, не будучи представлены собранию, осуждаются. Вслед за тем их отправляют в Зебасту для совершения над ними казни.

 

 

1) Саломия тоже подстрекала царя на самые крайние меры против его сыновей. Дело сложилось такими образом: Аристовул, желая свя­зать со своей собственной судьбой эту тещу свою и тетку, велел пере­дать ей, чтобы она позаботилась о своем спасении, так как царь на­меревается казнить ее за прежние ее грешки, за то именно, что она, же­лая сделаться женой араба Силлая, передала ему, врагу царя, тайны последнего. Еще грознее зарядилась тогда буря, которая должна была уни­чтожить обоих юношей. Саломия прибежала к царю и сообщила ему о полученном предостережении. Это привело Ирода в такую ярость, что он приказал заковать сыновей в кандалы, разъединить их между собою и немедленно же отправил начальника Волумния вместе с своим другом Олимпом с письменным донесением к императору. Получив чрез этих послов в Риме бумаги от царя[191], император очень пожалел о юношах; но, с другой стороны, ему казалось несправедли­вым лишить царя отцовской власти над его сыновьями. Он ответил поэтому, что признает за ним полную свободу действия, но что «он посту­пит благоразумно, если предоставит расследование заговора полному собранию его же родственников и высших чинов провинции. Будет установлена ви­новность юношей, тогда они достойны смерти; если же окажется, что они только помышляли о тайном бегстве[192], то их можно подвергнуть более мягкому нака­занию» .

2) Ирод последовал этому совету и отправился в город Берит[193], указанный ему императором и созвал собрание. Председательствовали, по назначению императора, наместники: Сатурнин [194] и Педаний с их легатами; возле них заседали: прокуратор Волумний, затем родственники и друзья царя, в том числе Саломия и Ферор и, кроме них, все владетели Сирии, за исключением царя Архелая[195], ибо ему, как тестю Александра, Ирод не доверял. Самих сыновей он, по раньше принятому решению, не представил собранию: он очень хорошо знал, что один только вид их вызовет сострадание у всех, а если еще им предоставлено будет слово защиты, то Александр очень легко сумеет поколебать обвинение. Они содержались под стражей в одной сидонской деревне Платане [196].

3) Царь поднялся и стал громить своих сыновей, точно они тут же стояли пред его глазами. Обвинение в покушении на его жизнь он поддерживал слабо, как будто он сам чувствовал несостоятельность улик; тем энергичнее он обвинял их в поношении его имени, насмешках и оскорблении его личности, и таких фактов он исчислил такое множество, что сама смерть казалась заседающим слишком ничтожным наказанием. Так как никто ему не возражал, то он стал оплакивать самого себя: приговор против его сыновей постигнет его самого, победа над детьми—это горькая победа[197]. Вслед за этим он стал собирать голоса. Первым высказался Сатурнин: он признал юношей виновными, но не заслуживающими смертной казни; он не вправе, сказал он, решить гибель детей другого в то время, когда у него сбоку стоят его собственные три сына[198]. К его заключению присоединились оба легата и еще несколько лиц. Волумний был первый, произнесший ужасный приговор и вслед за ним уже все осудили юношей на смерть— одни из лести, другие из ненависти к Ироду, но никто из негодования против обвиненных. Вся Сирия и Иудея с напряженным вниманием следили за ходом этой трагедии; никто, однако, не допускал, что Ирод доведет свою жестокость до детоубийства. Но он поволок своих сыно­вей в Тир[199], а оттуда поплыл в Кесарею, чтобы обдумать род казни для юношей.

4) Один из ветеранов царя, по имени Терон, сын которого был интимным другом Александра и который сам тоже очень любил юношей, от избытка скорби об их участи лишился рассудка. Сначала он бегал по улицам и кричал: «правосудие попрано, правда исчезла, природа извращена и вся жизнь полна преступлений» и многое другое, что может внушить душевное горе человеку, решившемуся рискнуть своею жизнью[200]. Наконец, он осмелился выступить лично пред царем и, обращаясь к нему воскликнул: «В тебе, кажется, злой демон засел, что ты худшим из людей веришь больше, чем твоим любимейшим детям! Ферору и Саломии, которых ты уже неоднократно признавал до­стойными казни, ты веришь, когда они клевещут на твоих детей. Они только хотят похитить у тебя настоящего престолонаследника и никого больше не оставить тебе, кроме Антипатра, для того, чтобы в будущем иметь такого царя, с которым они бы могли сделать все, что пожелают. Подумай только о том, не привлечет ли ему смерть братьев нена­висть солдат! Ведь нет ни одного человека в армии, который бы не сочувствовал юношам, а из командиров иные публично выражают свое негодование». При этом он назвал имена недовольных. Но царь тут же отдал приказание арестовать последних вместе с Тероном и сыном его.

5) Тут выступил еще придворный цирюльник по имени Трифон, и по какому то умопомраченью сам выдал себя. «И меня, сказал он, хотел этот Терон уговорить зарезать тебя во время стрижки, обещав мне за это большое вознаграждение от Александра». Вследствие этого доноса, Ирод приказал и Терона и его сына вместе с цирюльником подвергнуть пытке. Так как первые все отрицали, а последний не высказывал больше того, что он уже говорил, то он велел усилить истязания Терона. Сын, тронутый муками отца, вызвался все открыть царю, если только он простит отца. Царь обещал помилование; тогда сын сказал, что отец, по наущению Александра, хотел лишить его жизни. Это заявление одни считали выдумкой, к которой сын прибег для освобождения отца от пыток, другие же приняли это за чистую правду.

6) Теперь Ирод обвинял в народном собрании своих полководцев и Терона и направил на них чернь, которая забросала их камнями и бревнами и умертвила на месте всех[201], не исключая и цирюльника. Своих сыновей он отправил в Зебасту[202] (21, 2), невдалеке от Ке­сареи и приказал их задушить. Его приказ был быстро приведен в исполнение[203]. Тела их он велел перевести в крепость Александрион, где они должны были быть положены рядом с их дедом по материн­ской линии, Александром[204]. Таков был конец Александра и Аристовула.

 

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ВОСЬМАЯ


(И. Д. ХVII, 1)
Антипатр повсюду ненавидим. Царь обручает детей умерщвленных сыно­вей со своими родными; Антипатр же помышляет о других браках для них. Жены и дети Ирода.

 

 

 

1) Антипатр остался теперь неоспоримым наследником престола. Но над ним тяготела тяжелая ненависть народа, ибо все и каждый знали, что это он был инициатором всех ложных обвинений против братьев. Вскоре также в его душу закрался не малый страх при виде подрастающего потомства умерщвленных. Александр имел от Глафиры двух сыновей, Тиграна и Александра[205], а Аристовул от Вереники, дочери Саломии—трех сыновей: Ирода, Агриппу и Аристовула, и двух дочерей: Иродиаду и Мариамну. После казни отцов этих семейств Ирод отослал Глафиру с ее приданым обратно в Каппадокию; жену же Аристовула, Веренику, он выдал замуж за дядю Антипатра по его матери[206]; брак этот затеян был самим Антипатром с целью расположить к себе Саломию, с которой он находился в натянутых отношениях. Подарками и всякого рода любезностями он искал также дружбы Ферора; не забывал он и приближенных императора в Риме, Сатурнина и его свиту в Сирии—все получали от него значительные суммы и щедрые подарки. Но чем больше он сорил деньгами, тем больше его презирали, ибо знали хорошо, что он не щедр по натуре, а расточителен по трусости своей. Награжденные поэтому не стали более склонны к нему, а обойденные им делались еще более ожесточенными врагами. Все значительнее делались его затраты по мере того, как он, против всякого ожидания, стал замечать, что царь озабочен судьбой сирот и что в его попечениях об отпрысках своих сыновей ясно проглядывает раскаяние в казни последних.

2) Однажды Ирод созвал к себе своих родственников и друзей, представил им сирот и с глазами, полными слез, произнес: «Страш­ный рок похитил у меня отцов этих детей: они же предоставлены теперь моим попечениям: к этому призывает меня голос природы и чувство жалости, возбуждаемое их осиротением. Если я оказался столь несчастным отцом, то я хочу попытаться быть, по крайней мере, более любящим дедом, и лучших моих друзей оставить им покровителями. Твою дочь Ферор, я обручаю со старшим сыном Александра для того, чтобы тебя, как опекуна, скрепляла бы с ним вместе с тем и бли­жайшая родственная связь. С твоим сыном, Антипатр, я обручаю дочь Аристовула, и будь ты отцом этой сироты! Ее сестру пусть возьмет себе в жены мой Ирод, имеющий по материнской линии дедом первосвященника. Кто теперь любит меня, тот пусть присоединится к моему решению и пусть никто из преданных мне не нарушит его. Я молю также Бога, чтоб Он благословил эти союзы на благо моего царства и моих внуков и да взирает Он на этих детей с более милосердным оком чем на их отцов».

3) Говоря таким образом, Ирод заплакал и соединил руки детей; затем он нежно обнял каждого из них и распустил собрание. Антипатр был в высшей степени смущен, и каждый мог это прочесть на его лице. Он подозревал, что отец в лице сирот готовит ему гибель, и уже боялся, что вся его карьера вновь будет подвержена опасности, если дети Александра, кроме Архелая, приобретут естественного защит­ника еще и в тетрархе Фероре. К тому он принял во внимание ненависть народа к его личности и сочувствие этого народа к сиротам, горячую любовь иудеев к погибшим из-за него братьям еще при жизни последних и благоговейную память о них после смерти[207]. Все это побудило его принять решение, во что бы то ни стало расторгнуть обручение.

4) Действовать опять хитростью ему казалось неблагоразумным: он боялся строгости отца и его чуткой подозрительности. Зато он от­важился открыто приступить к отцу с мольбой о том, «чтоб тот не лишил его опять той чести, которой раз уже удостоил, и не оставил бы его при одном только царском титуле в то время, когда действитель­ная власть достанется другим. Он наверное никогда не достигнет этой власти, коль скоро сын Александра, который всегда может найти опору в Архелае, сделается еще зятем Ферора. А потому он убедительно просил, в виду еще обширности царской фамилии, изменить брачный план». Царь имел именно девять жен, принесших ему семеро детей[208]. Сам Антипатр был рожден от Дориды, Ирод—от дочери перво­священника Мариамны[209], Антип и Архелай—от самарянки Малтаки, от нее же родилась дочь Олимпиада, вышедшая замуж за племянника его, Иосифа[210]; от Клеопатры из Иерусалима родились Ирод и Филипп, от Паллады—Фазаель; кроме того у него были еще другие дочери, как Рок­сана и Соломия—первая от Федры, вторая от Эльпиды. Две жены—обе его племянницы[211]—были бездетны; двух дочерей[212] он имел еще от Мариамны— это были сестры Александра и Аристовула. На этом многочисленном по­томстве Антипатр основывал свою просьбу об изменении помолвок.

5) Царь, поняв из этого предложения отношение Антапатра к сиротам, пришел в сильное негодование; уже в нем зарождалось подозрение, что и отцы этих сирот пали жертвой козней Антипатра; он поэтому отверг его просьбу и осыпал его самого самыми жестокими упреками. Но впоследствии он все-таки поддался обольстительной лести Антипатра, и дал ему в жены дочь Аристовула, а его сыну—дочь Ферора.

6) На сколько в данном случае была неотразима лесть Антипатра, можно судить потому, что даже Саломия с подобными просьбами ничего не могла добиться у него. Эта его родная сестра, поддерживаемая всесильным заступничеством императрицы Юлии[213], хлопотала о разрешении ей выйти замуж за араба Силлая; но царь клялся, что будет ее считать своим злейшим врагом, если она не откажется от этой мысли. Против ее воли, он выдал ее за своего друга Алекса, а ее дочерей он выдал: одну за сына Алекса[214], другую—за дядю Антипатра по мате­ринской линии. Из дочерей Мариамны одна была замужем за сыном его сестры, Антипатром, другая—за его братом, Фазаелем.

 

 

 

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ

 


(И. Д. ХVII, 1—3)
Антипатр становится невыносимым; он едет в Рим с завещанием Ирода. Ферор оставляет брата, чтобы не быть вынужденным покинуть свою жену. Его смерть.

 

 

1) Уничтожив таким образом виды сирот и устроив брачные союзы в своих личных интересах, Антипатр думал, что благопо­лучно достиг уже гавани. К врожденной его злости прибавилась теперь самоуверенность, которая сделала его еще более невыносимым. Не будучи в состоянии свалить с себя всеобщую ненависть, он успокаивал себя тем, что сделался для всех страшным. Даже Ферор, видевший в нем будущего царя, усердно его поддерживал. Но в это же время женщины при дворе сплотились вместе и вызвали новые распри. Во главе их партии стояла жена Ферора, к которой, кроме ее матери и сестры, примкнула также мать Антипатра. Она вела себя во дворце так высокомерно, что дерзнула даже раз оскорбить двух дочерей царя. По­следнему она вследствие этого сделалась в высшей степени ненавистной. Но хотя царь ее сильно ненавидел, она тем не менее, при помощи своих союзниц, могла властвовать над другими[215]. Саломия была един­ственная, которая нарушала их гармонию: она донесла царю об их собраниях и внушила ему подозрение, что там злоумышляют против него. Как только те узнали об этом доносе и о негодовании царя, они прекратили открытые собрания и дружеские сношения между собою, а в присутствии царя притворялись даже враждебно-настроенными друг против друга. В этой фальшивой игре участвовал также Анти­патр, нанесший раз Ферору публичное оскорбление. Зато они отныне стали устраивать тайные собрания и ночные пирушки, а сознание, что они находятся под надзором, только укрепило их солидарность. Но от Саломии ничего не осталось скрытым, и она обо всем доносила Ироду.

2) Тогда возгорелся его гнев, и прежде всего на жену Ферора, кото­рую Саломия преимущественно очернила. Он созвал собрание родственников и друзей, и жалуясь пред ними на эту женщину, вспомнил, между прочим, ее оскорбительное обхождение с его дочерьми; дальше, что она денежными подарками подстрекнула к сопротивлению фарисеев[216] и колдовством отвратила от него сердце брата. В заключении он в своей речи обратился к Ферору и предложил ему на выбор: отречься или от своего брата, или от своей жены. Когда же Ферор заявил, что охотнее он расстанется со своей жизнью, чем с женой, Ирод, не зная что делать, обратился к Антипатру и приказал ему прекратить вся­кие сношения с женой Ферора, с этим последним и со всеми его при­ближенными. Этот запрет Антипатр не смел переступить открыто, но тайно он целые ночи проводил в их обществе; а так как его пугал надзор Саломии, то он посредством своих римских друзей затеял поездку в Рим. Последние написали, что следовало бы Антипатра через некоторое время командировать в качестве посла к императору. В виду этого Ирод, немедля, снарядил его в путь с блестящей свитой и большой суммой денег поручив ему представить императору его завещание, в котором царем назначен был Антипатр, преемником же последнего—Ирод, сын Мариамны, дочери первосвященника.

3) Одновременно с ним ехал в Рим аравитянин Силлай, не испол­нивший приказов императора, в виду того что Антипатру поручено было возобновить против него то самое обвинение, которое раньше еще было возбуждено Николаем[217]. Кроме вражды с Иродом, Силлай находился еще в не менее сильном разладе с своим же царем, Аретой[218], многих друзей которого, в том числе Соема—могущественнейшего человека в Петре[219]—он лишил жизни. Большими суммами он пытался залучить в свою пользу императорского домоправителя Фабата и надеялся найти в нем поддержку также против Ирода. Но последний предложил еще большую плату и отвлек от Силлая Фабата, которому также поручил взыскать с Силлая присужденную ему императором сумму. Но Силлай отка­зался от уплаты денег; он шел еще дальше и жаловался на Фабата импе­ратору: Фабат, доносил он, не преследует интересов своего повели­теля, а служит только целям Ирода. Тогда Фабат, все еще состоя в высокой милости у Ирода, до того озлобился, что выдал тайны Силлая и открыл, между прочим, царю, что тот подкупил одного из его телохранителей, Коринфа: «пусть только, сказал он, арестуют его[220]». Царь поверил этому доносу, потому что Коринф вырос во дворце и был араб по происхождению. Он немедленно распорядился о задержании не одного только Коринфа, но и двух арабов, из коих один был другом Силлая, а другой—предводителем одного из аравийских племен. Последние, будучи подвергнуты пыткам, сознались что обещанием Коринфу большой суммы денег, они уговорили его убить Ирода. Таким образом и они после вторичного их допроса сирийским правителем, Сатур­нином, были отправлены в Рим.

4) Ирод все еще продолжал настаивать на разлуке Ферора с его женой; ибо сколько бы он ни ненавидел ее,  он все-таки не мог придумать другого средства, чем отмстить ей, пока, наконец, в по­рыве гнева, он прогнал из дворца их обоих. Ферор мирился с этой обидой, удалился в свою тетрархию [221], но поклялся при этом, что только смерть Ирода положит конец его изгнанию, а доколе тот будет жив, он никогда не возвратится назад. И он не пришел даже тогда, когда брать заболел, несмотря на то, что тот настой­чиво звал его к себе и послал ему сказать, что он пред скоро­ожидаемой смертью своей хочет оставить ему некоторые поручения. Сверх ожидания он опять выздоровел, но вслед затем заболел Ферор. Тогда Ирод показал себя более великодушным: он приехал к нему и участливо за ним ухаживал. Но Ферор не перенес болезни и умер чрез несколько дней. Хотя Ирод любил брата до конца его дней, молва все-таки и эту смерть приписывала ему: говорили, что он отравил его ядом. Его тело Ирод велел перевести в Иерусалим, предписал всему народу самый глубокий траур и устроил ему блестящие похороны. Так постигла смерть одного из убийц Александра и Ари­стовула.

 

ГЛАВА ТРИДЦАТАЯ


(И. Д. ХVII, 4)
Производя следствие по поводу смерти Ферора, Ирод узнает о попытке Ан­типатра отравить его. Он прогоняет Дориду и Мариамну, замешанных в этом деле, и лишает наследства сына последней, Ирода.

 

 

 

1) Месть подвигалась вперед и приближалась к главному виновнику того убийства—Антипатру. Смерть Ферора послужила как бы сигналом. Некоторые из его вольноотпущенников[222] явились глубокосокрушенными к царю и сказали ему, что его брать Ферор умер от яда: его жена будто подала ему какое-то необыкновенное снадобье, по съедении которого он сейчас заболел; помимо того, за два дня до его смерти мать и сестра его жены привезла из Аравии женщину, сведущую в травах, для того, чтобы приготовить Ферору зелье любви; но вместо этого арабка, по уговору с Силлаем, с которым она знакома, поднесла ему смертель­ный напиток.

2) Как ошеломленный массой нахлынувших самых мрачных подо­зрений, царь приказал подвергнуть пыткам рабынь и некоторых свободных служанок. Одна из них в своих мучениях воскликнула: «Господь Бог, Царь небес и земли, да карает Он виновницу наших страданий— мать Антипатра!» Эти слова послужили для Ирода исходным пунктом, с которого он начал дальнейшее следствие. Та же личность открыла дружеские отношения матери Антипатра к Ферору и его семейству, их тайные собрания и как Ферор и Антипатр по приходе от царя кути­ли и бражничали целые ночи вместе с женами, не допуская к себе ни одного слуги или прислужницы. Вот почему все это показала одна из свободных служанок.

3) Тогда Ирод велел пытать отдельно каждую рабыню. Все пока­зания последних в общем согласовались между собою и выяснили еще то обстоятельство, что поездка Антипатра в Рим и отъезд Ферора в Перею были заранее обдуманы ими и предприняты по взаимному соглашению. Часто они выражались таким образом: «раз Ирод справился уже с Александром и Аристовулом, то он еще доберется к ним и их женам; после того, как он задушил Мариамну и ее детей, то никто не может ждать от него пощады; лучше всего, поэтому по возможности не встречаться с этим кровожадным зверем. Часто Антипатр жаловался своей матери; он уже поседел, а отец с каждым днем становится все моложе, и он, вероятно, еще должен будет умереть, прежде чем вступит в правление. Но пускай даже отец опередит его смертью—когда же это будет?— то, во всяком случае, цар­ствование принесет ему кратковременную радость. Головы гидры—дети Ари­стовула и Александра, растут, а виды для его собственных детей отец у него похитил, потому что в завещании он преемником его (Антипатра) не назначил ни одного из его сыновей, а Ирода, сына Мариамны. Впрочем, в этом отношении он не более, как старый простофиля, если воображает, что его завещание после смерти его останется в силе: он уже позаботится о том, чтобы никто из его потомков не остался в живых. Никогда еще отец так ненавидел своих детей, как Ирод, но его братская ненависть простирается еще выше: недавно только он дал ему 100 талантов за то лишь, чтобы он ни слова не вымолвил с Ферором. На вопрос последнего: «Что я ему сделал худого? «Антипатр ответил: «Мы должны почитать себя счастливыми, что он, отняв у нас все, дарует нам хоть жизнь. Но невозможно спа­стись от такого кровожадного чудовища, которое даже не терпит, чтоб открыто любили других. Теперь, конечно, мы вынуждены скрывать наши свидания; но вскоре мы это будем делать открыто, если только мы будем мужественны и смело подымем руку».

4) Так показали служанки, подвергавшиеся пытке; дальше они со­общили, что Ферор имел в виду бежать вместе с ними в Перею. Упоминание о 100 талантах придало в глазах Ирода достоверность всем прочим их показаниям, потому что об этом он ни с кем не говорил, кроме Антипатра. Прежде всего его гнев разразился над Доридой—матерью Антипатра: он отнял у нее подаренные ей раньше драгоценности, стоившие много талантов, и прогнал ее во второй раз. Женщин Ферора он помиловал и велел вылечить их от ран, причиненных им пытками. Сам же он был повергнут в такое отча­яние, которое лишило его всякого самообладания: самое ничтожное подо­зрение подымало бурю в его душе; массу невинных он поволок к пыткам только для того, чтобы не обойти ни одного виновного.

5) Так он добрался к самарянину Антипатру, управлявшему домом Антипатра. Подвергнутый пыткам, он признался в следующем: Анти­патр поручил одному из своих близких друзей, Антифилу, доставить из Египта смертельный яд для царя; Антифил вручил яд дяде Ан­типатра, Феодиону[223]; этот передал его на руки Ферору, которому Анти­патр предложил отравить им Ирода в то время, когда он сам будет находиться вне пределов подозрения—в Риме, а Ферор отдал яд на сохранение своей жене. Царь сейчас же послал за нею и приказал ей выдать полученное. Она вышла как будто с намерением при­несть яд, но тут же бросилась с крыши, чтобы избегнуть следствия и жестокого обращения царя. Но по явному предопределению Провидения, которое хотело наказать Антипатра, она не упала на голову, а на другие части тела, и осталась живой. Когда ее внесли во дворец, царь приказал подать ей подкрепляющие средства (потому что она была ошеломлена от падения) и спрашивал ее затем о причине, побудившей ее броситься с крыши. Если она скажет правду, то он клянется освободить ее от всякого наказания; в противном случае, если она что-нибудь скроет, он прикажет так обработать ее тело пытками, что ничего от нее не останется для погребения.

6) После краткой паузы женщина начала: «3ачем мне хранить еще тайну, когда Ферор уже мертв? Или должна я щадить Антипатра, ко­торый всех нас погубил? Слушай же, царь, и Бог, которого обмануть нельзя, да будет Он вместе с тобою моим свидетелем, что я говорю истину. Когда ты в слезах сидел у смертного одра Ферора, он призвал меня к себе и сказал: «да, жена, я жестоко ошибался, в моем брате! Тяжело я провинился перед ним! Его, который так искренно любит меня, я ненавидел! Того, который так глубоко сокрушается моей смертью даже до наступления ее, я хотел убить! Я теперь получаю возмездие за мое бессердечие; ты же принеси сюда яд, оставленный нам Антипатром для его отравления и хранящийся у тебя, и уничтожь его сейчас на моих глазах для того, чтобы я не уносил с собою духа мщения в под­земное царство». Я повиновалась ему, принесла яд и большую часть высыпала пред его глазами в огонь; но немного я сохранила для себя на случай нужды и из боязни пред тобою».

7) С этими словами она протянула баночку, содержавшую незначи­тельную дозу яда. Тогда царь подверг пытке мать и брата Антифила; они сознались, что эту баночку Антифил привез из Египта, получив ее от своего брата, александрийского врача. Духи Александра и Аристо­вула, витавшие над дворцом, вывели, таким образом, на свет самые сокровенные преступления и привели к суду таких лиц, которые больше кого-либо других были далеки от подозрения. Так открыто было, что в заговор была посвящена также дочь первосвященника, Мариамна; братья выдали ее под пыткой. Царь наказал также сына за дерзость матери: он вычеркнул Ирода из завещания, в котором последний назначен был преемником Антипатра[224].

 

 

[188] Спартанцы считали себя родственниками евреев, производя, как и по­следние, свое происхождение от Авраама: см. И. Д. ХII, 4, 10; ХIII, 5, 8, I книга Маккавеев, XII.

[189] В этих жалобах, часто раздававшихся во всей Иудее, Ирод легко мог узнать Александра, ибо Александр и Аристовул были единственные из его семейства, которые искренно скорбели скорбями народа и в свою очередь были любимы народом. Народная любовь—а о ней свидетельствует тот энтузиазм, который впоследствии возбуждало среди иудеев появление Лже-Александра (II, 7)—к сыновьям Мариаммы вызывала зависть Ирода и была основной причиной враждебного настроения Ирода к ним.

[190] По И. Д., Александрион.

[191] Волумний прибыл в Рим как раз в то время, когда Николай, не­задолго пред тем отправленный Иродом во главе посольства для примирения с ним императора (См. 4-е примеч. к § 6 главы 24), успешно выполнил свою миссию: он не только возвратил Ироду милость императора, но и до­бился смертного приговора для оклеветавшего его Силлая. Так как в то же время получено было известие о смерти аравийского царя Обода, то Август решил было подчинить и Аравию власти Ирода. Но, прочитав бумаги, доставленные Волумнием, он нашел неудобным подарить еще одно царство человеку, который на старости лет враждует со своими сыновьями (И. Д. XVI, 10, 8).

[192] Ирод потребовал от Александра и Аристовула, чтобы они сами от себя написали императору о своих преступных замыслах против него. Братья написали тогда, что никогда они не думали посягать на жизнь отца и ничего не предпринимали в этом направлении. Единственное о чем они думали—это о бегстве и то по вынуждении, так как им слишком тяжело было жить постоянно под страхом подозрений отца.

[193] Ныне Бейрут—в то время римская колония.

[194] Бывший консул.

[195] Несмотря на то, что Август наметил Архелая в числе первоприсутствующих в суде. Собрание, созванное Иродом состояло из 150 человек (И. Д. XVI, 11, 1, 2).

[196] Невдалеке от Бейрута, где происходило собрание. Ирод перевел обвиняемых туда для того, чтобы иметь их вблизи в случае, если потребуется их присутствие на суде.

[197] В И. Д. (ХVI, 11, 2) Иосиф говорит, что „Ирод вел себя на суде, как безумный: он даже не дал судьям допрашивать свидетелей и рассматривать документы, а сам руководил судебным следствием, сам отстаивал справедливость доказательств, громко повышал голос и обнаруживал вообще все признаки неугомонной ярости и необузданной жестокости".

[198] Трое сыновей Сатурнина заседали вместе с ним в собрании.

[199] В Тире он встретился с возвратившимся из Рима его посланником, Николаем. Ирод спрашивал его личное мнение и мнение его римских дру­зей о том, как ему следует поступить с обвиненными. Николай советовал ему не приводить в исполнение приговора суда, а ограничиться до поры до времени содержанием сыновей в заключении.—„Таково также, прибавил он, желание твоих друзей в Риме". Ирод ничего на это по возразил, но и не дал Николаю никаких определенных обещаний (И. Д. XVI, 11, 3).

[200] В И. Д. Терон изображается не сумасшедшим, а отчаянным смельчаком, „открыто высказывавшим все то, что оставалось скрытым в сердцах других". Все, говорит Иосиф, от глубины души скорбели о судьбе несчастных, но никто не осмеливался свободно выражать свои чувства. Вот почему все с радостью слушали проповеди Терона и удивлялись его мужеству, неустрашимости и силе духа, составлявшим столь необычайное явление во времена Ирода (ХVI, 11, 4, 5).

[201] До 300 человек (И. Д. ХVI, 11, 7).

[202] Прежний город Самария, вновь отстроенный Иродом.

[203] По И. Д. (ХVII, 5, 4) надзор за совершением казни принял на себя лично Антипатр.

[204] Александр I Ианнай (Глава 4-ая).

[205] После смерти Ирода они были отосланы к их деду, каппадокийскому царю Архелаю. Впоследствии они перешли в язычество и получили от римлян маленькие царства в Армении.

[206] Феодион, брат Дориды.

[207] Симпатии народа к умершим братьям и антипатию его к виновнику их смерти разделяло также все войско, а это более всего беспокоило Анти­патра (И. Д. ХVII, 1, 1).

[208] Не считая Мариамны с ее сыновьями и не включая дочерей от раз­ных жен. Но всех детей у Ирода было двенадцать.

[209] Это была другая Мариамна, на которой Ирод женился много лет после смерти царицы. Она была дочерью священника Симона, переехавшего из Александрии в Иерусалим, и славой красоты своей обратила на себя внимание Ирода. Так, как Симон занимал слишком подчиненное положение для того, чтобы сделаться тестем государя, то Ирод возвел его в сан перво­священника на место Иешуи, преемника Ананеля (И. Д. XV, 9, 3).

[210] Сын Ферора.

[211] Одна дочь его брата, другая — дочь сестры.

[212] Салампсо и Кипра.

[213] Юлия, прежде называвшаяся Ливией, могла бы служить прототипом Саломии: она также всю жизнь была занята вопросом о престолонаследии, интриговала против сыновей Августа от других жен в пользу своего сына Тиберия и отравляла семейную жизнь императора. Ливии приписывают отравление нескольких претендентов на римский престол из рода Августа.

[214] Каллию.

[215] Она прибрала к рукам не только Ферора, но и Антипатра; мать кото­рого играла между ними роль сводницы.

[216] В И. Д. этот факт также не достаточно освещен: фарисеи, в числе 6 000 отказались принести Ироду присягу в верности и были за то подверг­нуты денежному штрафу, в уплате которого им пришла на помощь жена Ферора. За эту услугу фарисеи будто предсказали ей, что ее род сменит династию Ирода на иудейском престоле. Ирод тогда, казнил множество фарисеев и не мало из своих придворных, возверовавших в их прорицание (ХVII, 2, 4).

[217] По обвинению Николая Дамаскинского император приговорил Силлая к смертной казни, но предварительно отправил его на родину для уплаты Ироду старого долга в 60 талантов (XVI, 10, 8). Ведение процесса об этих 60 талантах обошлось Ироду в целые сотни талантов.

[218] Преемник Ободы, Енея, переименовавшийся в Арету.

[219] В каменистой Аравии.

[220] За выдачу этой тайны Силлай убил Фабата.

[221] В Перею.

[222] Вольноотпущенниками или отпущенниками назывались освобожденные рабы. Более всего распространено было отпущение на волю по завещанию. Но часто хозяин еще при жизни своей даровал свободу рабу за особые заслуги или за долгую верную службу. Отпущенник прибавлял к своему имени родовое и даже личное имя своего господина; он не разрывал связей с господином, а считался членом его семьи, получал долю наследства, иногда и оставался жить в его доме, занимаясь прежней работой.

[223] Женатому на Веренике, дочери Саломии. Брат Дориды.

[224] Вместе с тем Ирод лишил первосвященнического сана отца Мари­амны, Симона, и назначил на его место Маттафию, сына Теофила (И. Д. XVII, 4, 2).

 

 



Другие наши сайты: